СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 331.105.44:349.222.1:331.1 DOI 10.23683/2227-8656.2019.4.20
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
THE ROLE OF THE REGIONAL TECHNICAL UNIVERSITIES IN
THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS
Лазарева Галина Юрьевна
Аспирант,
Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия, e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию места и роли региональных технических вузов в развитии социально-трудовых отношений. Исследована специфика взаимосвязи региональных вузов и региональных рынков труда; проанализированы результаты мониторинг участия технических вузов в региональном социально-экономическом развитии; предложена методика возможности включения российских университетов в повестку регионального развития. В статье показано, что в рамках совершенствования социально-трудовых отношений через схему актуализации ресурсной сети технических вузов в региональном развитии именно техниче-
Galina Yu. Lazareva
Postgraduate Student, Platov South-Russian State Polytechnic University, Novocherkassk, Russia, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the study of the place and role of regional technical universities in the development of socio-labor relations. The specifics of the interrelation of regional universities and regional labor markets is investigated; the results of monitoring the participation of technical universities in regional socioeconomic development are analyzed; a technique for the possibility of including Russian universities in the regional development agenda is proposed. The article shows that in the framework of improving socio-labor relations through the scheme of updating the resource network of technical universities in regional development, it is technical universities that contain the possibilities for reproduc-
ские вузы содержат возможности воспроизводства и роста человеческого капитала (знаний, навыков, способностей), что создает возможности для инновационного развития.
tion and growth of human capital (knowledge, skills, abilities), that creates opportunities for innovative development.
Ключевые слова: вуз, регион, социально-трудовые отношения, социально-экономическое развитие, российское общество.
Keywords: university; region; socio-labor relations; socio-economic development; Russian society.
Введение
В нынешней ситуации российские регионы характеризуются определенной стагнационностью. Это выражается в том, что господствующая ресурсная база в основном связана с сырьевыми ресурсами или традиционным индустриальным сегментом. В этих условиях особое внимание обращается на технические вузы как центры инновационного развития. Действительно, технический вуз, несмотря на определенные сложности, связанные со старением материально-технической и научно-исследовательской базы, а также с сокращением анналов вертикальной социальной мобильности, сохранил основные позиции в качестве локомотива регионального развития и региональной экономики. Речь идет о формировании научно-образовательных центров, организации новых направлений подготовки, создании новых инженерно-внедренческих центров, лабораторий, работающих на прорывных научных направлениях. В силу того, что региональная политика основывается на реализации кластерных проектов, которые часто не совпадают с узостью локальных рынков труда, возникает сложность, связанная с включением вузов в региональное развитие. В контексте регионального неравенства, существующего в России, по-разному представляется формирование стартовых равных условий, которые бы преодолевали существующую модель регионального неравенства. Таким образом, функционирование региональных технических вузов направлено на преодоление территориальных и социальных неравенств, на достижение устойчивого регионального развития путем кооперации вузов как самостоятельных субъектов региональной политики (Месхи, 2019).
Практика показывает, что, когда упор делается на включенность вузов в общественный процесс вне организационных условий его функционирования, а также оценки критериев деятельности вузов, следствием становятся снижение общих социальных показателей и на-
рушение баланса между равенством и эффективностью деятельности вузов. Поэтому таким важными представляются политика позиционирования вуза, нейтрализация последствий регионального неравенства на основе предоставления вузам финансовых, инвестиционных, организационно-правовых преференций, направленных на принятие вузами самостоятельной и динамичной позиций как в межвузовской кооперации, так и в отношениях с институтами государственной и региональной власти. В нынешних условиях важным также становится ограничение объективных факторов неравенства вузов путем развития такого субъективного аспекта, как имидж вуза.
Действительно, существующий подход к условиям неравенства вузов и условиям его преодоления частично связан с сохранением социально-экономической асимметрии региона, и в силу этого обстоятельства возможен риск деформации принципа равенства возможностей. Имидж вуза как специально проектируемый образ целенаправленно внедряется в сознание целевой аудитории, способствует если не преодолению объективных трудностей, то формированию положительного общественного мнения, управлению конкурентной информацией и в конечном счете росту репутацион-ного и инвестиционного капитала вуза и региона в целом.
