Научная статья на тему 'Роль региональной промышленности в системной модернизации экономики России (на примере Ивановской области)'

Роль региональной промышленности в системной модернизации экономики России (на примере Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальные проекты / межрегиональное сотрудничество / обрабатывающая промышленность / текстильная промышленность / государственный протекционизм / государственно-частное партнерство / системная модернизация / исторический опыт / global projects / interregional cooperation / manufacturing industry / textile industry / state protectionism / public-private partnership / system modernization / historical experience
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль региональной промышленности в системной модернизации экономики России (на примере Ивановской области)»

Николаева Е.Е.

д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономической теории и региональной экономики, Ивановский государственный

университет

Околотин В. С.

д.и.н., зав. кафедрой истории России, Ивановский государственный университет

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СИСТЕМНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)1

Ключевые слова: глобальные проекты, межрегиональное сотрудничество, обрабатывающая промышленность, текстильная промышленность, государственный протекционизм, государственно-частное партнерство, системная модернизация, исторический опыт.

Keywords: global projects, interregional cooperation, manufacturing industry, textile industry, state protectionism, public-private partnership, system modernization, historical experience.

Следствием сложной политической обстановки и санкций со стороны США и ЕС стало расширение сотрудничества России с государствами Азии и прежде всего с Китаем, который продолжает выступать драйвером развития мировой экономики. Такое сотрудничество сопровождается не только реализацией взаимовыгодных проектов, но и разработкой проектов беспрецедентных в истории мировой цивилизации. Например, стратегический проект «Один пояс - один путь» должен охватить обширную территорию и предусматривает огромные масштабы инвестиций, продолжительный период реализации и существенные риски. Согласно трактовке официального Пекина, он нацелен на эффективное распределение ресурсов и углубление рыночной интеграции, на поощрение координации экономической политики стран вдоль маршрутов, на расширение и углубление сотрудничества, на совместные усилия при формировании открытой, инклюзивной и сбалансированной архитектуры регионального сотрудничества. Его идейным обоснованием является утверждение о том, что стратегия «Один пояс - один путь» исторически порождена провалом западной модели развития. Запад потерял некое моральное превосходство в мире, а его политика перестала отвечать интересам большинства населения планеты. Эксперты КНР также отмечают, что представленные их страной проекты всего лишь инновационная модель сотрудничества, направленная на улучшение многосторонней кооперации и налаживание эффективных партнерских отношений.

В свою очередь российские эксперты, рассматривая экономику и политику в неразрывной связи, видят за данным проектом далеко идущие политические цели Пекина и выражают свою обеспокоенность. Их страшит то, что КНР в настоящее время уже второй экономический гигант в мире и продолжает наращивать свое влияние. Так, по утверждению М.С. Михалева, их «успешная реализация окончательно обозначит новый статус Китая на международной арене - статус глобальной державы, способной не только и не столько отстаивать свои экономические и политические интересы в любой точке планеты, сколько взвалить на себя бремя ответственности за развитие и за благосостояние развивающихся стран мира»2. Такое расширение, говорит М.С. Михалев, мыслится многими китайскими специалистами не как завоевание внешних рынков, а как своеобразное увеличение рынка внутреннего, или, используя слова профессора Юй Хунцзюня, «создание пространства общей судьбы»3.

При этом следует учесть, что Россия в азиатском регионе продолжает реализовывать свой собственный интеграционный проект - ЕАЭС4. В этой связи предлагаются разные варианты сопряжения указанных проектов. В частности, через выстраивание не только железнодорожных и автодорожных, но авиационных транспортных коридоров, а также более широкого использования уже существующих масштабных российско-китайских проектов.

Не вдаваясь в сущность различных опасений в отношении китайского проекта «Один пояс - один путь», важно отметить следующее. В его орбите окажутся не только Россия и государства постсоветского пространства, но и регионы, промышленность которых увязана с поставками сырья из стран ближнего зарубежья, а также вошедших в силу

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, научный проект № 19-010-00329 «Теоретико-методологические основы расширенного понимания хозяйственного механизма в современной экономике».

