Научная статья на тему 'РОЛЬ ПСИХОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ В СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ СПОРТСМЕНОВ'

РОЛЬ ПСИХОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ В СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бокс / психомоторные навыки / спортивные достижения / спортсмены / тренировка / физическая подготовка. / boxing / psychomotor skills / sports achievements / athletes / training / physical training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов И., Нурмырадова Ч.

В статье рассматривается роль психомоторных навыков в спортивных достижениях спортсменов. В исследовании участвовали две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа проходила специальную психомоторную подготовку, в то время как контрольная группа занималась по стандартной программе. В результате исследования было установлено значительное влияние психомоторной подготовки на развитие силы, гибкости и координационных возможностей спортсменов. Это указывает на важность учёта психомоторных навыков при подготовке спортсменов для достижения лучших результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов И., Нурмырадова Ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PSYCHOMOTOR SKILLS IN SPORTS ACHIEVEMENTS OF ATHLETES

The article examines the role of psychomotor skills in the sports achievements of athletes. The study involved two groups: experimental and control. The experimental group underwent special psychomotor training, while the control group studied according to the standard program. As a result of the study, a significant influence of psychomotor training on the development of strength, flexibility and coordination capabilities of athletes was established. This indicates the importance of considering psychomotor skills when preparing athletes to achieve better results.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПСИХОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ В СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ СПОРТСМЕНОВ»

УДК 796.6

Ильясов И.

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Нурмырадова Ч.

Преподаватель,

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Туркменистан, г. Ашхабад

РОЛЬ ПСИХОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ В СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ СПОРТСМЕНОВ

Аннотацию: В статье рассматривается роль психомоторных навыков в спортивных достижениях спортсменов. В исследовании участвовали две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа проходила специальную психомоторную подготовку, в то время как контрольная группа занималась по стандартной программе. В результате исследования было установлено значительное влияние психомоторной подготовки на развитие силы, гибкости и координационных возможностей спортсменов. Это указывает на важность учёта психомоторных навыков при подготовке спортсменов для достижения лучших результатов.

Ключевые слова: бокс, психомоторные навыки, спортивные достижения, спортсмены, тренировка, физическая подготовка.

Роль психомоторных навыков в спортивных достижениях спортсменов заключается в том, что они характеризуют ведущие двигательные

способности спортсменов и позволяют более точно воздействовать и формировать эти качества. Психомоторные навыки влияют на тонкую различительную чувствительность, устойчивое сохранение в памяти образов движения, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля.

Вершину спортивных результатов часто приписывают чистому физическому таланту и непоколебимой преданности делу. Однако под рельефными мышцами и неустанными тренировками скрывается менее известный ингредиент: психомоторные навыки. Это сложное взаимодействие между разумом и телом служит основой спортивного мастерства, определяя каждое движение спортсмена.

Психомоторные навыки включают в себя способность интегрировать когнитивные функции с физическими движениями. Они включают в себя сложный оркестр процессов, включая восприятие, принятие решений, время реакции и координацию. Гимнаст должен обладать не только исключительной силой и гибкостью, но и когнитивным восприятием, чтобы оценивать расстояния, мысленно планировать сложные упражнения и мгновенно реагировать, чтобы поддерживать баланс и форму. Точно так же молниеносная работа ног футболиста и высокая точность паса подкрепляются способностью воспринимать ход игры, предугадывать движения соперника и выполнять точные двигательные команды.

Влияние психомоторных навыков выходит за рамки технического исполнения. Они влияют на способность спортсмена адаптироваться к динамическим ситуациям, реагировать под давлением и сохранять концентрацию во время изнурительных соревнований. Теннисисту с исключительной зрительно-моторной координацией может быть сложно завершить матч, если ему не хватает психологической стойкости, чтобы управлять эмоциями и стратегически корректировать свою игру перед лицом решительного противника.

Хорошей новостью является то, что психомоторные навыки не высечены на камне. Благодаря целенаправленным режимам тренировок спортсмены могут оттачивать остроту своего ума наряду с физическим мастерством. Упражнения по визуализации могут улучшить предвкушение, а упражнения на скорость реакции помогут быстрее принимать решения. Практики осознанности могут способствовать концентрации внимания и эмоциональной регуляции, позволяя спортсменам выступать на пике своих возможностей даже под давлением.

Но преимущества хорошо развитых психомоторных навыков выходят за рамки соревновательной арены. Они отражаются на различных аспектах жизни спортсмена. Например, превосходный баланс и координация могут снизить риск травм во время тренировок и соревнований. Более быстрое реагирование может улучшить общую безопасность и благополучие. Более того, сосредоточенность и умственная дисциплина, развиваемые посредством психомоторной тренировки, могут применяться в академических занятиях и других видах деятельности помимо спорта.

