Научная статья на тему 'Роль регионального компонента в системе вузовской подготовки специалистов спортивно-педагогического профиля'

Роль регионального компонента в системе вузовской подготовки специалистов спортивно-педагогического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / CONTENTS OF THE EDUCATIONAL PROGRAM / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / PREPARING THE SPECIALIST SPHERE OF THE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / NATIONAL SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна

Региональная направленность вузовского физкультурного образования реализуется через введение в содержание обучения краеведческого материала, характеризующего достижения коренных народов в сфере физического развития молодежи и оздоровления, традиционной культуры и природопользования. Ориентация на данную тенденцию требует разработок элективных курсов и факультативов по национальным видам спорта и народным играм в условиях регионального педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional directivity high athletic school formation is realized through introduction to education contents of the local lore material, characterizing achievements scolded folk in sphere of the physical development youth and recovery, ancient cultures and rational use natural resource. Orientation on given trend requires of searching for in condition of the regional pedagogical high school

Текст научной работы на тему «Роль регионального компонента в системе вузовской подготовки специалистов спортивно-педагогического профиля»

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

РИ. ПЛАТОНОВА, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Республика Cаха (Якутия), с. Чурапча

Аннотация

Региональная направленность вузовского физкультурного образования реализуется через введение в содержание обучения краеведческого материала, характеризующего достижения коренных народов в сфере физического развития молодежи и оздоровления, традиционной культуры и природопользования. Ориентация на данную тенденцию требует разработок элективных курсов и факультативов по национальным видам спорта и народным играм в условиях регионального

педагогического вуза.

Ключевые слова: содержание образовательной программы, национально-региональный компонент, подготовка специалиста в сфере физической культуры и спорта, национальные виды спорта.

Abstract

Regional directivity high athletic school formation is realized through introduction to education contents of the local lore material, characterizing achievements scolded folk in sphere of the physical development youth and recovery, ancient cultures and rational use natural resource. Orientation on given trend requires of searching for in condition of the regional pedagogical high school.

Key words: contents of the educational program, national-regional component, preparing the specialist sphere of the physical education and sport, national sports.

Подготовка специалистов спортивно-педагогического профиля в региональных вузах является сложным процессом, развивающимся под воздействием ряда факторов, обусловленных противоречивым характером происходящих реформ в экономике и образовании на уровне региона, включая и региональный компонент. Региональные аспекты подготовки специалистов педагогического профиля исследуются многими специалистами [1-4]. В.А. Садовничий, подчеркивая особую миссию университетов в определении компонентов содержания качественного педагогического образования в региональном аспекте, выделил в качестве их задачи - поддержание «паритета между традициями и инновациями» [1, с. 127]. «Образование в России никогда не станет механической трансляцией “полезной” информации, но является наиболее мощным и естественным инструментом внедрения национальной идеологии в общество». Не отрицая необходимости реформирования российской системы высшего образования, приведения ее в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами, главным механизмом реализации данной национальной идеи выступает обеспечение условий для развития личности педагога конкурентоспособного, компетентного, всесторонне развитого, самостоятельно мыслящего, способного хранить и передавать традиции культуры будущим поколениям.

Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы по проблеме регионализации образования позволил констатировать, что данное понятие трактуется как: средство возрождения и развития национальных образовательных систем (Д.А. Данилов и др.); принцип построения образовательных систем (И.А. Бажина, Т.Ю. Ломакина и др.);

процесс постоянного развития и совершенствования содержания образования, исходя из потребностей регионов (И.А. Закирова и др.); условие воспроизводства национально-исторических и этнокультурных корней личности, формирования национального самосознания (Г.Н. Волков и др.); фактор стабилизации межнациональных отношений в полиэтническом регионе (Л.А. Во-лович, и др.); одно из ключевых направлений модернизации системы образования с учетом специфики местных условий (В.Н. Аверкин и др.).

В «Концепции развития образования» зафиксировано, что «регионализация образования в России, появление региональных систем образования как новых субъектов в образовательном пространстве России является императивом для развития высшей школы России» [2, с. 52]. Это связано с тем, что региональная система высшего образования в ответ на социальный заказ регионального сообщества по формированию конкурентоспособных специалистов педагогического (спортивнопедагогического) профиля обеспечивает:

• реализацию высокого уровня самообеспечения научными и образовательными услугами в системе единого российского образовательного пространства;

• интеграцию в мировое образовательное пространство с сохранением самобытности социокультурных составляющих регионального характера.

