Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ПОЛЬЗА И ВРЕД'

РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ПОЛЬЗА И ВРЕД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
National Science
Область наук
Ключевые слова
реклама / манипуляция / скрытая реклама / потребители / современный мир. / advertising / manipulation / hidden advertising / consumers / the modern world.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповалова Полина Алексеевна, Игнатьева Дарья Андреевна

Тема рекламы и ее роли в изменяющемся мире достаточно актуальна. Реклама является динамичной и достаточно мобильной сферой деятельности человека. В современных условиях хозяйствования, когда предприятия функционируют в условиях жесткой рыночной конкуренции, рекламная деятельность как один из способов продвижения товаров к клиентам, приобретает особое значение, о чем свидетельствует ежегодный рост объема расходов на рекламу в отечественных и зарубежных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ADVERTISING IN A CHANGING WORLD:BENEFITS AND HARMS

The topic of advertising and its role in the changing world is very relevant. Advertising is a dynamic and quite mobile sphere of human activity. In modern economic conditions, when enterprises operate in conditions of fierce market competition, advertising activity as one of the ways to promote goods to customers is of particular importance, as evidenced by the annual increase in advertising costs at domestic and foreign enterprises.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ПОЛЬЗА И ВРЕД»

УДК 659.1

РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ПОЛЬЗА И ВРЕД

Шаповалова Полина Алексеевна,

студентка 3 курса группы МЕН19-3, Финансовый университет при Правительстве РФ.

роипа^НароиаЪиаОтаИ.ти

Игнатьева Дарья Андреевна,

студентка 3 курса группы МЕН19-3, Финансовый университет при Правительстве РФ.

ignatevad96@gmailcom

Научный руководитель: Бадмаева Светлана Владимировна,

Финансовый университет при Правительстве РФ.

sbadmaeva@yandex.ru

Аннотация

Тема рекламы и ее роли в изменяющемся мире достаточно актуальна. Реклама является динамичной и достаточно мобильной сферой деятельности человека. В современных условиях хозяйствования, когда предприятия функционируют в условиях жесткой рыночной конкуренции, рекламная деятельность как один из способов продвижения товаров к клиентам, приобретает особое значение, о чем свидетельствует ежегодный рост объема расходов на рекламу в отечественных и зарубежных предприятиях.

Ключевые слова: реклама, манипуляция, скрытая реклама, потребители, современный мир.

THE ROLE OF ADVERTISING IN A CHANGING WORLD:BENEFITS AND HARMS

Shapovalova Polina Alekseevna,

3rd year student of the group MEN19-3, Financial University under the Government of the Russian Federation.

polina-shapovalova@mail.ru

Ignatieva Daria Andreevna,

3rd year student of the group MEN19-3, Financial University under the Government of the Russian Federation

ignatevad96@gmailcom

Supervisor

Badmaeva Svetlana Vladimirovna Financial University under the Government of the Russian Federation

sbadmaeva@yandex.ru

Abstract

The topic of advertising and its role in the changing world is very relevant. Advertising is a dynamic and quite mobile sphere of human activity. In modern economic conditions, when enterprises operate in conditions of fierce market competition, advertising activity as one of the ways to promote goods to customers is of particular importance, as evidenced by the annual increase in advertising costs at domestic and foreign enterprises.

Keywords: advertising, manipulation, hidden advertising, consumers, the modern world.

Актуальность исследования. Современный мир сложно представить без рекламы. Так или иначе каждый предприниматель, каждая организация и даже самозанятый человек использует рекламу. Понятий и определений рекламы много, но мы рассмотрим самое стандартное, реклама - это любая информация, которая может завлечь человека: красивый баннер, вывеска, видео. Реклама это нечто само полагающаяся вещь, где каналы продвижения своей услуги или продукта используются повсеместно.

В древние времена, когда письменности как таковой не было, торговцы выкрикивали особенность предлагаемых товаров, чтобы завлечь свою аудиторию. Реклама официально появилась впервые еще в начале 17-го века, а именно тогда была произведена на свет реклама для прессы, а два года спустя были введены первые нормы права, которые касались рекламы. Первая же документальная реклама появилась только в начале 18-го века. Иначе говоря, рекламная область не является новой сферой современного мира.

