Научная статья на тему 'РОЛЬ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (для трудового воспитания студентов и развития их устной речи)'

РОЛЬ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (для трудового воспитания студентов и развития их устной речи) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
периодическая печать / газеты / журналы / воспитание / развитие речи / русский язык / студенты / процесс

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наврузова Гулшан Турсуновна, Кайсова Шарофат Айдаралиевна

В данной статье авторами исследуются вопросы роли использования периодики на уроках русского языка, для развития у студентов устной речи и трудолюбия. Приводятся методы работы подготовки студентов к чтению книг, газет и журналов в процессе занятий. Также авторы приводят поэтапное описание работы с периодикой в процессе занятий, которая была проведена при непосредственом участии самих авторов и их студентов в ТГФЭУ. Следует отметить, что в работе с газетными материалами надо больше внимания уделять таким её видам, которые максимально повышают активность обучающихся, вызывают интерес к теме, способствуют развитию речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (для трудового воспитания студентов и развития их устной речи)»

РОЛЬ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА (для трудового воспитания студентов и развития их устной речи)

НАВРУЗОВА ГУЛШАН ТУРСУНОВНА

к.п.н., заведующая кафедры русского языка Таджикского государственного финансово-

экономического университета Таджикистан, Душанбе

КАЙСОВА ШАРОФАТ АЙДАРАЛИЕВНА

старший преподаватель кафедры русского языка кафедры русского языка Таджикского государственного финансово-экономического университета Таджикистан, Душанбе

Аннотация. В данной статье авторами исследуются вопросы роли использования периодики на уроках русского языка, для развития у студентов устной речи и трудолюбия. Приводятся методы работы подготовки студентов к чтению книг, газет и журналов в процессе занятий.

Также авторы приводят поэтапное описание работы с периодикой в процессе занятий, которая была проведена при непосредственом участии самих авторов и их студентов в ТГФЭУ.

Следует отметить, что в работе с газетными материалами надо больше внимания уделять таким её видам, которые максимально повышают активность обучающихся, вызывают интерес к теме, способствуют развитию речи.

Ключевые слова: периодическая печать, газеты, журналы, воспитание, развитие речи, русский язык, студенты, процесс;

В период глобализации и динамичного развития общества долгом каждого уважающего себя преподавателя является повседневно знакомить студентов с публикуемыми в газетах и журналах и материалами о политической хозяйственной и культурной жизни страны, о труде, о жизни и борьбе за права и свободу народов в зарубежных странах, о достижениях современной науки и культуры.

С чего начинать подготовку студентов к чтению газет и журналов? Прежде всего студентам ставятся вопросы: Какие газеты и журналы вы сейчас читайте? Какие ещё газеты и журналы знаете? Что вам больше всего нравится читать в газетах? Однако, выявилось и то, что многие студенты читают в газетах прежде всего материалы о спорте, а остальное, как они выразились, только просматривают. А это значит, что тот богатый материал, который даёт газета остаётся вне поля зрения студентов.

Также в работе студентов над материалом газет можно выделить четыре основных этапа.

На первом этапе идёт накопление газетам лексики, основная задача состоит в активном её ускорении и применении.

На втором этапе студенты просматривают ряд газет, отбирают и читают отдельные абзацы, небольшие статьи, информацию используют фотоснимки. Весь собранный материал тематически группируется, ведётся работа над определённым текстом, проводятся беседы по содержанию.

На третьем этапе студенты учатся самостоятельно составлять план прочитанной статьи и пересказывать её по плану.

На четвёртом этапе ребята самостоятельно работают с газетой, получают задание на дом.

При изучении темы «Таджикистан мой край родной», мы используем газетный материал в карточках, обязательно отмечаем, из какой газеты он взят - даётся название, номер газеты, число страниц, название статьи. В каждой карточке название месяца, года, знаменательные события этого месяца. Студентам предлагается самостоятельно подготовить выступления по карточкам.

На следующее занятие одни студенты зачитывают карточки, другие пересказывают содержание включённого в них материала. В карточку включаются 2-3 материала на одну тему и задание к каждому из них; студентам предоставляется право выбора материала, и заданий; поощряются за умение самостоятельно дополнить ту или иную карточку, после работы с газетным материалом. Также газетный материал очень часто используем на уроках русского языка. Это карточки с вырезками из газет и наклеенными текстами, сообщениями, фотоснимками. В целях побуждения интереса обучающихся, вызвать у них активность, нужно предлагать задания с элементами самостоятельного поиска. Так, например, целесообразно давать перевод или толкование новых слов и выражений газетной статьи, что учит студентов работать со словарями.

В работе с газетными материалами надо больше внимания уделять таким её видам, которые максимально повышают активность обучающихся, вызывают у них интерес к теме, способствуют развитию их устной речи.

Изучение русского языка на материалах газет содействует более быстрому и активному усвоению обучающимися живого языка нашей современности, постоянному идейному росту, выработке чёткой жизненной позиции.

