Научная статья на тему 'РОЛЬ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолингвистика / подростки / интеллектуальные качества / язык / мышление / когнитивное развитие / теория и концепции / социальное влияние. / psixolingvistika / o'smirlar / intellektual fazilatlar / til / fikr / kognitiv rivojlanish / nazariya va konsepsiyalar / ijtimoiy ta’sir.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — У Н. Назирова

в современном обществе подростковый возраст рассматривается как критически важный период для формирования интеллектуальных и личностных качеств. Психолингвистика, изучающая взаимодействие языка и психических процессов, играет ключевую роль в этом процессе. В данной статье освещается роль психолингвистических факторов в формировании интеллектуальных качеств подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PSYCHOLINGUISTIC FACTORS IN THE FORMATION OF INTELLECTUAL QUALITIES OF ADOLESCENTS

zamonaviy jamiyatda o'spirinlik intellektual va shaxsiy fazilatlarni shakllantirish uchun muhim davr sifatida qaraladi. Til va aqliy jarayonlarning o'zaro ta'sirini o'rganadigan psixolingvistika bu jarayonda asosiy rol o'ynaydi. Mazkur maqolada o'smirlarning intellektual fazilatlarini shakllantirishda psixolingvistik omillarning roli yoritib berilgan.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ»

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original paper

© У.Н. Назирова1Н_

1Каршинский государственный университет, Карши, Узбекистан

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: в современном обществе подростковый возраст рассматривается как критически важный период для формирования интеллектуальных и личностных качеств. Психолингвистика, изучающая взаимодействие языка и психических процессов, играет ключевую роль в этом процессе.

В данной статье освещается роль психолингвистических факторов в формировании интеллектуальных качеств подростков.

ЦЕЛЬ: выявить значение психолингвистических факторов в формировании интеллектуальных качеств подростков.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: психолингвистика изучает, как язык влияет на мышление и восприятие мира. В данной статье анализируются теории, концепции Льва Выготского и Жана Пиаже в анализе роли языка в познавательном развитии. Также были рассмотрены три основных аспекта: словарный запас, грамматическая структура и метаязыковые навыки.

В статье роль психолингвистических факторов в формировании интеллектуальных качеств подростков использованы такие методы и принципы, как сравнительный анализ, синтез, анализ, беседа, анкетный комплексный и системный подход, основанный на анализе отечественных и зарубежных источников.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: связь языка и мышления-одна из основных тем психолингвистики и когнитивной психологии. В данной исследовательской работе обсуждались основные психолингвистические факторы, влияющие на развитие интеллекта у подростков, в том числе влияние языка и общения как инструментов когнитивного развития на социальные навыки и формирование мышления.

Язык играет фундаментальную роль в когнитивном развитии человека. Такие ученые, как Выготский, Пиаже, которые глубоко проанализировали исследование, также считали, что язык является результатом когнитивного развития, а не средством мышления. Было выделено несколько ключевых аспектов, демонстрирующих это развитие: такие функции, как организация мышления, общение и социальное взаимодействие, а также когнитивный самоконтроль.

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal ISSN 2992-9024 (online)

Научно-теоретический и методический журнал ОПО/1 Mn7

Scientific theoretical and methodical journal 2024, №/

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: психолингвистические факторы оказывают значительное влияние на формирование интеллектуальных качеств подростков. Язык не только служит средством общения, но и является основным инструментом для развития мышления и когнитивных способностей.

Ключевые слова: психолингвистика, подростки, интеллектуальные качества, язык, мышление, когнитивное развитие, теория и концепции, социальное влияние.

Для цитирования: Назирова У.Н. Роль психолингвистических факторов в формировании интеллектуальных качеств подростков. // Inter education & global study. 2024. №7. B.484-490.

O'SMIRLARNING INTELLEKTUAL FAZILATLARINI SHAKLLANTIRISHDA PSIXOLINGVISTIK OMILLARNING ROLI_

© U.N. Nazirova1®

1Qarshi davlat universiteti, Qarshi, O'zbekiston_

Annotatsiya

KIRISH: zamonaviy jamiyatda o'spirinlik intellektual va shaxsiy fazilatlarni shakllantirish uchun muhim davr sifatida qaraladi. Til va aqliy jarayonlarning o'zaro ta'sirini o'rganadigan psixolingvistika bu jarayonda asosiy rol o'ynaydi.

Mazkur maqolada o'smirlarning intellektual fazilatlarini shakllantirishda psixolingvistik omillarning roli yoritib berilgan.