Сейчас сфера маркетинга в целом ничем не уступает какой-либо другой сфере науки. Мы привыкли видеть яркие картинки на билбордах, продающие тексты и кричащие лозунги, которые нас направляют в итоге к покупке. Мы часто можем наблюдать то, что наш телефон нас «слышит». Стоит вслух произнести то, что, например, мы давно хотели купить себе пуховик, как тут же появляются различные рекламы пуховиков. Это называется контекстная реклама.

Конечно, среди ряда ученых реклама не оставалась без внимания. В научной литературе к анализу этой проблемы в значительной степени обращаются как иностранные, так и отечественные исследователи. В частности, имена тех, кто изучал вопросы психологии потребителя и сферы их трудов представлены в таблице ниже.

Направление, роль рекламы Авторы Что конкретно они выполняют

Экономическая Оришев А.Б. Проводит ретроспективный анализ понятия «реклама». Автором акцентировано внимание на отличиях рекламной от нерекламной информации. Особое внимание уделяется экономической роли рекламы. Раскрывается функционал рекламы. Доказывается, что ситуации выбора есть важнейшая предпосылка выполнению рекламой своих функций

Борецкий Е. А. Рассматривает действие рекламы на потребителя

Общественная Н. Дуглас Утверждает, реклама является инструментом при формировании национального сознания граждан, по рекламе можно судить об идеалах нации

Социальная Г.Г. Николайшвили Систематизирует теоретические и прикладные знания в области российской и зарубежной социальной рекламы

С.Э. Селиверстов Рассматривает социально-психологические аспекты влияния социальной рекламы на общество

И. Ю. Буренкова, О. В. Грубина, Л. Н. Федотова Рассматривают сущность, цели, задачи, функции социальной рекламы

С.А. Чубай Врамках интернет изданий выявляет особенности содержания и функционирования современной социальной рекламы в США и России

А.Р. Деревянко и О.С. Зыбин Рассматривают социальную рекламу как вид коммуникационной деятельности и приводят анализ отличий социальной рекламы от государственной

С.С. Марочкина рассматривает особенности функционирования и тенденции развития социальной рекламы в г. Омске

А.В. Ковалева Исследует основы социологической концепции социальной рекламы

Маркетинговая У Уэллс, Дж. Бер-нет, С. Мориарти Рассматривали функцию рекламы в регулировании и формировании спроса на товары или услуги и стимулировании их сбыта

Коммуникационная Шарков Ф.И. Именно прогресс в системе коммуникации является основным движущим фактором развития человеческой цивилизаци

Егорова Е.С. Позволяет рассматривать рекламу как особенный структурный элемент, который тесно связан с культурными ценностями и традициями, который в свою очередь влияет на формирование у людей ценностей и мировоззрения

Исследование роли рекламы разными авторами

Цель статьи. Выявить роль влияния рекламы в изменяющемся мире, определить пользу и вред рекламы.

По нашу мнению, среди современных работ российских исследователей, заслуживающих внимания, стоит отметить книгу «Психология рекламы», автор А. Лебедева-Любимова, изданная 2010 году, посвящена теоретическим и методологическим проблемам психологии рекламы.

Именно реклама является движущей силой нормального функционирования экономики страны. Она непосредственно влияет на развитие экономических процессов, оживление рынков, увеличение производства и потребления, а также делает акцент на снижении себестоимости единицы продукции. Любые ограничения рекламных мероприятий повлекут противоположные последствия. Под организацией рекламной деятельности на предприятии понимают разработку рекламных кампаний, бюджетов рекламных кампаний и отдельных мероприятий, связанных с рекламой предприятия и его продукции, планирование рекламной деятельности, подготовку и реализацию, контроль за ее выполнением и определения эффективности проводимых мероприятий. Созданием и изготовлением рекламного обращения занимаются профессиональные организации, которые предоставляют своим клиентам полный или ограниченный объем услуг по планированию и проведению рекламных кампаний, а также отдельных ее мероприятий, например разработки и размещения (или того и другого вместе) заказов в средствах массовой информации - в прессе,

