Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ (СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

РОЛЬ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ (СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1292
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / РЫНОК РЕКЛАМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТОРГОВЛЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Буряк Наталья Юрьевна

Цель представленной работы - исследование актуальных тенденций развития рекламной деятельности как социально-экономического аспекта развития современного общества. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. В данной статье рассматривается роль рекламы в экономике и торговле. Показана значимость рекламы в России для экономического роста. Доказано, что реклама в целом способствует производству большого количества товаров, а также рассмотрены основные направления влияния рекламы на экономику. Выявлены социально - экономическая сущность и функции рекламы, показано влияние социальной рекламы на культуру, социального класса и обозначена роль рекламы в процессе воспитания людей. Делается вывод, что главной функцией рекламы является экономическая функция, нацеленная исключительно на продажу продукции и получение прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ADVERTISING IN THE MODERN ECONOMY (SOCIO-ECONOMIC ASPECT)

The aim of the presented work is to study current trends in advertising as a socio-economic aspect of modern society development. The methodology of the research is the analysis of scientific literature on the given problem, as well as practical domestic experience. This article considers the role of advertising in the economy and trade. It shows the importance of advertising in Russia for economic growth. It is proved that advertising generally contributes to the production of a large number of goods, and the main directions of the impact of advertising on the economy are considered. The social and economic essence and functions of advertising are revealed; the influence of social advertising on the culture and social class is shown and its role in the process of people education is outlined. It is concluded that the main function of advertising is the economic function, aimed solely at selling products and making profits.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ (СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

РОЛЬ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ (СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Буряк Наталья Юрьевна, к.к., доцент Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, г. Краснодар (в-та11:тиЬигк@та11.ги)

Цель представленной работы - исследование актуальных тенденций развития рекламной деятельности как социально-экономического аспекта развития современного общества. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. В данной статье рассматривается роль рекламы в экономике и торговле. Показана значимость рекламы в России для экономического роста. Доказано, что реклама в целом способствует производству большого количества товаров, а также рассмотрены основные направления влияния рекламы на экономику. Выявлены социально - экономическая сущность и функции рекламы, показано влияние социальной рекламы на культуру, социального класса и обозначена роль рекламы в процессе воспитания людей. Делается вывод, что главной функцией рекламы является экономическая функция, нацеленная исключительно на продажу продукции и получение прибыли.

Ключевые слова: реклама, рынок рекламы, экономическая система, торговля, социальная реклама.

В настоящее время фактором, который оказывает нарастающие воздействие на ход воспроизводства какой - либо организации является реклама. С самого начала предприниматели учитывают расходы на рекламу и тщательно просчитывают стратегию. Так развитие рынка рекламы выходит на новый уровень и реклама, в свою очередь, становится одним из важнейших элементов экономической системы. Все перемены рынка рекламы, например, падение эффективности рекламы или количественное изменение, оказывает влияние на внешнюю экономическую среду. Одной из важнейших задач рынка является уменьшение расходов на рекламу, так как в современных условиях затраты велики, и продолжают расти большими темпами. Специализация помогает рынку рекламы уменьшать расходы участников в процессе экономики, разделяя его на части, в соответствии с рекламными средствами, которые рынок рекламы использует. Изменение сегментной системы рынка рекламы и рост рекламы на радио и в Интернете являются основными аспектами изменения роли рекламе в экономической среде. Также рынку рекламы помогают сократить издержки специализированные посредники, которые доводят товар до целевых рынков и позволяют ему быть в широкой доступности. Так развитие рекламы является важным фактором в социально - экономической системе, так как в данное время люди делают всё возможное, чтобы расширить информационный рынок, и

в первую очередь, рынок рекламы. Именно в этом заключается актуальность данного исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы более подробно донести до людей информацию о том, как реклама влияет на развитие страны и на жизнь в целом.

Следует отметить, что экономическая значимость рекламы заключается в том, что она часто предназначена для удовлетворения финансовых, коммерческих интересов рекламодателей. Одна из двух определяющих концепций заключается в том, что реклама представляет собой средство идеологии или убеждения, которое используется для абстрагирования потребителя от цен на продукцию. Вторая же концепция наоборот рассматривает рекламу как ресурс информации, который позволяет повысить чуткость покупателя к цене.

Как уже упоминалось раньше, реклама оказывает нарастающие воздействие на ход воспроизводства какой - либо организации: производству большого количества товаров, в которых наиболее хорошее качество и доступные цены. Рассмотрим основные тенденции, в которых с особой точностью наблюдается влияние рекламы на экономическую систему:

1. Развитие количества торговли. В современных условиях люди используют всевозможные информационные каналы для рекламы. Специально обученная организация выделяет наиболее эффективные способы предоставления нужной информации для потенциальных покупателей, определяет время и сроки реализации рекламной кампании, формирует уникальное торговое предложение и изучает всевозможные конкурентоспособные организации. Проведя полноценное исследование, работники выпускают рекламу и помогают привлечь новых покупателей, тем самым повышая рост объёма продаж.