2 Михалев М.С. «Один пояс, Один путь» как новая внешнеполитическая стратегия КНР. Краткий анализ внутрикитайской дискуссии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. - Вып. 6. - С. 90.

3 Там же, с. 95.

4 Ван Шуцунь. Проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнёры? // Обозреватель. - М., 2014. - № 10 (297). - С. 58-59; Лузянин С.Г., Афанасьева А.В. Один пояс, один путь - политические и экономические измерения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. - № 40. - С. 5-14; Соколова О.Ю., Скворцова В.А., Антипо-ва Ю.И. Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шелкового пути: проблемы и перспективы сотрудничества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2018. - № 2. Общественные науки. Экономика. - С. 143-152; Сыроеж-кин К. Л. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП // Россия и новые государства Евразии. 2016. - № 2 (31). - С. 37-55.

географического положения в зону будущих транснациональных транспортных коридоров. Разумеется, данное обстоятельство нельзя не учитывать в разработке стратегий долгосрочного развитиях российских регионов, в том числе и Ивановской области.

Специфика области состоит в том, что, несмотря на различные попытки диверсификации региональной экономики, ее важной составляющей продолжает оставаться текстильная промышленность. Более того, она является исторически традиционной, поскольку ее временной багаж насчитывает более 200 лет и насыщен различными процессами и событиями. Так, в условиях имперской России они нашли выражение в становлении и развитии хлопчатобумажной промышленности в Ивановском крае, переходе от мануфактурного к фабричному производству, строительстве железных дорог, государственном протекционизме, участии фабрикантов в международной выставочной деятельности и поиске ими выходов на рынки США, Европы, Центральной и Средней Азии. Предпринимательская деятельность местных фабрикантов и заводчиков оказалась настолько успешной, что подготовила основу для появления в Центральной России нового центра деловой активности. Им стал безуездный город Иваново-Вознесенск Шуйского уезда Владимирской губернии, образованный в 1871 году. Очень скоро здесь появились отделения Государственного банка и казначейства, были открыты филиалы крупных столичных банков, активно развивалась кредитная кооперация. География финансово-хозяйственных операций клиентов банков была достаточно широкой. Так, во второй половине 1890-х годов Иваново-Вознесенское отделение Госбанка активно осуществляло расчетные операции с Варшавской конторой, а также Лодзинским и Белостокским отделениями Госбанка, имевших разрешение на проведение заграничных операций и работу с иностранной валютой.

Одновременно в Иваново-Вознесенске получили развитие химическая и металлообрабатывающая отрасли промышленности, предприятия которых были жестко привязаны к основной отрасли Ивановского края - текстильной - и производили красители, несложные машины, запасные части и др. Концентрация производства и финансовая инфраструктура обусловили значимость Иваново-Вознесенска и тяготение к нему окраинных территорий Владимирской и Костромской губерний. Сейчас это бы назвали текстильным кластером, но в те годы Иваново-Вознесенск и тяготеющие к нему территории получили название Иваново-Вознесенского, а затем Иваново-Кинешемского промышленного района.

Однако официальное признание его границ в рамках вновь созданной Иваново-Вознесенской губернии состоялось лишь в советский период в 1918 году. Одновременно произошла национализация фабрик и заводов, они перешли под рабочий контроль, а на бюджет губернии возложено их обеспечение сырьем, топливом и оборотными средствами. Если финансовые и топливные проблемы можно было решить за счет мобилизации внутренних ресурсов, то задача поиска хлопка в условиях Гражданской войны и блокады границ советского государства требовала иного решения. И выход был найден. В конце 1919 года для восстановления деятельности национализированных текстильных предприятий и обеспечения их хлопком в Иваново-Вознесенске был сформирован отряд рабочих, получивший название экспедиционного корпуса, который под командованием М.В. Фрунзе участвовал в походе на Туркестан. В результате во второй половине 1920 года по решению СНК РСФСР в губернии был создан ударный комитет по возрождению крупных фабрик, которым было поручено выполнение мобилизационного заказа для нужд республики. Этим было положено начало развитию отношений Иваново-Вознесенской губернии с будущими республиками СССР в Средней Азии и специализации ее предприятий на производимом ими хлопке. Так формировался облик региона, и выстраивались его долговременные хозяйственные отношения.

