Научная статья на тему 'Роль референтной группы в социализации подростков'

Роль референтной группы в социализации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1767
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / REFERENCE GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ситник Ирина Евгеньевна

В статье анализируется влияние феномена референтной группы на процесс социализации подростков. Рассматривается роль неформальных групп в формировании ценностей и норм у подростков. Анализируются особенности школьного класса как малой неформальной группы и возможные нарушения процесса социализации в рамках классного коллектива. Представлены результаты социометрического исследования по методу Д. Морено в четырех школьных классах школы г. Рязани, на основе которого рассматривается вопрос целенаправленного использования референтной группы в качестве средства социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль референтной группы в социализации подростков»

3. Жуковский В. Налоговые рекорды России - бедные платят за богатых / В. Жуковский // Институт высокого коммунитаризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://communitarian.ru/publikacii/rossiya/ (дата обращения: 12.05.2017).

4. Налоговая культура - важный элемент сильной системы налогообложения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам V студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО», 2013. № 5 (5). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf/ (дата обращения: 11.05.2017).

РОЛЬ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ Ситник И.Е. Email: Sitnik17104@scientifictext.ru

Ситник Ирина Евгеньевна — студент, кафедра политологии и социальных наук, Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Аннотация: в статье анализируется влияние феномена референтной группы на процесс социализации подростков. Рассматривается роль неформальных групп в формировании ценностей и норм у подростков. Анализируются особенности школьного класса как малой неформальной группы и возможные нарушения процесса социализации в рамках классного коллектива. Представлены результаты социометрического исследования по методу Д. Морено в четырех школьных классах школы г. Рязани, на основе которого рассматривается вопрос целенаправленного использования референтной группы в качестве средства социализации. Ключевые слова: социализация, референтная группа.

THE ROLE OF REFERENCE GROUPS IN THE SOCIALIZATION

OF ADOLESCENTS Sitnik I.E.

Sitnik Irina Evgenievna — Student, DEPARTMENT OFPOLITOLOGY AND SOCIAL WORK, RYAZAN STATE RADIO ENGINEERING UNIVERSITY, RYAZAN

Abstract: in the article the influence of the phenomenon of the reference group on the process of socialization of adolescents is analyzed. The role of informal groups in the formation of values and norms in adolescents is considered. The features of the school class as a small informal group and possible violations of the socialization process within the classroom are analyzed. The results of a sociometric study by the method of D. Moreno in four school classes of the Ryazan school are presented, on the basis of which the question of the purposeful use of the reference group as a means of socialization is considered. Keywords: socialization, reference group.

УДК 316.614.5

Такой социально-психологический феномен как референтная группа выступает одним из социально-психологических механизмов социализации.

Референтная группа выполняет функции фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида.

Особенно влияние данного феномена проявляется в подростковом возрасте, когда семья утрачивает авторитет в глаза подростка, а друзья становятся наиболее значимыми людьми, чье мнение является самым важным.

В зависимости от особенностей той группы, которая стала референтной для подростка, меняется его поведение.

Референтными для подростков обычно становятся малые неформальные группы. Уже в 60-е гг. предметом исследования стало влияние неформальных групп на развитие личности школьника. 95% пятнадцатилетних входят в ту или иную неформальную группу. Эти группы играют преимущественно компенсаторную роль, удовлетворяя те потребности развивающейся личности,

которые недостаточно или вообще не удовлетворяются школой или семьей. Возможности асоциального развития наблюдались среди членов тех неформальных групп, которые были гетерогенными по возрастному и половому составу. Эти группы состояли преимущественно из учащихся, которые отвергались в своем школьном классе.

Школьный класс также можно рассматривать как малую группу. Любое ученическое сообщество - это «официальное или формальное сообщество людей, специально организованных для решения более или менее конкретной социальной задачи, которая может быть реализована путем осуществления определенной ученической деятельности» [1].

В школьном классе есть формальная и неформальная структуры, которые, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительно равной степени значимы, то в детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируется постепенно. Как показывают и специальные психологические исследования, и сама педагогическая практика, неформальные сообщества учащихся, нередко складываясь и развиваясь в рамках официальных групп, оказывают порой определяющее влияние на становление не только отдельных школьников, но и всего класса в целом.

