билитация и социальный патронат семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проводятся в режиме апробации и разработки методик, и не имеют нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних, предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано. Отсутствует система информирования и консультирования нуждающихся в социальной помощи граждан и семей о социальных услугах. Отсутствует реальная координация и взаимодействие органов власти по обеспечению прав ребенка. Помощь нуждающимся различными ве-
домствами осуществляется разрозненно, по разным основаниям и из-за отсутствия эффективной координации не представляет собой комплекса мероприятий. Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом увеличивается.
Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей, эффективности средств и методов социокультурной профилактики социального сиротства. Возрастающее число социальных сирот требует не только глубоких научных исследований проблем детства, но и определение реформирования социальной политики в этой области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. garant. ги>Информационно-правовое обеспечение>Прайм>с1ос/99799. — Загл. с экрана.
Поступила 28.11.11.
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
В ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Е. В. Камышова, О. А. Ульмова
В статье раскрыта сущность регионального подхода в социальной работе с детьми из неблагополучных семей, а также представлена позиция авторов относительно его роли в оптимизации данной деятельности. Одновременно анализируется и значение межрегионального взаимодействия в совершенствовании социальной работы с детьми рассматриваемой категории.
В современной России и Республике Мордовия дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, — одна из многочисленных социально травмированных категорий населения. Их количество ежегодно возрастает, а ведь последствия семейного неблагополучия (безнадзорность, беспризорность, социальное сиротство, насилие над детьми, их социально-педагогическая, социально-психологическая и медико-социальная запущенность и т. д.) — угроза будущему страны, так как оно зависит от психического и физического здоровья, воспитания и образования подрастающего поколения.
Профессиональная социальная работа, безусловно, позволяет решать проблемы детей из неблагополучных семей. Используя такие технологии, как социальная профилактика, социальная коррекция, социальное посредничество, социальная адаптация, социальная реабилитация и т. д., специалисты по социальной работе в комплексных центрах социального обслуживания, соци-ально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков и других социальных службах, несомненно, решают многие их проблемы.
Помимо богатого исторического и со-
© Е. В. Камышова, О. А. Ульмова, 2012
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | Jvjb 1
временного опыта и достижений в социальной работе с детьми из неблагополучных семей как в России в целом, так и в Республике Мордовия, в частности, существует и целый ряд проблемных моментов:
— отсутствие объективной статистики об их количестве;
— низкий уровень социально-профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми в них, в том числе и (прежде всего) на этапе предупреждения семейного неблагополучия;
— частая неэффективность традиционных технологий, форм и методов социальной работы с ними, необходимость поиска новых форм социальной помощи, адекватной современным условиям;
— невысокая мотивация некоторых специалистов к выполнению своих профессиональных обязанностей из-за низкой заработной платы;
— некоторые недостатки межведомственного взаимодействия, приводящие к разрозненности действий, дублированию функций разных субъектов социальной работы с данной категорией детей;
— недостатки в реализации принципов системного, дифференцированного, адресного подходов в работе с детьми из неблагополучных семей и др.
В этих условиях требуется поиск путей оптимизации социальной работы с детьми из неблагополучных семей. Одним из таких путей является усиление регионального подхода в развитии данной деятельности.
Нужно отметить, что в последние годы в России под влиянием многочисленных внешних и внутренних социокультурных факторов произошли серьезные изменения в ее государственно-территориальном устройстве. Среди них особенно выделяется тенденция некоторого ослабления роли центра в решении проблем современных семей и детей в них и одновременно к повышению значимости субъектов федерации в организации и осуществлении социальной работы с семьями и детьми с акцентом на возрастающем значении регионального подхода и межрегионального взаимодействия в оптимизации данной деятельности.
В широком смысле регион — это исторически развивающееся компактное территориальное и социокультурное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социоэкономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от других регионов и территориальных единиц, таких как город и нация, «...население которой
объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктуры, местными средствами коммуникации, органами власти и местного самоуправления» [1, с. 21], «...в котором первичные поселенческие общности и индивиды, создающие свои жизненные миры, непосредственно взаимодействуют со структурами большого общества — социальными институтами, организациями» [2, с. 10].