MAQSAD: o'smirlarning intellektual fazilatlarini shakllantirishda psixolingvistik omillarning ahamiyatini ochib berish.

MATERIALLAR VA METODLAR: psixolingvistika tilning fikrlash va dunyoni idrok etishga qanday ta'sir qilishini o'rganadi. Ushbu maqolada kognitiv rivojlanishdagi tilning rolini tahlil qilishda Lev Vygotskiy va Jan Piagetning nazariyalari, konsepsiyalari tahlil qilingan. Shuningdek, uchta asosiy jihatlar: so'z boyligi, grammatik tuzilish va meta-til qobiliyatlari ko'rib chiqilgan.

Maqolada o'smirlarning intellektual fazilatlarini shakllantirishda psixolingvistik omillarning roli mahalliy va xorijiy manbalarning tahliliga asoslangan holda qiyosiy tahlil, sintez, analiz, suhbat, so'rovnoma, kompleks va tizimli yondashuv kabi usul va tamoyillardan foydalanilgan.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: til va fikrlash aloqasi psixolingvistika va kognitiv psixologiyaning asosiy mavzularidan biridir. Ushbu tadqiqot ishida o'spirinlarda aqlning rivojlanishiga ta'sir qiluvchi asosiy psixolingvistik omillar, shu jumladan kognitiv rivojlanish vositasi sifatida til va muloqotning ijtimoiy ko'nikmalarga ta'siri va fikrlashni shakllantirish masalalari muhokama qilingan.

Til insonning kognitiv rivojlanishida asosiy rol o'ynaydi. Tadqiqotni chuqur tahlil etgan Vigotskiy, Piaje kabi olimlar ham til fikrlash vositasi emas, balki kognitiv rivojlanish natijasi deb hisoblagan. Ushbu rivojlanishni ko'rsatadigan bir nechta asosiy jihatlar: fikrlashni

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

tashkil qilish, muloqot va ijtimoiy o'zaro ta'sir, kognitiv o'zini o'zi boshqarish kabi funksiyalarni ta'kidlab o'tgan.

Xulosa: psixolingvistik omillar o'smirlarning intellektual fazilatlarini shakllantirishga sezilarli ta'sir ko'rsatadi. Til nafaqat aloqa vositasi bo'lib xizmat qiladi, balki fikrlash va kognitiv qobiliyatlarni rivojlantirishning asosiy vositasidir.

Kalit so'zlar: psixolingvistika, o'smirlar, intellektual fazilatlar, til, fikr, kognitiv rivojlanish, nazariya va konsepsiyalar, ijtimoiy ta'sir.

THE ROLE OF PSYCHOLINGUISTIC FACTORS IN THE FORMATION OF

INTELLECTUAL QUALITIES OF ADOLESCENTS_

© Ulguza N. Nazirova1®

1Karshi State University, Karshi, Uzbekistan_

Annotation

INTRODUCTION: in modern society, adolescence is considered as a critically important period for the formation of intellectual and personal qualities. Psycholinguistics, which studies the interaction of language and mental processes, plays a key role in this process. This article highlights the role of psycholinguistic factors in the formation of intellectual qualities of adolescents.

AIM: to identify the importance of psycholinguistic factors in the formation of intellectual qualities of adolescents.

MATERIALS AND METHODS: psycholinguistics studies how language affects thinking and perception of the world. This article analyzes the theories and concepts of Lev Vygotsky and Jean Piaget in the analysis of the role of language in cognitive development. Three main aspects were also considered: vocabulary, grammatical structure and metalanguage skills.

In the article the role of psycholinguistic factors in the formation of intellectual qualities of adolescents, such methods and principles as comparative analysis, synthesis, analysis, conversation, questionnaire complex and systematic approach based on the analysis of domestic and foreign sources are used.

DISCUSSION AND RESULTS: the connection of language and thinking is one of the main topics of psycholinguistics and cognitive psychology. In this research paper, the main psycholinguistic factors influencing the development of intelligence in adolescents were discussed, including the influence of language and communication as tools of cognitive development on social skills and the formation of thinking.

Language plays a fundamental role in human cognitive development. Scientists such as Vygotsky and Piaget, who analyzed the study in depth, also believed that language is

Iqtibos uchun: Nazirova U.N. O'smirlarning intellektual fazilatlarini shakllantirishda psixolingvistik omillarning roli. // Inter education & global study. 2024. №7. С. 484490.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

the result of cognitive development, and not a means of thinking. Several key aspects have been identified that demonstrate this development: functions such as the organization of thinking, communication and social interaction, as well as cognitive self-control.

