Общие вопросы психологии
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
В. В. Тимохин
Воспитание - это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование - это процесс развития мыслительных способностей ребёнка. Религиозное воспитание1 преследует духовное развитие души, основанное на вечных Божественных принципах. Здесь цель христианского воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении.
Христианское воспитание стремится дать ребёнку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путём. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.
Самое важное время для воспитания души - раннее детство. В детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребёнка в возрасте до 6-7 лет подобна мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.
Родство христианской веры с человеческой душой позволяет развить её в ещё малых детях и строить на ней их воспитание. И можно только удивляться, как легко и глубоко принимают дети веру в Бога и насколько благотворно она влияет на них. Вера в Бога не только помогает ребёнку бороться со своими дурными наклонностями, но она помогает ему решить ряд принципиальных вопросов, которые иным путём ему не объяснишь: о добре и зле, о возникновении мира, о цели жизни и т. д. Самое же главное то, что вера в Бога есть ключ к развитию всех положительных качеств в ребёнке - благоговения, любви, жалости, стыда, раскаяния и желания стать лучше.
Вести людей к вере и праведности - основная задача Церкви. Среди маловерующего и развращённого окружения Православный храм - это духовный маяк, островок святости для взрослых и детей. Без него невозможно воспитать детей благочестивыми2.
В древней Церкви катехизацией или оглашением называлось приведение язычников к христианской вере и подготовка к принятию в Церковь через крещение. В настоящее время и некрещёные, и многие крещёные люди нуждаются в во-церковлении, а следовательно, в просвещении и катехизации. Воцерковление - это условное наименование процесса вхождения человека в Церковь, когда человек переосмысливает свою жизнь и начинает духовную жизнь, становится не номинальным, а «практикующим христианином».
«Философия каждого народа, - утверждал П. Флоренский, - до глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой вере устремляется. Если возможна русская философия, то только как философия веры православной».
В своём докладе на II съезде миссионеров Русской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Алексий определил воцерковление различных слоёв общества и особенно молодёжи главной миссионерской задачей в XXI в.: «Сегодня нам надо решить главный вопрос - как воцерковлять наш народ, как дать его естественным религиозным исканиям православное основание. Как правило, мы имеем дело с крещёными, но непросвещёнными людьми, а это очень опасное и соблазнительное состояние души, когда человек всей жизнью и пристрастиями находится в объятиях мира, но при этом себя считает православным христианином». Призыв Святейшего Патриарха остаётся актуальным и в наши дни.
Воцерковление помогает человеку в обретении базовых знаний о церковной жизни и церковной дисциплине: важно формирование чувства каноничности и дисциплинированности как внутренней духовной, так и внешней - культуры благочестия.
Воцерковление взрослых и религиозное воспитание детей - процесс поэтапный, требующий комплексного, системного подхода, то есть интеграции многих, зачастую несовместимых компонентов.
«Религия имеет глубокие корни в душе человеческой, и, помимо влияния внешней обстановки, традиции, душа детская, как и душа первобытного человека, тянется к горней сфере, ищет ее... Религия в нас есть жизненная сила, играющая в нашей жизни огромную роль, представляющая огромную жизненную ценность ... всякая религиозность является влиятельнейшей психической силой, окрашивающей всю нашу личность . религиозный опыт, религиозная жизнь имеют не побочное, а основное место в системе души. Религиозная жизнь в нас имеет глубокую тенденцию стать в центре нашей жизни, нашей личности, стремится окрасить и нашу активность и наши восприятие и понимание действительности», - писал В. В. Зеньковский3.
Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходимы для формирования целостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Вспомним, что корнем слова «образование» является образ. С точки зрения нашей традиции - это образ Божий в человеке. Подлинное воспитание как раз и должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своём поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное
место занимает Бог. Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения.
