Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

РОЛЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ВОДИТЕЛЬ / АВТОМОБИЛЬ / ДОРОГА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СТАТИСТИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Усманова М.Н., Ражапова С.С.

Данная статья содержит информацию по обеспечению безопасности дорожного движения, изучение и анализ состояния этой сферы, пути и мероприятия для решения существующих проблем, анализ международного опыта, предложения для разработки программ по повышению безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Усманова М.Н., Ражапова С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOFTWARE IN ROAD SAFETY

This article contains information on ensuring road safety, the study and analysis of the state of this area, ways and measures to solve existing problems, analysis of international experience, proposals for developing programs to improve road safety.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 004

Усманова М.Н.

ТГТрУ Ражапова С.С.

ТГТрУ

РОЛЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация: Данная статья содержит информацию по обеспечению безопасности дорожного движения, изучение и анализ состояния этой сферы, пути и мероприятия для решения существующих проблем, анализ международного опыта, предложения для разработки программ по повышению безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: Безопасность дорожного движения, водитель, автомобиль, дорога, окружающая среда, статистика, планирование, комплексный подход, экономическая оценка.

Usmanova M.N.

TGTRU Razhapova S.S.

TGTRU

THE ROLE OF SOFTWARE IN ROAD SAFETY

Annotation: This article contains information on ensuring road safety, the study and analysis of the state of this area, ways and measures to solve existing problems, analysis of international experience, proposals for developing programs to improve road safety.

Key words: Road safety, driver, car, road, environment, statistics, planning, integrated approach, economic evaluation.

Обеспечение безопасности дорожного движения это сложная система, которая объединяет водителя, автомобиля, дорогу и окружающую среду. Изучение и оптимальное решение сложных проблем возможно только в рамках системного подхода, когда все элементы системы рассматриваются как отдельно, так и во взаимодействии друг с другом. Перед специалистами этой области ставится задача разработки программы комплексного подхода к решению проблем, обеспечивающих безопасность дорожного движения (БДД). Анализ международного опыта по разработки программ по повышению безопасности дорожного движения должны включать следующие этапы (рис.1) [1]:

У

у

У Я

Анализ статистики и фактов

Определение проблем

Постановка цели

Формирование вариантов мер для достижения поставленных целей

Экономические оценки каждой альтернативы

Сравнение альтернативных решений и выбор компромиссного решения

Планирование комплекса мероприятий

Реализация комплекса мероприятий программы

Сбор и анализ статистики по результатам программ

Заключение о результативности программ

Рис.1 Этапы программы по повышению БДД.

Недостаточный уровень обеспечения безопасности на транспорте и безопасности дорожного движения приводит к дорожно-транспортным просшествиям.

Недостаточный контроль за обеспечением безопасности автомобильных перевозок и дорожного движения приводит к тому, что показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения снижаются, по анализам статистических данных в Узбекистане эти показатели несколько ниже уровня развитых стран.

Показатели смертности в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в Узбекистане на 100 тыс. населения, близки к показателям Канады (8), Австралии (7) и Франции (7). Наиболее низкий уровень смертности при ДТП (4-6 человек) в таких странах, как Израиль, Нидерланды, Япония, Великобритания, Германия, Сингапур, Швеция и Швейцария [3].

На недостаточно высокий уровень обеспечения безопасности на транспорте и безопасности дорожного движения влияют следующие причины:

недостаточно эффективный механизм постоянного

совершенствования нормативно-правовой базы в части разработки технических регламентов и стандартов;

недостаточно эффективный контроль соблюдения субъектами транспортной сферы нормативных требований и стандартов по эксплуатации транспортных средств и дорожно-транспортной инфраструктуры.

В результате этого в стране медленными темпами идет снижение количества ДТП.

Требует совершенствования процесс координации межведомственного взаимодействия для обеспечения безопасности на транспорте от незаконных, террористических действий.

Мировая статистика последних 15 лет показывает, что от 50 до 70% совершаемых террористических актов связано с транспортом. На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к организации антитеррористических мер, профессиональному прогнозированию возможных террористических акций, раннего обнаружения, квалифицированной экспертизы, оперативного выявления факторов риска, своевременного предупреждения и нейтрализации сфер и зон террористической деятельности [5].

Определенные шаги в данном направлении предпринимаются. Так, например, в соответствии с действующим законодательством к пассажирским автовокзалам (автостанциям) предъявляются требования по оснащению специальными техническими средствами, используемыми для обеспечения безопасности пассажиров и работы автовокзала (автостанции), включая:

установление камер видеонаблюдения в залах ожидания для пассажиров, билетных кассах и других местах наибольшего скопления пассажиров;

установление устройств ограждения по периметру автовокзала (автостанции);

установление шлагбаумов на входах/выходах автовокзала (автостанции); организацию постов проверок при входах на автовокзалы;

установление технических устройств оборудованных стационарными металлодетекторами для проверки пассажиров и их багажа;

выполнение требований по безопасности перевозок и пожарной безопасности.

Вместе с тем, этого явно недостаточно для обеспечения безопасности всех объектов автотранспортной отрасли.

Слабые темпы внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС), обеспечивающие контроль и регулирование движения транспорта в городах, учитывая ожидаемое повышение транспортного потока и интенсивность использования личных автомобилей [8].

