Научная статья на тему 'Роль региональных отделений российских партий в поддержании общественной стабильности'

Роль региональных отделений российских партий в поддержании общественной стабильности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
942
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / РОССИЯ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / КРИЗИС / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТАБИЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / POLITICAL PARTIES / POLITICAL MOVEMENTS / REGIONAL OFFICES / RUSSIA / SVERDLOVSK REGION / CRISIS / POLITICAL DEVELOPMENT / ECONOMIC DEVELOPMENT / STABILITY / STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куньщиков С. В., Сивкова Н. И., Сысолятина Е. Л.

В статье анализируются проблемы, с которыми сталкиваются в процессе функционирования региональные отделения политических партий и политических движений в России. Рассматриваются возможности региональных отделений в условиях политического и социально-экономического кризиса, их потенциал в плане поиска и решения задач политического и экономического развития, в разработке стратегии стабильного развития России и Свердловской области. В статье проанализированы экспертные оценки потенциала модернизационного развития России и регионов посредством инноваций и индустриализации, импортозамещения. Выявлено, что Свердловская область в силу географических особенностей имеет перспективы стать крупным логистическим центром, способным связать Западную Европу и Дальний Восток. Показано, что региональные отделения политических партий и политических движений способны обеспечить преодоление кризисных состояний и устойчивое развитие страны, объединив для решения этих задач все социальные группы. Однако пока данный процесс осуществляется крайне медленно. Существуют препятствия в виде неразвитой парламентской и политической культуры, системы парламентского и партийно-политического представительства в регионах, отсутствует должная координация деятельности политических партий на федеральном и региональном уровнях. Проблемой является и неразвитость современных технологий привлечения разных слоев населения в городах, поселках к работе региональных и местных отделений политических партий и движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of regional offices of russian parties in the maintenance of public stability

This article analyzes the problems faced in the functioning process of the regional offices of political parties and political movements in Russia. It identifies the capacity of regional offices in terms of political, economic and social crisis, their potential in finding and solving the problems of political and economic development, their abilities to develop a strategy of stable development of Russia and the Sverdlovsk region. The article considers expert assessments of the potential of modernization development in Russia and the regions through innovation, industrialization and import phase-out. It was revealed that the Sverdlovsk region due to geographical features has the potential to become a major logistic center, able to relate to Western Europe and the Far East. The research presented in the article showed that regional offices of political parties and political movements are capable of overcoming crisis conditions and sustainable development of Russia, combining all social groups to solve these problems. However, this process is still very slow. There are obstacles in the form of undeveloped parliamentary and political culture, a system of parliamentary and party political representation in the regions. There is no proper coordination of the activities of political parties at the federal and regional levels. The other problem is the underdevelopment of modern technologies for attracting the population in cities and towns to the work of regional and local offices of political parties and movements.

Текст научной работы на тему «Роль региональных отделений российских партий в поддержании общественной стабильности»

С.В. Куньщиков, канд. полит. наук, доцент, Н.И. Сивкова, канд. социол. наук, доцент, Е.Л. Сысолятина, ассистент, кафедра политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, Sergey.Kunshchikov@urfu.ru, letica@mail.ru, e.l.sysoliatina@urfu.ru

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РОССИЙСКИХ ПАРТИЙ В ПОДДЕРЖАНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

В статье анализируются проблемы, с которыми сталкиваются в процессе функционирования региональные отделения политических партий и политических движений в России. Рассматриваются возможности региональных отделений в условиях политического и социально-экономического кризиса, их потенциал в плане поиска и решения задач политического и экономического развития, в разработке стратегии стабильного развития России и Свердловской области. В статье проанализированы экспертные оценки потенциала мо-дернизационного развития России и регионов посредством инноваций и индустриализации, импортозамещения. Выявлено, что Свердловская область в силу географических особенностей имеет перспективы стать крупным логистическим центром, способным связать Западную Европу и Дальний Восток. Показано, что региональные отделения политических партий и политических движений способны обеспечить преодоление кризисных состояний и устойчивое развитие страны, объединив для решения этих задач все социальные группы. Однако пока данный процесс осуществляется крайне медленно. Существуют препятствия в виде неразвитой парламентской и политической культуры, системы парламентского и партийно-политического представительства в регионах, отсутствует должная координация деятельности политических партий на федеральном и региональном уровнях. Проблемой является и неразвитость современных технологий привлечения разных слоев населения в городах, поселках к работе региональных и местных отделений политических партий и движений.

