Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОПАГАНДЫ ПИСИСТРАТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АФИН В VI В. ДО Н.Э'

РОЛЬ ПРОПАГАНДЫ ПИСИСТРАТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АФИН В VI В. ДО Н.Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / ТИРАНИЯ / ОРАКУЛ / РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горохова Анна Владимировна

В статье рассмотрены средства политической пропаганды Писистрата в политической борьбе за власть в Афинах. Проанализированы религиозные реформы тирана, цель которых сводилась к укреплению полисного строя. Сделан вывод о том, что политик одним из первых в Элладе рационально применял религиозные институты для достижения своих целей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PISISTRATUS’ PROPAGANDA IN THE POLITICAL LIFE OF ATHENS IN THE VI CENTURY B.C

The article deals with the means of Pisistratus’ political propaganda in the political struggle in Athens. Having analyzed religious reforms of the tyrant, there was discovered their main target - the strengthening of the polies society. The author comes to the conclusion, that Pisistratus was one of the first politicians who rationally used religious institutions to reach his own targets.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОПАГАНДЫ ПИСИСТРАТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АФИН В VI В. ДО Н.Э»

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # II (7), 2015 / ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

25

РОЛЬ ПРОПАГАНДЫ ПИСИСТРАТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АФИН В VI В. ДО Н.Э.

Горохова Анна Владимировна

Канд. ист. наук, доцент, Московский Педагогический Государственный Университет, г. Москва

ROLE OF PISISTRATUS' PROPAGANDA IN THE POLITICAL LIFE OF ATHENS IN THE VI CENTURY B.C. Gorokhova Anna, PhD, assistant professor, of Moscow Pedagogical State University, Moscow АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены средства политической пропаганды Писистрата в политической борьбе за власть в Афинах. Проанализированы религиозные реформы тирана, цель которых сводилась к укреплению полисного строя. Сделан вывод о том, что политик одним из первых в Элладе рационально применял религиозные институты для достижения своих целей. ABSTRACT

The article deals with the means of Pisistratus' political propaganda in the political struggle in Athens. Having analyzed religious reforms of the tyrant, there was discovered their main target - the strengthening of the polies society. The author comes to the conclusion, that Pisistratus was one of the first politicians who rationally used religious institutions to reach his own targets.

Ключевые слова: политическая пропаганда, тирания, оракул, религиозный культ. Keywords: political propaganda, tyranny, oracle, religious cult.

Историческая фигура Писистрата неоднократно привлекала внимание зарубежных и российских исследователей. Тем не менее, хотелось бы обратиться к изучению деятельности этого видного политика еще раз и исследовать феномен тирании в Афинах в VI в. до н.э., с точки зрения тех политических технологий, при помощи которых Писистрат не только утвердился у власти, но и правил сравнительно долгое время.

В античной традиции имя Писистрата соотносится с таким явлением, как тирания. Греческие источники называют этого политика первым тираном в Афинах (Hdt, I, 59; Arist. Ath. Pol., 14, 1-2; Plut. Sol., 30). Однако, прежде чем прийти к власти Писистрат проделал долгий и сложный путь. Его политическими оппонентами были Ликург из рода Этеобутадов, который возглавлял жителей равнины, представителей традиционной земельной аристократии и Мегакл из рода Алкмеонидов - лидер жителей прибрежной зоны, представителей «новых людей». Сам Писистрат был из рода Нелеидов и возглавлял беднейшее население горной части страны (Hdt, I, 59). Таким образом, были сформированы три «политические группировки» [1], которые носили названия по местности, где люди, входившие в их состав, обрабатывали землю: педиаки, паралии и диакрии (Ath. Pol., 13, 3). Интересно отметить, что первые стремились к олигархии, вторые - к среднему образу правления, а диакрии - к демократии (Ath. Pol., 13, 4-5). В борьбе за власть каждый из политиков прибегал к тем или иным средствам пропаганды. Несомненно, основную поддержку каждому из лидеров оказывали гетерии [4, С. 290], однако, этого было недостаточно, т.к. эти сообщества не оказывали должного влияния на общественное мнение [2, С. 32]. Ликург, будучи представителем традиционной родовитой знати, имел отношение к важным религиозным культам, поскольку Этеобутады были «наследственными жрецами Афины и Посейдона в Эрехтейоне» [1, С. 116]. В религиозном афинском обществе VI в. до н.э., почитавшем древние государственные культы этот факт имел важное значение, особенно «в выборах ответственных должностных лиц» [1, С.116]. Поэтому Ликургу не было необходимости искать дополнительные источники поддержки своей политической фигуры, у него было к этому моменту все и знатное происхождение, и средства, и содействие жрецов древнего религиозного культа.

