Научная статья на тему 'Роль пунктуации в обучении иностранному языку студентов-экономистов'

Роль пунктуации в обучении иностранному языку студентов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУНКТУАЦИЯ / PUNCTUATION / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / METHODS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES / НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК / AIMED AT PUNCTUATION MISTAKES CORRECTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жердева Оксана Николаевна

Статья посвящена обсуждению вопроса обучения пунктуации студентов, анализу часто встречающихся пунктуационных ошибок. Автор статьи уделяет особое внимание аспекту деловой переписки, поскольку изучение деловой корреспонденции входит в программу обучения бакалавров направлений подготовки «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит», «Менеджмент». В статье описываются виды упражнений, которые, по мнению автора, способствуют формированию пунктуационной грамотности. В основе использования данных упражнений лежит принцип последовательности (от простого к сложному) и принцип системности, что позволяет снять трудности и формировать навыки пунктуационной грамотности. В статье представлены упражнения, связанные с составлением отдельных предложений, упражнения, связанные с составлением и записью текстов, упражнения, связанные с написанием диктантов и с составлением текстовых блоков. Все виды упражнений прошли апробацию в студенческих группах Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of students’ punctuation literacy and analysis of their common punctuation mistakes. As studying of business correspondence is included in bachelors’ foreign language program of “Accounting”, “Finance and credit”, “Management” degrees, the author gives special weight to this issue. Different types of exercises which according to the author’s opinion can be used for punctuation literacy training are described in the article. Based on the principle of consistency (from simple to complicated) they let remove difficulties in the process of punctuation literacy training. The author illustrates the exercises aimed at the development of such written language skills as: making of ordinary sentences and connected texts and writing of dictations. The efficiency of all types of exercises has been proven among the students of Barnaul branch of Financial University under the Government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль пунктуации в обучении иностранному языку студентов-экономистов»

УДК 81(35)

ГРНТИ 16.35.51

РОЛЬ ПУНКТУАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

ЖЕРДЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Философия, история и право» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Барнаульский филиал,

656000, г. Барнаул, пр. Ленина, д.54, Россия E-mail: ONZherdeva@fa.ru

Аннотация: Статья посвящена обсуждению вопроса обучения пунктуации студентов, анализу часто встречающихся пунктуационных ошибок. Автор статьи уделяет особое внимание аспекту деловой переписки, поскольку изучение деловой корреспонденции входит в программу обучения бакалавров направлений подготовки «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит», «Менеджмент». В статье описываются виды упражнений, которые, по мнению автора, способствуют формированию пунктуационной грамотности. В основе использования данных упражнений лежит принцип последовательности (от простого к сложному) и принцип системности, что позволяет снять трудности и формировать навыки пунктуационной грамотности. В статье представлены упражнения, связанные с составлением отдельных предложений, упражнения, связанные с составлением и записью текстов, упражнения, связанные с написанием диктантов и с составлением текстовых блоков. Все виды упражнений прошли апробацию в студенческих группах Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

Ключевые слова: пунктуация, методика преподавания иностранных языков, упражнения, направленные на коррекцию пунктуационных ошибок.

THE ROLE OF PUNKTUATION IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALITIES

Охana N. Zherdeva

Candidate of Philological Sciences, Assistant professor of Philosophy, History and Law department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656000, Barnaul, Lenin St., bld. 54, Russia E-mail: ONZherdeva@fa.ru

Abstract. The article deals with the problem of students' punctuation literacy and analysis of their common punctuation mistakes. As studying of business correspondence is included in bachelors' foreign language program of "Accounting", "Finance and credit", "Management" degrees, the author gives special weight to this issue. Different types of exercises which according to the author's opinion can be used for punctuation literacy training are described in the article. Based on the principle of consistency (from simple to complicated) they let remove difficulties in the process ofpunctuation literacy training. The author illustrates the exercises aimed at the development of such written language skills as: making of ordinary sentences and connected texts and writing of dictations. The efficiency of all types of exercises has been proven among the students of Barnaul branch of Financial University under the Government of the Russian Federation.

Key words: punctuation; methods of foreign language teaching; exercises, aimed at punctuation mistakes correction.

При обучении иностранному языку на пунктуацию, к сожалению, обращают мало внимания. Данный аспект обычно не включается и в те программы направлений подготовки бакалавриата, где иностранный язык является специальностью. В отечественных и аутентичных учебниках этот раздел также не представлен. В лучшем случае дается схема с примерами употребления знаков препинания, без объяснения частных случаев, семантических

и синтаксических предпосылок к употреблению того или иного пунктуационного знака. Однако грамотная расстановка знаков препинания является, на наш взгляд, важной составляющей в обучении иностранному языку, в том числе на экономических направлениях, в программу которых входит курс деловой переписки.