Ключевые слова: политические партии, политические движения, региональные отделения, Россия, Свердловская область, кризис, политическое развитие, экономическое развитие, стабильность, стратегия.

Одним из важных субъектов социально-экономической и политической жизни России на федеральном и региональном уровнях являются политические партии и политические движения. Большинство российских политических партий и движений имеют региональные отделения. Так, только в Свердловской области зарегистрировано 65 отделений политических партий, действующих в стране1.

Процесс функционирования федеральных политических партий и движений ши-

роко освещается российскими средствами массовой информации (СМИ)2. В то же время деятельность региональных отделений СМИ оставляют без должного внимания. Крайне мало внимания уделяют проблематике работы региональных отделений политических партий и движений представители политологического сообщества. Однако «исследования деятельности политических организаций на региональном уровне приобретают все большее значение для понимания как российской политики,

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

развития многопартийности в стране, так и положения дел с местным самоуправлением... Партии в принципе заинтересованы в росте своего влияния на жизнь муниципальных образований.»3. Тем более что «развитие сети местных отделений большинства партий в регионе (например, в Свердловской области) осуществляется в формате продажи франшизы: бренды партий отдаются на откуп политикам местного уровня»4.

На повышение роли региональных отделений партий в решении актуальных проблем России значимое воздействие оказывает социально-экономический кризис, начавшийся в 2014 году. Он позволил прояснить их возможности в преодолении тех трудностей, с которыми сталкиваются регионы в деле импортозамещения, функционирования систем образования, здравоохранения. Для определения реального влияния региональных отделений разных партий на социально-политическую и экономическую ситуацию с 2014 года по 2016 год Институтом системных политических исследований и гуманитарных проектов (Екатеринбург) был проведен опрос экспертов, представляющих органы местной власти, науки, бизнес-сообщество Свердловской области (объем выборки составил 50 человек).

Деятельность современных политических партий и движений в зависимости от их отношения к действующей власти направлена на решение одной из двух основных задач. Первая - -обеспечение устойчивого функционирования и укрепление действующей власти, вторая - создание условий для возможной смены власти путем представления избирателям вариантов более эффективного управления страной и регионами в случае победы на выборах.

Государство не наладило взаимодействие с крупным, средним, малым бизнесом в стране в целом и на местах в частности с целью внедрения достижений современной науки, техники во все сферы промышленного и сельскохозяйственного производства.

вести в них сторонников определенной политической партии или движения. В условиях нынешнего экономического кризиса актуализируется объединяющая российские партии цель: вывести страну из кризисного состояния, предложить и реализовать эффективные методы решения экономических, социально-политических и социокультурных проблем.

По мнению одного из экспертов - директора крупного промышленного производства Свердловской области, «стране сейчас необходима совершенно иная экономическая политика. России реально нужно вернуть экономический суверенитет. Мы декларируем, что мы суверенное государство, а наши финансовые органы на государственном уровне ведут себя как в оккупированной стране. По сути дела, мы не развиваемся».

Подобного мнения придерживается и один из депутатов Законодательного собрания Свердловской области. Он считает, что «страна живет, пока работают заводы. Прежде всего, у нас нет средств, с помощью которых можно построить заводы, а не заниматься спекуляцией. Нам необходимо менять экономическую политику, она потянет за собой все остальное». Поэтому в указанном направлении должны работать все политические партии и движения и федерального, и регионального значения.

Представленные точки зрения экспертов объединяет дискурс модернизацион-ного развития России, ключевыми дефинициями которого являются такие понятия, как «инновация» и «индустриализация». Несмотря на поддержку населением этих процессов, темпы экономических преобразований до сих пор являются весьма низкими. Причина в том,

что государство не наладило взаимодей-Обе цели реализуются через работу ствие с крупным, средним, малым бизнесом в органах законодательной и исполнитель- в стране в целом и на местах в частности ной власти. При условии, что удается про- с целью внедрения достижений современ-

ной науки, техники во все сферы промышленного и сельскохозяйственного производства. Отсутствует эффективная система налогового стимулирования тех, кто постоянно внедряет нововведения на крупных и ма-

лых предприятиях .