Описание динамики морального развития, как в первую очередь религиозного, мы находим в работах В. В. Зеньковского. Он пишет: «Моральное развитие в раннем детстве также происходит, но у ребенка еще нет того регулирования активности моральным сознанием, которое образует сущность моральной активности, в активности детей очень слаба роль моральных идей»4. Так и религиозная жизнь, хотя и присутствует в раннем детстве, тоже построена в основном на эмоциональности. «Примитивная детская мифология незаметно открывает детское сердце для восприятия Божества; дитя живет долго, так сказать, музыкальной стороной этого восприятия, сердцем своим устремляется «горе», хотя сознание детское не оформляет этих переживаний и даже не нуждается в этом некоторое время. Развитие и расширение мифологического понимания природы, загадка появления новых существ и исчезновения прежних, загадка рождения и смерти нарастают в сознании ребенка раньше, чем детский ум овладевает идеей Бога, как Творца и Вседержителя. Когда начинается этот процесс интеллектуализирова-ния религиозных чувств, тогда дитя, примыкая к тому, что узнает от окружающих, само начинает создавать религиозные образы»5. Первые «проблески» этого возникают у ребёнка, по мнению Зеньковского, примерно после 4 - 4 с половиной лет6.
Второе детство (с 5 - 6 с половиной лет) резко меняет содержание развития ребёнка. «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям... В общем же дитя обращено к миру земному и конечному, и те предпосылки, которые создавали в раннем детстве такое изумительное богатство эстетической жизни, исчезают. В силу этого во втором детстве эстетическая жизнь становится слабее и ограниченнее - поток творческих устремлений входит в определенные берега, становится узким и мелким. Наоборот, духовная жизнь гораздо определеннее и яснее струится через моральную сферу - второе детство есть классическое время оформления моральных идей и правил. Дитя типически, послушно в эти годы, с интересом и увлечением принимает оно в душе разные правила и законы, вообще ’’приспособляется” к законам не только физического и социального мира, но и мира морального. Это мораль не творчества, а послушания и следования авторитетам, это радостный отказ от случайностей своих моральных выдумок в пользу правил и идей, воплощаемых в ярких героических образах.
Удивительный мистицизм раннего детства с его интуициями и прозрениями исчезает, духовная чуткость к горнему миру слабеет, но зато гораздо ближе становятся жизненные образы религии. Христианство, раскрывающее жизнь Спасителя и Божьей Матери, жизнь святых и их подвиги, становится особенно питательно и нужно именно в этой своей земной стороне, трогательной, глубокой, но земной. Религиозное сознание растет - но и мелеет, теряя свою интуитивную чуткость, но зато оно становится определяющим источником моральной жизни, питая и согревая моральную сферу. Чрезвычайно просто и естественно дети в это время переходят к религиозной активности - посещение храма, особенно прислуживание в
нем, выполнение обрядов и соблюдение церковных требований становится есте-
7
ственным и приятным» .
Говоря о задачах школы, Зеньковский пишет: «Путь школы состоит в том, чтобы все преподаваемое ею было изнутри согрето и освещено религией. Об этом прекрасно писал К. Д. Ушинский, отметив, что мы не имеем права в образовании и воспитании отделять народ от его истории, в которой вера была созидающей силой славянской души. Поэтому национальное воспитание может быть только религиозным». Неразрывность русской и православной культуры отмечали также многие исследователи. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что основой моральной жизни в России исторически является православие.
Экспериментально-психологическое исследование.
В исследовании приняли участие дети 7-9 лет (16 человек) и их родители (16 человек). Представлены семьи верующие, неверующие и атеистически настроенные. Всего экспериментом было охвачено 32 человека, соотношение по полу примерно равное.
Общая методика исследования заключалась в следующем:
1. Выявление отношений испытуемых (детей 7-9 лет и их родителей) к различным элементам этносреды;
2. Поиск перекрёстных корреляций между этими отношениями (использовался критерий Спирмена) и выявление устойчивых систем отношений;
3. Выявление связи этих отношений и их устойчивых групп с показателями психической адаптированности/дезадаптированности (использовался %2 - критерий Пирсона).
Для выявления отношений испытуемых к элементам этносреды использовался метод структурированного этнофункционального интервью, модифицированный нами под специфику представленного исследования. По критерию согласованности отношений с этносредой проживания испытуемых ответы оценивались по двухбалльной системе: согласованные - 0, рассогласованные - 1. Вопросы интервью и кодировка ответов представлены в приложениях 1 (вариант для детей) и 2 (вариант для взрослых).
