Роль провинций во внешнеэкономическом развитии КНР и межрегиональные связи России и Китая
ВА. Карпич
(Всероссийская академия внешней торговли)
Развитие регионов Китая рассматривается нами в общем контексте опыта Китайской Народной Республики в области экономической либерализации и внешнеэкономической открытости.
Процесс вступления Китая в торговый обмен с остальным миром растянулся на два десятилетия и стал традиционным примером поступательного открытия экономики для внешнего мира. Китай многое заимствовал из мирового опыта осуществления внешнеторговой политики. В результате осуществлённых реформ в области внешнеторгового регулирования Китай сумел добиться заметного роста объёмов внешней торговли и благосостояния населения в городах и провинциях, ставших главными центрами реформы.
Основным инструментом для привлечения иностранного капитала в форме прямых инвестиций были признаны специальные экономические зоны (СЭЗ). Первыми право проводить "особую политику” и осуществлять "гибкие формы внешнеэкономических связей” получили в 1979 году находящиеся на юго-востоке страны провинции Фуцзянь и Гуандун. Учитывая их расположенность рядом с такими крупнейшими торгово-финансовыми центрами как Гонконг и Макао, где проживает большое количество хуацяо (этнических китайцев), Госсовет КНР специальным постановлением расширил самостоятельность местных органов власти в этих провинциях во внешнеэкономической де-
ятельности. В частности, им было разрешено использовать подрядную систему в области финансов, отчисляя в местные бюджеты часть прироста инвалютной выручки от экспорта.
В 1980 году были созданы четыре специальных экономических зоны на юго-востоке страны (Шэньчжэнь, Чжухай, Сямэнь и Шаньтоу). Пятой специальной экономической зоной стал остров Хайнань в 1988 году. В последующие годы для иностранного капитала были открыты 14 приморских городов вдоль всей линии побережья, созданы зоны технико-экономического развития, экспортной переработки и т.д. Все эти зоны различались по полномочиям, предоставляемым местным органам власти в области осуществления экономической политики, налоговым и другим льготам, предоставляемым совместным предприятиям и т.п.
В специальных экономических зонах Китая очень быстро были созданы специфические режимы внешнеторгового регулирования, отличающиеся от общенационального режима значительно большей степенью свободы, предоставляемой участникам внешнеторговой деятельности. Этот крупномасштабный эксперимент по построению внешнеторговой системы, действующей по рыночным принципам, в отдельно взятых районах привёл к значительной дифференциации развития регионов Китая. Специальные экономические зоны превратились в анклавы быстрого роста.
Провинции Китая активно участвуют в региональных программах. В этом отношении наиболее заметны следующие китайские регионы:
- провинция Юньнань в программе "Большой субрегион Меконга”;
- провинция Синьцзян в программе "Центральная Азия”;
- провинция Внутренняя Монголия в программе "Субрегион Китай-Мон-голия”.
Улучшение приграничных режимов в рамках этих инициатив позволяет сокращать бедность, присущую регионам, в которых проживает значительное количество китайцев. Осуществляется несколько проектов строительства дорог, которые свяжут провинцию Юньнань и юго-запад Китая с другими странами "Большого Меконга”. Ведется также работа над проектом, который поможет регионам Китая и Монголии совместно противостоять загрязнению от пылевых и песчаных бурь.
Важным аспектом внешнеторговых реформ в КНР являлась децентрализация мер регулирования. Полномочия по установлению правил регулирования внешнеторговой деятельности передавались от разнообразных структур центра органам местного самоуправления и их службам. Первыми дополнительные полномочия в этой области получили региональные органы власти, которые могли теперь учреждать собственные внешнеторговые предприятия и осуществлять через эти предприятия торговлю некоторыми товарами. Были расширены полномочия уже самих предприятий, которые получили некоторую независимость от центральных и местных органов власти в том, что касалось определения объёмов импортируемой и экспортируемой продукции, заключения контрактов с производителями этой продукции. На данную продукцию цены определяются в некоторой степени самостоятельно. Эти реформы заложили основу последующей специализации Китая на мировом рынке, создав условия для накопления капитала предприятиями-учас-тниками внешнеторговой деятельности, а также создав условия для мощного пере-
тока людских ресурсов из менее развитых внутренних районов страны, в более развитые приморские районы, построившие своё благополучие в первую очередь на основе торговли с внешним миром.
