Научная статья на тему 'Роль психофизиологических особенностей в адаптации водителей категории «в» к управлению автотранспортным средством'

Роль психофизиологических особенностей в адаптации водителей категории «в» к управлению автотранспортным средством Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
387
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / DRIVER TRAINING / PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мухин Евгений Михайлович, Литвинова Надежда Алексеевна, Прохорова Анна Махмутовна, Березина Марина Геннадьевна

В статье представлены результаты исследования по изучению психофизиологических особенностей водителей со стажем вождения до трех лет и их влияния на риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мухин Евгений Михайлович, Литвинова Надежда Алексеевна, Прохорова Анна Махмутовна, Березина Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role psychophysiological features the adaptation of drivers of category «B» to drive a motor vehicle

The results of studies on the psycho-physiological characteristics of drivers with experience of driving up to three year sand their impact on the risk of road accidents.

Текст научной работы на тему «Роль психофизиологических особенностей в адаптации водителей категории «в» к управлению автотранспортным средством»

УДК 612.821

ББК 88

РОЛЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В АДАПТАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ КАТЕГОРИИ «В» К УПРАВЛЕНИЮ АВТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ МУХИН,

заместитель начальника ФКУ НИЦ БДД МВД России E-mail: gaimuhin@rambler. ru; НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ЛИТВИНОВА, доктор биологических наук, профессор, профессор Кемеровского государственного университета

E-mail: nadyakemsu@mail.ru; АННА МАХМУТОВНА ПРОХОРОВА, кандидат биологических наук, доцент, начальник отдела ФКУ НИЦ БДД МВД России

E-mail: anna_prohorova78@mail.ru; МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА БЕРЕЗИНА, кандидат биологических наук, доцент, доцент Кемеровского государственного университета

E-mail: berezina@kemsu.ru Научная специальность 19.00.02 — психофизиология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по изучению психофизиологических особенностей водителей со стажем вождения до трех лет и их влияния на риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: подготовка водителей, психофизиологические особенности, безопасность дорожного движения.

Annotation. The results ofstudies on thepsycho-physiological characteristicsof driverswith experience of drivingup to three yearsand their impacton the risk ofroad accidents.

Keywords: driver training, physiological characteristics, road safety.

В настоящее время водитель автотранспорта — массовая профессия, т.к. автомобиль стал незаменим не только во всех отраслях человеческой деятельности, но и в частной жизни [1, 6, 7]. В настоящее время особую социальную остроту приобрела проблема аварийности на автотранспорте. Рост аварийности обусловлен увеличением парка транспортных средств, изменением скоростных режимов движения, неудовлетворительным состоянием улично-дорожной сети и рядом других факторов. Подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий происходит вследствие сознательного невыполнения требований безопасности участниками дорожного движения. Ситуация осложнена крайне низкой дисциплиной водителей транспортных средств, отсутствием адекватного понимания участ-

никами дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Исследованиями многих авторов показано, что все профессии, по существу, могут быть разделены на два типа: профессии с выборочно направленными жесткими требованиями к определенным психо-физиоло-гическим качествам личности и профессии, не предъявляющие таких требований.

Одни качества, обеспечивающие профессиональную пригодность, могут изменяться и развиваться в процессе профессиональной подготовки и адаптации к условиям труда, другие — более консервативны, мало развиваемы. Чаще всего последние бывают связаны с биологически обусловленными, врожденными морфо-анатомическими или физиологичес-кими особенностями, среди которых

важное место занимают основные свойства нервной системы. Последние, во многом, определяют объем памяти, устойчивость концентрации и переключения внимания, темп восприятия и переработки информации и тем самым позволяют с достаточно высокой вероятностью предсказать типовые модели психической активности и поведения человека в некоторых экстремальных ситуациях [5].

В связи с этим, целью настоящей работы явилось комплексное изучение психофизиологических показателей у водителей городского автотранспорта.

Объект и методы исследования

Объектом исследования были выбраны водители в возрасте от 18 до 58 лет. Выборка составила 300 человек.

Проведенное психофизиологическое обследование включало оценку: 1) функционального состояния нервной системы: латентного периода простой (ПЗМР) и сложной (СЗМР) зрительно-моторной реакций; 2) индивидуально-типологических свойств нервной системы: уровня функциональной подвижности (УФП), силы (РГМ) и уравновешенности (РДО) нервных процессов; 3) индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций: кратковременной памяти, внимания; 4) личностных особенностей (психологические опросники Айзенка, Спилбергера-Ханина, Мини-

2,5

Мульт). Проводился анализ аварийности водителей, прошедших психофизиологическое обследование.

