Вестник экономики, права и социологии, 2018, № 3
Право
УДК 343.1
Роль прокуратуры в борьбе с экологическими преступлениями
Копылова О.П.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и прикладной информатики в юриспруденции Тамбовского государственного технического университета
Медведева С. В. Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и прикладной информатики в юриспруденции Тамбовского государственного технического университета
Ш
Карташова А.Г.
Аспирант кафедры уголовного права и прикладной информатики в юриспруденции Тамбовского государственного технического университета
В статье рассмотрены вопросы прокурорского надзора за расследованием экологических преступлений. Во многих российских регионах данную функцию выполняют специализированные (природоохранительные) прокуратуры. Для более эффективного надзора предлагается вернуть прокурорам право на возбуждение уголовных дел и принять в Российской Федерации «Экологический кодекс».
Ключевые слова: прокурорский надзор, экология, предварительное следствие и дознание, специализированные органы прокуратуры, природоохранные прокуратуры, экологическая преступность, возбуждение и расследование уголовного дела.
В настоящее время Основной закон нашей страны провозглашает положение, согласно которому «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1].
Прокуратура РФ является важнейшим элементом правоохранительных органов России по борьбе с экологическими правонарушениями и преступлениями, поскольку никакой иной орган не обладает функцией надзора за расследованием экологических преступлений, который распростра-
няется на деятельность органов предварительного следствия.
Состояние экологической преступности, согласно анализу данных о деятельности прокуратуры, свидетельствует о том, что ее уровень стабилен и варьируется в пределах 20000 преступлений. В 2013 г было зарегистрировано 24728 преступлений, в 2015 г. - 24856, в 2016 г - 23688, в 2017 г - 24375, за январь-август 2018 г. - 15571 [2]. Таким образом, в современный период развития в Российской Федерации экологическая преступность составляет более 1 % от общего количества регистрируемых преступлений. Однако данные преступления пред-
ставляют высокую степень общественной опасности и в то же время достаточно латентны.
В настоящее время экологическая ситуация в России, да и во всем мире, не является благоприятной. Столь повышенное внимание к экологическим проблемам обусловлено тем, что, по мнению ученых-экологов, мир стоит на гране экологической катастрофы. Необдуманное использование богатств нашей планеты, корыстная заинтересованность и безответственность лиц - всё это привело к тому, что экологическая ситуация не улучшается.
Одним из специализированных органов прокуратуры, по нашему мнению, которые занимаются экологическими преступлениями, являются природоохранительные. На территории Российской Федерации действует 57 природоохранных прокуратур. К сожалению, на территории Тамбовской области отсутствует природоохранная прокуратура. Деятельность природоохранной прокуратуры в первую очередь направлена на борьбу с экологическими правонарушениями и преступлениями, привлечение виновных лиц к ответственности. Также специализированные прокуратуры осуществляют как международное сотрудничество, так и взаимодействие с другими государственными органами для обеспечения экологической безопасности страны.
Существование и деятельность природоохранной прокуратуры (и органов прокуратуры, в общем) в России играет особую роль в защите экологии, поскольку благодаря этому государственному органу нормы Основного закона нашего государства не только гарантируются, но и своевременно обеспечиваются и защищаются.
Прокуратура России, обладая специфическим комплексом средств и методов, призвана обеспечивать и защищать общественную (включая и экологическую) безопасность нашей страны, в том числе и своевременное предупреждение как экологических правонарушений, так и наиболее общественно опасных деяний - экологических преступлений [3, с. 7].
В соответствии с вышеизложенным, мы считаем, что осуществление прокурорами надзора в сфере экологии, а также надзора за расследованием экологических преступлений органами дознания и следствия призвано повысить уровень показателей экологического состояния природной среды. Поскольку несоблюдение и нарушение экологического законодательства гражданами и организациями ставит под угрозу не только состояние окружающей среды, но и саму экологическую безопасность. Поэтому природоохранная деятельность прокуратуры должна занимать приоритетное положение.
Действия прокурора должны быть «комплексными, состоящими из работы не только подразделений по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью, но и сотрудников, осуществляющих надзор за соблюдением федерального законодательства, иско-
вую работу, поддержание государственного обвинения» [4, с. 16].
Обычно все экологические преступления совершаются группами лиц или организованными преступными группировками с целью извлечения прибыли и используя должностное положение. Поэтому, расследуя экологические преступления, следователь (дознаватель) должен внимательно рассматривать возможную связь с преступлениями в сфере экономики.
Таким образом, деятельность органов прокуратуры по контролю за ходом расследования экологического преступления допускает эффективное проведение уголовного преследования, так как в случае нарушения закрепленных уголовно-процессуальным законом правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.
В Тамбовской области экологические преступления незначительно распространены, так, по данным Управления Судебного департамента в Тамбовской области количество осужденных по рассматриваемым преступлениям составило: 5 в 2013 г., 3 - в 2014 г., 4 - в 2015 г., 12 - в 2016 г., 3 - в 2017 г. и 2 за период 2018 г. [5]. Тамбовская область известна своими плодородными черноземными почвами, богатыми гумусом и, конечно же, лесными массивами (сосна, дуб, берёза, осина и т.д.). Соответственно, наиболее часто в нашем крае совершаются такие экологические преступления, как «порча земли», «незаконная рубка лесных насаждений», «уничтожение или повреждение лесных насаждений» (ст.ст. 254, 260, 261 УК РФ) [6].
