УДК 93/94 ББК 63.3(4/8)
С.А.ЗУБКОВ Г.Н.КРАЙНОВ
РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ АЗИАТСКИХ СТРАНАХ
В научной литературе, посвященной проблемам профсоюзного движения в современном обществе, обосновывается снижение его роли, как в защите прав трудящихся, так и в целом в социально-политическом процессе, что объясняется развитием высокотехнологичного сектора экономики и падением авторитета профсоюзов среди наемных работников(1). Вместе с тем, необходимо отметить то, что она неносит всебъемлющий характер. Имеется ряд тра диционных отраслей современной экономики в ряде регионов мира, где профсоюзное движение имеет широкий размах и не утратило своего значения в деле отстаивания интересов наемных работников. В частности, это касается деятельности транспортных профсоюзов азиатских стран.
При этом транспортные профсоюзы, как и в целом профсоюзное движение в азиатском регионе, сталкиваются с рядом сложных проблем. Они вызваны дерегулированием, приватизацией и реструктуризацией, означающими, что постоянные рабочие места заменяются на временные, что приводит к снижению членства и безработице. Со стороны правительств, судебной власти и бизнеса создаются серьезные препятствия для реализации профсоюзами их законных прав такими средствами, как вооруженные нападения и убийства руководителей профсоюзов, аресты и заключение в тюрьмы по сфабрикованным обвинениям, противоправные увольнения, обыски помещений профсоюза и жилищ руководителей профсоюзов, конфискация профсоюзного имущества, неправедные судебные решения, использование СМИ и «карманных» профсоюзов. Такие акции с их стороны являются серьезным нарушением фундаментальных прав профсоюзов, и в особенности права трудящихся на организацию, которое они завоевали в упорной борьбе.
Неблагоприятными последствиями для азиатских транспортных профсоюзов является создание транснациональных интермодальных логистических компаний, таких как DHL, TNT, и судоходных гигантов - «M0ller-Maersk». Это вызывает необходимость развития профсоюзного сотрудничества в регионе, в том числе с Глобальными федерациями профсоюзов, такими как МФТ, UNI (2).
Транспортные профсоюзы азиатских стран принимают активное участие в реализации стратегии МФТ «Организуемся глобально»,которая уже принесла свои результаты. Среди них -создание межсекционных профсоюзных сетей МФТ,которые позволяют ее организациям эффективно вести социальный диалог с работодателями и бороться с социальным демпингом в условиях глобализации.
Программа работы с почтово-транспортными корпорациями секций работников автомобильного транспорта и гражданской авиации МФТ привела к созданию межсекционной сети в компании DHL, которая работает в рамках совместной программы с UNI. 2-3 марта 2006 г. в Лондоне состоялось ее первое заседание, на котором были определены приоритеты и сформирована рабочая программа. Весной 2009 г. был запущен Глобальный социальный диалог сети профсоюзов МФТ- UNI с высшим руководством компании DHL. В штаб-квартире компании было проведено три совещания. Работа профсоюзной сети концентрировалась в Гонконге, Мумбае-Ченнае (Индия), Бахрейне, Центральной Америке (Панама, Гватемала, Коста-Рика), Сан-Паулу (Бразилия) (3).
В 2012 г. произошло позитивное для работников DHL в азиатских странах событие -руководители сети профсоюзов МФТ- UNI и рядовые активисты создали Всеиндийский координационный совет работников DHL, призванный сплотить их представителей по всей стране. Новый альянс объединил более 1000 штатных работников DHL в Индии, а также персонал субподрядчиков и агентств, давая им возможность предлагать администрации DHL «одно окно» для контактов с профсоюзом (4).
Проводя семинары и совещания, МФТ помогала вошедшим в Совет профсоюзам разрабатывать организационную стратегию для DHL India. Ее администрация дала согласие принять участие в заседании Совета в Мумбае в декабре 2012 г. На нем были обсуждены важные вопросы: необходимость дать неорганизованным трудящимся такую же возможность высказать свое мнение и жалобы, как и членам профсоюза, необходимость расширять общение в сети и
проведение кампаний на национальном и международном уровне, необходимость продолжать исследования, образовательные программы и курсы профобучения.
