УДК 330.15+332.1+ 338.26
DOI: 10.33764/2618-981 X-2021-3-1-139-151
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В СОЗДАНИИ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ АНГАРО-ЕНИСЕЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА
Нина Ильинична Пляскина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 7, доктор экономических наук, профессор, тел. (383)330-28-26, e-mail: [email protected]
Виктория Никитична Харитонова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, тел. (383)330-13-67, e-mail: [email protected]
В статье представлен анализ возможностей Корпорации «Енисейская Сибирь» и региональных институтов развития Иркутской области в организации системной государственной поддержки инновационных проектов формирования Восточно-Сибирского нефтегазохими-ческого кластера. Обсуждены направления коррекции его специализации в связи с ожидаемым ростом спроса арктических и северных проектов добывающего сектора на продукцию малотоннажной химии и долговременными факторами стабилизации спроса на многотоннажные поставки российских полимеров на рынках АТР.
На основе сравнительного анализа компетенций и полномочий региональных институтов развития выявлены организационные преимущества Корпорации «Енисейская Сибирь»: Наличие стратегических партнеров и возможности создания технологических и инвестиционных платформ федерального уровня. Для оценки эффективности инновационных направлений развития Восточно- Сибирского нефтегазохимического кластера предлагается использовать авторский модельный инструментарий формирования мегапроекта Восточно- Сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК).
Ключевые слова: мегапроект, кластер, инновационный проект, корпорация развития согласование интересов, Восточно-Сибирский нефтегазохимический кластер, институты регионального развития, Корпорация «Енисейская Сибирь»
ROLE OF REGIONAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN CREATION OF PETROLEUM AND GAS CHEMICAL CLUSTERS OF THE ANGARO-YENISEI MACROREGION
Nina I. Plyaskina
Institute of Economics and Industrial Engineering of SB RAS, 17, Prospect Akademik Lavrentiev St., Novosibirsk, 630090, Russia; Novosibirsk National Research State University, 7, Pirogova St., Novosibirsk, 630073, Russia, D. Sc., Professor, phone: (383)330-28-26, e-mail: [email protected]
Viktoriya N. Kharitonova
Institute of Economics and Industrial Engineering of SB RAS, 17, Prospect Äkademik Lavrentiev St., Novosibirsk, 630090, Russia, Ph. D., phone: (383)330-13-67, e-mail: [email protected]
The article presents an analysis of the capabilities of the Yenisei Siberia Corporation and regional development institutions of the Irkutsk region in organizing systematic state support for innovative projects for the formation of the East Siberian petrochemical cluster. The directions of correction of its specialization were discussed in connection with the expected growth in demand of Arctic and northern projects of the mining sector for low-tonnage chemistry products and long-term factors of stabilization of demand for large-tonnage supplies of Russian polymers in the APR markets.
On the basis of a comparative analysis of the competences and powers of regional development institutions, the organizational advantages of the Yenisei Siberia Corporation were revealed: The presence of strategic partners and the possibility of creating technological and investment platforms at the federal level. To assess the effectiveness of innovative directions for the development of the East Siberian oil and gas chemical cluster, it is proposed to use the author's model toolkit for the formation of a megaproject of the East Siberian oil and gas complex (VSOGK).
Keywords: megaproject, cluster, innovation project, development corporation alignment of interests, East Siberian petrochemical cluster, regional development institutions, Yenisei Siberia Corporation
Введение
Ангаро-Енисейский макрорегион стал объектом стратегического планирования и управления федерального уровня в Пространственной стратегии России на период до 2030 г.[1] Регионы получили значимые механизмы формирования привлекательного инвестиционного климата, рычаги и инструменты привлечения инвестиций в инновационные проекты бизнеса. Государственные и региональные институты развития - получили полномочия участников формирования концепции и разработчиков стратегических направлений специализации макрорегионов, организации взаимодействия регионов- субъектов Федерации в решении задач формирования инвестиционного климата оценки инвестиционной привлекательности региона -субъекта РФ, конкурентных преимуществ в макрорегионе. Актуальная задача- разработка пространственной стратегии развития макрорегиона, направлений эффективно специализации в межрегиональном взаимодействии и позиционировании на мировом рынке образующих его субъектов РФ.