По сути данный метод исследования совпадает с клиническим методом субъективного анамнеза, принятом в психологии8. Описывая преимущества данного метода, В. Н. Мясищев пишет, что «показания самого обследуемого ... во-первых, в отдельных частях полнее всех других материалов, во-вторых, дают больше всего данных для суждения о том, какова была мотивация действий, как объективные факты перерабатывались в индивидуальном опыте и какие обстоятельства какой оставили след... Наиболее существенное ... запечатлевается и воспроизводится наиболее отчетливо. Здесь неполнота является как бы средством необходимой реализации принципа избирательности»9.
Подобное исследование, согласно В. Н. Мясищеву, представляет собой «.не “опрос” по пунктам, а живую “беседу”, и как таковая она должна быть всегда готова раздвинуть рамки абстрактного вопроса и, насыщая его конкретным и
жизненным содержанием, вскрыть его реальное характеризующее значение в перечислении с другими влияниями»10.
Выявление признаков психической адаптированности-дезадаптированности проводилось при помощи методики Роршаха.
Экспериментально-психологическое исследование показало, что у верующих, воцерковлённых детей, которые регулярно посещают храм, чаще, чем у неверующих, невоцерковлённых и не посещающих храм при Роршах-диагностике встречаются ответы с участием человека и реже с участием животных (см. таблицу 1).
Таблица 1. Показатели Роршах-теста в группах с разным содержанием отношений к религии (в %% от общего числа ответов в группах).
Содержание отношений личности Ответы при Роршах-диагностике с участием людей с участием животных
Неверующие 10,0 65,0
Верующие 16,4 42,4
Значимость р<0,05
Невоцерковлённые, не посещают храм 9,3 43,0
Воцерковлённые, часто посещают храм 21,2 46,5
Значимость р<0,05
Считают, что вера в Бога мешает 10,0 65,0
Считают, что вера в Бога помогает 16,4 42,4
Значимость р<0,05
Полученный результат говорит о том, что у детей, религиозное мировоззрение которых согласовано с этносредой региона их проживания, выше потребность в общении с людьми, что является важным показателем социальной адаптации.
Это может объясняться тем, что воцерковление в православии непосредственно связано с таким понятием, как соборность, которая предполагает общинную, приходскую жизнь. Ещё В. В. Зеньковский видел путь спасения от обособления в воцерковлении личности.
Также исследование показало, что у детей 7 - 9 лет можно выделить устойчивые сочетания отношений (системы), которые можно поделить в соответствии с этнической функцией их содержания на две группы:
1. Этнофункционально согласованные с этносредой региона проживания ребёнка:
- Хочет жить в средней полосе России, за городом, в частном доме.
- Верят в Бога.
- Живут в верующих семьях.
- Впервые задумались о таких понятиях, как Бог, грех, справедливость, в возрасте до 7 лет.
- При посещении храма испытывают положительные добрые и радостные чувства.
- Считают, что верующие люди должны по мере сил придерживаться норм и правил своей религии (посещение служб, исповеди, соблюдение постов и т. д.).
- В будущем хотят иметь свои семьи и больше двух детей.
2. Этнофункционально рассогласованные с этносредой региона проживания ребёнка:
- Хочет жить в более жарких странах, рядом с морем.
- Живут в неверующих семьях.
- Не задумывались до сих пор о таких понятиях, как Бог, грех, справедливость.
- При посещении храма испытывают неприятные отрицательные чувства.
- Считают, что верующие не должны придерживаться правил и норм своей религии (посещение служб, исповеди, соблюдение постов и т. д.).
- Во взрослой жизни или не хотят иметь семьи, или хотят иметь не больше одного ребёнка.
Сравнение результатов Роршах-диагностики в выделенных группах показывает, что в группе этнофункционально согласованной системы отношений значительно чаще встречаются ответы с «хорошей» формой и реже ответы с «плохой» (см. таблицу 2).