В Секции докеров МФТ при активном участии индийского профсоюза Navi Mumbai General Kambai Sangathana (NMGKS) создана международная профсоюзная сеть, нацеленная на основных Операторов глобальных сетей терминалов. Компании APM и DPW находятся в фокусе данного организационного проекта для порта в Мумбае. В процессе работы профсоюзной сети МФТ установлен глобальный диалог с компанией APM Terminals (5).
В ходе данного диалога на пути достижения взаимопонимания сторонам приходится преодолевать серьезные трудности. Так, в 2015 г. в порту Мумбаи проходила 17-дневная голодовка докеров GTI, поводом к которой послужило нежелание руководства APM Terminals вести переговоры по обеспечению занятости портовиков и безопасности на рабочих местах. К решению спорного вопроса подключилась международная профсоюзная сеть МФТ, которая направила письмо к руководству APM Terminals, после чего состоялся диалог представителей профсоюза NMGKS, представляющего интересы докеров и работодателя, результатом которого стало подписание документа о постоянном трудоустройстве рабочих порта.
После подписания соглашения президент профсоюза NMGKS Махендр Гарат отметил: «Мы хотим поблагодарить МФТ и наших коллег по всему миру, которые поддержали нас в споре и дали нам силу для сопротивления в течение этого кризиса. Глобальная солидарность показала, что всегда есть место для диалога между профсоюзом и руководством в порту, а значит, есть путь вперед» (6).
Секция докеров, моряков и работников автомобильного транспорта профсоюзов МФТ на предприятиях Maersk добилась проведения глобального диалога с компанией. Профсоюзы моряков, работающих в судоходной компании Maersk Line, также объединились на международной основе и начали глобальный диалог с компанией. Используя этот диалог, они добились положительных результатов в борьбе за признание профсоюза субподрядчиками компании Maersk в Индии (7).
В 2008-2009 гг. межсекционная сеть профсоюзов МФТ на предприятиях Maersk принимала активное участие в кампании профсоюза работников транспорта и доков (TDWU) за признание профсоюза группой компаний GTI, подрядчиками контейнерного терминала в порту Мумбай, принадлежащего компании Maersk (8).
В апреле 2008 г. МФТ направила в Мумбай делегацию для расследования случаев насилия против членов TDWU, направленных на то, чтобы заставить их вступить в местный «карманный» профсоюз Navi Mumbai. МФТ также заказала доклад в Индийском центре прав человека. А 21 апреля 2008 г. старшие исполнительные руководители компании встретились с Руководящим комитетом сети профсоюзов на предприятиях компании Maersk. На встрече было решено создать Совместный комитет по правам трудящихся (WRP) для расследования ситуации в компаниях GTI.
В декабре 2008 г. WRP выпустил отчет, в котором указывалось, что подавляющее большинство работающих по контракту водителей в четырех подрядных компаниях являются членами профсоюза TDWU. В результате, компания Maersk направила 2 января 2009 г. подрядным компаниям уведомление с информацией о результатах расследования и указанием о том, что Maersk ожидает подписания этими компаниями коллективных договоров с настоящим профсоюзом не позднее 9 января. Однако ни одна из компаний не отреагировала положительно на это письмо, а две компании потребовали признания «карманного» профсоюза Navi Mumbai.
Были продолжены нападения на портовых водителей, состоящих в профсоюзе TDWU, которые были совершены в Мумбае 23 октября 2009 г. подрядчиком компании «M0ller-Maersk», предприятием «SC Thakur». Три члена профсоюза заявили, что их избили начальники из компании «SC Thakur», ворвавшиеся к ним домой. Ранее все пострадавшие давали показания в суде под присягой в связи с невыплатой руководством компании отчислений в соцстрах и пенсионный фонд. Им также было приказано выйти из профсоюза (9).
Этим нападениям предшествовали два других. Первое - в апреле 2007 г., когда четверо водителей, работавших в компании «SC Thakur», были похищены и жестоко избиты. Их пришлось госпитализировать. Работники, которые начали забастовку в знак протеста против избиений, были уволены. Диалог между руководством компании «Maersk» и МФТ дал возможность добиться восстановления уволенных на работе, но насилие продолжалось, и во время следующего инцидента в марте 2008 г. распоясавшиеся работники компании «Thakur» учинили избиения хоккейными клюшками и металлическими прутьями в автобусе для персонала, таким образом «убеждая» сотрудников вступать в «карманный» профсоюз руководства компании.