Особую актуальность они приобрели в 1930 годы, когда после свертывания НЭПа СССР взял курс на модернизацию национальной экономики, начатую еще в имперской России и прерванную Первой мировой войной, а также революционными потрясениями 1918-1922 годов. В этот период Иваново-Вознесенская губерния стала основой для создания Ивановской промышленной области, вобравшей в себя хозяйственный потенциал четырех губерний Верхневолжья, которая совместно с Московской и Ленинградской и другими областями должна была стать локомотивом построения в стране плановой экономики. О внимании за рубежом к столь масштабному эксперименту свидетельствует статья немецкого корреспондента П. Шеффера под названием «Работа в текстильном районе Иваново-Вознесенска», опубликованная в двух номерах «Берлинер Тагеблатт» в июле 1929 года. Подразделив статью на ряд смысловых частей, автор попытался раскрыть процесс реализации «идеала пролетарского бытия в «текстильном районе Иваново-Вознесенска». Важно отметить, что одну из них он назвал «Подъем - Регулирование труда - «Молот или наковальня?» - Коммунистическое руководство - Малоценна ли подобная система организации труда?».

Очень сходным с указанным в плане экономического развития Ивановской области стал период начала 1960-х годов, когда регион стал центром Верхневолжского экономического района с размещением в Иванове Верхневолжского совнархоза. В перечне 47 экономических районов, образованных в 1963 году в СССР, Верхневолжский экономический район с центром в городе Иваново значился на первой позиции. В его состав вновь вошли Владимирская, Ивановская, Костромская и Ярославская области. Верхневолжский экономический район охватывал территорию 149,4 тыс. кв. км, на которой проживало 5,1 млн. чел., в том числе в городах 3,1 млн. человек. В Верхневолжский совнархоз вошло 565 предприятий, в том числе текстильных - 174, машиностроения - 72, швейных - 38, пищевых - 59 и др. Таким образом, в основу специализации района вошли легкая, химическая, машиностроительная, пищевая отрасли промышленности, а также производство стройматериалов. При этом считалось, что специализация производства даст огромные возможности для роста производительности труда, улучшения качества продукции, позволит наиболее рационально организовать труд.

Вторая половина 1960-х - 1980 годы ознаменовались реконструкцией действующих текстильных предприятий, строительством новых и значительным расширением мощностей имеющихся машиностроительных заводов. Росли и крепли хозяйственные связи с Узбекистаном, главным поставщиком хлопка текстильной промышленности области.

После землетрясения в Ташкенте в апреле 1966 года Ивановская область направила на восстановление столицы Узбекистана большое количество специалистов и строительные материалы. В свою очередь узбекская молодежь училась в вузах области и работала в строительных отрядах на ее территории. Оснований для свертывания таких взаимовыгодных отношений области с Узбекистаном в период плановой экономики не было.