Реализация психофизиологических методик проводилась с помощью автоматизированной программы «Статус ПФ» [2].

При выполнении работы соблюдались следующие условия: исследования проходили в первой половине дня в помещении с оптимальными гигиеническими условиями; в каждом отдельном случае давалась инструкция по выполнению тест-задания.

В целях определения наиболее значимых индивидуально-типологических особенностей в отношении исследования водительской деятельности, нами была применена специальная анкета, позволяющая установить потребность в высоком уровне развития определенных психофизиологических качеств [4].

Результаты проведенного комплексного психофизиологического исследования были обработаны с помощью программы «Statistica 6.0».

Результаты исследования и их обсуждение

На основании экспертной оценки профессиональных водителей, инструкторов по обучению вождению, получена общая профессиограмма, определяющая наиболее значимые в отношении профессиональной успешности индивидуально-типологические особенности водителей.

Из представленной на рисунке 1 профессио-граммы следует, что для успешного выполнения профессиональной деятельности водителей, прежде

2 1,5 1

0,5 0

-0,5

11 16 21 26 31 36 41 Профессиональные качества

Рис.1. Диаграмма профессионально важных качеств водителей - Вестник экономической безопасности -

46

1

6

всего, необходимо обладать в совершенстве следующими качествами: оценивать короткие промежутки времени (секунды, минуты), производить оценку пространственного соотношения предметов или отдельных частей в них, обладать хорошей памятью, способностью к высокой степени концентрации и переключения внимания в короткие промежутки времени, к сохранению в течение длительного времени непрерывного внимания к данному виду деятельности, не снижая свойств внимания.

Успешность профессиональной деятельности водителей зависит также от способностей выполнять длительно точную сенсомоторную деятельность в быстром темпе, от способности повышать при особых условиях темп работы, от способности переносить мелкие неприятные ощущения без потрясений, быстро приспосабливаться к новым и непривычным требованиям, а также быстро принимать решения при изменении ситуации.

Анализ профессиограммы позволяет сделать предположение о том, что, достигнув высоких результатов, водители должны обладать высокими

пропускными способностями информационных процессов и делать меньше ошибок в условиях стресса, быть более устойчивыми к его физиологическим последствиям. На основании экспертных оценок можно считать, что исследование индивидуальных свойств информационных процессов у водителей может иметь прогностическую значимость, позволяя предсказать их поведение в условиях стресса.

Результаты анализа профессиональной деятельности, выраженные в соответствующих профессио-граммах (табл.1) позволяют оптимизировать набор методологических комплексов для психофизиологического отбора.

Таким образом, деятельность водителя предъявляет высокие требова-ния к свойствам информационных процессов человека, в наибольшей мере определяемых свойствами нервной системы, в частности, подвижностью нервных процессов, а также продуктивностью памяти и концентрацией внимания.

Таблица 1

Профессионально значимые психофизиологические показатели соответствующие и несоответствующие профессии водителя

Показатели не рекомендованные условно рекомендованные рекомендованные

Свойства нервной системы

Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), мсек 300 и выше 250-300 249 и ниже

Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР), мсек 490 и выше 422-489 421 и ниже

Уравновешенность нервных процессов (РДО), мсек 49 и выше 29-48 28 и ниже

Сила нервных процессов (РГМ), кол-во сигналов за 5 мин. 513 и ниже 514-577 578 и выше

Подвижность нервных процессов (УФП НП), сек 85 и выше 72-84 71 и ниже

Динамичность нервных процессов, сек 68 и выше 34-67 33 и ниже

Переключение внимания, сек 21 и выше 15-20 14 и ниже

Кратковременная память, балл 39 и выше 40-70 71 и выше

Пространственное восприятие, балл 3 и ниже 4-7 8 и выше

Свойства личности

Тревожность, балл 71 и выше 50-70 49 и ниже

Приспособляемость, балл 65 и выше 55-65 54 и ниже

Активность, балл 49 и ниже 50-70 71 и выше

Истерия, балл 71 и выше 50-70 49 и ниже

Ситуативная тревожность, балл 46 и выше 30-45 30 и ниже

Адаптация

Чувствительность, балл 66 и выше 50-65 49 и ниже

Конфликтность, балл 76 и выше 50-75 49 и ниже

Социальная дезадаптация, балл 66 и выше 50-65 49 и ниже

Депрессия, балл 66 и выше 49-65 48 и ниже

■ водители, не имевшие правонарушений

□ водители, имевшие нарушения ПДД, но без совершения ДТП

□ водители, имевшие нарушения ПДД с совершением ДТП

Рис. 2. Процентное распределение водителей по наличию административных правонарушений