на радио и телевидении, заказов на изготовление и прокат рекламных фильмов, видеороликов, видеоклипов и тому подобное. Эти организации имеют название рекламных агентств. Рекламное агенство стоит между рекламодателем и средствами массовой информации (если рекламное агентство не имеет своих средств массовой информации или не создано такими. В странах Европы преобладают агенства, которые предлагают весь спектр услуг, таких как исследование рынка, планирование внедрения новой продукции, предоставление творческих услуг и закупка места и времени в средствах массовой информации. Однако сейчас появились специализированные рекламные агентства, небольших по размеру и с большой долей участия самого клиента. Их услуги не так дороги. Они могут специализироваться на покупке места и времени в средствах массовой информации или на отдельных творческих услугах.

Современная реклама все больше отталкивает зрителей, читателей, заставляя их негативно оценивать не только картинку, что мелькает на экранах и плакатах, но и компанию, которая продвигает свою продукцию подобным образом. Ивент маркетинг - новый, самый эффективный способ рекламы, который, наоборот, не отталкивает потенциальных покупателей, а позволяет «подогреть» их интерес к продукции до нужной температуры.

Ивент маркетинг предполагает эмоциональное воздействие на целевую аудиторию посредством проведения специальных мероприятий. Наиболее сложным и важным шагом, который обязательно

должны сделать заказчики, есть выбор компании, которая будет заниматься подготовкой, организацией ивента. Чтобы идея сработала, а потенциальный покупатель отдал предпочтение именно продукции клиента, все должно быть идеальным: новый и оригинальный сценарий корпора-тива, интересные игры, для корпоратива, харизматичный ведущий и многое другое.

На сегодняшний день актуальность исследований рекламы не подлежит сомнению, реклама в значительной степени определяет и формирует наш образ и стиль жизнь. Реклама стала коммуникацией, которая в все сферы жизни современного человека - быт, культуру, систему массовых коммуникаций, потребление. Современной рекламе присуще влияние на сознание и подсознание потенциального потребителя, главным образом с помощью разнообразных психологических методик. Собственно, эта функция влияния со временем приобрела первостепенность и стала объектом критики некоторых представителей научного сообщества.

Современная реклама не только (и не столько) сугубо коммерческое явление, она формирует и пропагандирует модели поведения для потребителя, следовательно, имеет социальное влияние, как на отдельного индивида, так и на общество в целом. С «двигателя торговли» в начале ХХ век, в начале ХХ1 века реклама превратилась в силу, которая влияет на вектор развития всего общества.

Теперь стоит рассмотреть финансовую значимость рекламы. Она определяется цепочкой взаимоотношений между хо-

зяйствующими субъектами, производителями и покупателями товара. Благодаря взаимодействию этих субъектов возрастает деловая динамика, а также увеличивается количество сотрудников. Реклама способствует сильной конкуренции, доводит до покупателя информацию о новейших товарах и предложениях. С помощью рекламы происходит расширение рынков сбыта, ускоряется оборот капитала, вследствие чего возрастает эффективность общественного производства в целом.

Ярким примером финансовой рекламы является множество банков, которые рекламируют свою компанию с различными слоганами: «быстрый способ решения финансовых проблем», «решение за 15 минут», «кредит за час» и тд. Главное вызвать доверие у людей данной рекламой.

Общественная роль рекламы заключается, прежде всего, в том, что она частично формирует ценностные понятия в определенном обществе, становится частью социальной среды. Реклама является инструментом при формировании национального сознания граждан, именно это подтверждает английский романист Н. Дуглас, он утверждает, что по рекламе можно судить об идеалах нации. В наше время использование рекламных технологий обусловлено потребностью в разрешении острых социальных проблем. Реклама, созданная для разрешения этих вопросов, называется социальной. Ее назначение заключается в том, чтобы помочь человеку открыть глаза, на развитие здорового образа жизни.

