Научная статья на тему 'Роль производственной инфраструктуры в повышении эффективности аграрного сектора'

Роль производственной инфраструктуры в повышении эффективности аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль производственной инфраструктуры в повышении эффективности аграрного сектора»

 яемые усвояемые теин

Сухая виноградная лоза 3,5-9,0 29,1 5,43 2,37 1,22 0,475 6,75

Однолетняя лоза, переработанная сразу после обрезки 40-42,0 29,0 5,55 3,0 1,35 0,450 7,35

Обрезь виноградной лозы и садовых веток может слупить ценным сырьем для гидролизной промышленности, которая может вырабатывать из них сухие корковые дрожжи для животноводства. Такой производственный опыт в 1984 г. проводился на Бендерском биохимическом заводе совместно с северокавказским Филиалом ВНИИ "Синтезбе-лок". Результаты испытаний показали, что для получения I тонны сухих кормовых дрожжей требуется 6 тонн сухой измельченной садовой древесины или 5,4 тонны обрезков виноградной лозы1.

Следует также отметить, что кормовая ценность сухих гидролизных дрожжей значительно выше, чем обычных кормов. Так, I тонна кормовых дрожжей экономит 5-6 т зерна, что равносильно получению дополнительно 400-800 кг свинины или 1500 кг мяса птицы2.

Оставшуюся на гидролизных предприятиях после получения сухих корковых дрожжей целлюлозу можно обрабатывать различными видами смол и производить методом литья под давлением тару разного назначения. Это позволит освободить многие тысячи железнодорожных вагонов. ежегодно перевозящих из северных и сибирских регионов страны тарную дощечку, а также десятки тысяч рабочих, занятых сколачиванием тарных ящиков.

Обрезь виноградной лозы может использоваться как корм животных и после переработки на кормовую муку. Отходы зеленой обломки виноградных кустов годятся для силосования. На кормовую муку перерабатываются и виноградные выжимки. Анализ последних показывает, что они содержат ценные минеральные добавки, необходимые для. нормального кормления скота - калий, кальций, железо, кобальт, медь и др. микроэлементы. Последние, активизируя биосинтез ряда важных витаминов (В12), фферментов и белков, способствуют росту продуктивности животных. Расчеты показывают, что I тонна виноградной лозы летней обрезки содержит примерно около 10 кг кальция, 5 кг фосфора, 0,5 кг железа. 65 гр. меди, 64 гр. цинка и 0,2 гр. кобальта. Это количество микроэлементов вполне достаточно для удовлетворения потребности в них около 500 высокоудойных коров3.

Как уже отмечалось, древесная обрезь многолетних насаждений может служить также ценным топливом как для бытового, так и производственного использования, так, на кафедре энергетики ленинградской лесотехнической академии создан газогенератор, производительностью 1400 кубометров в час. Генератор "всеяден" - в нем прекрасно горят ветки, щепа, любая древесина, причем любой влажности.

Улучшению использования обрезанной плодовой и виноградной древесины способствовала бы более совершенная территориальная организация их использования, так как эти отходы следует рассматривать как местное вторичное сырье. Громоздкие объемы обрезной древесины не способствуют их перевозке на большие расстояния и эффективнее перерабатывать их в регионе производства.

Сайгидмагомедов А.М., Магомедов О.М., Гасанов М.А.

Роль производственной инфраструктуры в повышении эффективности аграрного сектора

С сельскохозяйственным производством, обеспечением аграрного сектора экономики в Дагестане напрямую связаны занятость населения, его жизнь и доходы. Прошлый год для республики выдался трудным. Стихийные бедствия и материальный ущерб от военных действий в августе-сентябре в связи с вторжением бандформирований с территории Чечни усугубили положение АПК и составляющих производственную инфраструктуру Дагестана. Однако, несмотря на то, что условия минувшего года были неблаго-

1 Садоводство, виноградарство и виноделие Молдавии. № 12. 1985, с 53.

Продовольственная программа. Задача науки. - М., Наука. 1983. - 200 с.

3 Садоводство, виноградарство и виноделие Молдавии, №2, 1985, с.52.

приятными, отмечались и положительные тенденции, такие как рост объемов производства, промышленности и сельского хозяйства, розничной торговли, улучшение деятельности транспортной инфраструктуры. Хотя Правительство Дагестана и предпринимает меры по развитию этих отраслей, сложность состоит в том, что проведение антитерро-ристической операции ущербно повлияло на экономику производственной инфраструктуры аграрного сектора. Это и разрушение дорог, линий электроснабжения, и средств связи.

Ущерб, нанесенный сельскохозяйственным и инфраструктурным объектам республики в результате боевых действий, составил 198 млн. руб. Из этой суммы 114 млн. руб. приходится на Цумадинский, Ботлихский и Новолакский районы, где последствия боев оказались наиболее разрушительными. Достаточно сказать, что только в Новолакском районе уничтожена седьмая часть всех площадей - (900 гектаров) посевов подсолнечника, занятых под этой культурой в республике. А в Ботлихском районе вообще потеряли 130 гектаров садов с посадками абрикосов.

