Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС-АНАЛИЗА'

РОЛЬ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС-АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
301
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНАЛИЗ / ЭТАПЫ БИЗНЕС-АНАЛИЗА / ДИАГРАММА UML / BPMN / ПРОТОТИПИРОВАНИЕ / ПРОТОТИП / ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юрина Е.С.

В статье рассматривается роль прототипирования в процессе бизнес - анализа, основные виды прототипов, особенности и преимущества прототипирования, а также модели и инструменты, которые используются в процессе разработки прототипа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС-АНАЛИЗА»

УДК 004

Юрина Е.С.

магистр направления бизнес-аналитика, Ульяновский государственный университет (Россия, г. Ульяновск)

РОЛЬ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС-АНАЛИЗА

Аннотация: в статье рассматривается роль прототипирования в процессе бизнес -анализа, основные виды прототипов, особенности и преимущества прототипирования, а также модели и инструменты, которые используются в процессе разработки прототипа.

Ключевые слова: бизнес-анализ, этапы бизнес-анализа, диаграмма иМЬ, ИРМЫ, прототипирование, прототип, принципы и инструменты прототипирования.

В настоящее время в процессе реализации вэб-приложений, а также адаптивных версий и мобильных приложений, разработчик сталкивается с рядом трудностей, обусловленных непонятностью требований, предоставленных клиентом, а также нечетко обозначенной целью разработки продукта. В результате и заказчик, и исполнитель не получают удовлетворения от проекта, к тому же продукт на выходе зачастую не выполняет тех функций, которые изначально закладывались в техническом задании.

Одним из средств избежания несоответствия продукта требованиям и целям является прототипирование. Прототипирование можно определить, как реализацию базовой функциональности для анализа работы системы в целом. [1] Система, для которой применяется прототипирование, не обязательно должна быть информационной, прототипы широко используются в архитектуре, маркетинге, промышленном проектировании и так далее.

Прототипы информационных систем могут создаваться на следующих этапах разработки:

• определение целей и задач проекта

• разработка структуры

• разработка дизайн-макетов

• программирование и контроль качества, если рассматриваем разработку по методу scrum.

Остановимся на этапе определения целей и задач более подробно. На данном этапе формулируются бизнес-цели создаваемого проекта, определяются требования, которым он должен удовлетворять, разрабатывается общая концепция. Как правило именно на этапе определения целей и задач осуществляется бизнес-анализ и системный анализ, как частный случай бизнес-анализа.

В BABOK v 3.0 бизнес-анализ определяется, как практика внесения изменений в систему (предприятие или информационная система) путем выявления потребностей заинтересованных сторон и определения рекомендаций для внедрения решений, которые принесут пользу заинтересованным сторонам. [4] Под заинтересованными сторонами в данном случае понимается группа людей, способная оценить выгоды проведенных в системе изменений. Как правило эта группа и является инициатором проведения бизнес-анализа и согласованном решений, предложенных бизнес-аналитиком.

Основная задача бизнес-анализа - это сделать возможным реализацию системы или внесения изменений в уже существующую систему, путем реализации выбранного решения. Выполнение данной задачи возможно различными методами, выделим основные методы бизнес-анализа:

• Определение критериев принятия и оценки;

• Мозговой штурм;

• Анализ бизнес-правил;

• Словарь данных и глоссарий;

• Диаграммы потоков данных;

• Моделирование данных;

• Анализ принятия решений;

• Анализ документов;

• Интервью;

• Метрики и ключевые показатели производительности;

• Анализ не функциональных требований;

• Моделирование организации;

• Отслеживание проблем;

• Моделирование процессов;

• Практические занятия по выявлению требований;

• Сценарии и варианты использования. [2]

Рассмотрим метод моделирования процессов более подробно. Довольно часто бизнеса-аналитик, чтобы наиболее полно и подробно описать функционал системы, декомпозирует его не несколько основных процессов, а процессы делит на более мелкие подпроцессы. Этот способ позволяет выявить дополнительные требования заинтересованных лиц к функционалу системы, так как зачастую на входе бизнес-аналитику передается общее понимание о том, как должна работать система.

Метод моделирования процессов помогает бизнес-аналитику согласовать разработанные решения со всеми стейкхолдерами, так как моделирование - это представление процесса в наиболее упрощенном и понятном виде. Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов:

• Моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling). Наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов -стандарт IDEF0 и B. Модели в нотации IDEF0 предназначены для высокоуровневого описания бизнеса компании в функциональном аспекте.