Комплексное освоение богатых ресурсов на востоке страны является одним из приоритетов российского правительства. На федеральном уровне принятия решений Ангаро - Енисейскому макрорегиону отводится ключевая роль в
- обеспечения связанности экономического пространства Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока;
- эффективного развития и инновационной модернизации индустриальных комплексов Восточной Сибири
- масштабного освоения нефтегазовых ресурсов Арктического сектора и реализации мегапроекта Восточно- Сибирского нефтегазового комплекса, обеспечивающего стабильный экспорт углеводородов и нефтехимической продукции в страны АТР.
В Энергетической Стратегии РФ на период до 2035 года [2] поставлена задача активного вовлечения запасов нефти и газа на всей территории Сибирской
платформы от арктической зоны Красноярского края до южных регионов Восточной Сибири. Центр освоенческих проблем нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) сдвигается на север Ангаро- Енисейского макрорегиона. Стратегическая задача ближайшего десятилетия - эффективное масштабное вовлечение запасов углеводородов трудно-извлекаемых и сложно - построенных многокомпонентных нефтегазоконденсатных месторождений на обширных необжитых пространствах Таймыра, Эвенкии и северных районов Иркутской области [3,с.120].
Актуальна разработка программы освоения нефтегазовых ресурсов Эвенкии и Красноярской Арктики как формирование системы комплексных мегапроек-тов по переходу на инновационные технологические уклады в сырьевом секторе и в отраслях глубокой переработки ресурсов на базе разработок инновационных технологий и исследовательских проектов научно - исследовательских кластеров Красноярского края и Иркутской области.[5, 6]
В ближайшее десятилетие предстоит формирование индустриального базиса нового нефтегазодобывающего района в Эвенкии, на севере Иркутской области и Нижнем Приангарье Красноярского края, что по нашему мнению, потребует решения ряда задач территориального развития и разработки:
• инновационных перспективных планов пространственной организации систем жизнеобеспечения нового нефтегазового региона, региональной коммуникационной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей выходы к современным индустриальным центрам Иркутской области и Красноярского края, к арктическим портам СМП.
• комплексных проектов создания новых кластеров нефтегазодобычи на базе освоения инновационных сибирских технологий извлечения многокомпонентного углеводородного сырья,
• возродить проект формирования Восточно- Сибирского нефтегазохими-ческого кластера в центральных и южных регионах Ангаро- Енисейского макрорегиона (АЕР) со специализацией на производстве высокотехнологичной малотоннажной химической продукции для промышленных компаний, участвующих в разработке арктических и северных нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)
Региональными органами власти Красноярского края предложен Проектно-программный подход к формированию Пространственной стратегии Ангаро-Енисейского макрорегиона. на основе привлечения в регион крупных инвестиционных проектов ресурсных корпораций и организации стратегического партнерства с субъектами федерации - регионами реализации проектов [ 7,8].[
В настоящее время создана АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири» - институт пространственного развития Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Тыва. Цель Корпорации - содействие социально-экономическому развитию регионов Енисейской Сибири путем привлечения и реализации ключевых инвестиционных, спортивных, социальных и деловых проек-тов.[9]
Корпорация ведет сопровождение комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», одновременно ведет исследование рынка инвестиций с целью привлечения новых инвестиционных проектов и содействия их реализации. Важным направлением работы корпорации является развитие сотрудничества крупных инвесторов с представителями малого и среднего бизнеса, научно-образовательного комплекса.
Кроме того, Корпорация занимается организацией и проведением ключевых деловых, спортивных и социальных мероприятий, а также продвижением территориального бренда «Енисейская Сибирь» на федеральном и международном уровнях.
