УДК 004
Юрина Е.С.
магистр направления бизнес-аналитика, Ульяновский государственный университет (Россия, г. Ульяновск)
РОЛЬ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС-АНАЛИЗА
Аннотация: в статье рассматривается роль прототипирования в процессе бизнес -анализа, основные виды прототипов, особенности и преимущества прототипирования, а также модели и инструменты, которые используются в процессе разработки прототипа.
Ключевые слова: бизнес-анализ, этапы бизнес-анализа, диаграмма иМЬ, ИРМЫ, прототипирование, прототип, принципы и инструменты прототипирования.
В настоящее время в процессе реализации вэб-приложений, а также адаптивных версий и мобильных приложений, разработчик сталкивается с рядом трудностей, обусловленных непонятностью требований, предоставленных клиентом, а также нечетко обозначенной целью разработки продукта. В результате и заказчик, и исполнитель не получают удовлетворения от проекта, к тому же продукт на выходе зачастую не выполняет тех функций, которые изначально закладывались в техническом задании.
Одним из средств избежания несоответствия продукта требованиям и целям является прототипирование. Прототипирование можно определить, как реализацию базовой функциональности для анализа работы системы в целом. [1] Система, для которой применяется прототипирование, не обязательно должна быть информационной, прототипы широко используются в архитектуре, маркетинге, промышленном проектировании и так далее.
Прототипы информационных систем могут создаваться на следующих этапах разработки:
• определение целей и задач проекта
• разработка структуры
• разработка дизайн-макетов
• программирование и контроль качества, если рассматриваем разработку по методу scrum.
Остановимся на этапе определения целей и задач более подробно. На данном этапе формулируются бизнес-цели создаваемого проекта, определяются требования, которым он должен удовлетворять, разрабатывается общая концепция. Как правило именно на этапе определения целей и задач осуществляется бизнес-анализ и системный анализ, как частный случай бизнес-анализа.
В BABOK v 3.0 бизнес-анализ определяется, как практика внесения изменений в систему (предприятие или информационная система) путем выявления потребностей заинтересованных сторон и определения рекомендаций для внедрения решений, которые принесут пользу заинтересованным сторонам. [4] Под заинтересованными сторонами в данном случае понимается группа людей, способная оценить выгоды проведенных в системе изменений. Как правило эта группа и является инициатором проведения бизнес-анализа и согласованном решений, предложенных бизнес-аналитиком.
Основная задача бизнес-анализа - это сделать возможным реализацию системы или внесения изменений в уже существующую систему, путем реализации выбранного решения. Выполнение данной задачи возможно различными методами, выделим основные методы бизнес-анализа:
• Определение критериев принятия и оценки;
• Мозговой штурм;
• Анализ бизнес-правил;
• Словарь данных и глоссарий;
• Диаграммы потоков данных;
• Моделирование данных;
• Анализ принятия решений;
• Анализ документов;
• Интервью;
• Метрики и ключевые показатели производительности;
• Анализ не функциональных требований;
• Моделирование организации;
• Отслеживание проблем;
• Моделирование процессов;
• Практические занятия по выявлению требований;
• Сценарии и варианты использования. [2]
Рассмотрим метод моделирования процессов более подробно. Довольно часто бизнеса-аналитик, чтобы наиболее полно и подробно описать функционал системы, декомпозирует его не несколько основных процессов, а процессы делит на более мелкие подпроцессы. Этот способ позволяет выявить дополнительные требования заинтересованных лиц к функционалу системы, так как зачастую на входе бизнес-аналитику передается общее понимание о том, как должна работать система.
Метод моделирования процессов помогает бизнес-аналитику согласовать разработанные решения со всеми стейкхолдерами, так как моделирование - это представление процесса в наиболее упрощенном и понятном виде. Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов:
• Моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling). Наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов -стандарт IDEF0 и B. Модели в нотации IDEF0 предназначены для высокоуровневого описания бизнеса компании в функциональном аспекте.
• Описание потоков работ (Work Flow Modeling). Стандарт IDEF3 предназначен для описания рабочих процессов и близок к алгоритмическим методам построения блок-схем.
• Описание потоков данных (Data Flow Modeling). Нотация DFD (Data Flow Diagramming), позволяет отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между этими работами.