В стране, за исключением города Ташкента, не созданы центры регулирования городского движения, улично-дорожная сеть не оснащена техническими средствами регулирования дорожного движения и

системами сбора информации о транспортных потоках, подключенных к ИТС, обеспечивающих управление наземным общественным транспортом через расширение зон управляемого движения, повышение эффективности управления, повышение скорости и ритмичности, устойчивости работы общественного транспорта.

Несмотря на сложившуюся за последние 5 лет тенденцию к уменьшению числа пострадавших в ДТП, их количество остается достаточно значительным. Для сокращения количества погибших и пострадавших необходимо принятие действенных комплексных мер по повышению безопасности, включающих модернизацию инфраструктуры, реализацию образовательных программ и усиление системы правоприменения [9].

В настоящее время одной из основных проблем является обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах и городских улицах. За последние 10 лет на автомобильных дорогах и городских улицах Республики Узбекистан ежегодно совершается 11-11,5 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибают свыше двух тысяч человек и около 12 тыс. получают телесные повреждения (рис.2).

В системе мер обеспечения безопасности личности все большую актуальность приобретает надежное обеспечение безопасности дорожного движения.

60 50 40 30 20 10 0

■ 2017 г ■ 2018 г ■ 2019 г

Рис .2 Диаграмма изменения количества ДТП за 2017-2019 гг

В этой связи особое значение приобретает формирование концептуально новых подходов к задаче повышения эффективности государственного управления в сфере организации и обеспечения дорожного движения посредством реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на период 2018-2022 годы (далее Концепция), включающей в себя следующие основные направления [2]:

■ Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

■ Совершенствование дорожной инфраструктуры, улучшение качества дорог, создание надежных условий для безопасного передвижения транспортных средств и пешеходов;

■ Повышение правовой культуры и необходимой квалификации всех участников дорожного движения, укрепление их дисциплины;

■ Оценка деятельности и ожидаемые результаты от реализации Концепции.

Согласно Концепции по направлениям разработаны механизмы реализации мероприятии. Реализация разработанных мероприятий показала, что снижается один из основных показателей уровня обеспечения безопасности дорожного движения-дорожно-транспортные происшествия[2].

Выводы

Разработанная правительством Республики Узбекистан программа дал возможность разработать дорожную карту по повышению безопасности дорожного движения. Выполнения все мероприятии приведенные в документе привело к снижению аварийности и их последствии.

В соответствии со Стратегией развития общественной безопасности в Республике Узбекистан на 2022-2025 годы, в целях гарантирования защиты жизни и здоровья людей от любых аварий на дорогах Нового Узбекистана, 4 апреля т.г. было принято Решение Президента «О мерах по надежному обеспечению безопасности людей на дорогах и резкому снижению смертности». Решение требует полного приведения дорожной инфраструктуры в соответствие с современными требованиями безопасности движения, создания эффективной системы, направленной на раннее предупреждение нарушений в этой сфере, а также широкого внедрения цифровых технологий, исключающих человеческий фактор. С решением этих задач Республиканская специальная комиссия по безопасности дорожного движения будет работать на основе установленной программы.

Использованные источники:

1. С.А.Аземша, А.Н.Старовайтов. Применение научных методов в повышении безопасности дорожного движения,елГУТ.2017,стр.41-43.

2. Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на период 2018-2022 годы.19 май 2018г.№377.

3. Factors Affecting the Road Safety March 2016Journal of Communication and Computer 13(3)

4. Slesarchuk, S. V. Analysis of the causes of road traffic accidents involving young drivers / S. V. Slesarchuk. - Text: direct // Young scientist. - 2019. - No.

20 (258). - S. 360-361. - URL: https://moluch.ru/archive/258/59169/ (date of access: 24.02.2021.

5. Road Safety in Low-Income Countries: State of Knowledge and Future Directions., Shahram Heydari 1,*, Adrian Hickford 1, Rich McIlroy 1, Jeff Turner 2 and Abdulgafoor M. Bachani 3., Received: 26 September 2019; Accepted: 4 November 2019; Published: 7 November 2019

6. Personality, socioeconomic status, attitude intention and risky driving behavior. Charles Atombo, Chaozhong Wu, Emmanuel O. Tettehfio & Aaron A. Agbo., 2017. Personality, socioeconomic status, attitude, intention and risky driving behavior, Cogent Psychology, 4:1, 1376424, https://doi.org/10.1080/23311908.2017.1376424

7. 7. Fatal connections-socioeconomic determinants of road accident risk and drunk driving in Sweden. Author links open overlay panel Niclas A.Krüger

8. Received 25 July 2012, Revised 5 March 2013, Accepted 10 April 2013, Available online 25 April 2013.

9. INTELLIGENCE OF TRANSPORT SERVICES IS A PRIORITY OF SYSTEM EFFICIENCY. SS Rajapova - ...: Innovative, educational, natural and social sciences, 2021., https://cyberleninka.ru/article/n7intelligence-of-transport-services-is-a-priority-of-system-efficiency/viewer

10. Интеграция высшего учебного заведения и предприятия при подготовки специалистов по безопасности движения. Усманова Махира Нуралиевна. "Экономика и социум" №1(92) 2022 www.iupr.ru.

11. ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ОК Касимов, СС Ражапова - Экономика и социум, 2020

12. ТРАНСПОРТ ОКИМИНИ МОДЕЛЛАШТИРИШНИНГ ДОЛЗАРБ ЙУНАЛИШЛАРИ, MN Usmanova, SS Radjabova - Scientific progress, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.