В пример общественной рекламе можно привести рекламу связанную с пандемией. Баннеры на улицах, где спишут «строго держите дистанцию» или «надевайте маски, если хотите быть здоровыми. Даже можно взять в пример вакцину, которую активно рекламируют и подключают известных личностей говорить, что они тоже сделали прививку. Такая реклама сильно повлияет на общество.

В условиях современной демократии возрастает роль политической рекламы. Она необходима для того, чтобы сформировать политический имидж, а это, в свою очередь, представляет собой психологически сложный и общественный феномен с характерной структурой. Образы, которые формируются у граждан под влиянием политической рекламы зависят от многих факторов. Ярким примером такой рекламы является Виталий Кличко, который имел наивысшие рейтинги среди возможных кандидатов в президенты. Он сделал хорошую рекламу своей кандидатуры, где сформировал интересный политический имидж, который привлек аудиторию. Однако череда неудач высказываний по телевидению на публику разбила в прах его шансы на победу. Очень важно уметь донести правильную информацию для общества. Множество предвыборных баннеров, плакатов, социальных роликов можно увидеть перед выборами.

Также хорошо известна образовательная роль рекламы. В настоящее время, когда на рынок выводится большое количество технологически сложных товаров, реклама способствует распространению знаний о них. Благодаря реклае потребители

имеют возможность почерпнуть информацию о полезности тех или иных товаров, о содержании витаминов, ферментов и других веществ в продуктах питания и много другой интересной информации.

Примером образовательной рекламы могут стать различные курсы, которые можно найти в инстаграм, vk, множество сайтов. Иногда даже в магазинах можно выиграть различные скидки и бесплатные курсы и занятия.

Далее разберем роль эстетической составляющей в рекламе. Материал, который был выполнен на отличном уровне профессионализма и художественного исполнения, содействует формированию у покупателя чувства прекрасного, воспитывая у них хороший вкус. Реклама во все времена и во всех странах имела как сторонников, так и критиков. Рекламу критикуют за надоедливость, излишество, но критика рекламы, как и сама реклама, является сложным многоплановым процессом.

Бесспорно, одной из форм коммуникации между рекламодателями и потребителями также будет являться реклама, что помогает влиять обеим сторонам друг на друга. Значительное развитие рекламы привело к тому, что появилась необходимость в использовании самых разных основ влияния на фактических и потенциальных потребителей. Это привело к тому, что реклама стала сложным процессом, который предусматривает привлечение внимания потребителя, возникновение его заинтересованности и проявлении эмоций, убеждений, принятии решений, результативных действий и тому подобное.

Социальная реклама использует те же рекламные технологии, применяемые при продвижении на рынок коммерческих товаров и услуг. Носителями рекламной информации являются: телевидение, радио, печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т. п), наружные рекламоносители (отдельные специальные конструкции, щиты, экраны), внутренние рекламоносители (любые носители рекламы, размещенные внутри зданий, помещений, сооружений). В этом случае они могут послужить для информирования, образования и мотивации широких слоев населения относительно социальных проблем. Социальная реклама направлена на борьбу с проблемами, на которые мы стараемся не учитывать в повседневной жизни. Примером социальной рекламы может послужить бренд «United colors of Benetton». Компания создает мощную социальную рекламу. United Colors - это все цвета кожи людей, все краски жизни, все ее стороны, включая самые неприглядные, но способные к изменению. Компания делала рекламу с плакатом, где изображены три сердца и надписи: белое, черное и желтое - символ человеческого равенства в компании бренда против расизма.

По большей части реклама может обосновывать потребность в приеме на работу, быть высшей ориентацией подрастающего поколения, а также популяризировать важные профессии в работе сотрудников специальностей, но, кроме того, может уведомить о рисках незаконных нарушений трудоустройства граждан из-за рубежа. Она может направляет действия сообщества, чтобы противостоять критическим

тенденциям в соответствии с демографическими данными. В рекламе также освещается проблема защиты территории вокруг сферы, а также решение конкретной области экологических проблем.