Хотя проблемы семейного неблагополучия и воспитания детей в неблагополучных семьях достаточно остро стоят во многих регионах, в большинстве своем субъекты Федерации различаются по количеству неблагополучных семей и детей в них, по преобладающим типам данных семей и, соответственно, по проблехчам, которые испытывают дети в таких семьях, по развитию региональной и местной инфраструктуры, позволяющей решать проблемы данных детей, по числу финансовых (а также спонсорских) средств, материальных, организационно-управленческих, кадровых и других ресурсов, привлекаемых для оказания помощи данной категории детей, а также по уровню развития межсекторного и межведомственного взаимодействия.
В отличие от других подходов к социальной работе с детьми из неблагополучных семей региональный подход исходит из того, что Российская Федерация — большая и многообразная страна, в которой на социальное самочувствие несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях семейного неблагополучия, помимо многих глобальных и общероссийских факторов, стимулирующих улучшение их социального самочувствия или, наоборот, ухудшающих его, влияние оказывают и специфические (политические, экономические, духовные, климатические и т. д.) условия развития того или иного региона — места проживания данных детей. Например, социальный статус, проблематика и самочувствие детей из неблагополучных семей, а также содержание и уровень социальной защиты в один и тот же исторический период будут различными в столичных или провинциальных, экономически развитых или преимущественно дотационных и т. д. субъектах РФ.
Например, в Республике Мордовия по данным Министерства социальной защиты населения на 01.01.2011 г. в неблагополучных семьях воспитываются 3 275 детей. Но, к сожалению, число таких детей увеличивается с каждым годом. В соответствии с данными Министерства внутренних дел Рес-
Серия «Социологические науки»
публики Мордовия в 2010 г. составлены более 2 118 административных протоколов в отношении родителей, в том числе 1 313 за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Был оформлен 251 материал на лишение родительских прав. 459 родителей, отрицательно влияющих на поведение своих детей, были поставлены на профилактический учет [3].
Основными субъектами социальной работы с ними в республике являются: Министерство социальной защиты населения РМ, Департамент по социальной политике городского округа Саранск, государственные учреждения «Социальная защита населения» городов и районов республики, государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск», «Республиканский социальный приют для детей и подростков „Надежда"» (г. Саранск), «Социаль-но-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Радуга"» (г. Саранск), «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Солнышко"», «Ельников-ский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», «Социально-реа-билитационный центр для несовершеннолетних „Ясная Поляна"». Также к социальной работе с ними активно привлекаются республиканские учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, статистики, культуры, спорта; республиканские некоммерческие, общественные организации, движения и фонды; религиозные движения и конфессии; региональные СМИ.
Например, Мордовская республиканская общественная организация «Союз многодетных семей „Семья"» на протяжении четырнадцати лет оказывает социальную помощь и поддержку не только многодетным семьям, но и неблагополучным семьям. Основными уставными целями организации являются: социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитация безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих семейных особенностей неспособны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; гуманистическое воспитание детей; охрана здоровья родителей и детей многодетных и неблагополучных семей.
Значение регионального подхода в социальной работе с детьми из неблагополучных семей в том, что его реализация позволяет обеспечивать относительно благопо-
66
лучное решение их проблем на тех территориях, в которых органы законодательной и исполнительной власти могут динамично и адекватно реагировать на рост их социальных проблем, своевременно на основе принципов системного, дифференцированного и адресного подходов развернуть адекватную требованиям времени систему социальной помощи им. Этот же подход позволяет эффективно внедрять инновационные программы, проекты, технологии и формы социальной работы с детьми данной категории, естественно, с учетом экономических, политических, социокультурных особенностей конкретного субъекта РФ и особенностей жизнедеятельности семей в нем.
