Научная статья на тему 'Роль распространения материалов научных исследований'

Роль распространения материалов научных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научное исследование / распространение / инструмент / роль / общество / scientific research / dissemination / tool / role / society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александра Александровна Жаворонкова

Благодаря распространению материалов научных исследований повышается доступность научных знаний, повышается общее научное образование в обществе, создается действенный инструмент взаимодействия между учеными и обществом. Данный процесс, в свою очередь, также привлекает внимание к актуальным научным проблемам и вызывает интерес к науке в целом. В статье автором описывается важность доступности результатов научных исследований и распространения именно достоверных научных знаний, что позволяет преодолевать барьеры между наукой и обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of dissemination of research materials

Thanks to the dissemination of research materials, the availability of scientific knowledge increases, general scientific education in society increases, and an effective tool for interaction between scientists and society is created. This process, in turn, also draws attention to current scientific problems and arouses interest in science in general. In the article, the author describes the importance of accessibility of research results and dissemination of reliable scientific knowledge, which allows overcoming barriers between science and society.

Текст научной работы на тему «Роль распространения материалов научных исследований»

Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 24—27. State service and personnel. 2024;(3):24—27.

Научная статья УДК 167

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-24-27 NIION: 2012-0061-03/24-113

EDN: https://elibrary.ru/ZTCXTX MOSURED: 77/27-008-2024-03-313

Роль распространения материалов научных исследований

Александра Александровна Жаворонкова

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, chiklozan1983@mail.ru

Аннотация. Благодаря распространению материалов научных исследований повышается доступность научных знаний, повышается общее научное образование в обществе, создается действенный инструмент взаимодействия между учеными и обществом. Данный процесс, в свою очередь, также привлекает внимание к актуальным научным проблемам и вызывает интерес к науке в целом. В статье автором описывается важность доступности результатов научных исследований и распространения именно достоверных научных знаний, что позволяет преодолевать барьеры между наукой и обществом.

Ключевые слова: научное исследование, распространение, инструмент, роль, общество.

Для цитирования: Жаворонкова A.A. Роль распространения материалов научных исследований // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 24—27. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-24-27 EDN: https://elibrary.ru/ZTCXTX

Original article

The role of dissemination of research materials

Alexandra A. Zhavoronkova

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, chiklozan1983@mail.ru

Annotation. Thanks to the dissemination of research materials, the availability of scientific knowledge increases, general scientific education in society increases, and an effective tool for interaction between scientists and society is created. This process, in turn, also draws attention to current scientific problems and arouses interest in science in general. In the article, the author describes the importance of accessibility of research results and dissemination of reliable scientific knowledge, which allows overcoming barriers between science and society.

Keywords: scientific research, dissemination, tool, role, society.

For citation: Zhavoronkova A. A. The role of dissemination of scientific research materials // Public Service and Personnel. 2024. No. 3. P. 24—27. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-24-27 END: https://elibrary.ru/ZTCXTX

Развитие науки играет главенствующую роль в современном пространстве и оказывает ощутимое влияние на все сферы жизни общества. Результаты научных исследований способствуют прогрессу, стремительному развитию технологий и улучшению качества жизни. Без развития науки просто невозможно представить современное общество, так как именно на науке базируются все достижения и инновации. Мы всегда обращаемся к науке, когда хотим расширить свои знания о мире, в котором мы живем, чтобы лучше понимать происходящие в нем процессы, а также делать новые открытия. Именно получение научных знаний приводит к развитию критического мышления, логики и умению ана-

© Жаворонкова А.А. М., 2024.

лизировать. Наука позволяет взглянуть на мир по-новому, наметить новые пути мышления для понимания окружающей нас реальности и принятия обоснованных решений. Также немал оваж-но, что благодаря проведенным исследованиям мы углубляемся в природу конкретных проблем и находим эффективные способы их решения.

В последние годы российская наука развивается стремительными темпами. Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022—2031 гг. Десятилетием науки и технологий в нашей стране. Данное десятилетие включает в себя комплекс всевозможных мероприятий и проектов с непосредственным участием ведущих деятелей науки. Все их объединяет направленность на усиление роли науки и техно-

№ 3/2024

логий в решении важнейших задач развития общества и государства, ее популяризация. Одной из главных задач, обозначенных Президентом Российской Федерации, является повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации, а также для иностранных граждан [1]. Всероссийский центр изучения общественного мнения в 2021 г. провел опрос, в результате которого 60% россиян заявили, что им интересны достижения науки в той или иной степени. Кроме того, 52% опрошенных читают научно-популярные книги и статьи, 74% граждан России увлечены просмотром научно-популярных фильмов и передач, а 86% респондентов положительно отнеслись бы к решению своих родственников или знакомых стать исследователями [2].

