ности населения, рост потребительского спроса или привлечение инвестиций.
Литература:
1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98622// Консультант Плюс, 1992-2014
2. Pickering K. Trademarks in theory and practice. Oxford, 1998.
P.25
3. Абдуллаева Н. Территориальный брендинг. Российский опыт, 2010
4. Джанджугазова Е., Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ., высш. учеб. заведений, 2-е издание, М: Издательский центр «Академия», 2008
5. Шарков Ф.И., Ткачев А.И. Брендинг и культура организации. М. 2003. с.95
УДК 331.103
РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Шабарчина И.В., аспирант, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ),
тел.: +7 (903)783-00-88, e-mail: iroshek@mail.ru,
В статье описана важность планирования производственного персонала в рыночных условиях хозяйствования, а также выявлены направления, по которым не совершенствуется организация труда при выполнении дорожных работ. К таким направлениям относятся: повышение норм труда и расширение зон обслуживания, улучшение использования рабочего времени, повышение уровня квалификации рабочих и инженерно-технологического персонала, сокращение текучести кадров, упрощение структуры управления, внедрение научной организации труда, а также повышение уровня специализации производства. Кроме того, планирование трудовых ресурсов в современных условиях хозяйствования является одним из основных разделов перспективного и текущего планирования развития предприятия, так как при планировании трудовых ресурсов устанавливается трудоемкость сформированной производственной программы по выпуску дорожно-строительной продукции, что является необходимым для разработки всех других разделов производственно - финансового плана дорожной организации.
Ключевые слова: Производственный персонал, планирование трудовых ресурсов, повышение эффективности деятельности дорожной организации, совершенствование организации труда, высокая квалификация.
THE ROLE OF INDUSTRIAL PERSONNEL IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF ROAD ORGANIZATIONS IN THE CONTEMPORARY ECONOMY
Shabarchina I., the post-graduate student, Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)
This article describes the importance of planning the production staff under market conditions, as well as identifying areas in which not improved organization of labor in road works. These areas include: improving labor standards and the expansion of service areas, the improvement of working time, upgrading the skills ofworkers and engineering and technological personnel, reducing employee turnover, simplifying the management structure, the introduction of scientific organization of labor, as well as increase the level of specialization in production. In addition, workforce planning in the current economic conditions is one of the main sections ofprospective and current planning development of the enterprise, as in the planning of human resources is established complexity formed a production program for the production of road-building products, which is essential for the development of all other branches ofproduction - financial plan of the road organization.
Keywords: Production personnel, workforce planning, improve the efficiency of the road organization, improving the organization of labor, high qualification.
В настоящее время трудовые ресурсы играют огромную роль в дорожной организации, поскольку эффективность производства зависит от квалификации рабочих, их расстановки и использования. Это, в конечном итоге, влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой дорожно-строительной продукции, выполняемых работ, оказанных услуг, использование материально-технических средств.
Увеличение производительности трудовых ресурсов является главным источником роста материального благосостояния работников, который делится на основных и вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих, в силу того, что данное мероприятие способствует увеличению объемов производства продукции и выполнения работ при неизменных постоянных затратах, снижению себестоимости производства и росту рентабельности предприятий дорожного хозяйства.[1]
Планирование трудовых ресурсов в современных условиях хозяйствования является одним из основных разделов перспективного и текущего планирования развития предприятия, что определяется следующими основными характеристиками:^]
1. При планировании трудовых ресурсов устанавливается трудоемкость сформированной производственной программы по выпуску дорожно-строительной продукции.
2. Определяется необходимая численность персонала предприятия, в том числе рабочих, специалистов, руководителей и прочих служащих по специальностям, профессиям и уровню квалификации.
3. Устанавливаются задания для проведения набора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала по основным направлениям деятельности предприятия.
4. Рассчитываются суммы средств на оплату труда персонала в целом по предприятию и подразделениям.
5. Устанавливаются задания по повышению эффективности труда, росту его производительности, снижению трудоемкости продукции (работ), экономии рабочего времени, повышению уровня организации труда.
Анализируя основные характеристики планирования трудовых ресурсов, можно понять ее двойственное влияние на внешние и внутренние условия деятельности дорожной организации, которое в рыночных условиях хозяйствования, не все руководители дорожных организаций понимают в полной мере. В результате чего, не совершенствуется организация труда при выполнении дорожных работ по следующим направлениям:[3]
1. Повышение норм труда и расширение зон обслуживания.