Разумеется, технические вузы существуют в ситуации регионального неравенства, связанного как с социально-экономической ситуацией, состоянием отрасли, в которой специализируется вуз, так и с внутренней логикой его организационного развития, уровнем конкурентности, налаживанием отношений с заказчиком. Вместе с тем в рамках совершенствования социально-трудовых отношений через схему актуализации ресурсной сети технических вузов в региональном развитии именно технические вузы содержат возможности воспроизводства и роста человеческого капитала (знания, навыки, способности), что создает возможности для инновационного развития.
Иными словами, представляется очевидной политика успешного функционирования технического вуза. Согласно нормативной модели технические вузы должны быть способными адаптироваться к высоким темпам изменения, разработки и внедрения новой техники в производство. Однако в парадигме экономики знаний технический вуз испытывает трудности, связанные с переходом к новой модели экономики, выпуском «штучных», а не серийных специалистов (Vodenko, 2019).
Региональные вузы и региональные рынки труда
В свете вышесказанного можно говорить о том, что для вуза на региональном образовательном уровне важным является налаживание конструктивного взаимодействия с региональным рынком труда, с различными деловыми структурами региона, поскольку если имидж вуза имеет позитивный эффект для регионального и общегосударственного финансирования, то открытым остается вопрос о степени самостоятельности вуза использовать финансовые ресурсы, прилагать дополнительные усилия на уровне региона с целью развития инфраструктуры вуза, а также переориентировать профессорско-преподавательский состав на региональные социальные и деловые практики.
Дело в том, что в условиях нынешнего социально-экономического кризиса последствиями для вузов являются возросшая напряженность на рынке труда, рост рисков безработицы для выпускников, что приводит к сужению возможностей принятия собственных инициатив, а также создает барьеры на пути собственного инновационного развития. Так как современные технические вузы должны стремиться к диверсификации финансовых ресурсов для увеличения консолидированного бюджета, встает проблема рационального использования финансовых ресурсов, участия в региональных проектах, которые бы имели правовую и финансовую гарантию со стороны региональных властных и деловых структур.
Действительно, как показывает опыт реализации инновационной деятельности вузов, существует проблема дублирования проблематики, закрытой конкуренции, несоответствия между программой развития вуза и функционированием конкретных направлений деятельности. В частности, усилия, прилагаемые для расширения спектра предоставляемых услуг (основные и дополнительные образовательные услуги, научно-технические и опытно-конструкторские разработки, консалтинг, аренда оборудования, помещений и лабораторий), характеризуются преобладанием арендных схем и образовательных услуг.
Здесь важно отметить, что, хотя вузы могут самостоятельно определять источники финансирования, существуют достаточно жесткие схемы по мониторингу финансовых ситуаций, и вузы сталкиваются с трудностями освоения накопленных финансовых ресурсов. Иными словами, региональные технические вузы определяются статусом получения финансовых ресурсов, и фактический уровень удовлетворенности вуза действующими критериями эффективности зависит от рейтинга вуза, который не включает оценку возможности кооперации с
другими вузами и не имеет регионального коэффициента (Амиров, 2018; Новгородов, 2018).
Иными словами, региональная вузовская система действует в диапазоне ограниченных возможностей, связанных с повышением человеческого капитала в региональном социуме, и существенное различие в оценках уровня удовлетворенности эффективностью вузов требует изменений, связанных с услугами по профориентации, повышению профессионально-квалификационного потенциала, инвестиционной привлекательности вуза.