К сожалению, развал СССР и переход российской экономики к рыночным отношениям привел к масштабным структурным изменениям, в том числе и в Ивановской области. Государство перестало быть собственником текстильных и обрабатывающих предприятий области, и все они в 1990-е годы были приватизированы. Хозяйственные связи, формировавшиеся длительное время между Ивановской областью и Узбекистаном, были нарушены. И хотя исторически сложившаяся специализация региона в условиях рыночной экономики сохранилась, показатели развития текстильной и обрабатывающей отраслей промышленности несравнимы с советским периодом. Если посмотреть индексы производства по видам экономической деятельности (за базу берется уровень производства 1991 года, равный 100), то в целом по России обрабатывающие производства в 2016 году составляли 85,8% уровня 1991 года, а в Ивановской области этот показатель составил только 38,2%, текстильное и швейное производство в 2016 г. достигло лишь 61%, а машиностроение, сокращаясь с каждым годом, упало до 3,2%!!! Сегодня Ивановская область характеризуется практически отсутствием крупномасштабного производства (с численностью работников 10-12 тыс. чел.). Среднегодовая численность работников организаций по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» в 2016 г. составила 3001 чел.

Относительные показатели дают достаточно позитивную картину по сравнению с советской эпохой. Так, Ивановская область являлась одним из главных районов текстильной промышленности СССР, поскольку производила около 30 % всей хлопчатобумажной продукции СССР. В 2010 году в регионе было сконцентрировано 76% общероссийского производства хлопчатобумажных тканей, в 2015 году - 85,7%. Казалось бы, можно порадоваться, но если обратиться к абсолютным показателям, то мы увидим, что наблюдается тенденция падения производства хлопчатобумажных тканей как по стране в целом, так и по Ивановской области. В 2005 г. в регионе произведено 1577,2 млн. м2 различных видов тканей, в том числе 1551,9 млн. м2 хлопчатобумажных тканей, а в 2015 г. на треть меньше -1008,4 млн. м2 всего тканей, в том числе 960,3 млн. м2 хлопчатобумажных, в 2017 г. 1110,6 млн. м2 различных видов тканей, в том числе 624,1млн м2 хлопчатобумажных тканей. Важным фактором такого падения стала проблема сырья. Узбекский хлопок стал активно перерабатываться по месту произрастания. Еще она проблема - степень износа основных фондов. На конец 2017 года в обрабатывающей промышленности она составила 55 процентов.

Это обусловливает необходимость восстановление внимания к развитию текстильной и обрабатывающей промышленности в Ивановской области. Данное утверждение аргументируется тем, что именно они могут дать «инвестиционный толчок» (по Дж.М. Кейнсу) и обеспечат различные формы социально-экономических эффектов для региона и муниципалитетов (занятость, доходы населения, поступления в бюджет, розничный товарооборот в душевом исполнении и пр.). Замечено, что чем выше в экономике муниципального района, области, края доля промышленного производства, тем больше дополнительные выгоды, извлекаемые территориальной структурой. Ведь появление промышленного предприятия «тянет» за собой строительство дорог для получения сырья и отправки грузов, жилых домов для работников, открытие торговых точек и организаций бытового обслуживания, детских садов, школ и других объектов производственной и социальной инфраструктуры. В свою очередь инфраструктурная обустроенность территории является важным элементом инвестиционной привлекательности региона.

В целом ряде исследований по пространственной экономике, размещению производительных сил отмечается следующая закономерность - показатели развития и благосостояния в большинстве случаев ухудшаются при движении от областного центра вглубь территории (центр-периферийное развитие). В связи с этим целесообразно обратиться к концепции так называемой «рассеянной промышленности», то есть размещению в различных поселениях региона малых промышленных предприятий (текстильные, швейные, «малое машиностроение», металлообработка, химическая промышленность и др.), что собственно ранее и осуществлялось.

Однако для успешного развития современного промышленного производства недостаточно только одной частной инициативы. Требуется активная работа различных государственных структур по поддержке предпринимательства, осуществлению грамотной промышленной политики, развитию различных форм государственно-частного партнерства. Перспективы для текстильной отрасли и импортозамещения специалисты видят в госзаказах федеральных, региональных и муниципальных властей (выпуск форменной одежды для силовых структур и ведомств, государственных предприятий и служб), своего рода государственном протекционизме.