Предприятия дорожного хозяйства обладают уникальными по своему составу средствами труда и кадрами специалистов, способными выполнять как специализированные, так и общегражданские строительно-монтажные работы в трудных производственных условиях вне зависимости от различных климатических особенностей регионов. Данное обстоятельство обусловлено наличием производственных мощностей общего назначения, которые могут быть использованы для выполнения строительных и ремонтных работ не только в транспортном, но и в других видах строительного
Таблица 1. Показатели производительности труда работников ОАО «Мосто-трест»
Годы Выручка, млн. руб. Среднесписочная численность работников, чел. Среднегодовая выработка, млн. руб./чел.
2009 78971 16605 4,76
2010 74879 18800 3,98
2011 98996 20341 4,87
2012 94078 23204 4,05
2013 116714 25871 4,51
Таблица 2. Анализ математической зависимости
Коэффициенты Стандартная ошибка ^статистика Р- Значение Нижние 95% Верхние 95 %
V 40957,15 102039,09 0,4 0,72 -283776,79 365691,1
X 11675,79 22936,51 0,51 0,65 -61318,41 84669,98
производства (гражданском, промышленном, гидротехническом, сельскохозяйственном и т.д.), а также рабочих и инженерных кадров дорожного хозяйства, т.е. людей высокой квалификации и профессионализма, привыкших адаптироваться к постоянно меняющимся производственным ситуациям в разных природно-климатических условиях и, имеющие высокий творческий потенциал для решения сложных технических задач.
Изложенное выше свидетельствует о том, что дорожная организация обладает достаточными компетенциями для того, чтобы отдельные бригады, звенья и специализированные отряды могли повысить нормы труда, а также диверсифицировать сферу производства, обладая существенной конкурентоспособностью благодаря опыту, навыкам и творческим качествам, входящих в эти подразделения специалистов.
Таким образом, у большинства дорожных организаций всегда существуют определенные альтернативы выбора наилучшего использования своих ресурсов в сложных конъюнктурных обстоятельствах, а также повышению норм труда.
2. Улучшение использования рабочего времени.
Дорожные организации обладают всеми возможными компетенциями для улучшения использования рабочего времени за счет системы мероприятий, обеспечивающих оптимальную расстановку и использование трудовых ресурсов.
Среди таких мероприятий выделяют:
1.Разработку и осуществление мероприятий по улучшению организации рабочих зон и рабочих мест, обеспечение безопасности выполнения работ и создание наиболее благоприятных в санитарно-гигиеническом, физиологическом и эстетическом отношениях условий труда.
2.Подбор оптимальных численных и профессионально-квалифицированных составов звеньев и бригад рабочих при совмещении профессий и распределении рабочих операций между исполнителями.
Данное мероприятие позволяет:
• повысить производительность труда за счет применения прогрессивных методов работы, улучшения использования машин и рабочего времени рабочих за счет совмещения профессий и маневренности в растасовке рабочих;
• сократить трудоемкость работ по планированию и учету труда;
• повысить качество продукции и культуру производства;
• снизить себестоимость и сократить сроки реализации дорожной продукции.
3.Внедрение высокопроизводительных методов и приемов труда, на основании передового опыта работников дорожного хозяйства, а также на основании бенчмаркетинга смежных отраслей реального производства.
4.Установление оптимальных режимов труда и отдыха, внедрение рациональных форм организации труда, способствующих повышению выработки и снижению утомляемости рабочих.
5. Развитие творческой инициативы рабочих и инженерно-технических работников дорожных организаций, улучшение социально-психологического климата в коллективах, укрепление производственной и трудовой дисциплины.
3. Повышение уровня квалификации рабочих и инженерно-технологического персонала.
С целью оценки уровня квалификации производственного персонала на ключевые показатели дорожной организации был
произведен корреляционно-регрессионный анализ посредством оценки парной регрессии и корреляции между выручкой и среднегодовой выработкой.
В ходе исследования были рассмотрены финансово-хозяйственные показатели деятельности ОАО «Мостотрест» за 2009-2013 гг. (Таблица 1), где для понимания спецификации модели парной регрессии были определенны показатели, являющиеся факторными и результативными, для последующего регрессионного анализа.
Зависимость между факторным и результативным признаками
- среднегодовой выработкой и объёмом произведённой продукции
- представлена в Таблице 2.
В соответствии с данными таблицей 2, параметры линейного уравнения имеют значения: а=40957,15; Ь=1 1675,79. Таким образом, линейное уравнение имеет вид: у= 40957,15+11675,79*x. Так как Ь>0, то зависимость между факторным и результативным признаками является прямой.