Мониторинг участия технических вузов в региональном социально-экономическом развитии
Существующая система мониторинга региональных вузов содержит определенные ограничения, определяемые логикой концентрации усилий. Имеется в виду, что региональные технические вузы до сих пор не сохраняют матрицу воспроизводства, заинтересованы в сохранении стабильности профессорско-преподавательского состава. Это имеет последствием сужение возможностей рекрутации новых кадров, а также определенную боязнь в реализации смелых новаторских идей, содержащих неопределенные финансовые результаты. Следует также подчеркнуть, что вузовская система в основном движется по инерционной траектории, ориентирована на подготовку и переподготовку кадров высшей профессиональной квалификации согласно «ассортименту специальностей вуза», а не на реальные запросы регионального рынка труда (Винокуров, 2013).
Учитывая эти сложности, можно отметить то, что если на уровне кооперации вузов можно говорить о достижениях в виде введения единой системы критериев оценки деятельности вуза, а также межвузовских программ, научных исследований и переподготовки специалистов, то в региональном контексте слабо обеспечивается позитивная динамика научно-технического развития.
Важным направлением развития технических вузов можно считать реализацию активной политики по совершенствованию социально-трудовых отношений (Воденко, 2016). Имеется в виду, что вузы могут стать культурно-информационными и просветительскими центрами, сформировать идеологические предпочтения, связанные с определением места региона и страны в постиндустриальной экономической системе.
В целом, следует отметить, что в ряде регионов в силу трансграничного и пограничного характера существуют возможности действовать в
рамках логики глобализации. Однако явно фантомной можно считать перспективу создания на региональном уровне кластеров, обеспечивающих конкуренцию России в научно-техническом развитии.
Очевидно, что цели вузовской системы гораздо скромнее и реальнее. Речь идет о том, что российские технические вузы могут стать передатчиками передового технологического опыта на уровне существующих экспериментальных и научно-исследовательских площадок. Поэтому особенно важной является нацеленность кооперации региональных технических вузов на имиджевый эффект, на рост организационных настроений, на привлечение инвестиционных ресурсов в регион. Лидирующие позиции в региональном развитии возможны как результат установления ранга причин, оказывающих позитивное воздействие на функционирование технического вуза. Это подтверждается тем, что российские технические вузы, хотя и сформировали внутренние критерии оценки деятельности, расходятся с существующим уровнем удовлетворенности граждан и организаций-заказчиков полнотой и качеством образовательных и информационных услуг.
Наиболее востребованным со стороны регионального социума является формирование рынка вакансий, создающего условия для высокого уровня занятости населения. С другой стороны, речь идет о качестве вакансий и рабочих мест, которые бы не порождали эффекты прекариатизации и маргинализации работников.
Таким образом, проблемы, связанные с ролью технических вузов на уровне регионального развития, основываются на дисбалансе позитивных и негативных (ограничивающих) факторов. В этом смысле технические вузы испытывают трудности, связанные с неравенством доступа к региональным ресурсам. Имеется в виду, что сформировалась иерархия вузов, в которой основные инвестиции вкладываются в вузы-лидеры. Политика соединения и присоединения вузов зачастую не руководствуется рациональными организационными соображениями, а связана с экономией финансовых ресурсов, с тем, что технические вузы действуют по самостоятельным схемам с региональными властными структурами. Отсутствие консолидированной позиции снижает возможности вуза действовать координированно, сосредоточиться на достижении баланса интересов вуза и регионального социума.
В результате можно констатировать, что действующая региональная практика не включает вузы как самостоятельные субъекты развития, вузы не являются структурами социальной мобилизации, поскольку не имеют исторического опыта объединения в самодеятельную структуру.
Специфика технических вузов во многом определяется качеством человеческого капитала, так как формирование вузов в свое время проходило в мобилизационном режиме. До сих пор на уровне вузов существует осознание более значимой миссии, чем деятельность в рамках регионального социума, так как особую трудность испытывают вузы, которые в предшествующий советский период работали по всей стране, были вузами союзного значения. В нынешних условиях, когда основным заказчиком выступает региональный рынок труда, вузы с трудом перестраиваются на модель удовлетворения региональных запросов.
