Научная статья на тему 'Роль пропедевтики в решении проблемы целостности физического образования'

Роль пропедевтики в решении проблемы целостности физического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Марина Владимировна

Непрерывное физическое образование имеет ступенчато-концентрическую структуру. Отдельные концентры связаны. Принципы преемственности и персонализации позволяют осуществить содержательные и процессуальные связи. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности и пресонализации способствует реализации целостной структуры физического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PROPAEDEUTICS IN THE DECISION OF THE PROBLEM OF INTEGRITY OF PHYSICAL EDUCATION

Continued physical education has a definite stage. It is concentric structure or individual concentries of connection. It is allowed to realize sapid and process connection and personation. Propaedeutics as a didactic condition of continuity and personation assists in integral structure realization of physical education.

Текст научной работы на тему «Роль пропедевтики в решении проблемы целостности физического образования»

УДК 373.1.013

М.В. Потапова

РОЛЬ ПРОПЕДЕВТИКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛОСТНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Непрерывное физическое образование имеет ступенчато-концентрическую структуру. Отдельные концентры связаны. Принципы преемственности и персонализации позволяют осуществить содержательные и процессуальные связи. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности и пресонализации способствует реализации целостной структуры физического образования.

Проблема целостности в исследовании образовательного процесса особенно становится актуальной в наши дни. Ее постановка и перспективы решения связаны с модернизацией всей образовательной системы. В настоящее время она решается в направлении определения важнейших составляющих этой системы: основная школа, старшая профильная школа, высшее учебное заведение. Все компоненты этой образовательной системы связаны в соответствии с основными принципами обучения: научность, последовательность, системность, преемственность, фундаментализация и генерализация. Изучив взаимосвязи выше выделенных компонентов образовательной системы на основе ведущих принципов, можно исследовать закономерности их функционирования и развития. Известно, что процесс развития идет от простого к сложному, от сущности первого порядка к сущности второго, третьего и т. д. Становление физического знания можно рассматривать как движение самого процесса познания от фактов, понятий к идеям, концепции, теории, а от них к научной картине мира. Этот процесс непрерывный, можно сказать целостный.

В современных педагогических теориях отмечается, что концепция непрерывности образования основывается на объективных, необходимых, существенных и повторяющихся связях, которые отражают закономерности педагогического процесса развития. С другой стороны, принципы и правила организации непрерывного образования определяются объективными закономерностями. Содержание и характер этих закономерностей при переходе от одного этапа непрерывного образования к другому усложняются, вместе с тем, они опираются на более простые, ранее пройденные этапы познания. Поэтому принципы преемственности и персонализации в обучении являются важнейшими требованиями реализации основного закона динамического развития, который в свою очередь, связан с социальнопедагогической закономерностью, заключающейся в том, что педагогическая система является частью социальной, ориентированной на личность и коллектив.

Концепция такого образования включает несколько характеристик: 1) констатационная (понимание того, что непрерывное образование отличается от самообразования и других форм обучения взрослых); 2) феноменологическая (описание феномена непрерывного образования, реалистическая оценка его, упорядочение основных целей); 3) методологическая (выработка ядра концепции непрерывного образования); 4) конкретная (разработка концепции применительно ко всем звеньям системы непрерывного образования) [1].

Методологический аспект (характеристику) непрерывности раскроем с помощью модели, в которую включим систему понятий: идея, концепция, теория, закономерность, закон, принцип, условие реализации принципа. Все эти понятия не рядоположные, они взаимосвязаны, образуют нелинейную структуру (рис. 1).

Чтобы описать модель непрерывного физического образования перед нами встала задача представить во взаимосвязи компоненты этой системы. Концепция непрерывного физического образования тесно связана с теорией развивающего обучения. В основе этой теории лежат закономерности, которые определяются объективно существующими и повторяющимися связями между видами и формами движения материи. Закон динамического развития является частным проявлением объективно существующих закономерных связей. В свою очередь закон динамического развития — цик-личен, в нем можно выделить ступени познания, которые имеют уровневый характер. Уровневый характер познания нашел отражение в концентрическом построении курса физики средней школы и вуза.