Скрытая реклама, как и сильная манипу-лятивная техника, имеет проблему, прежде всего в целом, с внушением, оно имеет свою особую природу, истоки которой уходят в глубины сознательного и интуитивного, также напрямую сочетаются с моральными трудностями эмоциональных воздействий в рекламе. Образцы секретной рекламы в современных средствах массовой информации могут быть причиной большого количества, их множество, на уровне подсознания внушается , либо позиция напрашивается сама собой.

Скрытая реклама небезопасна прежде всего тем, что интуитивно воздействует на покупателя, а также заставляет его оказывать определенные воздействия. Скрытая реклама колоссально влияет на подсознание человека, а также манипулирует его действиями, а это значит, что она не только вредит рекламным клиентам, поскольку вводит в заблуждение и показывает скрытый эффект, но и опустошает редакцию СМИ, которые это делают.

Примеров скрытой рекламы много, особенно в фильмах. Например фильм «Основной инстинкт» 1992 года. Производители виски Jack Daniels вложили более миллиона долларов, чтобы главный герой фильма выпил именно их виски. И хотя сцена длится буквально несколько секунд, после премьеры фильма продажи продукции «Jack Daniels» увеличились в 5 раз. И таких фильмов очень много.

Тип рекламы, ее сущность и модель характеризуются важнейшими метаморфозами вместе с формированием полезной власти сообщества, сменой социально-финансовых формаций. Важность рекламы в современном мире никоим образом не ограничивается в рамках торговых коммуникаций, включающим всю рыночную работу. Значение рекламы возрастает практически абсолютно во всех отраслях экономики, а также в социальной жизни.

Реклама каждый день также мощно оказывает большое влияние на безусловное большинство жителей ежедневное воздействие рекламы на миллиарды потенциальных клиентов не только способствует развитию потребительских предпочтений, но и переходит в публичную сферу, которая воспринимает свою роль в формировании своеобразных стандартов мышления и социальных действий всех слоев населения любого государства и абсолютно всего общества.

Таким образом, в современном обществе реклама, безусловно, представляет собой один из главных двигателей торговли. Это может помочь вам узнать о новейших про-

дуктах и предложениях, сориентироваться в безграничном море производства и использования. Однако реклама не только информирует. Эксперты утверждают, что реклама — это мощное средство воздействия на человека и манипулирования им. Это также может создавать и изменять взгляды людей на жизнь и действия.

Рекламный процесс осуществляется, как известно, влияя на психологию человека. Поэтому он активно участвует в создании эмоциональных установок и формирования определенного атмосферного эмоционального климата и т. Д. В этом смысле абсолютно оправданно подчеркивать эмоциональный смысл рекламы.

В наше время реклама предусматривает активное применение широкого арсенала практических средств психологического воздействия на действительного и потенциального потребителя. В то же время их применение должно учитывать особенности каждого этапа разработки и реализации рекламной кампании независимо от выбранной модели разработки рекламного обращения.

Список использованных источников:

1. Голованова, М. А. Роль и место рекламы в современном социуме / М. А. Голованова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 5-7.

2. Жолдасбаева Г.Т.Роль рекламы в современном мире. // Студенческий. 2021. № 11-3 (139). С. 13-15.

З.Оришев А.Б. Реклама: определение понятия, экономическая роль и ее особенности в России // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 5.

4. Родионова П.А.Роль и задачи рекламы в современном мире. Студенческий вестник. 2021. № 4-4 (149). С. 46-47.

5. Тарасова Н.Е., Кадацкая Е.Д.Реклама и её роль в современном мире. Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2020. № 2 (20). С. 306-314.

6. Тулегенова М.К., Алимжанова А.Ж. Реклама в современном мире, ее роль и функции. Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 11-4 (43). С. 115-120.

7. Чертова Т.Н.Роль и перспективы рекламы в современном мире. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 5 (17). С. 225-226.

© Шаповалова П.А., Игнатьева Д.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.