и дорожно-транспортных происшествий

Анализ средних значений психофизиологических показателей водителей позволяет разделить обследованных на 3 группы: 1 группа (16%) — «не рекомендованные» к управлению транспортным средством в связи с низкими психофизиологическими показателями; 2 группа (30%) — «рекомендованные», характеризующиеся высокими показателями структур-но-функциональной организации деятельности нервной системы; 3 группа (54%) — «условно рекомендованные», имеющие средние значения по изучаемым параметрам. Водители, относящиеся ко 2 и 3 группам, характеризуются более высокими показателями восприятия, мышления, высоким уровнем способности оперировать пространственными предметами, концентрацией и переключением внимания, высоким уровнем психо-моторной деятельности, что соответствует индивидуально-типологическим требованиям к водителю.

На втором этапе исследования было выявлено количество человек, имеющих административные правонарушения (ПДД) и дорожно-транспортные происшествия (ДТП), совершенных водителями. Было выделено 3 группы водителей: 1 группа — водители, не имевшие правонарушений; группа 2 — водители, имевшие нарушения ПДД, но без совершения ДТП; 3 группа — водители, имевшие нарушения ПДД с совершением ДТП (рис.2).

Проведенный статистический анализ позволил установить, что 33% обследованных (стаж вождения до 8 месяцев) совершили нарушения ПДД. Из них 4% совершили грубые нарушения ПДД (управ-

ление транспортным средством в нетрезвом состоянии, отказ от медицинского освидетельст-вования, выезд на полосу встречного движения, и т.д.) и 4% явились виновниками в совершении ДТП.

Анализируя основные психофизиологические показатели в группе водителей, имеющих правонарушения, были получены следующие результаты: в среднем 15% имеют показатели памяти ниже нормы, 90% характеризуются низким уровнем объема внимания. Среди показателей нейродинамической сферы наиболее информативными оказались значения силы нервных процессов и зрительно-моторной реакции.

В качестве психофизиологического критерия, косвенно характеризую-щего эффективность выполняемой человеком работы, использовали показатели времени сенсомоторных реакций. Поскольку время простой сенсомоторной реакции является интегральным показателем скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги. Однако основную роль играет проведение возбуждения по центральным структурам, что, по мнению ряда авторов [3, 5, 6], позволяет рассматривать время ПЗМР в качестве критерия возбудимости и лабильности ЦНС, достаточно адекватного показателя функционального состояния нервной системы.

Латентный период ПЗМР имеет значение адекватного показателя функционального состояния нервной системы. Низкий уровень зрительно-моторной реакции определен у 76% водителей, имевших нарушения ПДД, но без совершения ДТП, а в

группе водителей, имевших нарушения ПДД с совершением ДТП этот показатель, увеличивается и составляет 100%.

Изучение простой зрительно-моторной реакции позволило установить, что низкие значения данного показателя отражают более низкую функциональную активность звеньев рефлекторной дуги у водителей, имевших нарушения ПДД с совершением ДТП. Чем меньше времени затрачено на выполнение теста, тем совершеннее функционирование нервной системы. Этот показатель является важным для динамического контроля за функциональным состоянием ЦНС, и удлинение времени реакции говорит о снижении функциональной активности ЦНС.

Среди показателей, характеризующих нейро-динамические функции, обнаружены наиболее достоверные различия по силе нервных процессов (РГМ), двигательно-координационным реакциям (выносливость) и простым сенсомоторным реакциям (табл. 2).

По показателю, отражающему силу нервных процессов (РГМ) выделены две группы водителей — с низким (70%) и средним уровнем (30%). Данные группы характеризуются быстрой утомляемостью, необходимостью в дополнительных перерывах для отдыха, резким снижением продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособностью распределить внимание между несколькими делами одновременно (низким уровнем перераспределения внимания). В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность.

Осуществление простых реакций может происходить без особого участия сознания (ПЗМР), а выполнение сложной реакции выбора (СЗМР) связано

с аналитико-синтетической деятельностью, то есть с центральной обработкой информации, которая включает не только восприятие и ответ, но и анализ, переработку и принятие решения.

Наиболее высокие значения показателя сложной зрительно-моторной реакции регистрируются в группе водителей, имевших нарушения ПДД с совершением ДТП, в условиях выбора им требуется большее количество времени для принятия решения; у них достоверно ниже уровень силы нервных процессов, что свидетельствует о низкой работоспособности и высокой утомляемости.

Полученные данные свидетельствуют о важной роли индивидуальных психофизиологических особенностей, в частности уровня работоспособности головного мозга, сенсомоторных реакций, уравновешенности нервных процессов в приобретении и практическом использовании навыков профессиональной деятельности водителей.