Цель статьи - определить возможности современных государственных и региональных институтов развития в согласовании государственной и корпоративных стратегий освоения нефтегазовых ресурсов, обеспечения устойчивого развития Ангаро-Енисейского макрорегиона на основе перехода на новые технологические уклады инновационной модернизации экономики его регионов.
Особенности региональных институтов развития Ангаро-Енисейского региона
Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.
Основные направления деятельности региональных институтов развития на уровне субъетов Федерации - организация государственной поддержки проектам малого и среднего бизнеса ,являющиеся ключевыми с точки зрения реализации государственной социально-экономической политики: реализация инвестиционных проектов развития социальной инфраструктуры инновационной сферы на принципах государственно частного партнерства.
Региональные корпорации субъектов Федерации как государственный институт развития региона выполняют функции сопровождения инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса в отраслях региональной экономии, формирования благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности инновационных компаний на территории субъекта РФ. Источники финансовой поддержки проектов - как правило, региональный фонд поддержки, либо бюджетные ресурсы, гарантий кредитных займов Государственных фондов или банков.
В Ангаро- Енисейком регионе АНО Корпорация развития Иркутской области оказывает предпринимателям следующие виды поддержки: проектное финансирование, финансовая аренда, лизинг любому предприятию, работаю-
щему на территории Иркутской области., при этом в широкий круг приоритетных отраслей входят: минерально-сырьевой, топливно-энергетический комплексы, металлургия,машиностроение,лесопромышленность,сельскоехозяй-ство,туризм, строительство, транспорт и логистика, «цифровая» экономика, фармацевтика.
Особняком стоит АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири» - институт пространственного развития Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Тыва. [9] В настоящее время она по сути дела решает задачи формирования пространственной стратегии Енисейской Сибири. Учитывая, что стратегия пространственного развития макрорегиона представляет собой качественно иной масштаб задач поиска эффективной специализации и обеспечения связности экономик регионов, а структурообразующие проекты регионального развития часто обладают высокой степенью неопределенности сроков их осуществления, представляется продуктивным подход Корпорации развития Енисейской Сибири к организации разработки и реализации пространственной стратегии макрорегиона. В его основе лежит организация стратегического партнерства регионов- субъектов РФ, образующих макрорегион, и делегирование Корпорации полномочий по формированию портфеля инвестиционных проектов, взаимодействию с государственными органами власти и стратегическими инвесторами, сопровождению инвестиционных проектов, обоснованию и защите на федеральном уровне проектов технологических платформ и свободных экономических зон ТСЭР и ТОР.
Предмет партнерства регионов - разработка приоритетных направлений специализации и предпочтений межрегионального взаимодействия регионов-субъектов РФ, которые способны обеспечить устойчивый экономический рост и решение актуальных задач социально-экономического развития, поиск новых направлений диверсификации и новых точек роста региональной экономики и развития инфраструктуры в соответствии современными задачами перехода на новые технологические уклады социально-экономического развития
Цель Корпорации - содействие социально-экономическому развитию регионов Енисейской Сибири путем привлечения и реализации ключевых инвестиционных, спортивных, социальных и деловых проектов.
Корпорация развития Енисейской Сибири взяла на себя функции формирования портфеля стратегических инвестиционных проектов в регионах, ведет сопровождение комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» на региональном и федеральном уровнях, а также привлечение и содействие реализации новых инвестиционных проектов. Важным направлением работы является развитие сотрудничества крупных инвесторов с представителями малого и среднего бизнеса, научно-образовательного комплекса.
Корпорация выстроила эффективную коммуникацию с ключевыми государственными структурами, обеспечивающими инвестиционную деятельность. Налажены механизмы и маршруты взаимодействия по согласованию с федеральными, региональными, муниципальными органами власти подготавливаемых документов, сопровождающих инвестиционный проект. В результате снижа-
ются политические и административные риски в процессе привлечения государственных средств, ускоряются сроки согласований проекттов.