В целях распространения знаний об исследованиях, научных работах и самих российских ученых среди широкой аудитории представители власти и общественности готовы оказать всестороннюю информационную и методологическую поддержку тем, благодаря кому наука становится все более доступной для широкой аудитории: представителям научной общественности, молодым ученым, только начинающим свой научный путь, учителям, чтобы они могли донести до всех слоев общества свои научные знания.

В настоящее время государством создаются комфортные условия для распространения информации о науке и деятельности российских ученых, в том числе путем увеличения количества популяризаторов, посредством создания различных платформ, баз данных, площадок и проектов, которые должны стать частью единой системы популяризации науки в нашей стране. Представители органов власти оказывают методологическую и информационную поддержку тем, кто прилагает все усилия для того, чтобы сделать науку доступной для широкой аудитории. Крайне важно — объединить и направить в общее русло усилия с разных сторон в целях освоения новых форматов и приемов популяризации научной деятельности. Разрозненные проекты в виде сайтов, подкастов, сообществ в социальных сетях, лекториев, журналов, баз данных, платформ, фестивалей, выставок, книг, фильмов, научных батлов должны стать частью единой системы для популяризации науки.

Основная цель любого исследования — изучение, описание, объяснение того или иного предмета, явления или процесса или же, например, предложение нового метода решения важной проблемы. Ученые собирают данные, осуществляют наблюдение, проводят эксперименты и анализи-

руют их результаты. В своей работе они используют большой набор методов и инструментов, чтобы получить в итоге как можно более точные и надежные результаты. Обмен научными знаниями является первостепенным способом развития науки в XXI в. Этот процесс позволяет аккумулировать и систематизировать научные знания, исключить дублирование и допущение ошибок, а также обеспечить прозрачность и доступность науки для каждого.

Таким образом, проведение научного исследования — это способ привнести в науку и развитие общества что-то новое, а соответственно, принести пользу не только научному сообществу, но и обществу в целом. Но ведь недостаточно только того, чтобы проводить интересное исследование. Зачастую полученные знания остаются доступными только исследователям в конкретной области и остаются недоступными для широкой общественности. Посредством публикации как способа обмена научными знаниями ученый способен распространять выводы своих исследований, тем самым получить обратную связь от коллег, а также внести вклад в развитие науки.

Распространение результатов научных исследований не менее значимый компонент исследовательского процесса, ведь крайне важно, чтобы результаты исследования были использованы как можно большим количеством заинтересованных лиц. Например, научный эксперимент невозможно считать завершенным, пока не будут опубликованы его результаты. Только опубликованные и распространенные результаты исследований могут быть проанализированы, воспроизведены и определены как научное знание. Этот процесс должен быть доступным для исследователя, а также быстрым, чтобы максимизировать пользу исследования. Только тогда он приведет к лучшему пониманию результатов исследований, улучшению вовлечения общественности в науку и повышению общественного уважения к исследованиям. Кроме того, исследователи вне зависимости от их институциональной принадлежности и финансовых возможностей получат доступ к научным материалам и смогут их использовать, а грамотное распространение облегчит взаимодействие между исследователями всех стран мира, тем самым способствуя обмену идеями и знаниями в глобальном масштабе. Благодаря широкому распространению научных исследований ученые будут иметь высокие показатели цитируемо-сти, что, в свою очередь, может привести к большему признанию в кругах научной общественности. Любое научное исследование и его выводы должны быть доступны любому человеку, имеющему доступ к сети Интернет, чтобы без особых

№ 3/2024

усилий можно было читать, скачивать, использовать размещенные научные материалы без финансовых затрат и юридических вмешательств. Ведь, как уже говорилось выше, материалы научно-исследовательских разработок должны быть доступными для общественности.

Кроме того, благодаря комфортной систематизации и хранению разных публикационных материалов на различных платформах ученые могут определить востребованность своих научных выводов, оценить себя и свои возможности, подобрать источники для написания своих трудов или разместить свои публикации, необходимые для защиты диссертации. Стоит отметить, что открытость и доступность результатов исследований позволяют оперативно получить необходимую информацию из актуальных источников, являются мощнейшим инструментом в оценке эффективности деятельности конкретного ученого или научной организации.

Популяризация науки среди большого количества людей — сложный и трудоемкий процесс. К сожалению, не всегда и не все исследователи и научные организации понимают роль данного явления. Но все же большая часть представителей научной среды признают важность данного процесса, активно принимая участие в распространении информации о новейших исследованиях.

Доступность научных знаний повышает общее научное образование в обществе, создает действенный инструмент взаимодействия между учеными и обществом, что, в свою очередь, улучшает взаимопонимание, привлекает внимание к актуальным научным проблемам и вызывает интерес к науке в целом.