В результате анализа письменных работ студентов-экономистов мы выявили типичные пунктуационные ошибки и обозначили виды

пунктуационных упражнений, выполнение которых позволяет их предупредить:

Списывание как вид пунктуационного упражнения. Это упражнение заключается в переписывании учащимися из какого-либо источника дидактического материала в форме отдельных предложений или текста с одновременным выполнением пунктуационных заданий. Такое упражнение выполняется самостоятельно, затем производится пунктуационный разбор в классе. При списывании обучение опирается на зрительную память.

Упражнения, связанные с составлением отдельных предложений. Данный тип упражнений связан с определенным пунктуационным правилом и направлен на формирование навыка расстановки знаком препинания:

- дополнить предложение (дана его часть: начало, середина или конец);

- составить предложения по схеме;

- составить предложений из отдельных слов и словосочетаний.

Упражнения, связанные с составлением и записью текстов:

- составление ситуации из нескольких логически связанных предложений;

- составление текста по картинке (описание картинки);

- заметки по прослушанному аудиотексту (предварительно послушать небольшой текст, затем оформить заметку по прослушанному материалу «Рабочие записи журналиста») [1];

- составление развернутого ответа на вопрос преподавателя (включающего несколько предложений);

- составление рассказа на тему урока.

Упражнения, связанные с написанием

диктантов.

Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды пунктуационных диктантов: полный, выборочный, творческий.

- полный или традиционный диктант (запись текста под диктовку с расстановкой знаков препинания;

- неполный (выборочный) диктант (учащийся записывает только то, что считает важным, например, в теме «Еда» один из учеников диктует рецепт, а остальные записывают только самое важное, что поможет им воспользоваться данным рецептом);

- творчески диктант (учащийся меняет при записи отдельные фрагменты, вставляя ибо синонимичные слова (выражения), либо выражая мысль с помощью других грамматических средств (причастных оборотов, распространенных определений и т.д.);

Интересным и апробированным нами видом упражнений, тренирующих навыки пунктуации, являются так называемые текстовые блоки. Текстовые блоки могут быть составлены по тексту, как правило, это должен быть текст (сказка, рас-сказ, рецепт, указание (инструкция) с последова-тельно разворачивающимся сюжетом [2, с. 33]: Ein Märchen Textgerüst 1:

1) arm, Frau - (vor, lang, Zeit) leben - klein, Hütte.

2) ( ) (jeder Tag) gehen - Wald Z: sammeln - Holz.

3) ( ) - (ein Tag) begegnen - alt, Mann

R) (Mann) - tragen - groß, Sack - Rücken.

4) (Mann) - grüßen - (Frau)+ sagen

5) Bed: du - (ein Jahr) aufheben - Sack - dein Hütte dann: du - (reich) belohnen (P).

6) du - (aber) dürfen(/), öffnen - Sack

7) Frau - stellen - Sack - Ecke + legen - alt, Kleider auf (Sack).

8) (ein) Jahr - vergehen + r Alte -zurückkommen (/)

9) es - (eine Nacht) werden, so hell - Hütte F: Frau - meinen:

Sonne - aufgehen (iR).

10) (Frau) - aufstehen

+ sehen: Sack - leuchten - (wie) Gold.

11) diese, Entdeckung - verändern - ganz, Leben (Frau)

12) (Frau) - (anfangs) beachten (/) - Sack Ggs: (_) - (jetzt) werden, immer neugieriger.

13) (J - (nachts) (unruhig) sich wälzen - Bett G: Geheimnis - rauben - Schlaf - (Frau).

14) (Frau) - (schließlich) (nicht mehr) können aushalten - es.

15) zwar: () - wissen: es - verbieten (=P) aber: () - beschließen: öffnen - Sack.

16) (J - hängen - Decke - (vor) Fenster dann: Q - anzünden - Kerze

+ gehen - Ecke (Zimmer).

17) -näher kommen gz: ( ) - glauben: hören - fein, Stimme.

Список использованных источников:

1. Гринько Е.В., Роль самостоятельной учебной деятельности студентов не языковых вузов в процессе изучения иностранного языка и способы ее активизации // Сб. : Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход-2013Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.В. Рогозиной. - Барнаул, 2013. С. 62-66.

2. Жердева О.Н., Филонова М.В., Хабарова Л.И. Об особенностях работы над грамматическим материалом в поэтических текстах со студентами неязыковых вузов //Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, Барнаул, 2012. С. 31-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.