На сегодня внешнеэкономическое сотрудничество регионов Китая выглядит следующим образом.
В 2003 году наиболее крупным экспортером сельскохозяйственной продукции была провинция Шаньдун - первое место (5080 млн долл.), второе место занимает провнция Гуандун ( 2810 млн долл.), на третьем месте провинция Чжэцзян (1820 млн долл.). Что касается импорта, то крупнейшим импортером продукции является провинция Гуандун - (4090 млн долл.), за ней следует провинция Шаньдун (3480 млн долл.), третье место занимает провинция Цзянсу - (2470 млн долл.).
Из приведенных данных следует, что наиболее активными в экспортной и импортной деятельности страны являются южные и восточные провинции Китая, которые, располагая высокоразвитой инфраструктурой и современными морскими портами, стали своего рода посредниками во внешней торговле для других регионов страны. Через них проходят большие объемы продукции внешней торговли, производство и потребление которой осуществляется практически по всему Китаю.
В 2003 году по сравнению с 2002 г. увеличились объемы приграничной торговли: с 5,7 млрд долл. до 7,78 млрд долл. (+36,6%), при этом прирост экспорта составил +90,4% (или 3,48 млрд долл.), а импорта + 1 1,3% (или 4,3 млрд долл.).
Правительство Китая заявляет о необходимости переложить основные функции экономического регулирования на местах непосредственно на регионы, чтобы тем самым поднять их значимость в формировании экономической стратегии страны уже в ближайшем будущем.
На XVI съезде КПК (ноябрь 2002 г.) было, в частности, заявлено, что "центральным регионам нужно будет усиливать динамику структурного регулирования и стимулировать при этом перевод аграрного сектора на промышленные начала,
32
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧСКИЙ Б КЮ1Л Е Т Е Н Ь № 5
(Май) 2 0 0 5
преобразовывать традиционные производства, культивировать новые точки экономического роста, ускорять процесс индустриализации и урбанизации. Восточным регионам предстоит ускорить повышение классности производственных структур, развивать современное сельское хозяйство, производства на новых и высоких технологиях, обрабатывающую и машиностроительную промышленность с высокой добавочной стоимостью, обеспечивать дальнейшее развитие экономики, ориентированной на внешний рынок. Поощрять особые экономические зоны и новый шанхайский район Пудун к опережающему продвижению в институциональной инновации, расширении открытости и других областях. Помогать северо-восточному региону и другим старым промышленным базам в ускорении их регулирования и реконструкции, поддерживать развитие восполняющих производств в городах и районах, занятых главным образом добычей полезных ископаемых, ускоренное развитие бывших революционных опорных баз и районов проживания нацменьшинств, притом государству предстоит увеличить свою поддержку главным житницам страны. Нужно усиливать экономический обмен и сотрудничество между восточными, центральными и западными регионами, обеспечивать при этом взаимодополнение имеющимися преимуществами и совместное развитие, создавать экономические зоны и пояса с собственной спецификой”.
В последние годы торгово-экономическое сотрудничество регионов Китая и России характеризуется высокой динамикой развития. Товарооборот регионов двух стран составляет до 40% общего объема российско-китайской торговли (8).
Юридической базой для развития российско-китайских межрегиональных связей является подписанное 10 ноября 1997 г. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными
правительствами Китайской Народной Республики.
