РОЛЬ РАЙМОНДО ДАРОНКО В РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ СТАМБУЛА В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ.
Сухорукое Сергей Анатольевич
канд. ист. наук., зам. Декана факультета искусств по научной работе, доцент Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов,
РФ, г. Санкт-Петербург Е-mail: [email protected]
RAIMONDO D'ARONCO'S ROLE IN DEVELOPMENT OF ARCHITECTIRE OF ISTANBUL AT THE END OF XIX — THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Sukhorukov Sergey
cаndidate of Science, deputy dean on scientific affaires at the Faculty of Arts, assistant professor of Saint-Petersburg University of the Humanities, Russia, Saint-
Petersburg
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены особенности построек итальянского архитектора Раймондо Д'Аронко в столице Османской империи. В 1893 г. молодой и многообещающий архитектор был приглашен в Стамбул султаном Абд ал-Хамидом II. Так возник дворец Йылдыз, Музей янычар, Имперская школа прикладного искусства, павильоны для II Национальной выставки. Архитектор занимался восстановлением Айя^офии и Большого Базара, разрушенного землятресением 1894 г. В статье анализируются не только основные достижения архитектора, но и нереализованные проекты.
ABSTRACT
The specifics of constructions by the Italian architect Raimondo D'Arconco in the capital of the Ottoman Empire are analised. In 1893 the young and promising architect was invited by the sultan Abd al-Hamid II to Istanbul. So there appeared Yildyz palace, the Museum of the Janissars, Imperial school of applied arts, pavilions for the Second National exhibition. The architect was engaged in restoration of Hagia Sophia and the Grand Bazaar destroyed by an earthquake in 1894. Not only the main achievements of the architect, but also his unrealised projects are analyzed in the article.
^ created by free version of
S DociFreezer
Ключевые слова: Раймондо Д'Аронко; Стамбул; Йылдыз; архитектура; Османская империя.
Keywords: Raimondo D'Aronco; Istanbul; Yildyz; architecture; Ottoman Empire.
В XIX в. в архитектуре Стамбула начали происходить стремительные перемены.
Традиции постепенно уступали место новым веяниям, приходившим из Европы [2, c. 138]. На месте старых построек появляются новые здания. В Стамбул начинают приезжать европейские архитекторы, которые меняют облик столицы.
В 1893 г., во времена правления султана Абд ал-Хамида II (1876—1909), в Османскую империю был приглашен известный итальянский архитектор Раймондо Д'Аронко (1857—1932).
Турецкий правитель хотел вывести страну на новый, более качественный уровень развития. Он хотел показать достижения в сельском хозяйстве. И Вторая национальная выставка, которая должна была состояться в 1893 г., сумела бы продемонстрировать успехи Османской империи в самых разных областях, в том числе и в архитектуре. Павильоны выставки должны были поразить гостей и жителей столицы. Султану были предоставлены проекты выставок, которые проводились в Европе, и от многих из них он остался в восторге (в том числе от той, которая проходила в Турине). В итоге решено было связаться с послом Италии, который рекомендовал Раймондо Д'Аронко — молодого, но многообещающего итальянского архитектора для участия в конкурсе.
Раймондо Д'Аронко получил хорошее образование (Академия изящных искусств в Венеции). С успехом принимал участие в различных архитектурных выставках (Венеция — 1887, Турин - 1890, Палермо — 1891). В начале 90 гг. XIX в. Раймондо Д'Аронко стал одним из самых молодых и многообещающих архитекторов Италии.
^ created by free version of
S DociFreezer
Приехав в Стамбул, архитектор, скорее всего, не догадывался, что в течение шестнадцати лет будет возводить завораживающие красотой и своей монументальностью постройки.
К началу конкурса Раймондо Д'Аронко опоздал. Другие конкурсанты уже завершили свои проекты, однако он попросил султана разрешение на участие в конкурсе и в итоге стал победителем. Что из себя представляли павильоны той выставки, можно представить по одной из гравюр дворца Долмабахче. В центре находиться павильон в барочном стиле (с примесью восточных элементов) c двумя боковыми галереями. В постройке использовались различные типы материала, как традиционное дерево, так и конструкции из металла и стекла. Также существует рисунок углового павильона, с завораживающим видом второго этажа, где балкон оформлен изысканной декоративной решеткой из железа.
Проведение выставки и показ возведенных построек были крайне важны для поднятия имиджа султана (хотя несколько стран, несмотря на все старания турецких властей, решили ее бойкотировать из-за существования старых, феодальных порядков в Османской империи).
Этой выставке не суждено было открыться. 10 июля 1894 г. в стране произошло мощное землетрясение. Почти сразу после этого бедствия правительство Османской империи обратилось к иностранным архитекторам за помощью в восстановлении разрушенных построек. Такая просьба была направлена и итальянцу. Была создана специальная комиссия для осмотра и подсчета стоимости восстановления разрушенных зданий. А разрушения были немалые. Пострадали многие постройки Стамбула, в том числе и правительственные: министерства, здания таможни.
В центре столицы был разрушен Большой Базар. Восстанавливать его поручили также Раймондо Д'Аронко вместе с армянским мастером Карапети Бальяном, французским архитектором Александром Валлори, инженером Бертиром и другими членами специально созданной комиссии. Раймондо Д'Аронко и Александр Валлори предложили по сути революционные изменения
created by free version of
DociFreezer
в восстановлении Большого Базара. В разрушенных частях Базара решено было возвести металлический каркас, которой поддерживал бы кирпичную крышу. Были проекты и других архитекторов, где также использовался каркас из металла, но проект Раймондо ДЛАронко и Александра Валлори был качественнее и приятнее даже с эстетической точки зрения, так как, например, он предполагал использование богатой лепнины. Применение металлических конструкций — редкость для Стамбула того времени. В итоге были использованы готовые чугунные элементы производства венской фирмы Вагнер.