В ответ на действия предприятия «SC Thakur», обращаясь к руководству,судоходного гиганта «M0ller-Maersk», заместитель генерального секретаря МФТ Стюарт Ховард заявил: «Мы требуем немедленно принять меры и немедленно расторгнуть контракт с подрядчиком, компанией «Thakur», а также перевести используемых подрядчиком работников в другую подрядную организацию, готовую признать профсоюз TDWU и подписать с ним коллективный договор». Также он добавил: «Такое насилие неприемлемо. Подрядная компания неоднократно нарушает закон. Мы не намерены ждать четвертого инцидента. Компания-подрядчик должна быть отстранена от работ немедленно»(10).
В связи с тем, что социальное партнерство в транспортном секторе современных азиатских стран не имеет устойчивого характера, профсоюзы, наряду с применением методов социального диалога, вынуждены переходить к забастовочной борьбе, чем отличается южный азиатский субконтинент, включающий Пакистан и Индию.
Более месяца в 2016 г. длилась забастовка работников Пакистанских международных авиалиний (ПМА) против приватизации, которую возглавил Объединенный комитет действий, сформированный из представителей различных профобъединений ПМА. Бастующие работники ПМА объединились вокруг следующих требований:
• Правительство должно немедленно отменить законопроект, превративший носителей национального флага в акционерное общество;
• Работникам ПМА должен быть предоставлен шанс реформировать авиакомпанию;
• Приватизация в любой форме, неважно - стратегического партнера или продажи 36% акций, не приемлема для сотрудников.
Правительство должно пересмотреть авиационную политику и сформировать комитет для этой цели из членов профсоюза JAC, работающих в ПМА, наряду с экспертами ПМА (11).
2 февраля 2016 г. борьба приняла особо ожесточенный характер. Когда бастующие работники старого аэропорта Карачи двинулись к зданию главного терминала, чтобы прекратить полеты, правительственные силы использовали брандспойты, слезоточивый газ, резиновые пули и дубинки, чтобы рассеять протестующих. Не сумев остановить колонну рабочих, они стали использовать боевое оружие. В результате, трое бастующих были убиты и более десятка получили ранения, в том числе тележурналисты. Сразу же после этого воздушное движение в стране прекратилось. Понимая, что авиапассажиры оказались в сложном положении, Управление гражданской авиации Пакистана обратилось к частной авиакомпании, Air Blue, чтобы организовать специальные рейсы из Лахора, Карачи и Исламабада. Однако из-за возмущения персонала Air Blue жестокостью полиции это оказалось невозможным. Пакистанская Ассоциация пилотов авиалиний (Palpa) призвала своих членов не летать ни в один аэропорт страны. Более 35 внутренних и международных рейсов были отменены вечером 2 февраля 2016 г. Пилоты, бортпроводники и авиадиспетчеры отказались выйти на работу (12).
Рабочие в различных регионах и отраслях Пакистана выразили свою солидарность с бастующими работниками ПМА. Они собирали деньги, продукты питания, чай для участников забастовки. Активисты из PTUDC (Кампания по защите профсоюзных активистов Пакистана) пыталась организовывать забастовки солидарности в профсоюзах WAPDA и на железных дорогах.
Международную поддержку бастующим работникам ПМА оказала МФТ. Генеральный секретарь МФТ Стив Коттон заявил: «Расстрел безоружных демонстрантов непростителен. Кроме смерти и ранений, четыре профсоюзных лидера числятся пропавшими без вести. Также сообщается, что правительство, остановило выплату зарплаты бастующим, а премьер-министр угрожает протестующим работникам увольнением и тюрьмой» (13).
В последнее десятилетие широкий размах приобрело забастовочное движение индийских транспортных профсоюзов в портах, на железнодорожном и общественном транспорте, в секторе грузовых автомобильных перевозок.