CONCLUSION: psycholinguistic factors have a significant impact on the formation of intellectual qualities of adolescents. Language not only serves as a means of communication, but is also the main tool for the development of thinking and cognitive abilities.

Key words: psycholinguistics, adolescents, intellectual qualities, language, thinking, cognitive development, theory and concepts, social influence.

Психолингвистика — это междисциплинарная область, изучающая взаимосвязь языка и психологии. В контексте формирования интеллектуальных качеств подростков психолингвистические факторы играют ключевую роль. В данной статье мы рассмотрим, как язык влияет на когнитивное развитие и какие психолингвистические аспекты способствуют формированию интеллекта в подростковом возрасте.

Психолингвистика изучает, как язык влияет на мышление и восприятие мира. Интеллектуальные качества включают в себя способности к анализу, синтезу, логическому мышлению и решению проблем. Вот несколько основных концепций в психолингвистике:

1. Процесс восприятия языка: изучает, как люди понимают и интерпретируют речь и текст. Включает исследования о том, как мы распознаем слова, строим предложения и понимаем смысл.

2. Процесс производства языка: исследует, как люди формируют и произносят свои мысли на языке. Включает этапы от идеи до артикуляции.

3. Языковая память: рассматривает, как информация о языке хранится и извлекается из памяти. Это включает как краткосрочную, так и долговременную память.

4. Языковое развитие: изучает, как дети учат язык, начиная с раннего возраста. Включает теории о том, как они осваивают грамматику, лексику и фонетику.

5. Социолингвистика: исследует, как социальные факторы влияют на использование языка и его восприятие. Это включает диалекты, акценты и изменение языка в зависимости от контекста.

6. Нейролингвистика: изучает связь между языком и мозговой деятельностью. Исследует, как различные области мозга участвуют в производстве и восприятии языка.

For citation: Ulguza N. Nazirova. (2024) 'The role of psycholinguistic factors in the formation of intellectual qualities of adolescents', Inter education & global study, (7), pp. 484-490. (In Russ).

ISSN 2992-9024 (online) 2024, №7

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

7. Когнитивная психология: рассматривает, как когнитивные процессы влияют на язык. Включает исследования о том, как язык влияет на мышление и восприятие мира.

8. Грамматическая теория: изучает, как грамматические структуры формируются и воспринимаются. Включает различные подходы к грамматике, такие как генеративная грамматика и функциональная грамматика.

Эти концепции помогают понять сложные механизмы, которые стоят за использованием языка в человеческой коммуникации.

Связь языка и мышления.

Согласно теории Льва Виготского, язык является инструментом мышления. Он не только отражает когнитивные процессы, но и способствует их развитию[1]. Жан Пиаже подчеркивает, что язык помогает структурировать мысли, что особенно важно в подростковом возрасте, когда происходит активное развитие абстрактного мышления [2].

Следует сказать, что связь языка и мышления-одна из основных тем психолингвистики и когнитивной психологии [3]. Рассмотрим теории Льва Виготского и Жана Пиаже, а также роль языка в когнитивном развитии. Лев Виготский подчеркивал важность социального контекста в развитии мышления. Он предложил концепцию социального конструктивизма, согласно которой:

1. Язык как инструмент мышления: Виготский считал, что язык является основным инструментом, который позволяет детям организовывать свои мысли и взаимодействовать с окружающим миром. Он выделял два уровня языка: внешний (социальный) и внутренний (психический).

2. Зона ближайшего развития (ЗБР): это концепция, согласно которой обучение происходит наиболее эффективно в зоне, где ребенок может выполнять задачи с помощью более опытного человека (например, взрослого или сверстника). Язык играет ключевую роль в этом процессе, так как через него происходит передача знаний и навыков.

3. Внутренний диалог: Виготский утверждал, что внутренний диалог (монолог) является важным этапом в процессе мышления. Дети сначала используют язык для общения с другими, а затем начинают использовать его для саморегуляции и планирования своих действий.

Жан Пиаже предложил теорию когнитивного развития, в которой язык рассматривается как результат когнитивных процессов:

1. Этапы развития: Пиаже выделял четыре стадии когнитивного развития (сенсорно-моторная, предоперационная, конкретные операции и формальные операции). На каждом этапе развивается способность к абстрактному мышлению, которая, в свою очередь, влияет на языковые навыки.

2. Язык как отражение мышления: в отличие от Виготского, Пиаже считал, что язык — это не инструмент для мышления, а результат когнитивного развития. Он

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

полагал, что дети сначала формируют свои концепции и идеи, а затем находят для них языковое выражение.

