Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕЛИГИИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ'

РОЛЬ РЕЛИГИИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫЕ СЕМЬИ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Краснова Е.А., Никонова К.Р.

В статье рассматривается проблема религии и ее места в системе ценностей межнациональной семьи, различные модели межконфессиональных семей, а так статистические данные об отношении к иммигрантам и таким браком в целом, в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGION IN AN INTERETHNIC FAMILY

The article examines the problem of religion and its place in the value system of an interethnic family, various models of interfaith families, as well as statistical data on attitudes towards immigrants and such marriages in general in Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕЛИГИИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ»

УДК 392

Краснова Е.А. студент 2 курса Владимирский государственный университет

Россия, г. Владимир

Никонова К.Р. студент 2 курса Владимирский государственный университет

Россия, г. Владимир

РОЛЬ РЕЛИГИИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ

Аннотация: в статье рассматривается проблема религии и ее места в системе ценностей межнациональной семьи, различные модели межконфессиональных семей, а так статистические данные об отношении к иммигрантам и таким браком в целом, в России.

Ключевые слова: религия, национально-смешанные семьи, мировоззренческие ценности.

Krasnova E.A.

2st year student Vladimir state University Russia, Vladimir

Nikonova K.R.

2st year student Vladimir state University Russia, Vladimir

THE ROLE OF RELIGION IN AN INTERETHNIC FAMILY

Summary: the article examines the problem of religion and its place in the value system of an interethnic family, various models of interfaith families, as well as statistical data on attitudes towards immigrants and such marriages in general in Russia.

Key words: religion, nationally mixed families, ideological values.

Религия для верующего человека ничто иное как основа всей его духовной жизни. Религия определяет мировосприятие, модели поведения, моральные принципы и нормы, т.е. фактически религия способна влиять на образ жизни человека. Поэтому рассматривая брачные отношения, особенно, складывающиеся между представителями разных этносов и культур, значение религии нельзя умалять, ведь порой, она играет главенствующую роль во взаимоотношениях супругов.

Если рассматривать количество межэтнических браков в бывшем Советском Союзе, то можно заметить, что уровень заключения таких браков был гораздо выше, нежели сейчас. Это связано не только с большим количеством народов, проживающих на территориях бывших республик, но и с тем, что государство само по себе было атеистическим, т.е. представители различных культур имели общий знаменатель в секулярном мировоззрении. Национальное самоопределение было порой делом формальным, что вело к психологической легкости заключения национально-смешанных браков20. Если же обратиться к современным условиям, то здесь религия выходит на первое место, как препятствие для заключения браков с некоторыми из соотечественников или мигрантов.

В 2011 году в России проводился опрос, который показал, что нередко для мигрантов определяющим был не национальный, этнический признак, а именно конфессиональный. По наблюдениям О. Маховской, у русских девушек, если они, выходя замуж за представителей мусульманских народов, не принимают ислам, «семьи не получается»21. По данным опроса, проведенного Д. О. Ореховой, 80% респондентов отрицательно относятся к идее смены религии при заключении межнационального брака22.

Разница в моделях поведения и мировоззренческих установках в межкультурных браках практически всегда дает о себе знать, и рано или поздно на этой почве могут возникать конфликты. Для мусульман наиболее характерна установка на ограничение общения с представителями другой религии, что является преградой для беспрепятственных связей с людьми-иноверцами, тем более для создания межконфессиональных семей. Представители христианской религии в большей степени готовы к совместному проживанию, деятельности, открытым контактам с представителями других национальностей, но также межрелигиозные браки не особо одобряются священнослужителями христианской церкви, смешанные семьи для любой конфессии являются больше исключением и уступкой23.

Например, эстонская или латышская женщина протестантка видит в своем супруге, прежде всего индивидуальность, и это вызывает у нее искреннее уважение и интерес, в этом она хочет чувствовать взаимность от своего супруга, что бы он так же был заинтересован в ее личностном развитии. Однако, если она решит связать свою жизнь, например, с аварцем мусульманином, то скорее всего, при создании семьи и ведении общего быта партнеры столкнутся с рядом противоречий, ведь чаще всего мужчина мусульманин, воспитанный в исконно мусульманских традициях, ожидает

20 Сусоколов, А. Межнациональные браки в СССР / А. Сусоколов. - М.: Мысль, 1987 - С. 76

21 Лурье, С. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии / С. Лурье. -СПб.: Петербургская социология сегодня, 2018, выпуск №10- С.21

22 Орехова, Д. Отношения к феномену межэтнических браков в современном российском обществе / Иркутск: Социосфера, 2012, выпуск № 37- С.79

23 Бокова, Т. Основные тенденции в развитии многонациональной семьи в Российском обществе / Т. Бокова. ---Томск: Журнал Известия Томского политехнического университета., 2007. Выпуск № 7 - С .106

видеть рядом с собой скромную, спокойную девушку, свободное время которой, в большинстве своем, будет потрачено на ведение быта, хозяйства, воспитание детей и прочее. Или же девушка может быть будет просто не готова к построению сугубо патриархальной семьи, где мужчина будет иметь абсолютную власть, как это заведено в мусульманских семьях. Я не утверждаю, что во всех мусульманских семьях такие устои, но все же, чаще всего семейный быть у них устроен именно так. Подобные конфликты, конечно, очень субъективны и их решение так же зависит от самих партнеров, насколько они готовы идти на компромисс и уступки, но тем не менее в межконфессиональном браке развитие подобных разногласий высоковероятно. Христиане и буддисты (если рассматривать Россию, то это калмыки, буряты, тувинцы) достаточно либерально смотрят на брак относительно представителей ислама (татары, башкиры, кавказцы) поэтому культурные различия чаще всего становятся поводом для недопонимания.

С точки зрения этнологии, национально-смешанные семьи, супруги которых досочно схожи и близки этнокультурным характеристикам, на этническую культуру оказывают наименьшее влияние, но что касается межконфессиональных браков, здесь следует относится осторожно, поскольку такие браки могут вести к ассимиляции членов этноса, вступающих в брак в ценностно-чуждой культуре, путем потери этими людьми собственной, изначально заданной культуры24. В любом случае, число межэтнических супружеских союзов выступает неким показателем благополучия общества и присутствия, или же наоборот, отсутствия толерантности.

Использованные источники:

1. Лебедева, Н. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Н. Лебедева. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002-293 с.

2. Лурье, С. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии / С. Лурье. -СПб.: Петербургская социология сегодня, 2018, выпуск №10- с.1-36.

3. Бокова, Т. Основные тенденции в развитии многонациональной семьи в Российском обществе / Т. Бокова. -Томск: Журнал Известия Томского политехнического университета., 2007. Выпуск № 7, том 11. С. 101-114.

4. Орехова, Д. Отношения к феномену межэтнических браков в современном российском обществе / Иркутск: Социосфера, 2012, выпуск № 37. с. 73-81

5. Сусоколов, А. Межнациональные браки в СССР / А. Сусоколов. - М.: Мысль, 1987 - 142с.

24 Лурье, С. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии / С. Лурье. -СПб.: Петербургская социология сегодня, 2018, выпуск №10- С.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.