Научная статья на тему 'Роль психологической атмосферы семьи в становлении и развитии личности'

Роль психологической атмосферы семьи в становлении и развитии личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / АКТИВНОСТЬ / ИДЕАЛЬНЫЙ / СПЕЦИАЛИСТ / ПОЗИТИВНЫЙ КЛИМАТ / СФЕРА / АТМОСФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разыкова Лола Туйчиевна, Игамова Иноят Сулеймановна, Муратова Шоиста Норбоваевна

В статье авторы всесторонне, убедительно рассматривают психологическую атмосферу семьи, которая оказывает воздействие на развитие и формирование будущего молодого специалиста, повышении интереса студентов в получении знаний, быть всесторонне развитыми, быть конкурентоспособными специалистами, отвечать требованиям образовательных стандартов во всем этом важную и значимую роль играет семья, атмосфера, которая царит в ней, а также педагоги-психологи, на плечи которых ложится ответственность за будущее молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разыкова Лола Туйчиевна, Игамова Иноят Сулеймановна, Муратова Шоиста Норбоваевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль психологической атмосферы семьи в становлении и развитии личности»

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Разыкова Л.Т.1, Игамова И.С.2, Муратова Ш.Н.3

1Разыкова Лола Туйчиевна - доцент;

2Игамова Иноят Сулеймановна - ассистент;

3Муратова Шоиста Норбоваевна - ассистент, кафедра педагогики и психологии, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье авторы всесторонне, убедительно рассматривают психологическую атмосферу семьи, которая оказывает воздействие на развитие и формирование будущего молодого специалиста, повышении интереса студентов в получении знаний, быть всесторонне развитыми, быть конкурентоспособными специалистами, отвечать требованиям образовательных стандартов - во всем этом важную и значимую роль играет семья, атмосфера, которая царит в ней, а также педагоги-психологи, на плечи которых ложится ответственность за будущее молодого поколения.

Ключевые слова: среда, активность, идеальный, специалист, позитивный климат, сфера, атмосфера.

Введение. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок в будущем стал образованным, разносторонне развитым человеком, и кроме того, в первую очередь, полезным для общества и окружающих, а в конечном, квалифицированным специалистом. Для достижения этой цели важную роль в семье играет психологический климат, в котором будущий молодой специалист своим существованием мог бы обеспечить дальнейшее развитие экономики общества, социальной жизни. В этом значении семья - самое священное место в обществе. Только в семье с психологическим комфортом можно стать счастливым человеком, способным чувствовать свою ответственность, а в противном случае - подавленным и несчастным. Общеизвестно, что позитивные аспекты психологической среды в семье оказывают положительное влияние на учебу и поведение воспитанника. Если же у обучаемого имеются проблемы в семье, то его психическое развитие может носить отрицательный характер. В этом случае у него могут возникнуть семейные конфликты. Чем больше он стремится выйти из этой ситуации, тем сложнее становится этот процесс. Поэтому родители не должны подвергать негативному влиянию психическое состояние своего ребенка.

Ребенок, родившийся в противоречивой и нездоровой среде, не будет заботиться о своих родителях, членах семьи, тем более об окружающих. Он может вырасти тираном, эгоистичным, противоречащим интересам общества, человеком, легко доступным влияниям встречающихся негативных явлений. Каждый гражданин нашего общества, каждый родитель несет ответственность за воспитание молодежи. Чужих детей не бывает! Этот вопрос является очень деликатным и чрезвычайно серьезным, который никогда не выпадает из повестки дня, не теряет своей актуальности. Развитие общества зависит от того, как мы решаем эту проблему сегодня. Роль семьи в духовном развитии ребенка, ученика, а затем студента - велика. Семья имеет две важные функции: рождение детей и их воспитание. Успешное воспитание детей, их нравственность и здоровье во многом зависит от психологического климата семьи. Родители должны уделять максимум внимания этому и быть образцовыми самим. Такие отношения между родителями как искренность, доброта, взаимоуважение и забота оказывают положительное влияние на детей. Каждый родитель, заботясь, воспитывая ребенка, думает о том, что же может принести полезного обществу его ребенок в будущем. Эта ответственность ложится, в первую очередь, на плечи родителей.