Анализируя качество человеческого капитала технических вузов, нужно констатировать, что, с одной стороны, очевиден сохраняющийся профессиональный потенциал, с другой - наблюдаются усреднение человеческого капитала, ориентация на уровень способностей и знаний, позволяющих обеспечить стабильный заработок и постоянную работу. Отмеченная позиция позитивна в рамках обеспечения стабильности региона, но ограничивает возможность регионального проектирования и региональной модернизации (Воденко, 2018).
Согласно Д. Константиновскому, действующие инвариатив-ные барьеры образования определяют ситуацию, в которой территориальные барьеры сложны и многообразны не только в силу большого числа дополнительных факторов, но и того, что существует сильная взаимозависимость в горизонтальной и вертикальной мобильности (Константиновский, 2018).
Следует подчеркнуть, что региональные вузы испытывают затруднения в реализации функции инновационного развития, поскольку территориальные барьеры выражаются в форме нестабильных влияний, т. е. на статус регионального технического вуза оказывает влияние не сам территориальный фактор, а то, каким образом сконструирована экономическая и образовательная конфигурация региона. Предлагаемая методика возможности включения российских университетов в повестку регионального развития заслуживает внимания.
Методика возможности включения российских университетов в повестку регионального развития
Организация экономического сотрудничества и развития на основе опыте масштабных сравнительных международных проектов в этой области предполагает следующие подходы по включению вуза в
повестку регионального развития (Анализ возможностей включения ... , 2019):
Подход 1. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие на основе концепции непрерывного образования.
Подход 2. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие на основе концепции вуза, включенного в региональное развитие.
Подход 3. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие через концепцию третьей роли университетов.
Подход 4. Изучение проблем развития российского высшего образования в контексте проблем регионализации системы российского образования.
Подход 5. Оценка влияния деятельности университетов на социально-экономическое развитие регионов на основе комплексной модели университет - сообщество.
Предложенная методика, хотя существует ограничение, связанное со спецификой технических вузов по сравнению с университетами, содержит определенный объяснительный и эвристический потенциал, так как включает многомерную модель влияния вуза на региональное развитие. Здесь следует отметить, что наиболее ценной представляется оценка вклада высшего образования на основе концепции вуза, включенного в региональное развитие, поскольку на уровне российских регионов слабо срабатывает концепция третьей роли университетов.
Дело в том, что российские технические вузы в большей степени ориентированы на разработку прикладных проблем, и их миссия в жизни региона является специализированной, связанной с представлением образовательных и информационных технологических услуг соответственно специализации вуза. Ориентация на то, чтобы сделать вуз техническим университетом, в принципе, оправдана, так как содержит процедуру стандартизации, необходимую из-за включения российского образования в Болонский процесс. Однако здесь следует подчеркнуть, что региональные вузы могут успешно реализовать задачи регионального развития, если включены в конкретные социальные, экономические, технологические проекты. Наиболее выигрышными оказываются позиции вузов, которые выступают лидерами или инициаторами новых идей или проектов в жизни регионов. В этом смысле указанные территориальные барьеры нивелируются возможностями выхода за пределы региона, репутационным капиталом вуза и, наконец, формированием центров притяжения для других региональных вузов.
Включенность вуза в региональное развитие определяется локали-зованностью деятельности, тем, что вуз работает на конкретный регион, а его выпускники формируют кадровый потенциал региона. Это - значимый момент для того, чтобы проследить цепочку влияния вуза через образовательную и научно-исследовательскую деятельность региона.
В то же время в условиях включения российских вузов в глобальный обмен, в глобальное сотрудничество, то, что можно квалифицировать как расширение образовательных услуг, степень включенности в региональное развитие не должна препятствовать развитию вуза на надрегиональном уровне.