Принадлежавший к роду Алкмеонидов Мегакл был в менее выигрышном положении, т.к. его земельные владения не были велики, и над ним тяготела «Килонова скверна», по причине которой представители данного рода были отправлены в изгнание. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию в свою пользу, политик вступил в брак с дочерью сикионского тирана Клисфена, и успешно проявил себя в «Священной войне». Из источников известно, что Алкмеониды во время своих изгнаний разными способами смогли собрать приличное состояние (Hdt, VI, 125), которое позволило их вывести в ранг «новой аристократии», поэтому их род получил поддержку у «новых людей» [4, С. 292-293].

Когда Писистрат появился на политической арене, между Мегаклом и Ликургом шла отчаянная борьба. В целом, политик занимал влиятельное положение в полисе, однако, это объяснялось не только его знатным происхождением и богатством. Известно, что Писистрат прославился как военачальник в афино-мегарском военном конфликте и смог захватить Нисею, чем также снискал себе популярность в афинском обществе. Но этого оказалось недостаточно. Несомненно, ему понадобилась идея, которая могла бы привлечь на его сторону простой народ, т.к. две другие категории населения были уже поделены его политическими оппонентами. «Аристотель называет партию Писистрата демократической и говорит, что к ней примкнули те, кто разорился из-за отмены долгов, и люди «нечистого происхождения», т.е. те, кто незаконно пользовался гражданскими правами. (Ath. Pol., 13, 4)» [4, С. 294]. В связи с этим, залогом успеха будущего тирана было то, что он в своей политической пропаганде выступал против людей знатных и богатых и в глазах поддерживающих его людей был «величайшим приверженцем демократии» (Ath Pol., 13.4).

Однако, утвердиться у власти Писистрату удалось не сразу. В источниках упоминается, как минимум, три попытки. Так, согласно Геродоту, политик, предварительно изранив себя, въехал на повозке на агору и попросил народ дать ему охрану, объяснив это тем, что на него напали политические противники. Возмущенный народ выдал ему отряд телохранителей, вооружённых дубинами, с помощью которого Писистрату несколько позже удалось захватить Акрополь и стать тираном (Hdt, I, 59).

26

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # II (7), 2015/ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обращаясь к этому сюжету, современные исследователи не отрицают возможности реального нападения на Писистрата, они объясняют это тем, что античные авторы, жившие позже описанных ими событий, действительно могли негативно относиться к тирану [4, С. 306-307], [3, С. 185-186]. Тем не менее, факт утверждения Писистрата у власти свершился с согласия народа. Однако, тирану не удалось долго удерживать власть в своих руках, его противники, Мегакл и Ликург, объединили свои усилия для того, чтобы свергнуть своего политического оппонента. В результате Писистрат удалился в свое родовое поместье в Бравроне. Некоторое время спустя коалиция Мегакла и Ликурга развалилась, борьба между ними вспыхнула с новой силой. В связи с этим Мегакл вступает в переговоры с Писистратом, заключает с ним договор, по которому Писистрат обязуется взять в жены дочь главы Алкмеони-дов, а Мегакл, в свою очередь, способствует его возвращению к власти. Второй приход к власти сопровождался своеобразным театрализованным представлением. Будущий тиран въехал в город на колеснице в сопровождении богини Афины, таким образом, сама покровительница города вернула Писистрата на Акрополь (Hdt., I, 60; Arist. Ath. Pol., 14 3-4). Сами античные авторы говорят об этой истории не без иронии и при этом упоминают простодушных афинян, которые восприняли все происшедшее перед ними в серьез. На наш взгляд, этот шаг Писистрат предпринял исключительно из идейных соображений, поскольку данная сцена скорее являлась символом легитимации власти будущего тирана, т.к. он ассоциировал себя с великим греческим героем Гераклом, которому покровительствовала Афина. «Характерно, что в эти же годы сюжет «Афина и Геракл на колеснице» становится популярным и в аттической вазописи» [3, С. 190]. Таким образом, данное «представление» было не просто еще одним средством религиозно-политической пропаганды Писистрата, но и успешным предприятием, заставившим жителей полиса относиться к политику с особым пиететом. По большому счету тирана в афинском обществе воспринимали именно как героя. «В греческом понимании слова, герой - это существо сакральное, сверхчеловеческой природы» [3, С. 163].