При этом важно отметить, что создаваемые в последнее время современные промышленные предприятия в качестве источников развития используют средства Фонда развития промышленности (ФРП) и имеют поддержку в виде устойчивого спроса со стороны госкорпораций и госпредприятий. Укажем на два проекта, начавших реализацию весной 2019 года. Так, новый производственный цех «Верхневолжского сервисного металлоцентра» (Ивановского филиала «ДиПОСа») с установленной высокотехнологичной роботизированной линией по изготовлению сварного решетчатого настила, которая не имеет аналогов в России, начал функционировать при поддержке ФРП. Среди основных потребителей продукции металлоцентра Роснефть, Лукойл, ИнтерРАО, Газпром, Росатом, Ростех и другие. Еще один пример - открытие в г. Иваново нового высокотехнологичного производства тканей для спецодежды компании «ТД Меланж текстиль», где среди инвестиций в размере 238 млн. руб. есть льготный кредит ФРП в размере 100 млн. руб. Средства пошли на закупку современного оборудования и модернизацию производственных помещений. Продукция используется при изготовлении спецодежды для работников крупных федеральных компаний Росатом, Лукойл, Транснефть, РЖД, Почта России и др.

Для темы статьи важен еще один момент, на который обращал внимание в своих трудах известный английский экономист ХХ века Николас Калдор. Он отмечал, что темп роста региона определяется темпом роста его экспорта: «Любое экзогенное изменение спроса на продукцию региона извне запустит мультипликационные эффекты в производстве и занятости, которые, в свою очередь, будет корректировать импорт для изменения экспорта». Наибольшим же экспортным потенциалом, по его мнению, обладает обрабатывающая промышленность. В своей статье «The Case for Regional Policies» («Аргументы в пользу региональной политики» (1970 г.) он подчеркивал, что «распределение реального дохода в мире - относительных богатства и бедности наций, или регионов объясняется не естественными факторами, а неравномерным развитием промышленности. Развитые регионы с высоким доходом - это безоговорочно те, которые обладают высокоразвитой современной промышленностью»1. Эти факторы, по сути, задают тренд развития территорий и они очень важны при разработке стратегий развития российских регионов, в том числе и Ивановской области.

Близкие по смыслу выводы сделал норвежский экономист Эрик Райнерт, который в своем исследовании показал, что рост экономики, богатство страны и ее жителей напрямую зависят от развитости в национальном хозяйстве обрабатывающей промышленности и «продвинутых» (высокотехнологичных) услуг, которым свойственна возрастающая отдача2.

В настоящее время в развитии промышленности Ивановской области наметилась позитивная тенденция роста индекса промышленного производства, особенно в обрабатывающих отраслях. Драйвером выступает текстильная промышленность. Это становится возможным при активном государственном участии в реализации инвестиционных проектов. В частности, на совещании 24 июня 2019 года членов правительства Ивановского региона и представителей бизнеса с представителями институтов развития России во главе с председателем ВЭБ РФ И. Шуваловым речь шла об инвестиционных перспективах ряда инфраструктурных и промышленных проектов, о создании экспортно-ориентированных производств, а также о развитии дорожно-транспортной отрасли. Поднимался вопрос развития текстильного сектора региона. В частности, комментируя ситуацию с развитием экспортного потенциала генеральный директор Российского экспортного центра А. Слепнев отметил: «Город Иваново традиционно славится своими предприятиями легкой промышленности. Наращивание экспорта в этой отрасли до уровня 1,5 млрд. долларов США в 2019 году предполагается, в том числе, за счет реализации перспективных экспортно-ориентированных инвестиционных проектов. Например, мы планируем поддержать выпуск новых артикулов обувных кож с возможностью экспорта в Италию, технических тканей из отечественного сырья для шинных и резинотехнических заводов, производство льняных тканей на экспорт. Отмечу, что рост объемов экспорта легкой промышленности уже наблюдается. Так, по обуви по итогам первого квартала 2019 года по сравнению с тем же периодом прошлого года темп роста превышен в два раза, на 29%, по готовым текстильным изделиям - на 12%, трикотажной одежде на 13%»3.