8 января 2015 г., более 30 тысяч докеров по всей Индии провели массовые протесты - во всех 12 крупнейших портах страны в рамках национального дня действий против планов правительства провести акционирование предприятий. Протесты были организованы пятью крупнейшими федерациями профсоюзов докеров. В Мумбае 3000 докеров присоединились к протесту у административного здания портового треста Мумбай. Правительство Индии предлагает внести поправки в Закон о трестах по владению и управлению крупными портами от 1963 г., который и сегодня защищает статус портов. Внесение поправок означает, что крупнейшие порты станут автономными корпоративными структурами, и профсоюзы опасаются, что это откроет дорогу их будущей приватизации (14).
Около 500 тысяч железнодорожников Индии 19 сентября 2014 г. приняли участие в национальных протестах, выступая против планов правительства провести приватизацию железных дорог. Национальный день протеста в Индии был организован членской организацией МФТ, национальной федерацией железнодорожников AIRF (All India Railwaymen's Fédération), самым многочисленным объединением работников государственной железнодорожной компании. Протест был организован в ответ на инициативу правительства страны привлечь прямые иностранные инвестиции в отрасль железнодорожного транспорта и поощрять создание альянсов на основе государственного и частного капитала.
Генеральный секретарь федерации AIRF Шив Гопал Мишра сказал: «Такое огромное число участников наших демонстраций у 74-х региональных головных офисов и 9 производственных участков свидетельствуют о мощном противостоянии планам правительства. Прямые иностранные инвестиции не пойдут на пользу индийским железным дорогам, а только внесут разлад в работу операторов, создавая в конце концов отток капитала и появление в отрасли международных корпораций» (15).
В начале октября 2014 г. AIRF также провела совместную национальную конвенцию, выступая против прямых иностранных инвестиций, совместно с членской организацией МФТ, национальной федерацией профсоюзов NFIR (National Fédération of Indian Railwaymen), и тремя другими федерациями профсоюзов (Promotee Officers Association, Fédération of Railway Officers Associations и Railway Protection Force Association).
В 2015 г. AIRF и NFIR,провели неделю действий и объединенного протеста против рекомендации комитета Деброя Бибека о необходимости приватизировать индийские пути сообщения. 26 июня в письменном обращении к министру путей сообщения Сурешу Прабху они выразили озабоченность, в частности, в связи с рекомендациями создать независимый контрольный регулирующий орган, отделить министерство и управление железными дорогами, а также позволить частным компаниям эксплуатацию поездов и замену штатных сотрудников субподрядчиками. Неделя действий закончилась 30 июня, когда сотни тысяч членов профсоюза AIRF приняли участие в национальной акции протеста «Черный день» и надели черные значки в знак протеста (16).
Около 30000 работников общественного транспорта Мумбаи провели забастовку 1 апреля 2014 г.в знак протеста против односторонних действий руководства, направленных на повышение рабочего дня с 8 часов до 12 часов. Забастовочное движение на индийском общественном транспорте продолжилось 30 апреля 2015 г.В ходе протестных действий в штате Махараштра 97 процентов автобусных депо были закрыты из-за блокады, организованной профсоюзом MSTKS, членской организацией МФТ. Одновременно бастовали водители такси, грузовиков и авторикш, что привело к полной остановке движения в штате. Во время забастовки в городе Нандед, штат Махараштра были арестованы 12 профсоюзных активистов, двое из них -женщины.
Забастовка проводилась в знак протеста против принятого в 2014 г.Закона о дорожной безопасности,который открыл дорогу полномасштабной приватизации Государственной корпорации дорожного транспорта штата Махараштра (MSRTC). Среди прочего, закон ввел обязательную регистрацию транспортных средств, штрафы и сроки тюремного заключения для водителей, попавших в ДТП.Забастовка в штате Махараштра была остановлена после того, как прошло чрезвычайное совещание с участием министра транспорта штата Дивакаром Раоте и представителей всех транспортных профсоюзов Мумбая.Профсоюзы сообщили, что Раоте пообещал не внедрять в практику закон, чтобы снять угрозу водителям-владельцам транспортных средств, авторикш, такси, автобусов штата и их будущему (17).
Сотни членов профсоюза MSTKS прошли по улицам Мумбая 25 ноября 2015 г. во время Всемирной акции транспортников за искоренение насилия против женщин, организованной Секцией женщин МФТ. Марш был организован для того, чтобы четко заявить правительству штата Махараштра: требования MSTKS улучшить охрану труда и безопасность женщин безусловны, и если они не будут выполнены, профсоюз будет наращивать действия.