Каждый из 84 регионов России имеет собственные, только ему присущие природно-географические, политико-экономические, историко- и социокультурные, этнические и экологические характеристики. Существенность их различий обуславливает внесение изменений в содержание вузовского регионального педагогиче-

ІШ)

ского образования (О.А. Бахчиева, Н.П. Корюшкин и др.), свидетельствует об усилении внимания к вопросам регионализации образования посредством определения оптимального соотношения содержания федерального и национально-регионального компонентов содержания вузовского образования.

Развитие образования в регионе происходит через взаимодействие федерального и регионального компонентов государственного стандарта. Так, федеральный компонент обеспечивает общероссийский уровень, необходимый для развития общества РФ. Региональный стандарт вносит в содержание вузовского педагогического образования своеобразие региона, позволяя жителям конкретной территории осуществлять беспрепятственное включение в различные области и формы организации жизнедеятельности, адаптироваться к меняющимся условиям быта и труда в регионах.

Эксперты в сфере высшего регионального педагогического образования (В.Н. Васильев, В.А. Гуртов и др.) указывают на особую роль педагогических вузов как компонентов комплексной образовательной региональной системы, содержащей все звенья подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, включая магистратуру, аспирантуру, докторантуру, научные подразделения. Отсюда актуальность концептуальных разработок развития региональных педагогических вузов, являющихся единственными или ведущими учреждениями высшего профессионального образования на своей территории [3, с. 37].

Одними из принципов государственной политики в области образования являются защита и развитие системы образования национальных культур, региональнокультурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, включая позитивное восприятие исторического прошлого, отыскание смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших достижений региональной культуры.

Этнорегиональное (и/или региональное) в формировании личности, гражданских качеств будущего специалиста педагогического профиля играет значимую роль. «Родившись в соответствующей национальнорегиональной среде, - указывает Д.А. Данилов, - человек бессознательно усваивает все то, что его окружает - обычаи, нравы, культуру, философию и др. В дальнейшем усвоенное с рождения в процессе расширения контактов обогащается за счет присвоения культуры, языка, традиций других народов. Вузовский специалист не может оставаться в своей национально-региональной скорлупе, так как интерсоциальная функция вузовского педагогического образования обеспечивает воспитание толерантного отношения к другим расам и этносам, достижениям других национальных культур, в формировании ценностного отношения к интеграции хозяйственной и культурной жизни мирового сообщества» [4, с. 128].

С этнопедагогической позиции (Г.Н. Волков, Д.А. Данилов, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин и др.) для региональных педагогических систем актуальна постановка правильного соотношения этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального

и федерального для решения как организационнопедагогических, так и содержательно-педагогических (дидактических, методических, воспитательных) вопросов развития образовательной системы в регионе как органической части федеральной системы образования. В монографии Д.А. Данилова региональная направленность вузовского образования трактуется как «введение этнографического, историко-культурного, духовнорелигиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории (в авторском случае -Республики Саха (Якутия)) в содержание и организацию образования, т.е. обогащение педагогического процесса данной спецификой, опираясь на народные традиции воспитания. По мнению известного регионального исследователя, приоритетными для регионального педагогического профессионального образования выступают следующие слагаемые:

• использование этнопедагогики, основу которой составляют национальный язык и культура, в том числе национальные виды спорта и национальные физические упражнения;

• погружение студентов во время педагогических практик в традиционный этнокультурный социум;

• пробуждение национального самосознания, необходимости сохранения традиционных ценностей народов Севера - языка, национальных видов спорта, народных подвижных игр;

• введение в курс регионально-краеведческого материала, характеризующего достижения коренных народов в сфере образования и культуры, физического развития молодежи и оздоровления для совершенствования процесса профессионально-педагогической подготовки.

У М.М. Эбзеева важным направлением изменения содержания подготовки специалистов спортивно-педагогического профиля выступает применение «регионализации» как принципа деятельности отрасли и организации процесса физического воспитания.

Хотя практикуемая система профессиональной подготовки будущих специалистов спортивно-педагогического профиля предполагает введение этнографического, историко-культурного, духовно-регионального опыта конкретной территории в содержание и организацию регионального педагогического образования, подобный подход не может обеспечить полноценную конкуренцию тенденции глобализации. Регионализация высшего образования должна быть признана важнейшим принципом национальной системы образования, призванной обеспечить целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни. Это относится к учету потребностей региона в подготовке специалистов той или иной профессии, к оперативному реагированию на общественные и регионально-национальные вопросы, к обеспечению связей институтов образования с другими институтами общества, к созданию межрегиональной кооперации в образовательной, научной и культурной сферах.