Предложенная методика интересна российским вузам также и тем, что предлагает более целесообразную, адекватную оценку влияния их деятельности на социально-экономическое развитие регионов. Правда, учитывая то, что комплексная модель университет - сообщество проявляется теоретически и реально действующих моделей насчитывают единицы, более реальным представляется формирование целевых договорных отношений с конкретными региональными структурами. Региональные вузы на этом направлении накопили богатый опыт, и даже в трудные 90-е гг. ХХ в. поддерживался режим суженного воспроизводства. По крайней мере, вузам удалось сохранить основные параметры своей деятельности и не довести вузовскую систему до полного распада. Отмечая это обстоятельство, следует говорить о том, что в нынешней ситуации, когда кризис затронул финансовые аспекты деятельности вузов, открываются возможности для того, чтобы на основе предложения вузами собственных, более экономичных, чем зарубежные, разработок, содействовать устойчивому региональному развитию. Система договорных отношений имеет достоинство в том, что является гибкой, направленной на краткосрочные и среднесрочные стратегии сотрудничества, и не связана с дополнительными издержками, которые существуют в модели включенности в региональное развитие. Имеется в виду, что прямые договорные отношения снижают число посредников, делают более вероятной реализацию критериев делового сотрудничества, сокращают предорганизаци-онный и организационный периоды.
Заключение
Концентрация региональных ресурсов для создания условий и стимулирования развития новой экономики только отчасти связана с включением в региональное развитие технических вузов. Существует серьезная проблема, связанная с тем, что специфика вузовской деятельности та-
кова, что не позволяет сконцентрироваться на мононаправлении, что ставки на научно-исследовательский сегмент не могут быть высокими, так как технические вузы выживают за счет образовательных услуг. Поэтому поправка на демографический потенциал носит ограничивающий характер. Это связано с тем, что в идеале не может быть достигнута финансовая самостоятельность вузов даже за счет выгодных совместных проектов с региональным бизнесом.
Необходимо отметить, что, с одной стороны, технические вузы актуализируют образовательный и культурный капиталы региона, повышают инвестиционную привлекательность, с другой - возможности конвертации образовательного капитала в экономический на региональном уровне определяются особенностями региональной модернизации, ориентированной часто не на экономику знания, а на логику разных групповых интересов региональных элит. Это проявляется в том, что выбор стратегии устойчивого регионального развития не всегда зависит от совокупности позитивных факторов. Необходимо учитывать действие внешних очных игроков (крупного бизнеса), имеющих надрегиональный статус (Гибсон, 2004).
Вероятно сопротивление представителей старых региональных рынков, заинтересованных в инерционном сценарии развития. Каким бы желаемым ни представлялся сценарий сбалансированного развития, включающий участие технических вузов как в качестве новой научной элиты, так и одновременно воспроизводящих структурные условия для поддержания ресурсного освоения, необходимо четко локализовать сценарии, исходить из того, что российские регионы неоднородны и что было бы явной натяжкой определять модальные параметры включенности вуза в региональное развитие. Реальный инновационный сценарий развития, основанный на вузовском потенциале, возможен в регионах с относительно высокой концентрацией высокотехнологических производств и развитостью научно-производственного сектора.
Предположение о том, что благодаря кооперации технических вузов на региональном уровне может быть реализован сценарий сбалансированного развития, нуждается в уточнении. Российские технические вузы не достигли уровня подготовки специалистов экономики знаний, и в этом направлении необходимо пройти достаточно длительный путь, чтобы полагать запуск региональных инновационных проектов, основанных на, казалось бы, очевидных конкурентных преимуществах.
Рациональным можно считать усиление роли вуза в качестве экспертного сообщества, полного участия в разработке и принятии стратегии среднесрочного развития. Именно такой подход может позво-
лить обеспечить транспарентность региональной политики, повысить степень реального участия вуза в региональном развитии и дать возможность максимально использовать демографический и экономический потенциал региона.
Анализ сложившейся ситуации в российских регионах свидетельствует о том, что региональное развитие испытывает спад, что если и говорить об участии вуза в региональном развитии, в регионах, где социально-экономическая ситуация является относительно стабильной, то социально депрессивные регионы подвержены влиянию периферизации. Вузы выполняют роль механизмов отложенной безработицы, и в этой ситуации трудно ожидать, что технические вузы самостоятельно могут создать центры притяжения даже на уровне реальной кооперации.