В КНР понятие "приграничная торговля” включает торговые операции двух видов: торговые операции населения на специальных рынках в 20-километровой приграничной полосе и операции, осуществляемые специально уполномоченными на ведение приграничной торговли компаниями и предприятиями, расположенными в приграничных районах через определенные государством погранпереходы. Указанным компаниям предоставлены льготы, предусматривающие взимание таможенных пошлин по ставкам, составляющим половину от действующих.
50%-ные таможенные льготы на товары, ввозимые в Китай в рамках при-гранторговли, в частности, являются одним из основных стимулов роста торговли приграничных регионов Китая в соседними странами. В 2003 году по сравнению с 2002 г. объемы приграничной торговли Китая увеличились с 5,7 млрд долл. до 7,78 млрд долл.
Все активнее китайские компании из различных провинций КНР (включая южные и восточные) учреждают свои филиалы в приграничной полосе с Россией. В 2003 году объем приграничной торговли регионов Российской Федерации с китайскими провинциями и автономными районами увеличился относительно 2002 года на 15,8% и составил 5,35 млрд долл. США (33,9% всего товарооборота между Россией и Китаем), или 68,8% всей приграничной торговли КНР с приграничными государствами.
Положительным фактором, способствующим дальнейшему поступательному развитию торгово-экономического взаимодействия двух стран, наряду с приграничными связями, становится также сотрудничество межрегиональное. Удельный вес развитых центральных, прибрежных и южных провинций Китая в двустороннем товарообороте неуклонно возрастает и достиг в 2003 году 57% (или 9 млрд долл.) по сравнению с 53% (или 6,3 млрд долл.) в 2002 году.
В 2003 году наибольший объем товарооборота с российскими регионами имели следующие китайские провинции: Хэйлунцзян 2,66 млрд долл. (прирост к предыдущему году +41,5%), Цзянсу 1,74 (+62,6%), Гуандун 1,6 (+49,5%), Шаньдун 1,43 (+34,9%), Чжэцзян 1,37 (+33,0%), Ляонин 1,27 (-5,2%), Хэбэй 1,17
(+108,9%), Автономный район Внутренняя Монголия 1,11 (+2,8%), г. Пекин 0,97 (20,8%), г. Шанхай 0,73 (+143,3%), Цзилинь 0,31 (+72,2%), Синьцзян-Уйгурский автономный район 0,28 (- 6,7%), провинция Фуцзянь 0,25 млрд долл. (- 3,8%).
Приведенная статистика свидетельствует о заметном росте товарооборота развитых центральных, прибрежных и южных провинций Китая с регионами России. В перспективе это может стать существенным фактором дальнейшего поступательного развития двусторонней торговли. Уже сегодня доля провинций Гуандун, Цзянсу, Чжэцзян и г. Шанхай в объеме двусторонней торговли превысила объем товарооборота с провинциями Китая, граничащими с Россией.
Рост внешнеторгового оборота с КНР наблюдается во всех российских регионах, граничащих с Китаем. Так, в 2003 году торговля с Китаем увеличилась в Приморском крае - на 95%, Амурской области - 10,5, Читинской области - 30,4, Хабаровском крае - на 62,7%.
Основу этого сегмента торговли составляют операции с российским лесом и китайскими товарами повседневного спроса. Среди значимых товарных позиций российского экспорта здесь также присутствуют целлюлоза, черные металлы, продукция химической промышленности. Импортируемые регионами России китайские товары представляют собой в основном продукты питания, текстиль, одежду, другую продукцию легкой промышленности.
Приграничные регионы России и Китаем все активнее стремятся наладить между собой координацию торгово-экономической деятельности. С этой целью в 1997 году был создан Координационный совет по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудни-
честву. В состав Совета с российской стороны входят заместители глав администраций/правительств граничащих с КНР регионов - Республики Алтай, Амурской и Читинской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области, а с китайской - вице-губернаторы пяти прилегающих к границе с Россией провинций и автономных районов (Хэйлунцзян, Автономный район Внутренняя Монголия, Ляонин, Цзилинь, Синьцзян-Уйгурский автономный район) и мэры крупных городов северо-востока КНР (Харбин, Шэньян, Чанчунь, Далянь).