2. Прибыль и развитие средств массовой информации. В наше время реклама — это дорогостоящее средство, поэтому она помогает обеспечивать доход СМИ и при помощи рекламного рынка происходит их развитие, так как приходится совершенствовать технологии СМИ, чтобы найти новые способы для привлечения аудитории.

3. Обеспечение занятости и содействие трудоустройству. Рынок рекламы поддерживает рост деловой активности и увеличивает количество рабочих мест. Так, например, одной из ролей социальной рекламы является качественный и эффективный подбор кадров на эти рабочие места и помощь населению по трудоустройству. Также в сфере рекламных услуг спецификой занятости является способ удалённой формы занятости. Распространение современных средств рекламной деятельности, расширяя возможности надомной занятости, формирует альтернативу процессу вхождения в состав безработных.

4. Формирование конкуренции. На дынный момент огромное психологическое влияние на людей оказывает СМИ. Реклама в СМИ может фор-

мировать различное мнение у покупателей о том или ином товаре, поэтому она является важнейшим средством конкурентной схватки.

5. Воздействие на цены. Увеличение цен на некоторые товары в основном зависит от расходов на рекламу, хотя по сравнению с общим оборотом предприятия данные расходы невелики, но всё же воздействуют на цены продукции. Также в некоторых случаях реклама выступает как фактор снижения цены, так как она также является элементом массового сбыта. При помощи данной системы у производственных кампаний есть возможность создавать массовое производство товаров, а длительный и беспрерывный круговорот массового производства уменьшает себестоимость единицы продукции. Именно так реклама может воздействовать на цены товаров.

6. Снижение затрат на распространение товаров. На сегодняшний день существует множество рекламных организаций, которые грамотно выстраивают стратегию продвижения товара и тем самых помогают без лишних расходов довести продукцию до потребителей [1].

Реклама играет важную роль в экономике и торговле. Она постоянно заставляет нас на подсознательном уровне обращать на себя внимание и реагировать на неё. В наше время организации по созданию рекламы умеют искусно показать любую продукцию более красочно, чем он был до этого. Рекламисты каждый день вносят ценный вклад в систему экономики и торговли.

Стоит отметить функции, которые выполняет реклама, чтобы ещё больше убедиться в том, какую значимую роль она играет. К ним относят:

1. Экономические функции:

1) Информационно - коммуникативная (поиск информации)

2) Ценообразование

3) Распределение продукции

4) Дифференциация товаров

5) Поддержание конкуренции

6) Формирование, стимулирование и управление спросом.

7) Ускорение оборота капитала

8) Долгосрочные инвестиции

9) Содействие экономическому развитию

2. Социальные функции:

1) Обеспечение независимости средств массовой информации

2) Влияние на развитие искусства

3) Формирование ценностей и традиций

4) Образовательно - воспитательная

5) Повышение жизненных стандартов [2].

Рассмотрим более подробно социальные функции рекламы в экономической системе.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием социальной рекламы. Социальная реклама - это реклама, которая направляет внимание лю-

дей на общественно значимые проблемы и явления. Бесспорно, она особенно на сегодняшний день очень важна и нужна. Благодаря именно социальной рекламе человек начинает задумываться над всеобщими проблемами человечества и на самом деле они определяют нравственные основы человека. Хочется верить, что в скором времени социальной рекламы станет больше и она будет затрагивать самые главные социальные проблемы. К основным социальным факторам, затрагивающим данные проблемы следует отнести:

1. Воспитание посредством рекламы.

Воспитательные аспекты рекламы проходят через использование социальных ценностей на ТВ, радио и в Интернете. Она оказывает действие на наши взгляды, наше отношение к окружающему.

2. Реклама в социокультурном аспекте.

Влияние рекламы в культурной сфере мы наблюдаем каждый день. Она формирует моду на одежду, музыку (особенно у молодёжи), литературу, продвигая книжного автора. Конечно, всё зависит от возможности приобретения рекламы автором или же музыкальной группы, но при помощи неё они создают новую моду. Реклама влияет и на такие неосязаемые понятия как мораль, обычаи, законы, которые вместе устанавливают образ жизни или группы людей. Например, реклама зубной пасты Со^а1е То1а1 призывает нас не только чистить зубы по утрам, но и быть готовым к любой встречи.

3. Социальный класс.

Социальные классы - это группы людей, которые различаются по их месту в системе общественного производства, по их роли в общественной организации труда и по доле общественного богатства, которой они владеют.

Реклама всегда предусматривает принадлежность потенциальной аудитории к какому - либо классу. Она придаёт товару свойства, которые помогут покупателю приблизиться к своей мечте, так как многие люди стремятся стать богаче, повысить свой статус. Все продавцы и создатели продукции стремятся заявить о том, насколько их продукт хорош, стараются выделять огромные деньги на качественную рекламу и показать, что их продукт - это нечто новое, уникальное и хорошего качества; хотя чаще всего все товары в большей или меньшей степени имеют одинаковые свойства, кроме цены и конкретного производителя. Всё зависит непосредственно от аудитории, на которую рассчитан этот продукт, и будет ли эта аудитория приобретать этот продукт.