Свободный и комфортный доступ к результатам научных исследований приводит к развитию научной общности, обмену идеями и полученным опытом, развитию и совершенствованию наук, привлечению к науке молодых исследователей. Ведь распространение научных знаний позволит начинающим ученым осознать, что наука — увлекательная и интересная область для их профессиональной деятельности.

Еще одной немаловажной целью доступности научных знаний является расширение научной культуры населения. Она заключается в помощи на пути преодоления предубеждений и стереотипов, которые связаны с результатами научных исследований, тем самым повышении уровня образования в обществе.

Следует отметить, что при распространении результатов исследования каждый должен оценить, приносит ли оно желанные результаты. Для того чтобы измерить общую эффективность, все исследовательские инициативы необходимо подвергнуть всесторонней оценке в целях определе-

ния подходов и инструментов, оказавшихся наиболее успешными, и исключения менее эффективных. Кроме того, нужно постараться сделать так, чтобы исследование выделялось из общей толпы. Эффективность распространения может быть оценена с помощью как качественных, так и количественных измерений. Оценка и отбор наиболее эффективных практик предоставит доказательства наиболее успешных методов достижения вашей целевой аудитории.

Таким образом, распространение сведений об исследователях и их исследованиях — эффективный инструмент информационного сопровождения научных исследований, важный заключительный этап исследовательского процесса, ведь именно он способен гарантировать полезность исследования при передаче его другим. Правильное распространение выводов исследования может привлечь внимание не только других ученых, но и представителей органов власти, тем самым появится возможность оказать социальное, политическое или экономическое воздействие. Иными словами, именно распространение трудов повысит их видимость, понимание и даже исполнение предложенных в них путей решения проблемных вопросов.

Можно сделать вывод, что распространение научных знаний и выводов научных исследований в современном обществе имеет целый ряд значимых преимуществ, играющих далеко не последнюю роль в развитии не только научного сообщества, но общества в целом:

1) повышение уровня образования: популяризация научных знаний помогает широкой аудитории получать доступ к актуальной и достоверной информации о научных открытиях и достижениях. Это способствует повышению уровня образования и расширению кругозора людей;

2) всесторонняя поддержка научного развития: активный обмен научной информацией между представителями научного сообщества и обществом, получение обратной связи от других ученых, их поддержка;

3) сопутствие научным открытиям и инновациям: научные сообщества и исследователи получают широкую поддержку и понимание своих исследований и открытий, а это дает стимул дальнейшему научному развитию и появлению новых инноваций;

4) расширение общественного диалога: доступность научных знаний для любого человека способствует общественному диалогу по актуальным научным вопросам и проблемам, что, в свою очередь, может помочь широкой аудитории понять суть того или иного процесса и принимать участие в обсуждении актуальных научных вопросов;

№ 3/2024

5) воодушевление молодого поколения: открытость научных исследований вдохновляет молодых исследователей и заинтересовывает их возможными научными открытиями и построением карьеры в научной сфере. Это способствует всестороннему развитию начинающих ученых и будущего научного потенциала.

Таким образом, развитие научной популяризации в мире и в России в частности вызвано крайне острой необходимостью распространения именно достоверных научных знаний, ведь кто, как не они, — основа развития всех сфер жизни нашего общества. Наука является чуть ли не единственным достоверным источником получения знания и сведений об окружающей нас действительности. Зачастую знания, полученные в процессе конкретных исследований, могут быть недоступны для изучения и восприятия людей. Поэтому именно популяризация научных исследований позволяет сделать их достоянием широких масс населения, тем самым выступая одной из сторон образования, воспитания и просвещения.

«Открытость науки» — таким должен быть лозунг современного российского общества, чтобы достичь общедоступности научных исследований.

Именно распространение результатов научных знаний, их популяризация приводят к преодолению барьеров между наукой и обществом, помогают широкой аудитории вникнуть в различные концепции и теории и применить их в реальной жизни, позволяют сформировать критическое научное мышление у людей, что является ключевым в условиях современной информационной эры.

Список источников

1. Ь11р8://наука.рф/аЪои1/

2. https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/nauchpop-v-trende

References

1. https://наука .Russian Federation/about/

2. https: //wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/nauchpop-v-trende

Информация об авторе

Жаворонкова А.А. — научный сотрудник отделения планирования

и координации научной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России

Статья поступила в редакцию 15.07.2024; одобрена после рецензирования 18.07.2024; принята к публикации 23.07.2024.

Information about the author

Zhavoronkova A.A. — Researcher at the Department of Planning and Coordination of Scientific Activities of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article was submitted 15.07.2024; approved after reviewing 1 8.07.2024; accepted for publication 13.07.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА 11 ПРАВА

Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.

ISBN: 978-5-238-03605-2

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

№ 3/2024

--27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.