Но в области физического воспитания реализация данного принципа имеет также стратегическое значение. Дефиниция «профессиональная подготовка» (совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств,

(ШШ>

трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность работы по определенной профессии) обуславливает факт, что содержание образования в процессе профессиональной подготовки определяется задачами, содержанием, условиями и другими особенностями будущей профессиональной деятельности. То есть содержание профессиональной подготовки в соответствии с принципом профилизации определяется возможностью формирования системы педагогического воздействия, учитывающей особенности ученика. Данная позиция в отношении физического воспитания теоретически выдержана быть не может, если специалист спортивнопедагогического профиля не будет владеть технологией учета регионально и национально детерминируемых свойств личности человека и его биологических особенностей развития.

При подготовке специалистов по физической культуре потенциал регионального образовательного пространства должен использоваться:

1) для формирования цели, задач, ориентации процесса обучения, то есть как фактор реализации цели профессиональной и личностной подготовки;

2) как фактор достижения профессиональных задач.

На основе анализа работ ученых по исследуемой

проблеме (Л.В. Аристова, A.M. Банников, А.П. Душанин,

В.В. Столов), рассматривая ее в контексте современных проблем высшего образования, авторы выделяют следующие принципы определения содержания регионального компонента обучения будущих специалистов спортивно-педагогического профиля в вузе (на примере ЧГИФКиС):

1) приоритет федерального компонента перед региональным в стратегии реализации целей и задач физического воспитания и образования;

2) приоритет регионального компонента перед федеральным в определении методики, организации и содержания физического воспитания;

3) реализация функции образования по формированию личностной физической культуры, культуры здоровья, готовности к конкуренции на насыщенном региональном рынке труда на основе изучения и анализа региональных и национальных особенностей жизнедеятельности, традиций и мировоззрения людей;

4) системности решения совокупности регионально и федерально значимых задач физического воспитания и образования в области физической культуры.

Выделенные принципы выступают в органическом единстве, образуя целостную концепцию процесса реализации регионального компонента содержания образования. Основа - принцип обеспечения единства российского образовательного и физкультурно-спортивного пространства, а все остальные принципы выступают в той последовательности, которая согласовывается с ним.

Анализ практики работы региональных вузов Северо-Востока Сибири и Дальнего Востока убедительно показывает, что ни одна централизованная структура не в состоянии обеспечить необходимую вариативность содержания образования, тем более учитывая географические особенности России как региональной

образовательной системы, построенной на принципах самоорганизации и саморазвития.

В условиях модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта России научная разработка, апробация и внедрение в учебный процесс в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки широкого спектра рабочих планов и программ, учитывающих специфику региона, являются в настоящее время одним из активно развивающихся направлений в профессионально-педагогической подготовке и повышении квалификации специалистов спортивно-педагогического профиля, включая научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава вузов ДВФО и студентов в этой области. Такой подъем обеспечивается введением национально-регионального компонента (НРК) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, расширением перечня специализаций, увеличением бюджета времени на курсы и дисциплины по выбору, увеличением возможностей для выбора вузом образовательных программ и педагогических технологий. При разработке НРК учитываются:

• геополитическое положение регионов;

• природно-климатические условия;

• сложившаяся социально-экономическая и образовательная инфраструктура;

• уровень развития физической культуры;

• текущее состояние здоровья населения;

• сложившиеся традиции в подготовке спортсменов высокого класса;

• потенциал образовательных учреждений физкультурно-педагогического профиля;

• состояние материально-технической и нормативноправовой базы;

• наработанный опыт межрегионального и международного сотрудничества в сфере спортивно-педагогического образования.

Теоретико-методологический анализ трудов отечественных (В.К. Бальсевич, Г.П. Богданов, С.С. Добровольский, М.Я. Виленский, В.И. Прокопенко) и региональных экспертов (М.Д. Гуляев, В.И. Кочнев, П.Н. Пасюков, Д.Н. Платонов, И.А. Черкашин) показал, что на уровне РС(Я) остается недостаточно разработанным вопрос о возможностях совершенствования организации физического воспитания в вузе, учитывающего спортивные интересы студенческой молодежи и этнокультурные традиции народов, населяющих территорию Якутии.

Высоким потенциалом совершенствования содержания регионального компонента физического образования будущих специалистов в области спортивной педагогики РС(Я) обладают этнокультурные традиции народа Саха в области физического воспитания (М.Д. Гуляев, В.П. Кочнев, Д.Н. Платонов, И.С. Пор-тнягин, К.Д. Уткин). Так, в условиях ФГОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» применение на практических занятиях национальных подвижных игр и национальных видов спорта (прыжки «кылыы», «куобах», «ыстанга», борьба хапсагай, перетягивание палки), кроме развития физических и функциональных способностей, позволяет эффективно развивать такие качества, как

ІШ)

быстрота, резвость, ловкость, координация движений, чувство товарищества, взаимовыручка и коллективизм. Кроме этого, национальными подвижными играми и видами спорта выполняется мощная социокультурная функция - восстановление связи времен, вызывающее у играющих и болельщиков положительные эмоции. Применение национальных подвижных игр в конце основной части занятий позволяет достигнуть психоэмоциональной разгрузки после выполнения объемной физической работы и подготовить организм к следующему уроку.