В рамках комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибири» в Красноярском крае уде в настоящее время функционируют три особых экономических зоны - Красноярская Технологическая долина, Авиационныйо хаб в аэропорту Красноярска и Агропарк на территории Шарыповского района. Резидентам особых зон будет представлен набор льгот - по налогу на имущество, землю, прибыль, снижение страховых взносов. Кроме того, появляется возможность получения поддержки от государства при развитии инфраструктуры
Для реализации совокупности проектов КИП «Енисейская Сибирь», в 2021 г подготовлены и направлены в Правительство РФ заявки на создание территорий с особым налоговым статусом. При участии Корпорации приняты региональные и федеральные законы, направленные на поддержку инвестиционной деятельности, достигнуты договоренности о выделении 18 млрд рублей федерального финансирования инфраструктурных объектов.
Корпорация развития Енисейской Сибири открыта новым проектам, так и приему соседних регионов. Так в настоящее время находится в правительстве РФ Документ о включении проектов Иркутской области в комплексный инвестиционный проект (КИП) "Енисейская Сибирь» Предварительно он прошел согласование с правительством Иркутской области и всеми федеральными органами власти, на заключительном этапе он поступил в Министерство экономического развития РФ , которое принимает решение о представлении документа на заседании правительства РФ.
Комплексный инвестиционный проект « Енисейская Сибирь» - это растущая во времени совокупность инвестиционных проектов, утвержденных к реализации на территории Енисейской Сибири в среднесрочной перспективе. Динамичность состава портфеля инвестиционных проектов расширяет возможности изменения предпочтений в их реализации.
При описанном выше алгоритме формирования портфеля инвестиционных проектов КИТ не важны его связи с другими проектами, если они не являются конкурентами и претендентами на одни и те же площадки и земельные ресурсы.
Анализ перечня проектов стратегических партнеров Корпорации «Енисейская Сибирь» показывает, что предлагается к реализации много хотя и высокодоходных, но крайне тяжелых по экологической нагрузке проектов: угольные разрезы, производство алюминия, масштабный по освоению арктических нефтегазовых ресурсов и территорий, весьма трудоемкий проект Восток-ОЙЛ; развитие добывающих нефтегазовых кластеров в Эвенкии и на Севере Иркутской области. Все перечисленные проекты экспортно-ориентированы, а следовательно, при сохранении современных институциональных условий распределения ренты ожидаема низкая ее локализация в Ангаро-Енисейском регионе.. Поэтому настояиельно необходимо дополнить портфель инвестиционных проектов АНО Корпорации Енисейской Сибири комплексом проектов иных производств, в которых цепочки формирования добавленной стоимости локализуются на территории Ангаро-Енисейского региона.
Бросается в глаза, что в списке приоритетных проектов АНО Корпорации развития Енисейской Сибири отсутствуют проекты Восточно- Сибирского нефтегазохимического кластера,создание которого планировалось к 2025 г Государственным планом развития нефтегазохимии РФ на период до 2030 г(2010г) . Случайно ли это ? Отметим,что региональные стратегии социально-экономического развития Иркутской области, Красноярского края опираются на инвестиционные проекты создания Восточно Сибирского нефтегазохимического кластера мегапроекта ВСНГК как структурообразующие источники экономического роста и социального развития регионов.