Успехи в учебе, активность детей часто приписывают родителям. Это, с одной стороны естественно, ибо родители идеальны для своих детей. Родители должны интересоваться и знать о:

• своевременном прибытии ребенка на занятия;

• его друзьях;

• где бывает после окончания занятий, где и как отдыхает;

• участвует ли в общественных работах.

• достижениях и упущениях в учебе и т.д.

При возникновении каких-либо трудностей в учебе, родители должны быть рядом и стараться помочь советом, ребенок должен быть уверен в том, что всегда можно рассчитывать на родителей. Здесь очень важно не преувеличивать заботу. Чрезмерное опекунство и забота могут привести к не желаемым результатам.

Членам семьи следует правильно оценить способности, талант ребенка, стараться организовывать как можно больше культурных и духовных мероприятий. Каждый ребенок обладает способностью соответствовать себе. Здесь очень важно использовать правильный подход и поддержку членов семьи, педагогов, психологов. Не менее значимо, чтобы способность ребенка была направлена в необходимое русло: формировать талант, увеличить желание сделать карьеру, принимать самостоятельные решения.

Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, педагогов недопустимо, ибо подобное подавляет волю, интерес, а затем и чувство ответственности. Делать ошибки ребенку нормально. Помочь устранять упущения, исправлять ошибки, естественно, должны родители, члены семьи. Для этого психологический климат в семье должен быть таким, чтобы ребенок чувствовал, а затем умел правильно оценить любовь и заботу близких людей, доверять им. Возникающие противоречия в семейных отношениях должны быть быстро устранены родителями, поскольку это отрицательно влияет на психологическое благополучие ребенка. Возможно, эти ситуации могут показаться не совсем очевидными. Но ребенок уже стал студентом и в этом случае внутренний опыт студента и его менталитет начинают работать. Значит, противоречивые отношения в семье должны решаться честно и демократично.

Родители хотят и мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но, к сожалению, эти мечты не всегда сбываются. Почему? Причинами могут быть:

- увеличение или уменьшение материальной помощи;

- чрезмерные бесполезные споры при детях;

- чрезмерная уверенность, недоверие;

- ложь, обещание, но невыполнение его;

- не слушать и не слышать своих детей и т.д.

Древняя книга зороастризма «Авесто» описывает семью как святое место, ответственность мужа и жены за стабильность семьи и воспитание детей. Семья, говорится в книге, это место, где люди строят дома, разжигают огонь, оберегают жену и детей.

Несколько слов о психологии студента. Изучение психологии студента необходимо для правильной организации воспитательной работы с молодыми людьми разных возрастов. Подобные исследования могут послужить основой для тщательного пересмотра содержания различных учебных программ, где учитываются элементы социально-семейной педагогики и психологии. Это, несомненно, послужит более удачному внедрению в педагогическом процессе личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении. Вопросу обучения и воспитания нашей молодежи большое значение придается в семье. Здесь уместно привести высказывание главы нашего государства Ш.М. Мирзиёева, где он отметил, что независимо от того, где и кем работают родители, если не будет верховенства семейного воспитания, семейного окружения, семейной честности, то в воспитании ничего не будет достигнуто.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в повышении интереса студентов в получении знаний, быть всесторонне развитыми, быть конкурентоспособными

специалистами, отвечать требованиям образовательных стандартов - важную и значимую роль играет семья, атмосфера, которая царит в ней, а также педагоги-психологи, на плечи которых ложится ответственность за будущее молодого поколения.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш.М. Буюк келажагимизнинг мард ва олижаноб халкимиз билан бирга курамиз. 2017 йил, 488 бет, Узбекистан матбуот ва ахборот агентлигининг "Узбекистан" нашриёт матбаа ижодий уйи.

2. Мирзиёев Ш.М. Эркин ва фаровон Демократик Узбекистан давлатини биргаликда барпо этамиз. 2016 , 56 бет. Узбекистан матбуот ва ахборот агентлигининг "Узбекистан" нашриёт матбаа ижодий уйи.

3. Разыкова Л.Т. Педагогика. Ташкент. Издательство «Фан», 2009.

4. Разыкова Л.Т. Психология. Методическое пособие. Самарканд, 2011.

5. Shamsiyev A.M., Khusinova S.A. The Influence of Environmental Factors on Human Health in Uzbekistan // The Socio-Economic Causes and Consequences of Desertification in Central Asia. Springer, Dordrecht, 2008. С. 249-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.