Анализ состояния инфраструктуры сельскохозяйственного производства республики одновременно выявил и существенное ее отставание от требований, предъявляемых к экономике данного сектора. Это позволяет сделать вывод о необходимости выработки научно обоснованных, эффективных с точки зрения экономических интересов вариантов реформирования и развития объектов инфраструктуры в период становления рынка.

Сказываются и трудности, соблюдения технологических циклов, связанные с нехваткой горюче-смазочных материалов и запчастей для производственной техники. К тому же дает о себе знать снижение технической оснащенности на селе, значительное сокращение машинно-тракторного парка и в связи с этим возрастающая нагрузка на внутрихозяйственный транспорт, превышающая нормативы на 50-55%. Потребность сельхозпроизводителей в тракторах и зерноуборочных комбайнах удовлетворена менее чем на 60%. Нельзя не учитывать и тот фактор, что почти 70% транспортной техники уже выработали амортизационные сроки, и, следовательно требуются капитальные затраты на поддержание ее в рабочем состоянии.

Сравнительно лучше обстоят дела с подготовкой внутрихозяйственного транспорта в хозяйствах Кизлярского, Бабаюртовского, Карабудахкентского сельхозрайонов, Буйнакской и Кизилюртовской МТС. Через систему «Дагестанагроснаб» в хозяйства поступили на лизинговой основе 64 трактора, 22 зерноуборочных и 8 рисоуборочных комбайнов, другая техника, но это в целом незначительно улучшило положение дел.

При всем том ее недостатке остро стоит вопрос об эффективности использования производственной техники. Анализ передового отечественного опыта показывает, что эта задача может быть решена путем централизации техники в тех организациях, где налажена сервисная служба. В основном это машинно-технологические станции (МТС), организуемая на базе РТП и других ранее существовавших сервисных служб регионов. Однако желаемый результат может быть достигнут лишь в сочетании интересов районов и аграрных хозяйств.

Следует отметить, что инвестиционная деятельность в аграрном секторе парализована из-за тяжелого финансового состояния предприятий и организаций, слабости производственной инфраструктуры, недостаточной их поддержки со стороны государства, ряда других неблагоприятных процессов, которые, к сожалению, характерны не только для АПК Дагестана, но и для большинства субъектов России. Удельный вес АПК в общем объеме инвестиций РФ снизился с 31,3 % в 1991 году до 3,3 проц. в 1999 г. Как видим, необходима новая инвестиционная политика по созданию соответствующей материально-технической базы предприятий сельского хозяйства, по выделению прямых капвложений в реконструкцию ее производственной инфраструктуры.

Особое место в структуре АПК занимает система связи и коммуникаций. В Ботлихе вступила в строй наземная станция спутниковой связи. Это первая станция подобного типа в АПК горных районов республики. Ее пуск открывает перспективу налаживания устойчивой междугородной связи и в близлежащих Ахвахском и Цумадинском районах. Важно отметить, что закупка и монтаж оборудования произведены на средства, выделенные Правительством РФ в рамках Программы восстановления объектов, разрушенных в результате боевых действий на территории РД в 1999 году.

Основу инфраструктурной политики в аграрном секторе должны составлять программы внедрения системы прогрессивных технологий и машин для сельскохозяйственного производства. Это позволит сельским товаропроизводителям получать более дешевую конкурентоспособную продукцию, совершенствовать лизинговые отношения путем создания сети лизинговых компаний, удешевлять оказываемые услуги. При этом важно отметить возможность оплаты лизинговых услуг в натуральной форме. Одной из них являются поставки сельхозтехники на основе форвардных сделок под будущий урожай. В свою очередь рост числа объектов лизинговой деятельности приведет к конкуренции в этой сфере, а это повысит качество лизинговых услуг, снизит стоимость техники и оборудования.

Устойчивый уровень развития производственно инфраструктуры, как показывает практика, - это залог наиболее полного и комплексного использования производственного потенциала, сокращения времени нахождения материальных благ в сфере обращения, повышения мобильности производственных ресурсов. В конечном итоге он способствует повышению эффективности производства и перевозок сельхозпродукции.

Сравнительный анализ производства и транспортировки продукции аграрного сектора экономики Дагестана в сопоставлении с РФ и административными подразделениями Южного федерального округа за I полугодие 2000 г. характеризуется следующими данными (табл. 1).

Особое значение имеет дорожное строительство в горных условиях Дагестана. Следует учесть, что автодороги для сельскохозяйственных перевозок занимают в республике 21,1 % земельной площади АПК. Протяженность автодорог на начало текущего года составляет 9,6 тыс. км. 53,5% из них - дороги местного, 22% - республиканского, 20,5% - внутрихозяйственного и 4% - федерального значения. Поскольку в связи с военными действиями, автомагистраль «Кавказ» не функционирует в северном направлении от границы с Чечней и перевозки и движение транспорта в центральные регионы России и обратно ведутся преимущественно по трассе Махачкала-Минводы. В то же время многие населенные пункты в горной части республики остаются до сих пор бездорожными.