В условиях идущего процесса регионализации российского общества, перемены социальных интеграторов важной представляется интегрирующая роль технических вузов как гарантов сохранения единого культурного, образовательного и в определенной степени экономико-технологического пространства. Имеется в виду, что технические вузы не только выполняют позитивную роль в качестве резерва экономического роста, но и стали в рамках регионального целеполага-ния фактором условий для успешной самостоятельной социально-экономической активности регионального социума.
Литература
Амиров Р.А. Опорные вузы как драйверы социально-экономического развития регионов страны // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3 : Общественные науки. 2018. Т. 33, вып. 2. С. 21-26.
Анализ возможностей включения российских университетов в повестку регионального развития. Режим доступа: http:// conf.regionvuz. ru/sites/default/ files/5_ 221015_ opornye_vuzy_csr_sanatov.pdf.
Винокуров М.А. Мониторинг эффективности российских вузов: совершенствование методологии // Известия ИГЭА. 2013. № 6. С. 5-11.
Воденко К.В. Институциональные аспекты взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений и развитие системы современного высшего образования в России //
References
Amirov, R.A. (2018). Basic universities as drivers of socio-economic development of the country's regions. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Obshchestvennyye nauki, 33, 2, 21-26. (in Russian).
Analysis of the possibilities of including Russian universities in the regional development agenda. Available at: http:// conf.regionvuz.ru/ sites/default/files/ 5_221015_opornye_vuzy_csr_ sanatov.pdf.
Vinokurov, M.A. (2013). Monitoring the effectiveness of Russian universities: improving the methodology. Izvestiya IGEA, 6, 5-11. (in Russian).
Vedenko, K.V. (2016). Institutional aspects of the interaction of subjects of social and labor relations and the development of the system of modern higher education in Russia. Gumanitariy
Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 66-77.
Воденко К.В., Дегтярев А.К. Вуз как социально-экономическая система инновационного типа // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 2. C. 109-121.
Гибсон М., Афонин А.Ю. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4 (32). С. 5З-бб.
Константиновский Д.Л. Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 3. С. 41-б2.
Месхи Б. Ч. Опорный вуз в региональном пространстве: теоретико-методологические параметры исследования // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8, № 2. С. 33-4б.
Новгородов П.А. Эффективность деятельности вузов: от мониторинга и рейтингов к оценке интеллектуального капитала // Труд. Кадры. Экономика образования. 2018. T. 9, № 1. С. 48-55.
Vodenko K. V. Problems and Perspectives of State Regulation of System of Education in the Context of Provision of Russia's National Security // International Journal of educational management. 2019. Vol. 33, iss. 3. P. 4б2-4б9.
Поступила в редакцию
Yuga Rossii, 2, 66-77. (in Russian).
Vedenko, K.V., Degtyarev, A.K. (2018). University as a socio-economic system of the innovative type. Gumanitariy Yuga Rossii, 7, 2, 109-121. (in Russian).
Gibson, M., Afonin, A.Yu. (2004). Business and higher education: experience of interaction in the UK. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz, 4 (32), 53-66. (in Russian).
Konstantinovsky, D.L. (2018). Intellectual potential and innovative development. Sotsiolo-gicheskaya nauka i sotsial'naya praktika, 3, 4162. (in Russian).
Meskhi, B.Ch. (2019). Basic university in the regional space: theoretical and methodological research parameters. Gumanitariy Yuga Rossii, 8, 2, 33-46. (in Russian).
Novgorodov, P.A. (2018). The effectiveness of universities: from monitoring and ratings to the assessment of intellectual capital. Trud. Kadry. Ekonomika obrazovaniya, 9, 1, 48-55. (in Russian).
Vodenko, K. V. (2019). Problems and Perspectives of State Regulation of System of Education in the Context of Provision of Russia's National Security. International Journal of Educational Management, 33, 3, 462-469.
17июня 2019 г.