В результате проработки предложений сторон о налаживании прямых экономических связей между администрациями субъектов Российской Федерации и провинций КНР подписаны соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между российскими и китайскими регионами. Подготовка таких соглашений осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации” (вступил в силу в январе 1999 г.) и типового соглашения, разработанного МИД России совместно с заинтересованными министерствами. Всего же к настоящему времени около 100 регионов и городов двух стран установили в различной форме прямые или побратимские связи. Наиболее устоявшиеся побратимские отношения связывают Москву и Пекин, Санкт-Петербург и Шанхай.
Нынешний потенциал экономик России и Китая позволяет дополнить межрегиональное сотрудничество такими формами, как инвестиционное взаимодействие, производственное кооперирование, совместное освоение передовых технологий.
Отдельной темой межрегионального и приграничного сотрудничества является создание российско-китайских приграничных торговых комплексов. Над реализацией таких проектов работают администрации Приморского края (проект "Суйфэньхэ-Пограничный”), Читинской области ("Забайкальск-Маньчжурия”),
34
Внешнеэкономический б юпл е т е н ь № 5
(Май) 2 0 0 5
Хабаровского края ("Покровка-Жаохэ”), в том числе с привлечением китайской рабочей силы. В перспективе такие торговые комплексы могут стать своего рода базами для создания различного рода перерабатывающих производств, в том числе и совместных.
Одним из направлений по совершенствованию торговых расчетов в рамках приграничной торговли является возможное использование в них национальных валют двух стран. Механизм подобных расчетов вырабатывается сторонами в ходе эксперимента по использованию национальных валют в расчетах и платежах в торговле в приграничных районах, наряду с расчетами в свободно конвертируемых валютах в соответствии с соглашением между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах от 22 августа 2002 года.
Этот эксперимент проводится с первого квартала 2003 года на базе банковских структур двух стран в приграничных городах Благовещенск и Хэйхэ.
24 сентября 2004 года центральными банками России и Китая было принято решение о целесообразности продления эксперимента и распространения его с 1 января 2005 года на территории приграничных районов двух стран - Рес-
публику Алтай, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Читинскую область, Еврейскую автономную область, - с российской стороны, а также на провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район, -с китайской.
Литература:
1. М.В. Александрова. Китай и Россия. Особенности регионального экономического взаимодействия в период реформ. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2003.
2. А.С.Селищев, Н.А.Селищев. Китайская экономика в ХХI веке. СПб.: Питер, 2004.
3. Ли Цзишен, О.В.Казаринова. Экономические реформы в Китае. М.: Дело, 2002.
4. Л.Збаровская. Российское Приморье и Северо-Восточный Китай. "МЭи-МО”, № 5, 2004.
5. Доклад Председателя КНР Цзян Цзэминя на XVI съезде КПК. Агентство "Синьхуа”, 9 ноября 2002 г.
6. Информационный портал Минэкономразвития России fwww.economv. gov.ru).
7. Интернет-ресурс Минкоммерции КНР www.mofcom.gov.cn (на англ. яз.).
Н.Г. Вилкова
Инкотермс 2000. Правила толкования торговых терминов. Учебное пособие.
- М.:ВАВТ, 2004. - 72 с.
В учебном пособии, подготовленном профессором ВАВТ Н.Г. Вилковой, изложены и прокомментированы базисные условия поставок в международной торговле, действующие в настоящее время. Автор включил в текст пособия некоторые решения МКАС при ТПП РФ в качестве иллюстрации выхода из запутанных ситуаций.
Учебное пособие может быть использовано при чтении ряда курсов частного права. Ознакомиться с книгой можно в библиотеке ВАВТ.