Далее, после определения параметров уравнения регрессии оценивается теснота связи между признаками, то есть осуществляется корреляционный анализ. Для характеристики линейной зависимости используется линейный коэффициент парной корреляции полученного с помощью компьютерного моделирования (Таблица 3)
Таблица 3. Регрессионная статистика
Множественный Я 0,28
Я-квадрат 0,08
Нормированный Я-квадрат -0,23
Стандартная ошибка 18573,19
Наблюдение 5
Произведенный расчет показывает, что при увеличении среднегодовой выработки одного рабочего, показатель общей выручки не претерпевает значительных изменений. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что планирование труда производственного персонала неэффективно, в частности, уровень квалификации рабочих и инженерно-технологического персонала остается на достаточно низком уровне, так как показатель общей выручки не имеет достаточное корреляционное значение.
Современные дорожные организации должны уделять большое внимание профессиональной подготовке и переподготовке производственного персонала, делать существенный акцент на расширение кругозора, стимулирование технического творчества, приобретение навыков конструкторской деятельности, так как в эпоху научно-технического прогресса знания постоянно устаревают, и переподготовка превращается в непрерывный процесс всей рабочей жизни персонала в не зависимости от квалификации.
4. Сокращение текучести кадров.
В настоящий момент по строительству зафиксированы наиболее высокие уровни показателей движения кадров по сравнению с другими отраслями экономики: коэффициент оборачиваемости по найму составляет 33-44% от среднесписочной численности работников, а коэффициент оборота по увольнению находится в диапазоне 40-52 %, что негативно влияет на планирование эффективности производства предприятия в целом.
Кроме того, хотелось бы отметить, что излишняя текучесть
вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические и психологические трудности, негативно влияет на моральное состояние оставшихся работников, на их трудовую мотивацию и преданность организации, так как с уходом персонала в большинстве случаев нарушаются сформировавшиеся связи в сработавшемся трудовом коллективе.
При определении экономического ущерба, вызванного текучестью персонала, учитываются следующие составляющие:
• потери, вызванные перерывами в работе;
• потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников;
• потери, связанные со снижением производительности труда у рабочих перед увольнением;
• потери, вызванные недостаточным уровнем производительности труда вновь принятых рабочих;
• затраты на набор персонала в результате текучести;
• потери из-за недостатков в работе вновь поступивших сотрудников.
Общая величина экономического ущерба, вызванного текучестью персонала, равна сумме всех частных потерь. По экспертным оценкам, затраты на замену рабочих составляют 7-12% их годовой заработной платы, специалистов - 18-30%, управляющих -20-100%.
Согласно кадровой статистике, наибольшее количество увольнений приходится на первые три месяца работы сотрудника, и в основном они связаны с адаптационными проблемами - отсутствием помощи при вводе в должность, привыканием к новой работе, к внутреннему климату организации и т.д. Если в этот период у сотрудника формируется лояльность к компании, она, как правило, носит долговременный и устойчивый характер. Если же лояльность не возникает, то она, скорее всего, уже не появится никогда.
Очевидно, что дорожной организации необходимо внедрять меры по адаптации новых сотрудников, чем испытывать постоянную нехватку кадров вследствие повышенной текучести, а также расходовать время и средства на поиск, оценку и обучение новых работников, что доказывается исследованиями, проведенными в западных рекрутинговых компаниях.
Так, в соответствии с исследованиями качественная программа адаптации способна уменьшить текучесть кадров на 10-20% в год, вне зависимости от условий и материалоемкости производства.
5. Упрощение структуры управления.
В современных условиях, для сохранения конкурентоспособности дорожной организации его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе, ввиду чего, акционерам и высшему руководству чрезвычайно важно создать такую упрощенную структуру управления предприятием, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.
Упрощенная организационная структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед нею и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками организации, ответственными за деятельность структурных подразделений.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления, которое в свою очередь позволит прийти к следующему:
■ сократить потери рабочего времени, а, именно, увеличить действительный годовой фонд времени одного рабочего, повысить нормы выработки и уменьшить численность производственного персонала;
■ повысить нормы обслуживания и уменьшить численность вспомогательных рабочих и обслуживающего персонала;
■ уменьшить численность аппарата управления, в результате чего, сократить численность производственного персонала, то есть повысить производительность труда.
6. Внедрение научной организации труда.
С переходом к рыночной системе хозяйствования базой повы-
шения уровня производительности труда является научно - технический прогресс, внедрение новых технологий.
Участие производственного персонала в процессе нововведениях осуществляется посредством различных организационных структур.
Наиболее характерными формами включения производственного персонала в инновационный процесс являются:
- работа непосредственно на рабочих местах;
- участие в специализированных рабочих органах (автономных бригадах, рабочих совещаниях по профессиям, советах цехов и т.д.);
- участие в смешанных органах с представителями управления, ИТР.