На совещании также был представлен проект по возрождению льняного производства в Ивановской области «Шуйский лен», который предполагает строительство трех льнозаводов, цеха котонизации и прядильной фабрики, создание 600 новых рабочих мест. При финансовом участии МОНОГОРОДА.РФ планируется реализация двух инве-стпроектов в регионе - это организация производства хлопчатобумажных тканей в моногороде Наволоки и производство льняного волокна в Юже.

Регион возлагает надежды и на машиностроение, доля которого составила в 2018 г. 23,5% в структуре обрабатывающих отраслей промышленности (на долю производства текстильных изделий и одежды приходится более 40%). Ключевыми предприятиями отрасли являются: Профессионал, 308-й авиационный ремонтный завод, Кранэкс, ИМЗ Автокран, Верхневолжский Сервисный Металлоцентр и ИПФ «ТексИнж» (Ивановский район), Майдаковский завод (Палехский район), Лежневский завод подъемников, кинешемские Аутомотив Компонентс, Электроконтакт и Поликор.

Следует отметить, что в условиях конкуренции для привлечения инвестиций в любой регион важную роль играет транспортная инфраструктура, способствующая улучшению логистики, более быстрой связи с экономическими центрами России и выходу на зарубежные рынки. Позитивные шаги в этом направлении областью сделаны - запуск скоростного поезда «Ласточка» в направлении Москвы, ежедневное авиасообщение с Санкт-Петербургом, налаживание авиарейсов в южном направлении (Крым, Краснодарский край), оживление речного пароходства по Волге.

Для Ивановской области чрезвычайно актуальна задача активизации экспортной деятельности. Например, в настоящее время правительство Ивановской области большое внимание уделяет налаживанию внешнеэкономических связей. Среди них важное внимание уделяется Узбекистану, поставлявшему длительное время предприятиям Ивановской области хлопок и хлопчатобумажную пряжу. Это государство для области является основным торговым партнером - более 25% от всего товарооборота. Многие ивановские предприятия создают совместные производственные цепочки с узбекскими поставщиками, намерены создавать совместные предприятия как на территории Республики Узбекистан, так и в России. Развиваются отношения и с Турцией, которая ориентируется на российский рынок и пе-

1 Случай региональной политики. Николас Калдор // Мировой кризис - хроника и комментарии: - http://worldcrisis.ru/crisis/ 3032548

2 Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Пер. с англ. Н. Автономо-вой; под ред. В. Автономова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 5-е изд. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 384 с. - (Экономическая теория).

3 Федеральные власти поддержат строительство трех льнозаводов, цеха котонизации и прядильной фабрики в Ивановской области // РИА MODA. - http://riamoda.ru/news/news-federalnye-vlasti-podderzhat-stroitelstvo-treh-lnozavodov-tseha-kotonizatsii-i-prjadilnoj-fabriki-v-ivanovskoj-oblasti.html

ренос части производств, которые не пересекаются с традиционным производством наших хлопчатобумажных тканей, в Ивановскую область.

Таким образом, открытие новых высокотехнологичных производств в текстильной, обрабатывающей и машиностроительной отраслях промышленности при финансовой поддержке государства должно стать основой модернизации экономики Ивановской области и России в целом. Необходима комплексная промышленная политика, сочетание государственного вмешательства, протекционизма и стратегических инвестиций. Данный подход позволит осовременить производственный облик Ивановской области и более успешно выстраивать межрегиональные связи, в том числе с Узбекистаном и другими государствами Средней Азии. В долгосрочной перспективе он, по мнению авторов статьи, может подготовить условия для ее сотрудничества в реализации крупных межгосударственных и даже мировых проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.