В Государственном плане развития Нефтегазохимии предуматривалась специализация Восточно -Сибирского нефтегазохимического кластера на производстве этилена и пропилена с экспортной направленностю на рынок АТР. В настоящее время в силу изменения геополитической ситуации актуальна переориентация на российский рынок, выпуск ассортимента, востребованного на российском рынке, с целью импортозамещения, а также на развитие малотоннажной химии [11,12]
Результаты
Направления развития региональных кластеров нефтегазового комплекса в АЕР
Анализ потенциала инновационных отраслей Красноярского края и Иркутской области, проведенный научными коллективами и разработчиками региональных стратегий развития, с одной стороны, и наш анализ перспективных направлений развития нефтяной и газовой промышленности в Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г позволил сформулировать следующие стратегические направления государственной поддержки проектов развития региональных кластеров:
2.. Развитие кооперации инновационных фирм Красноярского Иркутского научных центров СОРАН с ресурсными корпорациями в области технического оснащения гео- информационными технологиями изучение недр северных и арктических месторождений;
3. Создание центров коллективного пользования многоотраслевого мониторинга экологической и природно-ландшафтной среды в арктической и субарктической зонах Красноярского края, Республики Саха Якутия на основе методик Красноярского и Иркутского Научных центров СО РАН по обработке информации и наблюдений космических спутников и спутников связи.
4.Формирование научно- инженерных кластеров на основе интеграции научно- поисковых, инжиниринговых и производственных фирм ресурсных корпораций в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха Якутия для разработки моделей поведения сложнопостроенных залежей при различных режимах недропользования.
5. Проекты инновационных нефте газохимических кластеров в Восточной Сибири с акцентом на специализацию производства продукции катализато-
ров, ПАВ, биохимических реагентов для разработки месторождений с трудно извлекаемыми запасами углеводородного сырья; другая ветвь специализации -производство экологосберегающих материалов для отраслей фармакологии и фармацевтики: антисептиков и каучуков для производства медицинских материалов нового поколения,
6 - создание инновационной среды производства и потребления продукции предприятий нефтегазохимии Красноярского края и Иркутской области на основе интеграции научно- инновационного потенциала Саянского ГХК и реализации проекта Красноярского ГХК, консолидации с инжиниринговыми фирмами и центрами Роснефти Газпрома и Сибура.
7. поддержка Инновационных проектов освоения арктических и северных месторождений на базе научных исследований СО РАН и научно-образовательного комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Перспективные направления деятельности институтов развития в создании Восточно-Сибирского нефтегазохимического кластера
В настоящее время Региональные органы власти возлагают большие надежды на государственные институты развития в запуске механизмов роста инвестиционной привлекательности территории и придании импульса устойчивого социального развития регионов. Однако по нашему мнению, эту функцию пока региональные институты развития не могут выполнить. Ограниченность их влияния состоит в том, что региональных институты призваны создать инвестиционно привлекательный режим для крупных сырьевых проектов, справедливо полагая, что за ними пойдут средние и малые проекты сопряженных отраслей. ТО ЕСТЬ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ МАЛЫХ ПРОЕКТОВ СОЗДАЕТ АУРА КРУПНЫХ СЫРЬЕВЫХ ПРОЕКТОВ. Однако, к большому сожалению, это не работает автоматически, более того такая поддержка не способствует развитию диверсификации региональной экономики.
Цель -стимулирование развития цепочек добавленной стоимости на территории Ангаро-Енисейского макрорегиона .
По нашему мнению, в дальнейших исследованиях Корпорации развития енисейской Сибири целесообразно до начала разработки сопровождения инвестиционных проектов сгруппировать их в систему ресурсных мегапроектов и взаимосвзанных с ними региональных кластеров: нефтегазовые, нефтегазохи-мические; лесной, цветной металлургии, редкоземельных металлов и химической промышленности; туристические кластеры с учетом развития зон рекреации и курортов (Тыва, Хакассия, юг Иркутской области и Красноярского края). Это позволит учесть взаимосвязанность во времени ресурсных проектов с инновационными региональными кластерами и адекватно сформировать механизмы государственной поддержки для инновационных проектов во взаимосвязи с потребностями в инвестициях комплексов ресурсных проектов. Другая сторона этого подхода- организация целенаправленного поиска новых инвесторов и по-готовки инвестиционных площадок.