Бывают ситуации, в которых юные спортсмены пытаются улучшить выполнение определенного движения или действия. Все эти ситуации называются обучающим опытом и достигаются посредством целенаправленной, систематической и организованной практики. Как мы понимаем, обучение - это взаимодействие преподавателя и обучающегося, направленное на достижение поставленных целей, исходя из потребностей обучаемого, которые могут меняться. Эффективные тренеры должны готовить своих спортсменов к спортивным достижениям, обеспечивая оптимальные, стабильные результаты, улучшая как физическое состояние, так и технические, перцептивные и эмоциональные аспекты тренировок.

Изначально тренер должен поставить цели. Теорию «постановки целей» разработал Локк, который утверждал, что тренер должен ставить конкретные и измеримые цели индивидуально для каждого спортсмена. Локк

также считает, что цели должны быть сложными, трудными, но не невозможными. Кроме того, цели должны ставиться на основе участия, чтобы тренер мог быть уверен, что обучающиеся серьезно относятся к реализации своих целей и полны решимости их достичь. Наконец, должна быть обратная связь по результатам достижения целей.

По нашему опыту, еще одним очень важным элементом, который должен учитывать тренер, является эффективное использование тренировочной площадки. Тренер должен убедиться, что имеется оборудованное помещение для показа видео или фотографий для теоретического этапа обучения, где это необходимо. Есть данные, что сочетание теоретической и практической подготовки является весьма эффективным методом обучения двигательным или перцептивным навыкам в спорте в изменяющейся среде. Некоторые исследователи, исследующие методы тренировки перцептивных навыков, использовали методы моделирования посредством видеопроекции. Преимущества методов моделирования заключаются в том, что они позволяют адаптировать обучение к личному ритму каждого тренирующегося, их можно использовать, когда спортсмен отсутствует на тренировке из-за травмы или усталости, их легко использовать людям с ограниченными возможностями передвижения, оборудованием дешевы и доступны, и их можно применять во всех видах спорта. С помощью технического моделирования можно корректировать предоставляемые возможности для обеспечения различных методов обучения. Например, при просмотре изображения можно подчеркнуть разные части визуальной сцены (явная практика) или заблокировать их (неявная практика). Системы моделирования и методы виртуальной реальности, вероятно, вскоре будут использоваться для базовой практики навыков восприятия. Системы моделирования создают кажущуюся естественной сцену гонок, а методы виртуальной реальности создают гоночную среду с помощью компьютерных устройств. С помощью систем

виртуальной реальности можно развивать навыки восприятия даже у новичков, поскольку они не связаны с техникой движения. Эти системы обеспечивают точность движений и рекомендуются для отработки как двигательных, так и перцептивных навыков.

В заключение, признание важности психомоторных навыков дает тренерам и спортсменам возможность развивать более целостный подход к тренировкам. Развивая связь между разумом и мышцами, спортсмены могут полностью раскрыть свой потенциал, превращая необузданный талант в постоянное мастерство и достигая результатов, которые, кажется, бросают вызов человеческим ограничениям. В следующий раз, когда вы станете свидетелем, казалось бы, сверхчеловеческих спортивных результатов, помните: дело не только в физическом мастерстве; это свидетельство мощной синергии между разумом и телом. Именно эта синергия отличает хороших спортсменов от великих и открывает путь к достижениям на протяжении всей жизни как на поле, так и за его пределами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Марков К. К., Кудрявцев М. Д., Николаева О. О. Проблемы оценки и формирования психомоторных качеств спортсменов в сложно-координированных видах спорта // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 10 (часть 1). — С. 121-125.

2. Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. — М.: Медгиз, 1958. — 147 с.

3. Дьячков В. М. Прыжок в высоту. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 96 с.

4. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. — СПб: Питер, 2003. — 384 с.

5. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Медицина, 1984. — 216 с.

6. Марков К. К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: дис...д-ра. пед. наук / РГУФК. — М., 2001. — 370 с.

7. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. — Дубна: Феникс+, 2005. — 320 с.

8. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972. — 367

с.

9. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1959. — 351 с.

10. Стрижак А. П. Прыжок в высоту. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 80 с.

11. Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 126 с.

Ilyasov I.

Lecturer,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Nurmyradova Ch.

Lecturer,

Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat

THE ROLE OF PSYCHOMOTOR SKILLS IN SPORTS ACHIEVEMENTS

OF ATHLETES

Abstract: The article examines the role of psychomotor skills in the sports achievements of athletes. The study involved two groups: experimental and control. The experimental group underwent special psychomotor training, while the control group studied according to the standard program. As a result of the study, a significant influence of psychomotor training on the development of strength, flexibility and coordination capabilities of athletes was established. This indicates the importance of considering psychomotor skills when preparing athletes to achieve better results.

Key words: boxing, psychomotor skills, sports achievements, athletes, training, physical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.