Однако, после столь, казалось бы, триумфального утверждения у власти Писистрату, не удалось надолго задержаться. По определенному стечению обстоятельств, он не выполнил полностью условия договора, заключенного ранее с Мегаклом, и, не дожидаясь пока его свергнут силой, добровольно удалился в изгнание на долгие десять лет. В этот раз политик развернул основательную подготовку своего возвращения. На протяжении всего времени изгнания он осваивал новые территории и собирал денежные средства с целью навербовать армию воинов-наемников [5, С. 53]. В результате в 546 г. до н.э. Писистрат высадился со своим войском в районе Марафона, пробыв там некоторое время, он двинулся в сторону Афин. Навстречу ему было выслано полисное ополчение, в результате сражения Писистрат одержал победу и окончательно утвердился у власти. Это спровоцировало многих представителей знати покинуть Афины, среди именитых родов оказались и Алкмеониды, принявшие решение утвердиться в Дельфах.

Оказавшись во главе Афинского полиса, Писистрат сделал все возможное, чтобы легитимировать свою власть. В связи с этим им была развернута широкая религиозно-политическая пропаганда, идеи которой могли

еще больше упрочить положение Писистрата. Среди этих мероприятий мы можем назвать установление власти над Делосом, который был главным религиозным центром всех ионийцев. Посредством ритуального очищения острова, Писистрат подтвердил свое влияние не только в этом древнем святилище, но и фактически объединил всех ионийцев под эгидой Афин. Интересно отметить, что на территории Делосского святилища был оракул, поэтому, не исключено, что тиран также хотел не только высказать почтение древнему прорицалищу, но также и привлечь его на свою сторону, т.к. с Дельфами на тот момент у него был конфликт, в частности по причине присутствия там Алкмеонидов. Возможно, это послужило одной из причин, по которой Писистрат собирал разные пророчества, предсказания и оракулы (Hdt, V, 90). Известно, что древние эллины чаще прислушивались к воле богов, нежели к словам политиков. Поэтому фактически все политические лидеры Эллады спешили заручиться поддержкой оракулов и получить древние прорицания, чтобы отчасти использовать их в целях политической пропаганды, естественно Писистрат не был исключением. Помимо всего прочего он проводил широкую религиозную политику.

Несомненно, тиран осознавал всю важность религиозных празднеств в политической жизни полиса, поэтому при нем были учреждены Великие Дионисии, которые позволили в дальнейшем объединить многочисленные греческие полисы под эгидой Афин. Известно также, что Писистрат приложил все усилия для развития прежде учрежденных Великих Панафиней, празднества в честь Афины, богини, которая оказывала ему такое же покровительство, как и Гераклу. Однако, вероятно, все эти нововведения были сделаны Писистратом в пику Дельфийскому святилищу, без помощи которого не обходился ни один полис. Оказавшись в своеобразной «духовной изоляции», тиран решил повысить межполисное положение Афин учредив здесь празднества в противовес культу Диониса в Дельфах и Пифийским торжествам, что тоже несомненно являлось средством политической пропаганды тирании Писистрата.

Таким образом, Писистрат был одним из первых политических деятелей Эллады, которые рационально использовали в пропаганде своей будущей власти религиозные представления и культы, а утвердившись у власти, заботился о процветании и росте могущества своего полиса.

Список литературы

1. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике VI в. до н.э. М., 1964.

2. Никитюк Е.В. К вопросу о гетериях в Греции в V-IV вв. до н.э. // Древние и средневековые цивилизации и варварский мир: Сб. научных статей. Ставрополь, 1999, с. 32-5.

3. Суриков И. Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М.: Наука, 2005.

4. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н.э.). СПб., 2002.

5. Sears M.A. Athens, Thrace, and the Shaping of Athenian Leadership. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.