• Описание потоков работ (Work Flow Modeling). Стандарт IDEF3 предназначен для описания рабочих процессов и близок к алгоритмическим методам построения блок-схем.

• Описание потоков данных (Data Flow Modeling). Нотация DFD (Data Flow Diagramming), позволяет отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между этими работами.

• UML - унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language) - это система обозначений, которую можно применять для объектно-ориентированного анализа и проектирования.

Построение таких моделей помогает визуализировать процесс, тем самым заинтересованные лица могут увидеть последовательность выполнения действий и логику работы системы. Но иногда процесс бывает довольно большим и состоит из большого количества подпроцессов, стейкхолдеры не всегда понимают, как тот, или иной процесс ляжет на интерфейс разрабатываемой системы, в данном случае бизнес-аналитик и применяет метод прототипирования.

Прототипы в бизнес-анализе помогают связать логическую и визуальную часть процесса, для того, чтобы заинтересованные лица могли подробно ознакомиться с предлагаемым бизнес аналитиком решением и увидеть, как процесс ляжет на фронт часть. На данном этапе можно еще выявить какие-то недочеты и необходимые доработки, которые нужно внести в процесс.

Рассмотрим пример: Компании по доставке пиццы необходимо реализовать мобильное приложение, через которое клиенты смогут делать заказы онлайн через приложение.

Основные требования заказчика:

1. Клиент должен иметь возможность посмотреть ассортимент предлагаемой продукции.

2. Клиент должен иметь возможность заказать несколько товаров на

сайте.

3. Клиент может удалять и добавлять товары в заказ.

4. У товаров на сайте должны быть характеристики: Размер, степень остроты. Клиент должен иметь возможность выбрать товар по нужной характеристике.

5. Клиент не может оплачивать заказ через приложение. Оплата происходит после доставки пиццы.

Изучив все требования заказчика, и уточнив дополнительные требования, разработали модель бизнес процесса «Доставка пиццы».

Рис. 1 Бизнес-процесс «Доставка пиццы» в ВРМЫ

Данная модель дает понимание, какое количество ролей задействовано в процессе, какие задачи необходимо выполнить той или иной роли для достижения

успешного или неуспешного завершения процесса. Иначе говоря, эта модель удобна для выяснения и уточнения бизнес требований и бизнес-правил.

Однако в рамках данной модели трудно описать интерфейсную часть: сколько полей необходимо выводить на той или иной странице, какие маски должны быть у данных полей, какие сущности необходимо создать в системе и какие должны быть связи между данными сущностями. Эти важные вопросы решают другие модели. Поэтому для описания сущностей и связей использовали систему ЦЫС. Проанализировав требования заказчика, выявили следующие сущности: клиент, товар и заказ. Также уточнив требования, выявили атрибуты каждой сущности и связи между ними, по этим данным построили диаграмму классов.

Рис. 2 Диаграмма классов процесса «Доставка пиццы» выполненная в программе Star UML

Клиент

—Телефон -ФИО

—Адрес доставки

1..*

1..*

Товар

—Ю Товара

-Наименование

—Стоимость

-Описание

-Размер

—Тесто

—Форма

—Острота

Диаграммой классов удобно пользоваться в процессе разработки, но ее сложно согласовывать с заказчиком, так как не многие клиенты понимают атрибуты объектно-ориентированного языка. К тому же перед дизайном и разработкой важно оценить, каким образом описанные поля расположатся в интерфейсе, посмотреть будет ли соответствовать разработанный продукт требованиям заказчика до того как начнется его реализация. Поэтому воспользовались ресурсом pidoco.com и реализовали прототипы мобильного приложения.

Рис. 3 Прототипы страниц мобильного приложения

Созданные прототипы оказались эффективны на этапе бизнес-анализа:

1. Увидев визуал, заказчик понял, как будет реализовано приложение, ему стало легче отследить учтены ли все его требования к функционалу;

2. Выявив недочеты на данном этапе, скорректировали остальные модели по комментариям заказчика и получили на выходе согласованную между собой документацию, которую можно использовать при разработке.

Список литературы:

1. Тодд Заки Варфел Прототипирование. Практическое руководство // Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013 г., 240 стр., 2000 экз. ISBN 978-5-91657-725-9

2. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2012. — С.202-207.

3. Дзюба Т. В. Роль прототипирования в процессе разработки веб ресурсов // Cyberleninka [Электронный ресурс] - URL:

https://cvberleninka.ru/article/v/rol-prototipirovaniva-v-protsesse-razrabotki-veb-resursov (дата обращения 17.05.2018)

4. BABOK v. 3 Guide

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.