Эксперты - вне зависимости от сферы деятельности - предлагают практические способы преодоления кризиса в стране и в регионах. Например, вернуть добавленную стоимость, сфокусироваться на решении проблем производства, а затем на решении проблем социальных.

Общим для экспертов является мнение, что сегодня следует активно вести импор-тозамещение, опираясь на традиции научно-производственной кооперации, которые были заложены при социализме, на те научные разработки, и на предприятия, которые умеют производить качественную продукцию.

Кроме того, эксперты предлагают решения по развитию Уральского региона, Свердловской области с целью повышения устойчивости социально-экономического и социокультурного развития России.

Исследование показало, что региональные отделения ряда партий и движений в большей степени стараются укрепить свой имидж с помощью популистских заявлений, не предлагая научно обоснованных вариантов выхода,

преодоления кризисных явлений в экономике, других сферах общественной жизни.

По мнению руководителя крупного исследовательского центра Свердловской области, «Урал индустриальный заслуживает уважения, но строить будущее только = на этом недостаточно, необходимо сделать упор на высокотехнологичных инновационных отраслях».

Для работы региональных отделений партий и движений помимо экономических проблем актуальными являются и вопросы политического характера, связанные с усилением их влияния на развитие регионов. Пока роль многих из них в решении этой задачи невелика: «...судьба политических организаций на местном уровне весьма противоречива и неоднозначна. Представительство партий на местах нередко номинально»6. Они еще не смогли стать в полной мере субъектами, способными предложить эффективные решения как экономических, так и политических проблем населения, интересы которого призваны выражать.

Исследование показало, что региональные отделения ряда партий и движений в большей степени стараются укрепить свой имидж с помощью популистских заяв-

лений, не предлагая научно обоснованных вариантов выхода, преодоления кризисных явлений в экономике, других сферах общественной жизни. По словам руководителя крупного исследовательского центра Свердловской области, «на данный момент роль партий и общественных организаций незначительна. В партиях слишком много конъюнктурщиков. Завтра числиться в другой партии станет выгоднее - перейдут туда. Идеологический момент в партиях хромает».

На наш взгляд, эффективной представляется такая схема работы различных региональных отделений партий и движений, когда они ищут общие подходы к решению вопросов развития инновационной экономики, повышения материального уровня жизни всех слоев населения, улучшения работы системы образования, здравоохранения, социальной защиты.

В идеале политические партии и движения должны обеспечить реализацию интересов больших групп населения. Их объединение для решения этой главной задачи сможет превратить Россию в государство, развивающееся быстрыми темпами посредством эффективного использования достижений современной мировой науки, а также бизнеса, работающего прежде всего в интересах собственной страны, оперативно внедряющего все то новое, что обеспечивает социальный прогресс.

Для решения указанной задачи региональным отделениям, как показал опрос экспертов, необходимо активнее работать со всеми слоями населения. Люди должны быть уверены в том, что их мнение, их предложения, касающиеся того, как следует в конкретном городе, поселке обеспечить улучшение жизни населения, будут поддержаны руководством, членами политической партии или движения. В связи с этим важным является сотрудничество представителей региональ-

ных отделений с руководителями местных предприятий, учреждений образования, здравоохранения, культуры, СМИ. С их помощью можно получить разностороннюю информацию о настроениях и ожиданиях людей, выявить, при каких условиях они станут на очередных выборах поддерживать ту или иную партию. По мнению директора крупного промышленного производства Свердловской области, «задача руководства здесь не пренебрегать мнением и настроениями рабочих, но внимательно их слушать и, соответственно, принимать адекватные решения».

Итак, исследование показало, что на протяжении последних десяти лет роль политических партий и движений в региональной социальной и политической жизни остается невысокой. Это является следствием того, что в России они не выступают реальным инструментом гражданского общества, не имеют рычагов влияния на социально-политическую и экономическую ситуацию в регионах. Пока основная их роль сводится к организации социальных проектов, которые финансируются либо государственными институтами, либо представителями бизнеса в рамках программ корпоративной социальной ответственности. По словам руководителя департамента одного из исполнительных органов Свердловской области, «поведение партий и движений спокойное, не активное. В антикризисной политике они не замечены».