На сессии Народного Собрания и заседании Правительства Дагестана рассмотрен вопрос о строительстве важного объекта производственной инфраструктуры - автодороги Г имры-Чирката. Намечены меры по ускорению строительства этой жизненно важной транспортной автомагистрали.

В 2000 году в Магарамкентском районе открыт новый автомобильный мост через реку Самур протяженностью 400 м. На сегодня это единственное подобное сооружение на Северном Кавказе, построенное на высоком инженерно-техническом уровне. Это самый большой в республике мост, осуществляющий связь южных сельхозрайонов Дагестана с экономическими смежниками АПК региона.

Таблица 1.

Сравнительный анализ производства и транспортировки продукции _______________________________________________________________аграрного сектора экономики Дагестана

Производство продуктов в хозяйствах всех категорий

скот и птица на убой в живом весе молоко Яйца

тыс. тонн в % к I полугодию 1999 г. тыс. тонн в % к I полугодию 1999 г. млн. штук в % к I полуг. 99 г.

Российская Федерация 2,8 103,2 16,6 99,8 17,4 104,8

Южный федер. округ 374,2 103,8 1035 105,2 1230 107,9

Республика Адыгея 7,8 101,2 60,3 107,5 30,5 97,1

Республика Дагестан 21,4 105,7 124,3 104,3 109,7 97,8

Республика Ингушетия 1,8 107,1 20,0 122,7 5,6 191,1

Кабардино-Балкарская Республика 20,7 109,8 123,9 106,5 71,8 111,9

Республика Калмыкия 5,9 64,8 11,9 92,2 14,1 79,2

Карачаево-Черкесская Республика 7,6 92,9 63,4 103,2 21,1 122,5

Республика Северная Осетия-Алания 20,0 101,7 68,9 101,6 43,5 116,7

Чеченская Республика Краснодарский край Ставропольский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

172,5 114,8 626,5

84,9 100,6 267,8

11,2 101,9 56,5

86,4 96,2 280,4

109,2 107,1 410,4

111,1 800,3 118,0

95,5 336,0 97,3

100,2 77,4 82,4

100,5 298,4 96,0

105,1 482,1 112,4

Ограниченность материальных, производственных и трудовых ресурсов, выделяемых на развитие инфраструктуры - результат определенных просчетов в прогнозировании. Следовательно, на первый план выдвигается необходимость повышения степени научной обоснованности прогнозных заданий по ее развитию. Так в ближайшие годы планируется увеличение производства риса, овощей, фруктов, сыров, кондитерских изделий и т.д. Для этого потребуется разработать и реализовать экономические методы обеспечения перевооружения инфраструктуры предприятий АПК, укрепления оснащенности материально-технической базы сельского хозяйства. От этого зависит успех осуществления аграрной реформы, а также стабилизация производства, сохранность и качество сельхозпродукции.

Перевозка продукции сельского хозяйства имеет свои особенности. Их следует учитывать при организации работы подвижного состава. Сезонность сельскохозяйственного производства особенно влияет на неравномерность распределения перевозок в течение года. Коэффициент неравномерности достигает 1,47. Более 1/4 годового грузооборота приходится на август-сентябрь.

Для оздоровления и выхода аграрной экономики из кризисного состояния следует разработать программу инфраструктурного обеспечения агропромышленного комплекса в условиях рыночного регулирования на всех уровнях - экономики Дагестана, Южного федерального округа и РФ в целом, включающие меры по финансовому обеспечению их реализации.

Таким образом, речь идет о восстановлении государственного подхода к обеспечению направлений инфраструктурного развития АПК. Критерием отбора должны служить приведенные затраты на производство и транспортировку продукции. Улучшение инфраструктурного обеспечения напрямую связывается с устранением количественных потерь сельхозпродукции, сохранением ее качества, сокращением затрат на ее перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также с сокращением сопряженных издержек в основном производстве. Экономический эффект следует определять как разницу между суммами приведенных затрат по исходному и предлагаемому вариантам и в абсолютном исчислении на принятый в расчетах объект и дополнительными капвложениями.

Анализ показывает, что одной из причин потерь сельхозпродукции является недостаток транспортных средств и нерациональное использование системы инфраструктурного обеспечения. При определении экономической эффективности улучшения качества инфраструктурного обеспечения в результате количественного увеличения подвижного состава должны быть учтены: исключение порчи продукции, сохранение ее качества, сокращение текущих и капитальных затрат на временное хранение перевозимой продукции (складирование, переработку, сушку, охлаждение и др.), сокращение ручного труда и средств на сопряженных работах и процессах в обслуживаемом производстве агропромышленного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.