Таблица 2. Показатели Роршах-теста в группах с разным содержанием систем отношений (в %% от общего числа ответов в группах).
Содержание отношений личности Ответы при Роршах-диагностике «хорошая» форма «плохая» форма
Рассогласованная система отношений 20 15
Согласованная система отношений 40,8 0,8
Значимость р<0,05 р<0,001
Цветные шоки Шоки + Отказы
Рассогласованная система отношений 25 40
Согласованная система отношений 10,9 21,8
Значимость р<0,05 р<0,05
Ответы с «хорошей» формой говорят о способности организовывать, планировать и контролировать поведение в зависимости от воспринятых образов, от личного опыта, умении отсрочить удовлетворение, осознание значимых ценностей. «Плохая» форма свидетельствует об отсутствии контроля, нечёткости ассоциативного процесса, неустойчивости внимания [здесь и далее интерпретация показателей Роршах теста даётся по Н. Рауш де Траубенберг].
Полученные результаты согласуются со сделанными нами ранее выводами
о том, что своевременное (в 5 - 8 лет) ознакомление ребёнка с религиозными этическими нормами позволяет сформировать у него такое новообразование в личности, как оптимальный эмоционально-мотивационный контроль11.
Также у детей из группы этнофункционально рассогласованной системы отношений значительно чаще встречаются эмоциональные шоки и отказы от ответов. Эти показатели говорят о высокой тревожности и невротичности (см. таблицу 2).
Такой результат согласуется с утверждением Э. Эриксона о том, что родители ребёнка могут обрести чувство внутренней безопасности с помощью религии. Их собственная вера и внутренняя уверенность передадутся ребёнку, помогая ему почувствовать, что мир заслуживает доверия.
Результаты экспериментально-психологического исследования взрослых испытуемых.
Экспериментально-психологическое исследование показало, что у воцер-ковлённых испытуемых, которые часто посещают храм и испытывают в нём положительные чувства, чаще встречаются ответы по светотени с ведущей «хорошей» формой, говорящие о высокой, но адекватно контролируемой тревоге. У испытуемых, редко посещающих храм либо не посещающих его, вообще преобладают ответы по светотени с плохой формой, говорящие о высокой, слабо контролируемой тревожности (см. таблицу 3).
Таблица 3. Показатели Роршах-теста в группах с разным содержанием отношений к религии (в %% от общего числа ответов в группах).
Содержание отношений личности Ответы при Роршах-диагностике контролируемая неконтролируемая тревога тревога
Невоцерковлённые 8,6 1
В оцерковлённые 4,2 6,7
Значимость р<0,05
Не посещают храм 9,8 1,1
Часто посещают храм 3,8 6,1
Значимость р<0,05 р<0,05
Чувствуют себя в храме плохо 7,8 0
Чувствуют себя в храме хорошо 5,6 5,6
Значимость р<0,05
Полученный результат подтверждает психотерапевтическую функцию религиозной обрядности и религиозного мировоззрения в психике человека.
В процессе экспериментально-психологического исследования были выявлены корреляции различных по содержанию отношений испытуемых с психическими признаками дезадаптированности.
Так, те испытуемые, которые положительно относятся к курению и курят сами, имеют выхолощенный образ родины (флаг, герб, Москва) (р=0,009), плохо относятся к алкоголю (р=0,000), не считают себя воцерковлёнными людьми (р=0,029), испытывают отрицательные чувства в храме (р=0,041), считают, что верующие не должны придерживаться правил своей религии (р=0,041), редко или совсем не бывают на природе (р=0,009).
Испытуемые, не желающие иметь более двух детей (что является признаком социально-психологической дезадаптации на уровне популяции12) редко (или никогда) посещают храм (р=0,018), хорошо относятся к эвтаназии (р=0,024), не просвещают детей в вопросах о вере (р=0,002), не хотят, чтобы их в старости взяли к себе жить их дети (р=0,018).
Также исследование показало, что у взрослых испытуемых можно выделить устойчивые сочетания отношений (системы), которые можно поделить в соответствии с этнической функцией их содержания на две группы:
1. Этнофункционально согласованные с этносредой региона проживания испытуемого:
- Желают жить в средней полосе России, за городом, в частном доме, удовлетворены климатом и природой своего региона.