Учебная программа требует осуществления межпредметных связей. Уроки русского языка самым тесным образом связаны с уроками литературы, чтения. Такая взаимосвязь содействует развитию художественной восприимчивости, воспитанию любви к языку, развитию речи и языкового чутья. Использование на уроках русского языка примеров из изучаемых литературных произведений проявляет интерес и внимание к предмету. Применение художественных текстов предлагает решение различных по степени трудности задач:

1) Первая, менее трудная, это использование текста в иллюстративном плане, когда преподаватель предлагает студентам вспомнить и привести в качестве подтверждения примеры из художественного произведения на определённое правило, например, повествовательное, вопросительное и побудительное.

2) Вторая задача - привлечение литературного материала при объяснении нового грамматического правила. Здесь задача усложняется тем, что студенты стоят перед необходимостью подыскать не на известные им уже ранее грамматические правила, а на новые, те, которые им ещё предстоит осмыслить, закрепить, научиться пользоваться ими. Преподавателю иногда следует облегчить задачу обучающихся; назвать произведение, главу или отдельный эпизод. Грамматическое задание на таком уроке и превращает работу в автоматический подбор нужных примеров, потому, что преподаватель обязательно отводит время и для беседы на этические и эстетические темы, поднятые в произведении и отражённые в подобранном материале.

Следует отметить, что подбирая примеры к грамматическим правилам, из художественной литературы студенты идут не от правила к языку, а от живого языка, от наблюдения над языком к выводу. Богатые возможности для привития интереса к профессиям. Проводиться беседа о профессиях родителей студентов; предлагается им поинтересоваться, где работают их родители, и рассказать об этом на следующем уроке. Ребята сами делают вывод, что надо хорошо учится, упорно трудиться, быть настойчивым в достижении поставленной цели. При изучении стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» обращается внимание ребят на то, что и труд умственный на благо народа.

Уроки русского языка также предоставляют богатые возможности для воспитания обучающихся в духе трудолюбия, и ориентируют студентов на необходимость получить в будущем определённую профессию. К каждому уроку преподаватель старается подобрать слова, примеры - предложения, составляем карточки, воспитывающие у студентов трудолюбие, настойчивость, интерес к русскому языку, любовь к Родине, обеспечивать единство учебно-воспитательного процесса.

Внеаудиторная работа по русскому языку и литературе (конференции, утренники, экскурсии, кружковая работа, подготовка материала, оформление альбомов, выпуск стенных газет, подбор материалов) воспитывает у студентов трудолюбие, настойчивость, помогает расширить их познания в области литературы, приучает пользоваться русским языком в повседневном общении с товарищами.

Работу над диалогической и монологической речью стараемся проводить систематически, на каждом уроке, начиная с первого дня обучения русскому языку. На уроках чтения и литературы стараемся воспитывать у своих студентов уважение к труду и рабочим профессиям на примере изучаемых текстов.

При кафедре русского языка Таджикского государственного финансово-экономического университета работает кружок «Выучи русский язык», в котором занимаются студенты с хорошей языковой подготовкой. Всё это повышает интерес к изучению русского языка. Часто используем материалы, обладающие огромной воспитательной силой, которые воспитывают у студентов любовь к Родине и уважение к труду.

Следует отметить, что книга - необычайно сложное общественное явление. Книга могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Книги будут играть огромную роль в формировании личностных и моральных качеств у студентов, ибо именно в книге они будут сталкиваться с различными жизненными ситуациями. Ситуации, приведенные в книгах авторами, иногда могут быть вымышленными, но они заставляют своего читателя принимать виртуальное участие в происходящем и делать заключения, которые, в свою очередь, развивают у читателя их критическое мышление и устную речь.

Поэтому, преподаватели должны приложить все усилия для привития любови к чтению у своих студентов. Советовать читать как можно больше книг, журналов, газет, потому что, именно, из них они узнают много интересного и даже имеют возможность печатать свои рассказы, притчи в университетской газете.

Работа над материалами периодической печати на уроках русского языка в нерусской аудитории помогает добиться прочных навыков устной речи, вырабатывает быструю реакцию при ответах на вопросы, обеспечивает высокий уровень знаний необходимых для бесед на общественно политические темы для сообщений. Неоспорима идейно-воспитательная ценность актуальных газетных материалов, умело и целенаправленно привлекаемых преподавателем для воспитания чувства патриотизма, для развития интереса к событиям международной жизни.

Работу по материалам периодики можно организовать при изучении любого раздела программы по русскому языку - виды её разнообразны.

И очень важно, чтобы такая работа проводилась целенаправленно и систематически, потому что воспитывать в человеке устремлённость к высоким общественным целям, идейную убеждённость, подлинно творческое отношение к труду, стремление и умения отстоять мир -это одна из первостепенных задач. Здесь проходит очень важный фронт борьбы за демократию и от наших побед на этом фронте будет всё больше зависеть и ход экономического строительства, и социально политическое развитие нашей страны, стран СНГ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Городиловой Г. Г. Практикум по развитию речи. Учебное пособие для студентов национальных групп пединститутов. Часть 2: - Л.: Просвещение -1991г.

2. Кожина М. М. Стилистика русского языка. -М.: Просвещение, 1977г.

3. Лысаковой И. П. Методика обучение русскому языку как неродному: Учебное пособие. -М.: Русайнс, 2015 г.

4. Шпак И.А. Работа с газетным текстом, как средства актуализации учебного материала в старших классах средней школы. Иностранные языки в школе. 1993 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.