Необходимо развить методику выбора предмета поддержки проектов смежных отраслей для развития и кооперации крупных и малых инновационных проектов на внутреннем рынке. Найти стратегическую платформу такой кооперации и выстроить концепцию поддержки системы крупных проектов при условии их содействия и субсидирования инновационного и малого и среднего бизнеса, специализацией которого будет создание высокопроизводительных, эколо-госберегающих технологий обустройства и разработки месторождений. Такой подход к обоснованию льгот и преференций отдельным инновационным проектам позволит оценить эффективность создания длинных цепочек добавленной стоимости непосредственно на территории региона.
Представляется необходимым связать инструменты ТОР и ТСОЭР с приростом эффективности регионального развития, что позволит повысить эффективность ТОР ТСОЭР. Найти формы поддержки кооперации инновационных фирм Красноярского края и Иркутской области в развитии региональных кластеров.
1. Поддержать инновационные проекты - вскрытия пластов и извлечения нефти и газа.
2. организация системной государственной поддержки всей цепочке производства химической продукции и проектам потребителей ее продукции на российском рынке.
3. Создание технологических парков, и инвестиционной платформы проектов малотоннажной химии на базе Саянскхимпласт, Усть - Кута и Красноярского ГХК в Богучанах со специализацией производства продукции для эколого-сберегающих технологий вскрытия трудно- извлекаемых пластов и обеспечения устойчивого притока углеводородов на месторождениях Арктического сектора, Эвенкии, производства новых материалов, работающих в агрессивной среде.
4 Создание льготных налоговых каникул для крупных компаний. Роснефть Газпром и Сибур, в случае их участия в проектах нефтегазохимических производств на базе интеграции современных инновационных научных фирм с крупными компаниями.
Создание инновационной среды производства и потребления продукции нефтегазохимии на территории Иркутской области и Красноярского Края, Республики Хакассия
Подводя итоги проведенному исследованию получаем следующие выводы:
1. Приобретение федерального статуса Ангаро Енисейским макрорегионом предоставило возможность регулярного взаимодействия региональным органов управления с Федеральными министерствами несомненно ускорило процессы согласования стратегических решений по поводу создания благоприятного а инвестиционного климата для проектов «Енисейской Сибири» и Ангаро - Енисейского макрорегиона.
2. Появилась платформа взаимодействия институтов развития Иркутской области и корпорации «Енисейская Сибирь» для разработки коалиционной политики инфраструктурного обустройства Эвенкии и Нижнего Приангарья, согласования стратегий развития лесного и нефтегазового комплекса Ангаро-Ени-сейского макрорегиона и Республики Саха (Якутия),
3. Создание технологических платформ инновационного развития коммуникационной инфраструктуры, цифровых геоинформационных технологий для оценки экологических последствий применяемых технологий извлечения углеводородного сырья позволит сформировать рациональные режимы природопользования и снизитьконфликтность ситуаций мкжду лесо- и недро- пользователями
4. Представляется перспективной разработка мер государственной поддержки проектов инновационных технологий эксплуатации месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, глубокой переработки углеводородного сырья на базе интеграционных научно-исследовательских проектов Томского института химии нефти, Иркутского института геохимии и Институтом нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН. В области природопользования целесообразны интеграционные исследовательские проекты научных и инжиниринговых компаний Иркутской области и Красноярского края
На современном этапе актуальной задачей становится разработка коалиционной региональной политики в пространственной организации инфраструктурных проектов ВСНГК, согласовании сроков их реализации с перспективными корпоративными стратегиями Роснефти, Газпрома по разработке сложно - построенных многокомпонентных нефтегазоконденсатных месторождений в Эвенкии и северных районах Иркутской области, Собинского газоконденсат-ного месторождения в Нижнем Приангарье.
Актуальна организация федерального режима государственной поддержки развития Красноярского и Саянского ГХК как стратегических объектов перспективной диверсификации экономики центральной и южных районов АЕР и развития инновационных нефтегазохимических кластеров, обладающих крупным потенциалом развития химизации экономики Азиатской России.