Подводя итог, отметим, что за годы партийного строительства эффективность деятельности региональных отделений политических партий и движений не повысилась. Это, в частности, связано с тем, что в России еще не сложилась развитая культура парламентаризма, которая определяет содержание деятельности субъектов политической жизни. В ходе последних избирательных кампаний исполнительная власть получила практи-

На протяжении последних десяти лет роль политических партий и движений в региональной социальной и политической жизни остается невысокой. Это является следствием того, что в России они не выступают реальным инструментом гражданского общества, не имеют рычагов влияния на социально-политическую и экономическую ситуацию в регионах.

чески полный контроль над парламентом7 на федеральном и региональном уровнях. Сами парламенты утратили роль институтов социального представительства. В стране, где средний класс не слишком многочислен и фактически зажат между двумя социальными полюсами, образовались квазицентристские парламенты8.

Главным инструментом достижения электорального успеха на федеральном и региональном уровнях становится административный ресурс. Кроме того, возникает серьезный кризис сложившейся ранее системы парламентского и партийно-политического представительства. Одним из индикаторов этого кризиса может служить заметное снижение роли идеологической идентификации: идеологические партии (как левые, так и правые) уступают свои позиции агрессивным избирательным технологиями.

Быстрыми темпами идет виртуализация федеральной и региональной политики. Наглядным проявлением этой тенденции стало то, что политические программы партий и движений постепенно утратили актуальность для избирателей, а лидирующие позиции в диалоге между партиями и электоратом заняли имиджи лидеров и бренды партий.

Партии - победители федеральных и региональных избирательных кампаний, по сути, не являются институтами, обеспечивающими взаимодействие общества и органов власти, и поэтому не могут выполнять основные функции партий: представительство интересов различных социальных групп и формулирование альтернативного политического курса. Необходимо обновить региональные отделения крупных политических партий и движений, особенно в части программ и способов самопрезентации. Так, при работе с населением не следует фокусироваться исключительно на одной области проблемного поля (например, жилищно-коммунальном хозяйстве), работая с ней только в негативном ключе (прием жалоб)9.

Помимо трансформации институционального дизайна региональных отделений партий и движений необходимо обратить

внимание и на проблемы принятия политических решений, кадровые изменения. Только работая гласно, в постоянном контакте с разными группами избирателей, партии и политические движения смогут предложить и реализовать действенные способы решения экономических и социально-политических проблем, обеспечить устойчивое поступательное развитие России и регионов.

Литература

1. Региональные отделения политических партий, зарегистрированные на территории Свердловской области по состоянию на 10.02.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sverdlovsk. izbirkom.ru/etc/partii_dlya_sayta_10.02.2016.doc (дата обращения: 26.02.2017).

2. Партийная и политическая система России и государственное управление. Актуальный анализ. М.: Научный эксперт, 2012. С. 205217.

3. Цветкова Г. А. Особенности партийной жизни на местном уровне [Электронный ресурс]. URL: http: //ecsocman.hse.ru/data/089/971/1219/tsvetkova. pdf (дата обращения: 26.02.2017).

4. Там же.

5. Меренков А.В. К вопросу о формировании инновационного климата в России // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 1 (73). Серия 3: Общественные науки. С. 110117.

6. Цветкова Г.А. Особенности партийной жизни на местном уровне [Электронный ресурс]. URL: http: //ecsocman.hse.ru/ data/089/971/1219/tsvetkova.pdf (дата обращения: 26.02.2017).

7. Democratic governance in the Central and Eastern European countries: challenges and responses for the XXI century. M., 2005. P. 47-59.

8. Саква Р. Дуалистическое государство в России: параконституционализм и параполитика // Полис: Политические исследования. 2010. № 1. С. 13.

9. Итоговый отчет по проекту «Политические партии на региональном и местном уровнях: институциональный, электоральный и социальный аспекты» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.politanalitika.ru/upload/iblock/97f/97f4f401 92523f44afa9f5271d47a983.pdf (дата обращения: 26.02.2017).