Психофизиологические свойства человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих типов профессиональной деятельности обладают достаточно высокой прогностической ценностью. Предложенное в данной работе комплексное изучение индивидуальных особенностей будущих водителей может охарактеризовать профессиональный статус обучающихся.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что психофизиологические особенности личности водителя влияют на вероятность дорожно-транспортного происшествия и могут являться маркерами риска возникновения ДТП, а также позволяют определить склонность управляющего транспортным средством к совершению ДТП, и не зависят от стажа и опыта вождения, по-

Таблица 2

Психофизиологические показатели водителей

Показатели водители, не имевшие правонарушений (1) водители, имевшие нарушения ПДД, но без совершения ДТП (2) водители, имевшие нарушения ПДД с совершением ДТП (3) Р<0,05

Простая зрительно-моторная реакция, мсек 315,1±4,4 291,6±4,5 347,6±24,7 1-2, 2-3

Сложная зрительно-моторная реакция, мсек 476,7±4,9 473,5±6,9 514,5±18,8 2-3

Работоспособность головного мозга, кол-во сигналов за 5 мин. 549,3±4,3 558,5±5,0 513,8±25,0 2-3

скольку являются индивидуальной характеристикой личности.

fatalities // J. Health Econ, 2005. Vol. 24. № 3. P. 571—589.

Литература

1. Бодров В.А., Орлов В.Л. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., 1998. 218 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иванов В.И., Литвинова Н.А., БерезинаМ.Г. и др. Оценка психофизиологического состояния организма человека («Статус ПФ») // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2001610233 от 5.03.2001. М.: Роспатент. 50 с.

3. Казин Э.М. и др. Практикум по психофизиологической диагностике. М.: Владос, 2000. 128 с.

4. Макаренко Н.В., Пухов Б.А., Кольченко Н.В. и др. Основы профессионального психофизиологического отбора. Киев: Наукова думка, 1987. 244 с.

5. Макаренко Н.В., ЛизогубВ.С. Высшая нервная деятельность человека и профессиональный труд // Актуальные проблемы транспортной медицины, 2008. № 2 (12). С. 10—21.

6. Шамсутдинона Л.Р. Показатели психофизиологического состояния, характерные для водителей автотранспорта, и дополнительные факторы риска, влияющие на надежность труда: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. Тарт. гос. ун-т. Тарту, 1988. 22 с.

7. Dee T.S., Grabowski D.C., Morriscy M.A. Graduated driver licensing and teen traffic

References

1. Bodrov V.A., Orlov V.L. Psihologija i nadezhnost': chelovek v sistemah upravlenija tehnikoj. M., 1998. 218 s.

2. Ivanov V.I., Litvinova N.A., BerezinaM.G. i dr. Ocenka psihofiziologicheskogo sostojanija organizma cheloveka («Status PF») //Svidetel'stvo ob oficial'noj registracii programmy dlja JeVM №2001610233 ot 5.03.2001. M.: Rospatent. 50 s.

3. Kazin J.M. i dr. Praktikum po psihofiziologicheskoj diagnostike. M.: Vlados, 2000. 128 s.

4. Makarenko N.V., Puhov B.A., Kol'chenko N.V. i dr. Osnovy professional'nogo psihofiziologicheskogo otbora. Kiev: Naukova dumka, 1987. 244 s.

5. Makarenko N.V., Lizogub KS. Vysshaja nervnaja dejatel'nost' cheloveka i professional'nyj trud // Aktual'nye problemy transportnoj mediciny, 2008. № 2 (12). S. 10—21.

6. Shamsutdinona L.R. Pokazateli psihofiziologicheskogo sostojanija, harakternye dlja voditelej avtotransporta, i dopolnitel'nye faktory riska, vlijajushhie na nadjozhnost' truda: avtoref. diss. ... kand. biol. nauk. Tart. gos. un-t. Tartu, 1988. 22 s.

7. Dee T.S., Grabowski D.C., Morriscy M.A. Graduated driver licensing and teen traffic fatalities // J. Health Econ, 2005. Vol. 24. № 3. P. 571—589.

H.H. Хилтунов

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Хилтунов Н.Н. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с. (Сер. «Научные издания для юристов»).

На основе действующего законодательства, прежде всего с учетом ст. 143 УК РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 423 ФЗ), уголовно правовой доктрины и сложившейся правоприменительной практики РФ за период с 1999 по 2015 гг. рассмотрены вопросы уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда. Предложены решения по более эффективной уголовно-правовой охране конституционного права на безопасный труд. Для научных сотрудников, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, работников органов, применяющих уголовный закон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.