Каковы должны быть условия взаимодействия региональных институтов развития и что может оказаться барьером эффективности мер поддержки инвестиционных проектов нефтегазохимического кластера?
На первое место следует поставить высокие риски дефицита инвестиций и несогласованности пространственных приоритетов корпоративных стратегий компаний в освоении ресурсов. Их реализация может стать главным фактором сохранения сырьевой специализации Восточной Сибири.
В этих условиях представляется целесообразным акцентировать координационную деятельность региональных институтов развития на создание условий формирования стратегических альянсов компаний, позволяющих на условиях проектного финансирования аккумулировать временно свободные средства сырьевых компаний для инвестиций в проекты партнеров и создание нефтегазохи-мических комплексов. [Гречина и др]
Заключение
1 .Корпорация по развитию Енисейской Сибири как институт координации системной поддержки взаимодействия ресурсных компаний и инновационного
бизнеса АЕР может обеспечить стратегический прорыв в организации управления формированием инновационных нефтегазохимических кластеров в макрорегионе,
2. Решение этих задач обеспечит реализацию программных Целей Государственного плана формирования Восточносибирского кластера и создаст объективные предпосылки инновационной диверсификации экономики Красноярского края и Иркутской области и обеспечит положительные социально- экономические эффекты как в старопромышленных районах,так и на севере АЕР. Обеспечение сырьем мощностей глубокой переработки Саянского и Красноярского ГХК,. повысит конкурентные позиции высокотехнологичной продукции этих регионов на рынках АТР и Центральной Азии.
Интеграционные решения ресурсных корпораций ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром»и ПАО «СИБУР» в развитии нефтегазохимической специализации будут способствовать инновационному развитию прогрессивной химизации индустрии АЕР,
3. Важнейшим направлением деятельности Корпорации развития Енисейской Сибири должно стать содействие инновационным проектам развития малотоннажной химии, организации государственной поддержки предприятиям-потребителям малотоннажной химии, росту емкости емкости российского рынка химической продукции и реализации концепции ресурсосбережения в арктических и северных добывающих кластерах
Благодарности
Работа выполнена в рамках проекта 5.6.6.4. (0260-2021-0007) "Инструменты, технологии и результаты анализа, моделирования и прогнозирования пространственного развития социально-экономической системы России и её отдельных территорий", № 121040100262-7
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. (2019). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. / Электронный ресурс: .https://www.economy.gov.ru/material/file/a3d075aa813dc01f981d9e7fcb97265f/130219_207-p.pdf.
2. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года https://minenergo.gov.ru/node/1026 дата обращения 14. 11. 2020 г.
3. Структурная модернизация как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Красноярского края) / отв. ред. Н.Г. Шишацкий; Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук. - Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2020. - ISBN 978-5-89665-349-3. - 4. А.Э. Конторович, Л.В. Эдер, И В. Филимонова, С М. Никитенко КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА «СИЛА СИБИРИ» -Регион: экономика и социология, 2017, № 1 (93), с. 0-0.
5. Поподько Г.И. Инновационное развитие как условие модернизации экономики региона // Гл. 7. - С. 316-349. - URL: Электронный ресурс (pdf) (Дата обращения: 16.09.2020).
6. Енисейская Сибирь - Корпорация будущего https://ensib.ru/%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D 1%80%D0%BF%D0%BE%D 1%80%D0%B0%D 1%86%D0%B 8%D0%B 8 дата обращения 10 .05. 2021.
7. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Региональные кластеры мегапроекта ВСНГК как форма согласования стратегических интересов участников. - DOI: 10.33764/2618-981X-2020-3-1-168-180 // Интерэкспо ГЕО-Сибирь 2020. 16-ый Международный научный конгресс (18 июня - 8 июля 2020 г., Новосибирск) : сборник материалов в 8 т. Т. 3: Национальная научная конференция "Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью" / отв. за выпуск: Е.И. Аврунев, В.И. Суслов, С.Е. Рягузова ; Сибирский государственный университет геосистем и
8 Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, г. Красноярск, 2017год/ Электронный ресурс, http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ c9038c33-49bc-4c42-b8bc-8269b763b21d/krasstrateg.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID= c9038c33-49bc-4c42-b8bc-8269b763b21d , дата обращения 12.12 2019. 12. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением основных направлений до 2050 года, г. Якутск 2016, Электронный ресурс, http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c8ce61bd-8fca-401c-ba31-244687acbefe/ yakutstrate.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=c8ce61bd-8fca-401c-ba31-244687acbefe дата обращения 12.12.2019.
8. СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года https://www.economy.gov.ru/material/file/f6a0ffcdb4a24f5820251593766271a7/irk_obl.pdf.
9. Заявку о включении Приангарья в "Енисейскую Сибирь" внесут в кабмин в течение месяца https://tass.ru/sibir-news/10663421 дата обращения 20 апреля 2021-05-30.
10. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Математический инструментарий стратегического планирования и управления ресурсными мегапроектами // Тринадцатая международная азиатская школа-семинар "Проблемы оптимизации сложных систем" в рамках международной мультиконф. IEEE SIBIRCON 2017. Новосибирск, 18-22 сент. 2017 [Электронный ресурс] : сб. тр. шк.-семинара. - Новосибирск, 2017. - Режим доступа (07.11.2017) (С. 90-99). - URL: Электронный ресурс (pdf ).
11. Kryukov V.A., Shmat V.V.Russian Petrochemical Industry in Space and Time. - DOI: 10.1134/S1075700720060088 // Studies on Russian Economic Development. - 2020. - Vol. 31, Is. 6. - P. 629-635. Scopus, ВАК. - URL: Электронный ресурс (Web) (Published: 06 November 2020).
12. Крюков В.А., Шмат В.В. Нефтегазохимия на Востоке России - драйвер роста или балласт?. - DOI: 10.15372/REG20200311 // Регион: экономика и социология. -2020. - № 3. - С. 270-300. RSCI, ВАК.
13. Sultani A. Role of Competitiveness' Clusters in Innovation Development of Oil and Gas Complex. Scientific Reports on Resource Issues, TU BergakademieFreiberg, ISSN: 2190-555X. 2011, р.239-241.
14. Facts 2014. The Norwegian Petroleum Sector / Ed. Yngvild Tormodsgard, Ministry of Petroleum and Energy. Oslo: 07 MEDIA, 2014, р.79. Электронный ресурс http://www.npd.no/Global/Engelsk/3-Publications/Facts/Facts2014/Facts_2014_nett_.pdf, дата обращения 12.03 2018.
15. Competitive regional clusters. National policy approaches / OECD Reviews of Regional Innovation. Paris: OECD PUBLICATIONS, 2007, p.351. Электронный ресурс http://artnet.unescap.org/tid/artnet/mtg/gmscb_regionalclusters.pdf, дата обращения 12.03.2018.
16. Более 20 красноярских компаний вошли в городской нефтяной кластер 21 ноября 2014, Электронный ресурс http://newslab.ru/news/622632 дата обращения 12.12.2019.
17 Grechina E.O., Plyaskina N.I., Kharitonova V.N. Formation of Conditions for a Strategic Alliance of Extractive Companies for Implementation of Gas Chemical Cluster Projects in Russia's East. - DOI: 10.1134/S2079970519030067 // Regional Research of Russia. - 2019. - Vol. 9, Is. 3. - P. 245-255. Scopus. - URL: Электронный ресурс (Web) (Дата обращения: 30.09.2019).
18 Гречина Е.О., Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Формирование условий стратегического альянса сырьевых компаний для реализации проектов газохимических кластеров на Востоке России. - DOI: 10.15372/REG20180308 // Регион: экономика и социология. - 2018. - № 3. - С. 144-170. RSCI, ВАК.
© Н. И. Пляскина, В. Н. Харитонова, 2021