- Любят зиму и не хотят, чтобы её совсем не было.
- Плохо относятся к курению и не курят сами.
- Являются воцерковлёнными людьми или стоят на пути воцерковления.
- Часто бывают в храме.
- Считают, что верующие люди должны по мере сил придерживаться правил своей религии (соблюдение постов, регулярное посещение служб, исповеди и т. д.).
- Отрицательно относятся к эвтаназии.
2. Этнофункционально рассогласованные с этносредой региона проживания испытуемого:
- Не удовлетворены климатом и природой своего региона, хотели бы уехать в более жаркие страны с морским пейзажем.
- Не любят зиму и хотели бы, чтобы её вообще не было.
- Удовлетворительно относятся к курению и почти все курят сами.
- Не воцерковлены и не имеют желания искания Бога.
- Редко бывают в храме.
- Считают, что верующие не должны придерживаться правил своей религии (соблюдение постов, регулярное посещение служб, исповеди и т. д.).
- Положительно относятся к эвтаназии.
Сравнение результатов Роршах-диагностики в выделенных группах показывает, что в группе этнофункционально рассогласованной системы отношений значительно чаще (р<0,05) встречаются ответы по ахроматическим цветам, что гово-
рит о высокой тревожности, депрессивной чувствительности, склонности к избеганию фрустрирующих ситуаций.
Полученные данные в целом подтверждают исследования, проведённые в рамках этнофункциональной психологии13.
Проведённые нами исследования несколько непривычны для традиционной психологии, но в наше время психологов интересуют различные воздействия на душу человека, одним из которых, несомненно, является религия, а нашем случае православие. Религия имеет дело прежде всего с душой человека, помогает ему осмыслить жизнь и справиться с предельными кризисными ситуациями, «тупиками», которые неизбежны на его жизненном пути. Результаты нашей работы ярко показали, что религиозное мировоззрение является важным смыслообразующим фактором в системе отношений личности. Религия играет важную роль в адапти-рованности личности, в позитивном отношении к окружающим, в обладании способности более полно и осмысленно проживать настоящее.
Воцерковление является частью системы отношений, в которую входят любовь к Родине, к окружающей природе (ландшафту, климату), к семье, к нравственному поведению, что является в свою очередь этнофункционально согласованными отношениями в системе отношений человека.
В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что для верующих религия выполняет функцию удовлетворения потребностей человека в поиске жизненных координат, предельных нравственных ценностей, предоставление нравственных ориентиров и обобщённых способов взаимодействия с собой и другими; она оказывает влияние на становление целостного, непротиворечивого образа мира, в котором преобладающее значение имеют представления о добре, нравственных ценностях; формирует спокойное отношение к смерти.
1 Лоргус А. Золотая середина // Журнал Московской Патриархии. - М., 1992. - № 5.
- Ст.38-39.
2 Там же.
3 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа пресс, 1996.
4 Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. - С. 168.
5 Там же. - С. 203.
6 Зеньковский В. В. Педагогика. - М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1996.
7 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа пресс, 1996. - С. 116.
8 См.: Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Академия педагогических и социальных наук, 2004; Фрейд З. «Я» и «Оно». В 2 тт. - Тбилиси: Мерани, 1991; и др.
9 Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Академия педагогических и социальных наук, 2004. - С. 292-299.
10 Там же. - С. 300-301.
11 Тимохин В. В. Возрастные границы стадий этнофункционального психического онтогенеза и влияние типа их прохождения на степень адаптации/дезадаптации // Журнал прикладной психологи. - 2003. - № 4-5. - С. 58-67.
12 См.: Сухарев А. В. Этнофункциональная психология: исследования и психотерапия.
- М.: ИЭА РАН, 1998.
13 Сухарев А. В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. - М.: АГЗ МЧС РФ, 2004; Шапорева А. А. Клинический случай успешной этнофункциональной психотерапии в онкологической клинике // Журнал прикладной психологии. - 2002. - № 4-5. - С. 23-27; и др.