Каждый из этих уровней в отдельности предполагает различную степень вовлеченности и ответственности производственного персонала, требует соответствующих компетенций. В целом возникает интегральный эффект участия рабочих в инновационном процессе, выражающийся в ускорении нововведений, улучшении характеристик выпускаемой продукции, снижении брака, росте рационализаторства и изобретательства рабочих, сознательном отношении к производству. Участие рабочих в инновационном процессе непосредственно на рабочих местах заключается, прежде всего, в совершенствовании характеристик уже апробированной и выпускаемой дорожно-строительной продукции и внесении частичных усовершенствований в технологический процесс.
Во многом эффект от научно-технического прогресса достигается за счёт постоянно совершенствуемого качества продукции, сокращения переделок и времени, затрачиваемого на устранение брака, которое может быть реализовано за счет передачи функций по управлению и контролю качества дорожно-строительной продукции на рабочие места. Так, ответственные за качество рабочие без дополнительного контроллинга начнут искать пути повышения за счёт совершенствования технологии, применения более прогрессивных приёмов работы, более экономного использования дорожно-строительных материалов, тем самым участвовать в ускорении научно-технического прогресса непосредственно на рабочем месте.
7. Повышение уровня специализации производства.
Основной акцент при повышении уровня специализации производства необходимо сделать на использование опыта по единой тарификации рабочих и инженерного персонала таким образом, что введение единой тарифной сетки позволяло бы стандартизировать систему рабочих и должностных окладов, приведя их в соответствие с квалификацией, сложностью выполняемых функций и опытом работы.
Кроме того, хотелось бы отметить, что факторы роста производительности труда, а, следовательно, и специализации производства обусловлены изменениями материально-технических, организационных и социально-экономических условий как непосредственно в процессе производства, так и в не его, позволяющие сокращать затраты капиталоемкого производства.
Достаточно интересен опыт американских дорожных компаний, где рабочим доверены функции управления качеством продукции и технологического процесса, и результаты превосходят самые оптимистические прогнозы, а, именно, сократился процент брака, происходит постоянное улучшение потребительских свойств дорожно-строительной продукции, совершенствуется технологический процесс, более эффективно используется производственное оборудование.
Для достижения таких результатов в отечественной практике необходимы определённые изменения в технологии производства, управлении, квалификации рабочих, в отношении руководства к производственным рабочим. Эти изменения предполагают, прежде всего, отказ от узкой и односторонней специализации рабочих, расширение сферы их непосредственной производственной деятельности, общее повышение квалификации и овладение несколькими специальностями. Современный рабочий должен подняться до понимания всего технологического цикла, он должен иметь представление о функциях других рабочих, быть способным выполнить их работу. Только в этом случае он сможет осуществлять контроль над правильностью технологического процесса на своём рабочем месте, устранить брак, допущенный другими рабочими, предложить и осуществить усовершенствования в технологическом процессе.
В настоящее время наиболее прогрессивной формой рабочего коллектива, способного повысить уровень специализации произ-
водства, является автономная рабочая бригада, которая пользуется значительной степенью самостоятельности в процессе производства, принятии технологических решений. В бригаду, выполняющую законченную технологическую операцию, объединяются рабочие, владеющие всеми или несколькими из требуемых квалификаций, способные заменить друг друга, представляющие сплоченный трудовой коллектив. Автономные бригады участвуют как в улучшении уже существующей дорожно-строительной продукции, так и в создании принципиально новой.
Особенно важная роль принадлежит автономным бригадам при оптимальном внедрении, а также в том случае, когда требуется разработать новую технологию для производства продукции с заданными параметрами.
В группе, работающей для достижения единой цели, создаётся возможность участия каждого сотрудника в процессе принятия решений и в распределении связанной с этим ответственности. Руководитель не управляет группой, а скорее представляет и объединяет усилия группы. Решения формируются на основе общего согласия по направлению снизу вверх. Следовательно, организационным принципом эффективного инновационного развития является групповая работа - коллективизм.
Таким образом, рабочий современной дорожной организации должен стать высококвалифицированным, достаточно самостоятельным специалистом, характер производственной деятельности которого способствует его участию в инновационном процессе.
Литература:
1. Гарманов Е.Н. Строительство мостов. Организация, планирование и управление: учебник для студ. учреждений высш. образования / Е.Н. Гарманов, Э.В. Дингес, Г.А. Клигман, Н.Г. Литвинова, В.Я. Бубес, Н.К. Протасова. -М.: Транспорт, 1983-360с.