Проблемы, связанные с социализацией подростков в школьном классе, могут возникнуть в следующих случаях:

1. Группа является референтной для подростка, его принимают, но ценности группы противоречат общественным и провоцируют подростка на совершение асоциальных поступков;

2. Группа является референтной для подростка, но его отвергают. Подросток оказывается в безысходном положении. Он стремится быть полноправным членом группы, но другие участники не хотят с ним общаться. При это он вынужден ежедневно встречаться с одноклассниками, терпеть насмешки или, наоборот, оставаться в изоляции. Это становится огромный стрессом для подростка, делает его неуверенным в себе, замкнутым, необщительным.

3. Группа по какой-либо причине перестала быть референтной. Это может быть последствием конфликта в классе. Подросток находит замену, становится членов другой группы, которую признает как референтную. К сожалению, часто референтными группами в такой ситуации становятся асоциальные объединения. Эта группа не помогает подростку решить его проблемы в общении и социализироваться, а наоборот замыкает все его общение с миром на себе.

Данные ситуации могут привести к таким последствиям как девиантное и делинквентное поведение у подростков.

Нами было проведено исследование с целью выявить наличие проблем с общением у подростков в школьных классах.

Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д. Морено. Он применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Для нас будет важна информация о непринятых и отверженных учениках.

Мы провели данный тест в МБОУ «Школа № 63» г. Рязани. Исследования были проведены в четырех классах. Подростки ответили на ряд вопросов:

- С кем бы они хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе, если класс расформируют, а с кем нет.

- Кого бы из класса они пригласили, а кого бы не пригласили на день рождения.

- С кем бы из класса они отправились в многодневный туристический поход, а с кем бы нет.

По каждому вопросу было необходимо сделать три положительных и три отрицательных выбора.

Рассмотрим результаты.

7А класс (31 ученик):

- Звезды - 4 человека;

- Предпочитаемые - 4 человека;

- Принятые - 12 человек;

- Непринятые - 3 человека;

- Отверженные - 8 человек.

8Б класс (28 учеников):

- Звезды - 4 человека;

- Предпочитаемые - 3 человека;

- Принятые - 8 человек;

- Непринятые - 7 человек;

- Отверженные - 6 человек.

8В класс (31 ученик):

- Звезды - 5 человек;

- Предпочитаемые - 4 человека;

- Принятые - 13 человек;

- Непринятые - 2 человека;

- Отверженные -7 человек.

9Б класс (25 учеников):

- Звезды - 2 человека;

- Предпочитаемые - 7 человек;

- Принятые - 10 человек;

- Непринятые - 2 человека;

- Отверженные - 4 человека.

По результатам тестирования, мы выяснили, что число непринятых и отверженных очень велико.

Дети, которые попали в число отверженных и непринятых, находятся в группе риска, у них могут возникнуть проблемы с социализацией. Задача педагогов и психологов - наблюдать за неформальной структурой класса и проводить профилактическую работу с такими детьми.

Эффективным механизмом работы с такими детьми является включение их в новые социальные группы. Это могут уже действующие группы, т.е. привлечение подростка к участию в творческом коллективе, спортивной секции, научном обществе. Эту деятельность должен координировать заместитель директора школы по воспитательной работе. Новая группа может стать референтной для подростка и это позволит не зацикливаться на мнении одноклассников, снизит риск попадания в асоциальные группы.

Другим способом работы является создание специальной терапевтической группы, которая под руководством психолога будет функционировать как некий клуб. В группе отверженные и непринятые дети смогут пообщаться в комфортных психологических условиях. Так как группа создана искусственно педагоги и психологи могут формировать те ценности, которые необходимо привить школьникам. Общение в таких группах, особенно если они становятся референтными ими длительное время, оказывает значительное влияние на развитие личности подростка и на процесс его социализации.

Список литературы / References

1. Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах

«студент - студент» и «преподаватель - студент» в современном российском вузе: Автореф.

дис. канд. психол. наук. Москва, 2006. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.