Согласно сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Тамбовской области самыми популярными обращениями жителей являются вопросы, касающиеся охраны окружающей среды. За 2017 г. поступило 333 заявления по этой теме. В соответствии с этим прокурорам необходимо:
- во время лесных пожаров устанавливать истинные причины возгораний, привлекать виновных за это лиц к ответственности;
- во время зимы отслеживать вырубку елей и их незаконную продажу;
- в каждом случае причинения вреда окружающей среде добиваться от виновных лиц его возмещения в полном объеме;
- проводить профилактические беседы с населением, в организациях, общественных объединениях, трудовых коллективах по эколого-правовым вопросам, привлекать к данным выступлениям средства массовой информации;
- разрабатывать методические рекомендации по экологическому законодательству, в том числе направляя их в органы, осуществляющие предварительное расследование;
- предотвращать вредное воздействие отходов производства на здоровье человека и окружающую среду;
- координировать действия с общественными экологическими организациями;
- принимать эффективные меры прокурорского реагирования в случаях выявления фактов нарушений экологического законодательства, выносить указания в порядке ст. 37 УПК РФ, направляя их в органы дознания и следствия, осуществлять контроль за расследованием уголовных дел и т.д. [7, с. 64].
В 2017 г. на территории Тамбовской области было выявлено 6 случаев незаконной рубки, которые относятся к уголовным преступлениям. Объём срубленной древесины составил 110,3 м3, а сумма причинённого лесному фонду ущерба составила 5 млн. 701,9 тыс. руб. По двум случаям незаконных рубок лесных насаждений лица, их совершившие, были установлены и на основании приговоров суда признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ. Ущерб, причиненный данными лицами, на общую сумму 67,0 тыс. руб. был возмещён в добровольном порядке [8].
Проверкой соблюдения экологического законодательства, проведённой Рассказовской межрайонной прокуратурой совместно с военной прокуратурой Тамбовского гарнизона, в деятельности ООО «Ротор», осуществляющем приём и утилизацию твердых бытовых и промышленных отходов, выявлен факт незаконного захвата земельного участка площадью 1,6 га на территории Тамбовского участкового лесничества Брянского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «ТУХЛ» Минобороны.
На указанном участке местности, покрытом лесными насаждениями, была совершена незаконная рубка деревьев до степени прекращения их роста, с последующим расположением на нём полигона для сбора и утилизации отходов производства и потребления. Ущерб составил более 21 млн. руб.
«Материалы прокурорской проверки были направлены в межрайонный отдел МВД России "Рассказовский" для решения вопроса о возбуждении по данному факту уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере)» [9].
Одной из проблем современного периода развития прокурорского надзора в целом и за экологическими преступлениями, в частности, является возрождение законодательного допуска прокурорского корпуса к возбуждению уголовных дел. Мы поддерживаем точку зрения, согласно которой прокурор, проводя проверку и выявив преступление, должен возбудить уголовное дело, а потом незамедлительно направить его по подследственности. Поскольку законодатель лишил его такого права, то от этого страдает оперативность поиска информации по кон-
Право
кретному уголовному делу, поскольку она вызывает задержку уголовного преследования.
В настоящее время важное значение имеет повышение экологических знаний прокуроров, специализация прокуроров на поддержании обвинения в судах по делам этой категории, в связи с чем принятие и разработка в Российской Федерации «Экологического кодекса» позволили бы собрать воедино все понятия экологического права, поскольку экологические статьи в различных нормативно-правовых актах имеют весьма расплывчатый характер и по-разному толкуют одно и то же нарушение. Во многих странах Запада такой кодекс принят уже давно, в связи с чем прокурорам РФ с «Экологическим кодексом» было бы гораздо проще отстаивать свою позицию в суде.
Но все же, подводя итог, можно отметить, что осуществление прокуратурой надзора за расследованием экологических преступлений помогает не только защищать наше общество от преступников, но и повышать уровень экологической обстановки страны, что позволит предотвратить возможные угрозы существованию животного и растительного мира в Российской Федерации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Статистические данные о деятельности органов прокуратуры // Генеральная прокуратура РФ. -URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/
3. Винокуров А. Ю. Актуальные вопросы прокурорского надзора и обеспечения законности в сфере экологии. - М.: Изд-во Моск. гуманит. унта, 2008. - 217 с.
4. Кузьминых И.В. Возмещение ущерба, причиненного преступлением, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов // Законность. - 2015. - № 10. - С. 16-20.
5. Статистические данные о количестве осужденных по экологическим преступлениям в Тамбовской области // Управление Судебного департамента в Тамбовской области. - URL: http://usd. tmb.sudrf.ru/modules.php?name=stat
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Копылова О.П., Карташова А.Г. Совершенствование прокурорского надзора за расследованием
экологических преступлений // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. - 2016. - № 7 (46). - С. 58-65.
8. Государственный лесной контроль (отчет за 2017 г.) // Управление лесами Тамбовской области. - URL: http://les.tmbreg.ru/13000/6095.html? searched=%EB%E5%F1%ED%EE%E3%EE+%E D%E0%E4%E7%EE%F0%E0&advsearch=onew ord&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_ highlight1+ajaxSearch_highlight2
9. Новости о деятельности прокуратуры Тамбовской области // Прокуратура Тамбовской области. - URL: http://prokuratura-tambov.ru/news/ show/id/5420
The Role of Prosecutors in Combating Environmental Crime
О.Р. Kopyolova, S.V. Medvedeva, A.G. Kartachova Tambov State Technical University
This article deals with the issues ofprosecutorial supervision over the investigation of environmental crimes. In many Russian regions, this function is performed by specialized (environmental) prosecutors. For more effective supervision, it is proposed to return to prosecutors the right to initiate criminal cases and to adopt the «Environmental code» in the Russian Federation.
Key words: prosecutor's supervision, ecology, preliminary investigation and inquiry, specialized bodies of Prosecutor's office, nature protection Prosecutor's offices, ecological crime, initiation and investigation of criminal case.