• UML - унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language) - это система обозначений, которую можно применять для объектно-ориентированного анализа и проектирования.
Построение таких моделей помогает визуализировать процесс, тем самым заинтересованные лица могут увидеть последовательность выполнения действий и логику работы системы. Но иногда процесс бывает довольно большим и состоит из большого количества подпроцессов, стейкхолдеры не всегда понимают, как тот, или иной процесс ляжет на интерфейс разрабатываемой системы, в данном случае бизнес-аналитик и применяет метод прототипирования.
Прототипы в бизнес-анализе помогают связать логическую и визуальную часть процесса, для того, чтобы заинтересованные лица могли подробно ознакомиться с предлагаемым бизнес аналитиком решением и увидеть, как процесс ляжет на фронт часть. На данном этапе можно еще выявить какие-то недочеты и необходимые доработки, которые нужно внести в процесс.
Рассмотрим пример: Компании по доставке пиццы необходимо реализовать мобильное приложение, через которое клиенты смогут делать заказы онлайн через приложение.
Основные требования заказчика:
1. Клиент должен иметь возможность посмотреть ассортимент предлагаемой продукции.
2. Клиент должен иметь возможность заказать несколько товаров на
сайте.
3. Клиент может удалять и добавлять товары в заказ.
4. У товаров на сайте должны быть характеристики: Размер, степень остроты. Клиент должен иметь возможность выбрать товар по нужной характеристике.
5. Клиент не может оплачивать заказ через приложение. Оплата происходит после доставки пиццы.
Изучив все требования заказчика, и уточнив дополнительные требования, разработали модель бизнес процесса «Доставка пиццы».
Рис. 1 Бизнес-процесс «Доставка пиццы» в ВРМЫ
Данная модель дает понимание, какое количество ролей задействовано в процессе, какие задачи необходимо выполнить той или иной роли для достижения
успешного или неуспешного завершения процесса. Иначе говоря, эта модель удобна для выяснения и уточнения бизнес требований и бизнес-правил.
Однако в рамках данной модели трудно описать интерфейсную часть: сколько полей необходимо выводить на той или иной странице, какие маски должны быть у данных полей, какие сущности необходимо создать в системе и какие должны быть связи между данными сущностями. Эти важные вопросы решают другие модели. Поэтому для описания сущностей и связей использовали систему ЦЫС. Проанализировав требования заказчика, выявили следующие сущности: клиент, товар и заказ. Также уточнив требования, выявили атрибуты каждой сущности и связи между ними, по этим данным построили диаграмму классов.
Рис. 2 Диаграмма классов процесса «Доставка пиццы» выполненная в программе Star UML
Клиент
—Телефон -ФИО
—Адрес доставки
1..*
1..*
Товар
—Ю Товара
-Наименование
—Стоимость
-Описание
-Размер
—Тесто
—Форма
—Острота
Диаграммой классов удобно пользоваться в процессе разработки, но ее сложно согласовывать с заказчиком, так как не многие клиенты понимают атрибуты объектно-ориентированного языка. К тому же перед дизайном и разработкой важно оценить, каким образом описанные поля расположатся в интерфейсе, посмотреть будет ли соответствовать разработанный продукт требованиям заказчика до того как начнется его реализация. Поэтому воспользовались ресурсом pidoco.com и реализовали прототипы мобильного приложения.
Рис. 3 Прототипы страниц мобильного приложения
Созданные прототипы оказались эффективны на этапе бизнес-анализа:
1. Увидев визуал, заказчик понял, как будет реализовано приложение, ему стало легче отследить учтены ли все его требования к функционалу;
2. Выявив недочеты на данном этапе, скорректировали остальные модели по комментариям заказчика и получили на выходе согласованную между собой документацию, которую можно использовать при разработке.
Список литературы:
1. Тодд Заки Варфел Прототипирование. Практическое руководство // Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013 г., 240 стр., 2000 экз. ISBN 978-5-91657-725-9
2. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2012. — С.202-207.
3. Дзюба Т. В. Роль прототипирования в процессе разработки веб ресурсов // Cyberleninka [Электронный ресурс] - URL:
https://cvberleninka.ru/article/v/rol-prototipirovaniva-v-protsesse-razrabotki-veb-resursov (дата обращения 17.05.2018)
4. BABOK v. 3 Guide