Роль языка в когнитивном развитии.

Язык играет ключевую роль в когнитивном развитии человека [4]. Вот несколько основных аспектов, иллюстрирующих эту связь:

1. Организация мышления: Язык помогает структурировать мысли, формировать категории и устанавливать связи между понятиями. Это способствует более глубокому пониманию окружающего мира.

2. Общение и социальное взаимодействие: Язык является средством общения, которое позволяет детям обмениваться идеями, получать обратную связь и учиться у других.

3. Когнитивная саморегуляция: через внутренний диалог дети могут планировать свои действия, решать проблемы и контролировать свое поведение.

Психолингвистика исследует взаимосвязь между языком и когнитивными процессами, и несколько факторов могут существенно влиять на интеллект [5]. Рассмотрим три ключевых аспекта: лексический запас, грамматическая структура и метаязыковые навыки.

1. Лексический запас и его влияние на мышление

- Обширный лексический запас: Большой запас слов позволяет более точно и разнообразно выражать мысли. Это способствует развитию абстрактного мышления и улучшает способность к анализу и синтезу информации.

- Связь с когнитивными способностями: Исследования показывают, что уровень лексического запаса коррелирует с общими когнитивными способностями. Люди с богатым словарным запасом обычно лучше справляются с задачами, требующими критического мышления и решения проблем [6].

- Языковая гибкость: Разнообразие в использовании языка позволяет легче адаптироваться к новым ситуациям и находить нестандартные решения, что является важным компонентом интеллектуальной деятельности.

2. Грамматическая структура и когнитивные процессы

- Структурирование мысли: Грамматические конструкции помогают организовать и структурировать мысли. Например, использование сложных предложений позволяет передавать более сложные идеи и отношения между ними.

- Моделирование реальности: Грамматика влияет на то, как мы воспринимаем и интерпретируем мир. Разные языки имеют различные грамматические структуры, что может влиять на когнитивные процессы (например, восприятие времени, пространства и причинности).

- Когнитивные схемы: Грамматические правила помогают формировать когнитивные схемы, которые упрощают обработку информации и позволяют делать выводы на основе имеющихся знаний.

Роль метаязыковых навыков:

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

- Осознание языка: Метаязыковые навыки — это способность осознавать и анализировать язык как систему. Это включает в себя понимание того, как устроены слова, предложения и тексты.

- Развитие критического мышления: Метаязыковые навыки способствуют развитию критического мышления, так как позволяют анализировать и оценивать информацию, а также строить логические аргументы [7].

- Способность к саморегуляции: Осознание языковых процессов помогает лучше контролировать свои мысли и действия, что важно для решения задач и достижения целей.

Таким образом, психолингвистические факторы оказывают существенное влияние на формирование интеллектуальных качеств подростков. При этом язык служит не только средством общения, но и основным средством развития мышления и познавательных способностей. Понимание этой связи может помочь родителям и педагогам создавать более эффективные условия для интеллектуального роста молодежи.

ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. Виготский, Л. С. (1982). *Мышление и речь*. Москва: Педагогика. -C.47.

2. Пиаже, Ж. (1970). *Психология интеллекта*. Москва: Просвещение. -C.59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бандура, А. (1977). *Социальное обучение и моделирование поведения*. Москва: Прогресс. - C. 72.

4. Кулько, Н. А., & Сидорова, Е. В. (2015). *Психолингвистика: теория и практика*. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена. -C. 86.

5. Зимняя, И. А. (2001). *Когнитивная психология: основные понятия и проблемы*. — М.: Академический проект. -C. 54.

6. Флоренская, Т. А. (2010). *Социальный интеллект: от теории к практике*. — СПб.: Питер. -C. 98.

7. Кравцова, Е. В. (2018). *Психолингвистика и её применение в образовании*. — М.: Просвещение. -C. 113.

8. Склярова, Н. В. (2017). *Язык и когниция: психолингвистический подход*. — М.: Наука. -C.26.

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

Назирова Улгуза Насриддиновна, соискатель [Nazirova Ulguza Nasriddinovna,

mustaqil tadqiqotchi], [Ulguza N. Nazirova, researcher]; manzil: O'zbekiston, 180119, qarshi shahri, Ko'chabog'ko'chasi, 17-uy [адрес: Узбекистан, 1801-19, город Карши, поселение, приход 17], [address: Uzbekistan, , 180119, Qarshi, Kuchabog17] u nazirova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.