РОЛЬ РЕЕСТРА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ В ПОВЕШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
М.А. Адеянова, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10885
Аннотация. В работе рассматривается реестр недобросовестных поставщиков как одно из средств, направленных на повышение эффективности и прозрачности системы закупок. Особое внимание уделяются раскрытию оснований для включения в данный реестр, к требованиям, предъявляемым к участникам закупок, поскольку именно через них можно определить обоснованность и правомерность включения хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков, определить негативные последствия данного действия.
Ключевые слова: система закупок, государственный и муниципальный контракт, заказчик, поставщик, реестр недобросовестных поставщиков, деловая репутация.
Государственные и муниципальные закупки являются одним из важнейших структурных элементов социально-экономической системы любого государства, именно поэтому вопросам их правового регулирования уделяется столь повышенное внимание. Как отмечает Р.Р. Нуреева, в последнее время в большинстве стран имеется тенденция к увеличению общего объема и стоимости закупок совершаемых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд [8; с. 189]. Возросла их значимость как средства для обеспечения занятости населения, так и в качестве ресурса способствующего развитию национальной экономики в целом.
Основной целью существования такой сложной и многогранной системы государственных закупок - это обеспечение приобретения товаров, работ и услуг для удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика при эффективном расходовании денежных средств [3; с. 63]. И поставленная задача может быть реализована исключительно при соблюдении некоторых принципов осуществления государственных закупок. Совмещая понятие «принципа» из теории государства и права, с целями и задачами, которые должны быть осуществлены в ходе
государственных и муниципальных закупок, можно дать следующее определение принципам реализации системы государственных и муниципальных закупок - это основополагающие начала, руководящие идеи, которые выражают сущность и определяют функционирование главных направлений государственной политики в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг [8; с. 189].
Мировой опыт функционирования системы государственных и муниципальных закупок выработал следующие принципы, лежащие в основе системы централизованных закупок: конкуренция, честность, прозрачность, эффективность, лучшее значение цены, распределение ресурсов, риск расторжения, однородность [4; с. 132]. Каждое из указанных положений призвано обеспечить в процессе осуществления торгов получение доступа к лучшим поставщикам, подрядчикам; наиболее выгодным ценам; передовым технологиям; благоприятным условиям контракта и получения надежных гарантий высокого качества поставляемых товаров и оказываемых услуг [8; с. 190]. В РФ Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», к принципам заку-
пок, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды относятся принцип открытости, прозрачности, обеспечение конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности закупок [1].
Принцип открытости и прозрачности системы государственных и муниципальных закупок означает, свободное и безвозмездное обеспечение доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе и ее участниках, посредством размещения подобной информации в единой информационной системе [5; с. 97]. Как указывает В.В. Бехер, «открытость и прозрачность всех закупочных процессов должна обеспечить единая информационная система, и благодаря ней открытыми должны быть все стадии закупочной деятельности - от планирования закупок до стадии исполнения заключенного контракта. Открытой и доступной должна быть информация и об участниках данных контрактов, особенно тех, которые недобросовестно отнеслись к исполнению обязательств взятых в рамках исполнения государственного или муниципального контракта» [4; с. 133].
Участниками закупок являются любые юридические лица вне зависимости от их организационно-правовой формы, а также любое физические лица, в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями. Поскольку именно данные лица играют непосредственную роль в реализации закупочной деятельности, к ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предъявляются особые требования, среди которых можно выделить [7; с. 146]:
- правомочность на заключение контракта;
- неприостановление деятельности участника закупки на дату подачи заявки на участие в закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника банкротом;
- отсутствие недоимки по налогам, сборам и иным обязательным платежам у участника закупки;
- отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков;
- отсутствие у участников закупки судимости за преступления в экономической сфере.
Одним из наиболее важных требований предъявляемых к участникам закупки является отсутствие сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков. Реестр недобросовестных поставщиков - это информационный список тех контрагентов, которые нарушили положения законодательства о закупочной системе в ходе подписания или исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупок. В РФ существует определённые правовые нормы, которые регулируют ответственность лиц, которые были признаны победителями по результатам проведения закупок. В случае их уклонения от исполнения условий заключенного контракта они попадают в особый список, Реестр недобросовестных поставщиков, и это влечет за собой определенные негативные последствия для таких контрагентов [6; с. 211]. Информация о компаниях и индивидуальных предпринимателях внесенных в такой список размещается на едином информационном портале и доступна к просмотру всеми желающими лицами на бесплатной основе.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 были утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [2]. Данный правовой документ определяет порядок ведения реестра, включая требования к технологическим, программным, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра. Все это способствует грамотному и систематизированному изложению информации, удобству практического использования реестра, а также обеспечению целевого использования полученной информации.
Говоря об основаниях, способствующих включению участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков,
Я.В. Калачев, исходя из положений ФЗ
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выделил следующие:
1. Уклонение от заключение договора;
2. Существенное нарушение исполнителем условий договора, повлекшее за собой его расторжение по решению суда.
Включение в реестр недобросовестного участника в случае его уклонения от заключения договора возможно только в том случае, если было предусмотрено обязательное заключение договора по итогам проведенной закупки [6; с. 212].