2. Авраамов А.И. Экономика дорожного хозяйства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [А.И.Авраамов, А.А.Авсеенко, Е.Н. Гарманов и др.]; под ред. Е.Н. Гарманова.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.-400с.
3. Дингес Э.В. Экономика строительства, ремонт и содержания дорог: учебник для студ. учреждений высш. образования / Э.В. Ди-негс. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-288с.
4. Беа Ф.К. Экономика предприятия: учеб. для вузов / пер. с нем.; Ф.К. Беа, Э. Дихта, М. Швайтцер.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 928 с.
5. Волкова О.И. Экономика предприятия (фирмы): учеб. / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 601 с.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВЕННОГО РЕЖИМА ВОДОЁМА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ НАКАТНЫМ СПОСОБОМ
Кузнецов А.Ю., главный инженер проектов, ООО «Инкотек карго»
При перевозках тяжеловесных грузов важнейшее значение имеет выполнение операций погрузки-выгрузки. Учитывая, что вышеуказанные операции часто производятся вне портово-перегрузочных комплексов, для их осуществления, применяется накатный способ (или «РО-РО»), при этом между причалом и бортом судна устанавливается аппарель. Для обеспечения надёжности данной схемы необходимо осуществить посадку судна на подводную «постель» и только после этого производить погрузочно-разгрузочные операции. В данной статье рассматривается один из самых важных вопросов этой операции: определение уровенного режима водоема.
Ключевые слова: транспортировка сверхтяжеловесных грузов, перегрузка накатным способом, уровенный режим водоемов.
DETERMINATION OF THE WATER LEVEL REGIME WHEN OVERLOADED HEAVY
GOODS KNURLED WAY
Kuznetsov A., Chief Project Engineer, Inkotek cargo, LLC
When transporting heavyweight and oversized cargo, carrying out loading and unloading operations are of the utmost importance. Taking into account that the abovementioned operations are often implemented outside the handling terminals, it is used Roll-On/Roll-Off method (or RO/RO for short), for this operation the ramp is to be set between the berth and a board of a vessel. To ensure reliability of this scheme, it is necessary to position a vessel on sand bed and after it to start loading/unloading operations. This article is devoted to the one of the most important stages of this operation: determination of the reservoir level regime.
Keywords: heavyweight and oversized cargo transportation, Roll-On/Roll-Off method, level regime of the reservoir.
Посадка на песчаную постель осуществляется подачей в трюмы судна балласта (заполнение водой). Снятие судна с песчаной постели производится посредством откачки воды.Для реализации данной схемы необходимо учитывать следующие условия:
- ограничение высоты надводной и подводной части баржи;
- ограничение уклона аппарели для заезда/выезда автотрейлера с грузом.
Как следствие, в технологической схеме долженс достаточной точностью и достоверностью прогнозироваться уровенный режим водоема, что позволяет обоснованно выбирать период погрузочно-разгрузочных операций.
Неверный прогноз уровня может привести к невозможности реализовать схему погрузки-выгрузки по одной из следующих причин.
1й сценарий - Подъем уровня у причала, превышающего расчетный, не позволяет установить судно на песчаную подводную постель после приёма балласта в трюмы судна. Повышение отметки песчаной постели приведет к превышению уклона при установке аппарели и невозможность проезда по ней авто трейлера с грузом.
2й сценарий - Снижение отметки уровня в период погрузо-разгрузочных работ. Более всего явление опасно после погрузки груза на судно, т. к. даже после откачки балласта судно остается на песчаной постели.
Основным источником для анализа уровенного режима в водоеме и составления необходимого прогноза служат наблюдения
за уровенным режимом, проводимые за достаточно длинный ряд лет.
Для рек Северо-Запада Европейской части России, а также для рек Сибири и Дальнего Востока,уровенный режим характеризуется подъемом воды в весенний период, низкими уровнями воды в меженный период, и колебаниями уровней воды в осенний период, которые обусловлены дождевыми паводками. Типовые гидрографы уровней воды за год представлены на рис.1.
В озерах и водохранилищах колебания воды имеют другой характер. Например, в водохранилищах после сработки уровня через турбины ГЭС в зимний период весной наблюдается подъем уровня в результате заполнения водохранилища, после чего наблюдается период сработки, который продолжается в течение всего осенне-зимнего периода (рис.2)
Для выбора расчетного уровня при проектировании системы «песчаная постель - балласт судна» предлагается использовать показатель повторяемости уровней, составленный по наблюдениям за ряд лет.
Зависимость для оценки повторяемости имеет вид [1]
AL 100
Pi = т % Формулы - ввести в редакторе формул
A ti
(1)
где
1 ti - частота стояния уровней в пределах времени воз-