Несмотря на некритичные отличия одного продукта от другого, главной задачей продавца является конкретно продать, и производителям не всегда важно, какое качество у данной продукции. Рекламируемые продукты не всегда являются лучшими продуктами на рынке [5].

Реклама оказывает мощный стимул в развитии социума и экономики. Многие люди сами осознают, какую значимую роль играет реклама. Но

чтобы правильно воспроизвести эффект на аудиторию рекламистам не стоит забывать о психологических особенностях покупателей и о их социальной принадлежности [1].

Таким образом, экономические функции рекламы в воспроизводственном процессе сосредотачиваются в обеспечении потенциальных покупателей полной красочной информации о товаре или услуге, в увеличении товарооборота и спроса, также они заключаются в воздействии рекламы на хоз. деятельность людей на уровне макро - и микроэкономики. Развитие рекламы повышает эффективность экономики в целом, усиливает конкуренцию на рынке услуг или товаров, что помогает расширению рынка товаров. По данным АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России) за 2020 год суммарный объём рекламы в средствах её распространения за вычетом НДС составил свыше 473 млрд рублей, что говорит о многом [4]. Рынок рекламы в России имеет главную отличительную особенность - он молод, как и вся российская экономика, постоянное развитие, изменение структуры и завоевание новых позиций заставляют говорить о нем как о живом динамичном организме. Рынок рекламы будет развиваться, в том числе и за счет внедрения новых идей, появления новых сегментов. Важным элементом современного прогресса в развитии рынка рекламы в России является применение новых технологий, сейчас это, прежде всего, развитие Интернет-рекламы.

Список литературы

1. Аронов И.З., Теплицкий А. А. Реклама качества и качество рекламы// Стандарты и качество. - 2007. - № 8. -С.52-56.

2. Калмыков, С.Б. Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией: Монография / С.Б. Калмыков, Н.П. Пашин. - М.: Инфра-М, 2016. - 304 с.

3. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы М., 2008. -257с.

4. Объём рекламы в средствах её распространения в 2020 году [Электронный ресурс] // URL: https://www.akarussia.ru (Дата обращения: 09.04.2021).

5. Social and Economical Aspects of Advertising [Электронный ресурс] // URL: https://www.managementstudyguide.com (Дата обращения: 20.05.2021).

Buryak Natalya Yurievna, PhD in Cultural Studies

Non-governmental accredited non-profit making educational institution of higher education «The Academy of marketing and social information technologies- IMSIT» (the city of Krasnodar)

(e-mail:mitburk@mail.ru)

THE ROLE OF ADVERTISING IN THE MODERN ECONOMY (SOCIOECONOMIC ASPECT)

Abstract: The aim of the presented work is to study current trends in advertising as a socioeconomic aspect of modern society development. The methodology of the research is the analysis of scientific literature on the given problem, as well as practical domestic experience. This article considers the role of advertising in the economy and trade. It shows the importance of advertising in Russia for economic growth. It is proved that advertising generally contributes to the production of a large number of goods, and the main directions of the impact of advertising on the economy are considered. The social and economic essence and functions of advertising are revealed; the influence of social advertising on the culture and

social class is shown and its role in the process of people education is outlined. It is concluded that the main function of advertising is the economic function, aimed solely at selling products and making profits.

Keywords: advertising, advertising market, economic system, trade, social advertising.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Захарова Елена Николаевна, д.э.н., профессор (e-mail: zahar-e@yndex.ru) Адыгейский государственный университет, г. Майкоп Абесалашвили Маринэ Зауровна, к.ю.н., доцент

Филиал Адыгейского государственного университета в г.Белореченск

(e-mail:abesala_m@mail.ru) Кардава Елена Евгеньевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономики и менеджмента

Филиал Адыгейского государственного университета в г.Белореченск

(e-mail:elenakardava@rambler.ru)

В статье рассматриваются проблемы и преимущества профессионального управления многоквартирными домами. Представлена модель взаимоотношений сторон, определяемых договором об управлении многоквартирным домом. Выделены преимущества и недостатки привлечения управляющих компаний (УК) к управлению многоквартирным домом. Отмечены две группы основных проблем, связанных с собственниками жилья и с поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Обсуждаются проблемы роста задолженности УК перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг, обусловленного как неплатежами со стороны собственников жилья многоквартирных домов, так и недобросовестным исполнением договорных обязательств со стороны управляющих компаний

Ключевые слова: многоквартирные дома, управляющая компания (УК), жилищно-коммунальные услуги.

В условиях реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства обострилась проблема поиска эффективных способов управления общим имуществом многоквартирных домов. Одним из ключевых подходов в данном контексте стало внедрение систем т. н. профессионального управления, осуществляемого через управляющие компании (УК).

Различные формы управления многоквартирными домами имеют как свои преимущества, так и недостатки, но именно управление через управляющую компанию имеет больше положительных характеристик, нежели другие.

Трансформация системы управления в жилищной сфере требует более скрупулезного отношения к определению и формулированию прав и обя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.