Особое внимание следует уделить субъективной стороне рассматриваемого правонарушения. Исходя из того, что включение участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков может рассматриваться только в качестве меры юридической ответственности, применяемой к лицу, совершившему правонарушение и влекущей за собой ограничение его экономической деятельности, то данное действие не может быть совершено без установления вины субъекта, выражающейся в осознанном непредставлении заказчику в установленный срок подписанного контракта или обеспечения исполнения контракта, сокрытие информации свидетельствующей о невозможности исполнить обязательства по договору [6; с. 213]. Т.е основанием для включения в реестр может являться только умышленное недобросовестное поведение участника закупки.
Последствия включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков выражаются в следующем [7; с. 147]:
- во-первых, данное лицо больше не сможет участвовать в закупках;
- во-вторых, любое третье лицо может воспользоваться данной информацией и отказаться от договорных отношений с таким контрагентом.
В результате у недобросовестного поставщика возникают убытки не только в виде упущенной выгоды, но и в ухудшении его деловой репутации.
Как отмечает В.В. Квакина, все это свидетельствует о том, что информация, включаемая в реестр должна быть пре-
дельно объективной и проверенной, должна быть учтена действительность недобросовестности поставщика, его виновность [7; с. 147]. Это необходимо еще и для того, чтобы исключить негативное влияние от необоснованного включения лиц в реестр, на правах и интересах заказчиков и неопределённого круга лиц. Ведь с точки зрения указанных лиц, реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве средства правовой защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков. Все это говорит о необходимости контроля уполномоченных органов государственный власти за всем процессов включения лица в данный реестр.
Реестр недобросовестных поставщиков это не только мощный инструмент для защиты интересов заказчиков и третьих лиц, его роль заключается и в том, что благодаря нему формируются некоторая практика по тому, какими поставщикам и подрядчикам следует доверять, а каким нет, исключается возможность нецелевого расходования бюджетных средств на заключение и исполнение заранее «обреченных» проектов [5; с. 100]. Отсутствие такого систематизированного перечня может привести к серьезным финансовым потерям государственного и муниципального бюджета, снижению качества закупочной деятельности. Самих же поставщиков, данный правовой механизм стимулирует к добросовестному отношению к взятым на себя обязательствам, обдуманному участию в закупочной деятельности. Ведь убытки и вред, причиненный деловой репутации, в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков никто не возместит, и вполне возможно, что всего лишь одно необдуманное действие приведет к полному прекращению экономической деятельности субъекта.
Безусловно, эффективность системы государственных и муниципальных закупок зависит от огромного количества факторов, и не последнее место здесь играет качество поставщиков, подрядчиков и исполнителей, привлекаемых к работе над контрактом. Без этого организовать процесс обеспечения государственных и муниципальных нужд, прозрачность расхо-
дования денежных средств будет невоз- исследовать все обстоятельства дела, дать можно, поскольку будет снижено как ка- надлежащую (не формальную) оценку су-чество выполняемых работ и услуг, так и щественности нарушения, степени вины значительно затруднен весь процесс за- участника, ущерб причиненному государ-ключения и исполнения государственного ственному или муниципальному заказчику или муниципального контракта. В этом [6; с. 216]. Более того, применяемые санк-свете, реестр недобросовестных постав- ции должны отвечать требованиям Кон-щиков, представляется достаточно мощ- ституции РФ, быть соразмерными защи-ным стимулятор и одновременной суровой щаемыми целям и ценностям, для того, санкцией для участников закупок. Однако чтобы формировать правильное отноше-с учетом тех негативных последствий, ко- ние к данному инструменту, регулирую-торые появляются после включения сведе- щему закупочную деятельность и повы-ний о юридическом лице или индивиду- шающему эффективность и прозрачность альном предпринимателе в реестр, упол- всего процесса закупок в целом. номоченные органы должны всесторонне
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 16.03.2019).
2. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 3 1062 (ред. от 25.12.2014) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 16.03.2019).
3. Архипов М.А., Паулов П.А. Единая информационная система в сфере закупок // Теоретические и практические проблемы развития современной науки. 2017. № 1. С. 63-64.
4. Бехер В.В., Лайченкова Н.Н. Отдельные вопросы реализации принципа открытости и прозрачности в рамках контрактной системы в РФ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1. С. 132-136.
5. Иванова Е.В. Новации в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2 (1). С. 96-102.
6. Калачев Я.В. Правовая природа реестра недобросовестных поставщиков// Символ науки. 2017. № 2. С.210-216.
7. Кванина В.В. Реестр недобросовестных поставщиков как способ диффамации предпринимателей // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 1. С. 145-150.
8. Нуреева Р.Р. Принципы реализации системы государственных и муниципальных закупок // Дискуссия. 2016. № 1 (2). С. 189-194.
THE ROLE OF THE REGISTRY OF UNFINISHABLE SUPPLIERS IN ROUNDING THE EFFICIENCY AND TRANSPARENCY OF THE SYSTEM OF STATE AND
MUNICIPAL PURCHASES
M.A. Adeyanova, student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. The work considers the register of unscrupulous suppliers as one of the means aimed at improving the efficiency and transparency of the procurement system. Particular attention is paid to the disclosure of the grounds for inclusion in this register, to the requirements for procurement participants, because it is through them that it is possible to determine the validity and legitimacy of inclusion of economic entities in the register of unscrupulous suppliers, to determine the negative consequences of this action.
Keywords: procurement system, state and municipal contract, customer, supplier, register of unscrupulous suppliers, business reputation.