Рис. 1. Место пропедевтики в модели непрерывного физического образования

Концепция

Теория

Закономерность

Закон

Ступени познания

Уровневый характер познания

Требование реализации закона динамического развития

Одно из условий реализации принципов

Средства

реализации

пропедевтики

Пропедевтические

курсы

Непрерывность образования

Развивающее обучение

Объективные существенные и повторяющиеся связи

Динамическое развитие

Цикличность

Концентрическое построение курса физики

Принципы преемственности и персонализации

Пропедевтика

Подготовительный — «школа—школа»

Интегративный — «школа—вуз», «вуз—вуз

Профессиональный — «вуз—школа»

Построение каждого концентра осуществляется на основе принципов преемственности и персонализации. Дидактическим условием реализации этих принципов служит пропедевтика, которая тоже имеет уровневую структуру (первый уровень — подготовительный: «школа — школа»; второй уровень — интегративный: «школа — вуз», «вуз — вуз»; третий уровень — профессиональный: «вуз — школа») [2].

Таким образом, пропедевтика как дидактическое условие преемственности и персонализации связывает отдельные компоненты образовательной системы (основная школа, старшая профильная школа, вуз). Выделенные выше уровни пропедевтики, можно классифицировать на подуровни. С каждым из них можно связать пропедевтический курс физики: опережающий

пропедевтический курс (У-УІ класс); элективный пропедевтический курс профильной подготовки (IX класс); элективный пропедевтический курс профильной подготовки (X- XI классы); пропедевтический курс «Введение в дисциплины курса общей физики» («Введение в механику», «Введение в молекулярную физику и термодинамику», «Введение в электродинамику», «Введение в оптику», «Введение в квантовую физику»); обобщающий пропедевтический курс «Общая физика — теоретическая физика» (вуз — вуз); интегративный курс «Физика в живых системах» (вуз — школа). Выделенные уровни и подуровни пропедевтики, убедительно свидетельствуют о значимости и роли пропедевтики в системе непрерывного (целостного) образования.

Библиографический список

1.Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М.В. Кларин // Педагогика. — 1996.— №2 — С. 14-21.

2.Потапова, М.В. Пропедевтический курс общей физики: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Потапова.— Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2001. — 206 с.

Статья поступила в редколлегию 05.04.07

УДК 373.1.013

А.В. Петров, Н.Б. Попова

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

В работе представлен анализ классификации наглядных средств обучения; рассматривается задача наиболее полного использования дидактических возможностей средств наглядности в развивающем обучении; особое внимание уделено знаково-символическим средствам наглядности; выделены различные типы знаково-символических средств наглядности и предложена их классификация по разным основаниям.

Использование наглядности является составным элементом учебного процесса. Как и весь процесс обучения и воспитания, — это дело творческое, по поводу которого невозможно дать рецепты, годные на все времена и при любых условиях. В педагогической деятельности нет одинаковых условий, как и нет одинаковых слушателей, поэтому использование имеющегося опыта не может быть простым копированием. Разумеется, нужно пользоваться опытом других, но нельзя переносить готовый опыт без учета своеобразия обстановки, людей, задач и без учета используемой педагогической системы обучения, которая всегда имеет свои цели, задачи и методы обучения. Поэтому очень важно, чтобы каждый преподаватель глубоко продумал приемы применения средств наглядности, а не слепо копировал пусть даже самые эффективные действия других.

Задача состоит в том, чтобы в полной мере использовать все дидактические возможности средств наглядности как богатейшего резерва в деле улучшения преподавания физики и для овладения рациональной методикой их применения.

Средства обучения физике

Все многообразие средств обучения физике можно представить на схеме 1 [1, с. 154].

Схема 1

Рис. 1. Классификация средств обучения (автор — С.Е. Каменецкий)

Как видно, наглядные средства представлены самостоятельным блоком. Его значимость, как известно, осознавалась всегда, но лишь практика показала, что традиционно эти средства обучения использовались в основном лишь для иллюстрации того или иного объекта или явления. С возникновением различных педагогических систем дидак-ты и методисты начали изучать и другие возможности наглядных средств, позволяющие формировать и развивать помимо наглядно-образного и абстрактно-логическое мышление. Последнее представляет особое значение при использовании развивающего обучения, т.к. в нем теоретическое мышление положено в основу обучения.

В настоящее время существуют многочисленные типы наглядных средств обучения и средств их предъявления. Поэтому имеет смысл классификации этих средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.