Научная статья на тему 'Роль рат в развитии транспортного потенциала СЗФО'

Роль рат в развитии транспортного потенциала СЗФО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалев В.И.

27 апреля состоялось общее собрание Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей и Комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга. Одним из вопросов повестки была подготовка встречи руководителей Министерства транспорта РФ и Полномочного представительства Президента в СЗФО в конце июня текущего года. Российской академии транспорта поручена подготовка доклада об основных направлениях развития транспортного комплекса Северо-Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рат в развитии транспортного потенциала СЗФО»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА •

Роль РАТ в развитии транспортного потенциала СЗФО

В.И. КОВАЛЕВ, президент РАТ, д-р техн. наук, профессор

27 апреля состоялось общее собрание Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей и Комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга. Одним из вопросов повестки была подготовка встречи руководителей Министерства транспорта РФ и Полномочного представительства Президента в СЗФО в конце июня текущего года. Российской академии транспорта поручена подготовка доклада об основных направлениях развития транспортного комплекса Северо-Запада.

Недостаточность проработки региональных аспектов в программных документах Министерства транспорта уже не раз отмечалась специалистами и представителями научной общественности. Одна из причин такого положения дел — отсутствие в транспортном комплексе единой научно-технической политики, помогающей наметить оптимальные решения по развитию и обеспечению взаимодействия различных видов транспорта. Разрозненность действий научно-технической общественности и специалистов различных отраслей транспортного комплекса приводит к принятию противоречивых решений, а значит, необходима их оценка на высшем научно-практическом уровне. Именно эти задачи оказались в последнее время в центре внимания Российской академии транспорта, объединяющей ведущих ученых и специалистов отрасли.

Важнейшее геополитическое значение Северо-Запада для транспортного комплекса России, в том числе для развития системы МТК, привело к острейшей необходимости выработать такую стратегию развития, которую можно было бы впоследствии с минимальными издержками тиражировать на другие регионы.

В этом направлении Российской академией транспорта и Межотраслевым союзом транспортников и предпринимателей сделано уже немало. Начиная с 2004 года разрабатывалось техническое задание на НИР «Стратегия развития транспорта в СЗФО до 2020 года». Члены этих организаций участвовали в разработке методологии построения транспортной системы Северо-Запада, выработке структуры оценочных критериев ее экологической безопасности (что особенно важно в свете разрабатываемого ЕС Плана действий по Балтийскому морю), решении вопросов безопасности судоходства в морских

портах региона и т.д. Союзом транспортников и предпринимателей разработан проект состава организаций — исполнителей НИР «Стратегия развития транспортного комплекса Северо-Запада», где Российской академии транспорта, наряду с ИПТ РАН и Межотраслевым союзом транспортников и предпринимателей, предназначена разработка вопросов, связанных с построением системы взаимодействия различных видов транспорта, созданием на ее основе концепции развития транспортной системы и определения ее основных технико-экономических показателей, а также правовое и методическое обеспечение разработки и реализации НИР.

На круглом столе «Взаимодействие власти и бизнес-сообщества при реализации приоритетных проектов транспортного комплекса Северо-Запада», проведенном по инициативе Союза транспортников и предпринимателей в сентябре 2006 года в рамках Международной выставки и конференции «Транспорт и международный транзит ТРАНСТЭК-2006», были приняты Рекомендации, где одним из пунктов предполагалось создание на базе РАТ совместно с Минтрансом РФ Единого экспертно-координационного совета (ЕАТС), который станет органом формирования единой научно-технической политики на транспорте России, в частности Северо-Запада, координируя разработки для различных видов транспорта и привлекая к сотрудничеству на конкурсной основе научно-исследовательские учреждения, проектные организации, высшие учебные заведения для решения основных транспортных проблем региона. Для утверждения состава и полномочий этого совета, а также уточнения технического задания на НИР на сегодняшний день решено провести заседание руководства Минтранса и Полпредства Прези-

дента в СЗФО с участием представителей научно-технической общественности.

В преддверии этой встречи, необходимо более конкретно определить ее цели, желаемые и прогнозируемые результаты. Главная задача общественных организаций, принимающих участие в заседании, — показать Министерству транспорта экономический, транспортный, научный потенциал региона, обосновать его роль как экспериментального полигона для отработки общероссийских транспортных технологий, доказать целесообразность выделения средств на соответствующие НИР, представить всесторонне продуманные положения о реализации Единой научно-технической политики и функционировании Экспертно-координационно-го совета, предварительно согласованные с Полномочным представительством Президента РФ в СЗФО. Встреча научной общественности с представителями власти необходима еще и потому, что решение транспортных проблем региона, главным образом — развития мультимодальных перевозок и транзита, создания новых объектов транспортной инфраструктуры, — неосуществимо без преодоления разногласий между интересами отдельных субъектов Федерации, входящих в состав округа, и более отчетливого, чем сегодня, разграничения компетенций и полномочий властей федерального и регионального уровней в области транспортной политики. Это подчеркивалось на рабочей встрече в Полпредстве Президента РФ 25 апреля и на общем собрании 27 апреля представителями Российской академии транспорта Р.М. Гурковым (управляющий вице-президент Союза транспортников и предпринимателей) и Е.П. Дудкиным (председатель Северо-Западного отделения РАТ).

Структура и основные положения доклада, который планируется представить в конце июня министру транспорта РФ, будут, согласно решению общего собрания, разработаны и утверждены оргкомитетом встречи, возглавляемым РАТ и Институтом проблем транспорта РАН, и все перечисленные положения, без сомнения, должны найти в нем свое отражение. В этом случае можно надеяться, что востребованность научного потенциала Северо-Запада повысится, и единая политика на транспортном комплексе региона приобретет реальные черты.

«ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 9 2007 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.