На сегодняшний день не известны документальные свидетельства, в которых говорилось бы о участии Раймондо ДЛАронко в восстановлении таких известных мечетей как Голубая мечеть, мечеть Баязида, мечеть Сулеймана I. Однако архитектора приглашали на обсуждения этих вопросов. Единственная реконструкция культовой постройки, в которой участвовал Раймондо ДЛАронко — мечеть Михримах.
Архитектор был вовлечен также в восстановление Айя-Софии. Его мнение по ее реставрации кардинально отличалось от мнения других членов комиссии, среди которых был и знаменитый Карапети Бальян, и инженер Бертир. Он выявил критические точки в главном куполе и полукуполах мечети. Доказал, что в некоторых местах собора трещины появились еще до землетрясения. Раймондо ДЛАронко очень ответственно подошел к изучению данного вопроса — лично осматривал поврежденные места и использовал обширную литературу по истории мечети. Некоторые книги были из его личной библиотеки. В результате он также предложил использовать конструкции из металла. В более поздней реконструкции Айя-Софии (1910—11 гг.) Раймондо ДЛАронко был привлечен для консультаций. Кроме того, архитектор был ответственен и за приведение в порядок фонтана Махмуда I во внутреннем дворе Айя-Софии.
Итальянцу заказывали как новые проекты, так и восстановление зданий самых разных предназначений, например: завод по производству керамики (1893—1907), Музей янычар и министерство сельского хозяйства (1898), фонтан,
посвященный Абд ал-Хамиду II (1901), Имперская школа прикладного искусства и т. д.
С Раймондо Д'Аронко был заключен четырехлетний контракт на работы в районе Ипподрома. Там (в северо-западной части) находилась пострадавшая после землятресения Имперская школа прикладного искусства. Также на этой территории должны были появиться Музей янычар и новое министерство. Что касается здания Школы прикладного искусства, ее формы оказались более простыми, так как здание не выходило на площадь и было скрыто от многих глаз, то есть было решено отказаться от парадного фасада.
Музей янычар был построен в стиле барокко. Некоторые формы этой постройки можно найти в более ранних зданиях мастера. Итальянский архитектор, скорее всего, использовал формы дверей и окон из внешней галереи мечети Свет Османа.
Итальянец создает в стиле барокко фонтан (район Топхане) (1896—1901), который был первоначально расположен около Победной мечети (Нусриетие), недалеко от архитектурного шедевра ХУШ в. — фонтана Махмуда I. А в 1902 г. появились еще шесть маленьких изящных фонтанов в привычном и любимом для него стиле барокко, которому он продолжал следовать.
Раймондо Д'Аронко работал над оформлением входа на кладбище Домокос (1898), над интерьерами мечети Йени Махалле (1896—1900) и Музея искусств (1898). Он оформлял одну из почитаемых могил в коплексе Эйуп (1905). Там использовался навес из кованного железа, который повторяет схему куполов в Айя-Софии.
Архитектор достаточно часто обращался к знаменитой византийской базилике. Ее образ вдохновлял его на новые проекты такие как, например, художественное оформление Ротонды Чести для выставки в Турине в 1902 г. Он продолжал использовать различные комбинации архитектурных деталей и техник и часто виртуозно балансировал между западными формами и восточными мотивами. Построенный им в 1905 г. дворец Низама Султана в районе Ортакой (но впоследствии был уничтожен) отличался подковобразными
окнами под широкими карнизами [3, р. 427]. Также Раймондо ДлАронко был автором многочисленных частных домов.
Известный комплекс Йылдыз является одной из самых известных постройек Раймондо ДЛАронко в Турции. Несмотря на то, что дворцовый комплекс Долмабахче был главным административным центром страны до 1922 г. — времени исчезновения Османской империи с исторической карты мира, с 1889 по 1909 гг. султан Абд ал-Хамид II (1876—1909 гг.) жил и управлял страной из дворца Йылдыз.
Здание дворца было возведено далеко от центра и от береговой линии (султан Абд ал-Хамид II испытывал страх перед открытым пространством со стороны пролива Босфор). Территория, прилегающая ко дворцу, использовалась для различных целей, но со временем была превращена в огромный парк, где любил проводить время султан [1, c. 107].
Таким образом, Раймондо ДЛАронко грамотно и умело использовал свой разносторонний опыт, как приобретенный в Европе, так и нарабатанный в Османской империи. Этот синтез прекрасно виден в различных его постройках. Десятки новых зданий и отреставрированных знаменитых классических построек стали для итальянского архитектора визитной карточкой и оставили яркий след в истории развития архитектуры Стамбула конца XIX — начала XX вв.
Список литературы:
1. Сухоруков С.А. Архитектура стран ислама. Традиции и новации. СПб.: Алетейя, 2014. — 136 c.
2. Сухоруков С.А. Европейское влияние на турецкую архитектуру в XIX в. (на примере религиозных и дворцовых построек) // Проблемы развития зарубежного искусства: Науч. Труды. Вып. 29 / Институт им. Репина. СПб., 2014. — С. 131—141.
3. Goodwin G. A history of Ottoman Architecture. London. 2003. — 512 p.
created by free version of
DociFreezer