Кондуктор автобуса Аруна Патил была среди женщин во время демонстрации в Мумбае, и она отметила: «Насилие против женщин не прекращается, и наш профсоюз заявляет, что не будет мириться с этим. Мы воспользовались Днем 25 ноября, чтобы начать нашу кампанию и заявить об этом обществу, и мы будем ежедневно продолжать нашу кампанию в течение года, так как насилие в отношении женщин - кондукторов автобусов и пассажиров - на сегодня является неприемлемой ежедневной реальностью» (18).
В сфере автомобильных грузовых перевозок в Индии забастовочным движением руководит Всеиндийский конгресс автотранспорта^^ТС). В 2005 году организованная AIMTC обще-
национальная забастовка транспортников проходила против повышения цен на топливо. В Нью-Дели было парализовано автомобильное движение в ряде районов, где проходили демонстрации. В южном штате Тамилнад не вышли на маршруты около 80 тысяч грузовых автомобилей, из них две с половиной тысячи - в Ченнаи. В Махараштре акции протеста прошли в общей сложности в 100 городах, в том числе в Мумбаи. В Западной Бенгалии в результате 24-часовой забастовки транспортников, проходившей по призыву профсоюзов, полностью было парализовано движение в одном из крупнейших индийских городов - Колкате (Калькутте), а также в Силигури и других городах. В результате, под давлением протестующих премьер-министр Манмохан Сингх и президент Индийского национального конгресса Соня Ганди вынуждены были начать консультации с руководством А1МТС с целью урегулирования ситуации (19).
В 2008 г. акции протеста, организованные А1МТС, продолжались несколько дней, но были отменены после обещания правительства выполнить требования бастующих.Правительство не выполнило их требования, и в начале 2009 г. индийские грузовые автоперевозчики начали новую забастовку, требуя от правительства снизить нагрузку на отрасль, отменить налог на услуги, дорогостоящие лицензии на перевозку грузов между штатами, а также снижения пошлин на импорт шин и цен на дизельное топливо. Транспортники, однако, решили минимизировать ущерб от забастовки для домохозяйств и разрешили продолжить перевозку товаров первой необходимости - продукты, газеты, баллоны с газом. Как заявили руководители А1МТС: «Если правительство пойдет нам навстречу, мы сможем снизить тарифы на перевозку,что скажется на розничных ценах и в конечном итоге поможет простым людям» (20).
1 октября 2015 г.под руководством А1МТС в Индии стартовала общенациональная забастовка транспортников, в которой участвовали более 100 тысяч водителей грузового транспорта и автобусов. При этом бастующие выдвинули требования отменить систему оплаты при въезде на платные участки дорог по всей стране. По мнению водителей, въезд через шлагбаумы и оплата на месте дорожных сборов значительно усложняет работу.На встрече с представителями забастовочного комитета министр автомобильного транспорта Нитин Гадкари предложил в качестве уступки ввести систему электронных платежей, однако предупредил - рассчитывать на то, что проезд станет бесплатным, не стоит.
В ответ на это президент А1МТС Бим Вадхва заявил, что электронная система въезда на платные участки дорог не является решением, поскольку пилотный проект по вводу такого способа оплаты оказался неэффективным.Он отметил, что водители не против платных дорог, но требуют безбарьерного движения транспортных средств, а также одноразового сбора налогов за это. А1МТС предлагает ввести ежегодный взнос в размере 30 тысяч рупий ($ 600) для грузовиков и 10 тысяч рупий ($ 200) (21).