При этом важно, чтобы расширялся перечень субъектов социальной работы с детьми из неблагополучных семей в регионе. То есть необходимо, чтобы данной деятельностью занимались: комплексные центры социального обслуживания, учреждения социальной защиты, социальные приюты и реабилитационные центры для детей и подростков, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, дошкольные учреждения и школы, участковые поликлиники, женские консультации, женские и молодежные общественные организации, учреждения дополнительного образования, службы социально-правового консультирования, благотворительные организации и фонды, полиция общественной безопасности, органы занятости, центры культуры и детского творчества, суды, церковь, профсоюзы, библиотеки.
Особое значение в оптимизации социальной работы с детьми из неблагополучных семей имеют межрегиональные связи и, соответственно, межрегиональное взаимодействие. Подобное взаимодействие по направленности и содержанию может быть разновекторным и многоаспектным. Оно позволяет: 1) сравнивать стратегии развития, тактики и практику социальной работы с детьми из неблагополучных семей в разных субъектах РФ с целью ее оптимизации в конкретном регионе; 2) совершенствовать региональную нормативно-правовую базу данной деятельности с опорой на достижения других регионов; 3) находить способы преодоления «застойности» разных сфер жизни общества, от развития которых зависит социальное самочувствие детей из неблагополучных семей в том или ином субъекте РФ (экономика, образование, здравоохранение, социальная защита и др.); 4) способствовать развитию инновационной деятельности в области социальной
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 1
работы с данными детьми в регионе; 5) передавать опыт удачного применения тех или иных традиционных технологий, форм и методик социальной работы с детьми, воспитывающимися в условиях семейного неблагополучия (или осуществлять взаимный обмен таким опытом); 6) оптимизировать поиск путей решения трудностей ресурсного (концептуального, нормативно-правового, материального, организационного, управленческого, кадрового и др.)
обеспечения социальной работы с ними с учетом опыта других регионов и т. д. В конечном итоге усиление межрегионального взаимодействия позволяет субъектам РФ со схожими социокультурными портретами, близкими социальными проблемами детей, воспитывающихся в условиях семейного неблагополучия, а также с похожими трудностями в области социальной работы с ними, находить адекватные пути предотвращения и решения данных трудностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барзилов С. Особенности развития политико-экономических процессов в российской провинции / С. Барзилов, А. Новиков, А. Чернышов. — Саратов ; М. : Моск. обществ, науч. фонд, 1997. - 95 с.
2. Лапин Н. И. Социокультурный портрет региона — перспективный способ исследования и сопоставления регионов России / Н. И. Лапин // Забайкальские социологические чтения «Регион как социокультурное пространство : проблемы и перспективы социологического анализа» : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с между нар. участием. — Чита, 2010. — С. 7 — 24.
3. Министерство внутренних дел по Республике Мордовия : подведомственные организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mvdl3.ru/home/607-2011-03-05-07-30-31.html. — Загл. с экрана.
Поступила 28.11.11.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬЕ В СССР: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
С, Б. Денисов
Статья посвящена историко-правовому анализу практики оказания социальной помощи студенческой семье в СССР.
Анализируя практику оказания социальной помощи студенческой семье в СССР, целесообразно выделить пять этапов: до начала 1940-х гг., середина 1940-х-конец 1950-х гг., 1960-70-е гг., 1980-е гг., начало 1990-х гг. Выделение этапов мы производим в зависимости от социальной политики, проводимой государством в отношении семьи в определенный исторический период, а также на основании тех задач, которые общество ставило в отношении семьи.
Первый этап характеризуется переходом от общественного призрения и частной благотворительности к государственной систе-
ме социального обеспечения, началом оказания государственной помощи семье. В это же время советское правительство принимает программу ликвидации безграмотности и поощрения дальнейшего образования в профессиональных технических училищах и вузах [23, с. 140]. К 1940 г. число студентов высших учебных заведений превысило дореволюционный уровень более чем в 6 раз [2, с. 137].
В 1936 г. вводилась уголовная ответственность за отказ в приеме в вуз или отчисление из вуза женщины на основании беременности. В этом же году была введена система пособий на детей. Приняты
© С. Б. Денисов, 2012
Серия «Социологические науки»