Территория науки. 2015. № 3
Применение в процессе обучения таких основных интерактивных методов обучения, как разнообразные творческие задания, работа в малых группах, различные образовательные игры, экскурсии, внеаудиторные методы обучения также способствуют развитию потенциала обучающихся, росту их кругозора, как в общекультурной, как и в профессиональной сфере.
Таким образом, применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования является актуальным и перспективным направлением, особенно в условиях постоянного совершенствования и развития системы российского образования.
Список литературы
1. Шабарова М.Н. Образовательные технологии среднего профессионального образования// Успехи современного естествознания. - 2008. - № 4 - С. 91-92.
2. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 13-16.
3. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования// Смальта.
2014. № 5. С. 113-114.
4. Иголкин И.С., Шаталов М.А. Совершенствование механизма интеграции образовательных структур в условиях развития регионального рынка ВПО// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия.
2015. № 2. С. 25-29.
Полухина О.П., Полянская Н.В.
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: психологическая культура преподавателя,
внутривузовское пространство.
Keywords: psychological culture of the teacher, Intrahigh space.
13
Территория науки. 2015. № 3
Аннотация: В статье дается ответ на вопрос: «В чем заключается психологическая культура? Чем психологическая культура отличается от культуры вообще, каким образом влияет на личностный рост преподавателя современного вуза, на его профессионализм?»
Abstract: the article gives the answer to the question: «what is the psychological culture? The psychological culture different from the culture in General, how does affect the personal growth teacher of modern University for his professionalism?»
В современной науке и практике существует множество определений понятия «культура», существуют десятки подходов к ее изучению, множество теоретических концепций, моделей и их видов раскрывают этот феномен. К тому же вполне самостоятельная система знаний о данном феномене, оформилась как наука культурология, что весьма красноречиво подчеркивает смысловое многообразие психологической культуры. Анализируя различные подходы к пониманию психологической культуры, Л.С. Колмогорова пишет: «Остается проблемой определение понятия «психологическая культура» личности, выделение ее параметров, уровней. Отметим, что термин «психологическая культура» не попал ни в один из отечественных психологических словарей. В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих: коммуникативной культуры, культуры поведения, культуры мышления» (Л.С. Колмогорова).
Современная действительность предъявляет высокие требования к преподавателям высшей школы. Современный преподаватель высшей школы, кроме специальных знаний, должен владеть знанием психологии и педагогики высшей школы, основами управления, владеть умением организовывать и проводить научные исследования и обучение, используя традиционные и инновационные педагогические технологии, владеть специальной терминологией, быть профессионально успешным. Современное состояние процесса обучения в вузе показывает на неготовность преподавателя удовлетворить потребность студента в личностном и профессиональном развитии. Причиной тому является отсутствие стратегии систематического повышения квалификации и непрерывного образования преподавателей с одной стороны, а также отсутствие новых технологий, направленных на развитие
психологической культуры, в т.ч. тренинговых технологий, направленных на формирование данного феномена, что
14
Территория науки. 2015. № 3
способствовало бы реализации главной цели образования - дать возможность будущему профессионалу стать успешным.
Образовательная деятельность в высшей школе на современном этапе все больше приобретает опережающий характер, ориентируясь на стремительное развитие всех областей знания. В этой ситуации прослеживается противоречие между признанностью факта, что формирование психологической культуры преподавателя современного вуза является одной из приоритетных целей образования, между необходимостью психологической поддержки формирования психологической культуры преподавателя и отсутствием теоретически обоснованных практико-ориентированных технологий поддержки и содействия преподавателю в данном развитии.
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др. В настоящее время психолого-педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента [7]. С целью повышения качества преподавания, активизации познавательной деятельности преподавателя, необходимо включать новые современные технологии, способствующие более яркому раскрытию творческого потенциала преподавателя, развитию его психологической культуры.
Анализ актуальной научной литературы позволяет констатировать уход в прошлое традиционных схем взаимоотношений преподавателя и студента, где преподаватель является «носителем» знания и его активным «проводником» в сознание обучающихся и является при этом субъектом образовательного процесса, а учащиеся лишь воспринимают знания в качестве «объектов педагогического воздействия». Современная действительность требует того, чтобы и преподаватели, и студенты были активными субъектами образовательного процесса, преподаватель - субъект организации образовательного процесса, а студент - субъект учебной (учебно-профессиональной) деятельности.
Субъектными функциями образования является обеспечение возможностей для личного и профессионального роста студента и преподавателя вуза. Для реализации этих функций созрела необходимость в введении новых технологий обучения и воспитания, таких как тренинговые технологии, спецкурсы, которые помогут в
15
Территория науки. 2015. № 3
преодолении бессубъектности образования, помогут приблизиться к реальной жизни и реальному миру, позволят преодолеть отчуждение преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такие технологии предполагают кардинальный разворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов, они связаны с созданием условий для раскрытия и развития способностей, как студентов, так и преподавателей. «В субъектной технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира личности. Наконец, субъектная технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала при главенствующей роли последнего» [6].
Понятие «психологическая грамотность» впервые введено Е. А. Климовым, рассматривающим психологическую грамотность в контексте культуры, и подчеркивающим, что «... она не сводится к элементам осведомленности человека о фактах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, но предполагает некоторую специфическую воспитанность личности и определенный склад, направленность ума» [4]. В психологическую грамотность входят: «душеведческая направленность» мышления; интерес к
другому; владение элементами психологического познания, т. е. приемами экспресс-диагностики, зондирования в процессе беседы. Значимым является сочетание психологической грамотности и толерантности. Психологические знания о себе рассматриваются как основа социальной адаптивности и успешности, саморазвития, саморегуляции и самокритики. В состав психологической грамотности входит также убежденность в возможности роста и развития. Психологическая грамотность представляет собой совокупность элементарных психологических знаний и умений, осваиваемых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Подразумевается овладение психологическими знаниями, фактами, представлениями, понятиями, законами, умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общественного поведения, деятельности. Психологическая грамотность проявляется в осведомленности по поводу функционирования разнообразных явлений психики в контексте научного знания, житейского опыта. Также предполагается владение способами психологического познания и их применения в социальном поведении.
Именно поэтому в настоящее время требуются новые технологии, направленные на личностную и профессиональную компетентность,
16
Территория науки. 2015. № 3
на психологическую культуру, на формирование профессиональных и личностно-значимых качеств. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.
Список литературы
1. Зинченко В.П., Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. М., 2004, 430 с..
2. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган.- СПб., 2006, 300 с.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М., С.310-311.
4. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия. М., 1974, 402 с.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. - СПб., 1999, 278 с.
6. Сластенин В.А. Субъектная педагогика: контуры новой научной теории / В.А. Сластенин // Негосударственное высшее образование: Теория и современные проблемы : сборник научных трудов. - М., 1999. -213 с.
7. Щепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера / В.М. Щепель. - М., 2002, 312 с.
Сурхаев М. А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М.
ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Дагестанский государственный педагогический университет, Финансовый университет при правительстве РФ
Ключевые слова: информационно-коммуникационная
образовательная среда, образовательные технологии, инновационная деятельность, современный учитель.
Key words: informational and communicational educational circle, educational technologies, innovative activity, modern teacher.
Аннотация: В статье раскрывается проблема подготовки
современного учителя к использованию инноваций в своей профессиональной деятельности в условиях новой образовательной среды. Авторами статьи отмечаются основные средства и модели преподавания в условиях новой информационно-коммуникационной среды, выдвигая на первое место инновационную деятельность
17