К очевидным достоинствам национальных видов спорта и подвижных национальных игр относится малый

набор инвентаря и оборудования, высокая моторная плотность (например, в якутских прыжках или в хапсагае используется собственный вес и сопротивление партнера), эмоциональность, отсутствие жестких правил и др. (В.П. Кочнев, Д.Н. Платонов, В.С. Филин).

Национальные средства физического воспитания развивают скоростно-силовые качества и двигательную культуру будущих выпускников ФГОУ ВПО «Чурапчин-ский государственный институт физической культуры и спорта», применяясь по принципу преимущественной направленности на развитие определенного двигательного действия.

Таблица 1

Национальные средства, используемые для формирования скоростно-силовых качеств перспективных и начинающих спортсменов

Двигател. Физические упражнения и игры

действия Контрольная крупа - КГ Экспериментальная группа - ЭГ

Быстрота Бег на короткие дистанции, ускорение, толкание ядра «Атаралаан сууруу» (бег со скрещенными ногами), «Ким кыайан турарый?» (кто сможет встать), «Ат буолан сырсыы» (бег лошади) и др.

Ловкость Акробатические упражнения, спортивные игры, эстафеты «Хапсагай» (борьба), «Тутум эргиир» (вертушка), «Ойбонтон уулаЬаын» (нанизывание бусинок) и др.

Сила Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, элементы борьбы «Огус уонна чоночок» (бык и пенек), «Тустуу» (борьба), «Хайах хостооуна» (вытащить запасы») и др.

Учет и обобщение опыта традиционного физического воспитания народов, населяющих регионы РФ, национальных видов спорта и народных игр, включение ведущих специалистов по национальным видам спорта и народным подвижным играм региональных вузов в состав научно-методических советов по специальностям и направлениям высшего физкультурного образования, продуманное тесное взаимодействие с муниципальными структурами, непрерывность профессионального образования обеспечивают научно-методологическое и спортивно-прикладное изучение национальнорегионального компонента.

Процесс разработки региональной направленности строится таким образом, что каждый студент в результате изучения учебного материала регионального компонента будет испытывать чувство гражданской и профессиональной ответственности за свою «малую родину», на которой он в полной мере сможет проявить свои способности преподавателя и тренера. Ориентация на данную тенденцию требует педагогического поиска инновационной модели профессиональной подготовки, в которой учебный процесс в условиях регионального педагогического вуза обеспечивает реализацию социального заказа регионального сообщества - выпуск

специалистов в сфере физического воспитания и спорта, обеспечивающих качество «человеческого капитала» региона как «капитала здоровья».

В ходе спортивно-педагогических экспериментов в Республике Саха (Якутия) В.П. Кочневым, О.А. Максимовой, Н.П. Олесовым, Л.В. Романовой, В.Г. Торгов-киным, И.А. Черкашиным было доказано, что:

• средства национальных видов спорта, входящие в НРК, существенно усиливают интерес к урочной и самостоятельной формам физического воспитания, служат мощным положительным ускорителем интеллектуального, духовного, нравственного и физического развития учащейся молодежи, являются неотъемлемой частью формирования национального менталитета и уважительного отношения к культуре родного края;

• применение национальных средств физического воспитания и элективных видов спорта значимо повышает уровень формирования двигательной культуры студентов спортивно-педагогического профиля, обеспечивает рост скоростно-силовых качеств, служит позитивным механизмом освоения сложнокоординированных движений, основных и специальных двигательных действий по перемещению в пространстве и преодолению препятствий.

Литература

1. Алексеенко В. А. Факторы, влияющие на функционирование системы управления качеством образовательной деятельности вузов Российской Федерации // Социология власти. - 2008. - № 2. -

C.121-127.

2. Асадуллин Р.М., Галанова М.А., Голубченко И.В. и др. Региональная модель университетского комплекса: пер-

спективы и тенденции развития. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 156 с.

3. Ферапонтов Г.А. Социокультурный и кросс-культурный феномен в системе образования. - Новосибирск: Ин-т философии образования, 2003. - 204 с.

4. Данилов ДА. Служение педагогической науке. - М.: Образование и информатика, 2007. - 234 с.

(шШ>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.