THE ROLE OF REGIONAL OFFICES OF RUSSIAN PARTIES IN THE MAINTENANCE OF PUBLIC STABILITY

S.V. Kunshikov, Candidate of Political Studies, Docent, N.I. Sivkova, Candidate of Sociology, Docent, E.L. Sysolyatina, assistant, The department of political studies, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, Sergey.Kunshchikov@urfu.ru, letica@mail.ru, e.l.sysoliatina@urfu.ru

This article analyzes the problems faced in the functioning process of the regional offices of political parties and political movements in Russia. It identifies the capacity of regional offices in terms of political, economic and social crisis, their potential in finding and solving the problems of political and economic development, their abilities to develop a strategy of stable development of Russia and the Sverdlovsk region. The article considers expert assessments of the potential of modernization development in Russia and the regions through innovation, industrialization and import phase-out. It was revealed that the Sverdlovsk region due to geographical features has the potential to become a major logistic center, able to relate to Western Europe and the Far East. The research presented in the article showed that regional offices of political parties and political movements are capable of overcoming crisis conditions and sustainable development of Russia, combining all social groups to solve these problems. However, this process is still very slow. There are obstacles in the form of undeveloped parliamentary and political culture, a system of parliamentary and party political representation in the regions. There is no proper coordination of the activities of political parties at the federal and regional levels. The other problem is the underdevelopment of modern technologies for attracting the population in cities and towns to the work of regional and local offices of political parties and movements.

Key words: political parties, political movements, regional offices, Russia, Sverdlovsk region, crisis, political development, economic development, stability, strategy.

References

1. Regional'nye otdeleniya politicheskih partij, zareg-istrirovannye na territorii Sverdlovskoj oblasti po sos-toyaniyu na 10.02.2016 g. [Regional branches of political parties registered on the territory of Sverdlovsk region as of 10.02.2016]. URL: http:// www.sverd-lovsk.izbirkom.ru/etc/partii_dlya_sayta_10.02.2016. doc (accessed: 26.02.2017).

2. Partijnaya i politicheskaya sistema Rossii i gosu-darstvennoe upravlenie. Aktual'nyj analiz [Party and Russia's political system and public administration. Actual analysis]. M.: Nauchnyj ehkspert, 2012. S. 205-217.

3. Cvetkova G.A. Osobennosti partijnoj zhizni na mes-tnom urovne [Features of party life at the local level]. URL: http: //ecsocman.hse.ru/data/089/971/1219/tsvet-kova.pdf (accessed: 26.02.2017).

4. Cvetkova G.A. Osobennosti partijnoj zhizni na mes-tnom urovne [Features of party life at the local level]. URL: http: //ecsocman.hse.ru/data/089/971/1219/tsvet-kova.pdf (accessed: 26.02.2017).

5. Merenkov A.V K voprosu o formirovanii innova-cionnogo klimata v Rossii [The question of the for-

mation of innovation climate in Russia] // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 1 (73). Seriya 3: Obshchestvennye nauki. S. 110-117.

6. Cvetkova G.A. Osobennosti partijnoj zhizni na mes-tnom urovne [Features of party life at the local level]. URL: http: //ecsocman.hse.ru/data/089/971/1219/tsvet-kova.pdf (accessed: 26.02.2017).

7. Democratic governance in the Central and Eastern European countries: challenges and responses for the XXI century. M., 2005. P. 47-59.

8. Sakva R. Dualisticheskoe gosudarstvo v Rossii: parakonstitucionalizm i parapolitika // Polis: Politicheskie issledovaniya [The dual state in Russia: preconstitutional and parapolitica]. 2010. № 1. S. 13.

9. Itogovyj otchet po proektu «Politicheskie partii na regional'nom i mestnom urovnyah: institucional'nyj, ehlektoral'nyj i social'nyj aspekty» [Final report on the project "Political parties at the regional and local levels: institutional, electoral and social aspects"]. URL: http:// www.politanalitika.ru/upload/iblock/97f /97f4f40192523f44afa9f5271d47a983 .pdf (accessed: 26.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.