Наряду с проведением собственных забастовок, транспортные профсоюзы участвуют в акциях, которые организуют всеиндийские профсоюзные центры, такие как Центр индийских профсоюзов(С1Ти), Всеиндийский конгресс профсоюзов(А1ТиС), Индийский национальный конгресс профсоюзов (ШТИС) и др. В частности. 2 сентября 2015 г. они участвовали в забастовке против политики, проводимой правительством NDA, вместе с 15 миллионами трудящихся, занятых практически во всех секторах экономики страны — в организованном и неорганизованном секторах, в государственном и частном секторе на федеральном и региональных уровнях, работающих на постоянной и контрактной основах. Во многих штатах, в том числе Западной Бенгалии, Керале, во многих районах штатов Карнатака, Мадхья-Прадеш и т.д. забастовка превратилась в непрямую всеобщую стачку, приведшую к практически полной остановке транспорта и прекращению производственной деятельности в нескольких промышленных кластерах по всей стране. Этой забастовкой рабочие Индии предупредили правительство, что они не будут молча сносить атаку на свои основные права и мириться с политикой, превращающей страну в заложницу как международных, так и внутренних корпоративных интересов (22).
Транспортные профсоюзы также участвовали во всеиндийской забастовке, которая проходила 2 сентября 2016 г. по призыву десяти основных профсоюзных объединений страны.Это была самая массовая с начала XXI века общенациональная забастовка. В ней приняли участие 180 миллионов человек.Протест затронул практически все отрасли индийской экономики.Тысячи предприятий промышленных кластеров были закрыты, не работали банки, строительные, страховые и автотранспортные компании государственного и частного секторов.На ряде направлений было прервано железнодорожное сообщение.
Среди главных единых требований, выдвинутых профсоюзами к правительству, были: остановить безудержный рост цен,обуздать безработицу путём создания достаточного количества новых рабочих мест, повысить минимальную зарплату,гарантировать социальное
обеспечение для всех работников, не допускать приватизации иностранным капиталом предприятий оборонной промышленности, железнодорожного транспорта и других стратегических секторов, прекратить одностороннее изменение трудового законодательства в целях облегчения для работодателей условий увольнения рабочих и закрытия предприятий (23).
Таким образом, профсоюзное движение транспортных рабочих в азиатских странах имеет широкий размах и играет значительную роль в деле отстаивания интересов наемных работников, демонстрируя трудящимся пример других континентов мира. Реализуя свои защитные функции, оно опирается на методы социального партнерства, ведя глобальный диалог с транснациональными интермодальными логистическими компаниями DHL, TNT и_ судоходным гигантом «M0ller-Maersk»,которые заняли ведущее место в транспортном секторе азиатских стран. При этом транспортные профсоюзы азиатских стран опираются на межсекционные профсоюзные сети МФТ.
В связи с тем, что социальное партнерство в транспортном секторе современных азиатских стран не имеет устойчивого характера, профсоюзы, наряду с применением методов социального диалога, вынуждены переходить к забастовочной борьбе, чем отличается южный азиатский субконтинент, включающий Пакистан и Индию. В последнее десятилетие широкий размах приобрело забастовочное движение индийских транспортных профсоюзов в портах, на железнодорожном и общественном транспорте, в секторе грузовых автомобильных перевозок. Наряду с проведением собственных забастовок, транспортные профсоюзы участвуют в акциях, которые организуют всеиндийские профсоюзные центры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Галлин, Д. Переосмыслить политику профсоюзного движения. - Трудовая демократия. Вып. 30. М., Институт перспектив и проблем страны, 2000; Латов Ю., Латова Н.Профсоюзы.-http://www.attac.ru/articles.htm; www.ecsoc.msses.ru. ; Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика, гл. 13. М., 1996.
2. МФТ - международная федерация профсоюзов работников транспорта, в которую входят 708 профсоюзов, представляющих 4 516 849 работников транспорта из 154 стран. UNI Global Union - базирующаяся в швейцарском Ньоне международная профсоюзная ассоциация, которая объединяет в секторе навыков и услуг 20 миллионов рабочих из более чем 900 профсоюзов мира. Вместе с МФТ она является одной из 9 глобальных отраслевых профсоюзных федераций, входящих в Международную конфедерацию профсоюзов (МКП).
3. Исполнительный Комитет МФТ. Лондон, 22-23 апреля 2010 г. Отчет Секретариата за 2009 г.// WWW.ITFGLOBAL.ORG (дата обращения 25.02.2017).
4. Годовой отчет МФТ 2012 // www.itfglobal.org (дата обращения 25.02.2017).
5. Профсоюз TDWU (Transport and Dock Workers' Union)// http://economictimes.indiatimes.com/topic/transport-and-dock-workers-union (дата обращения 25.02.2017).
6. Индийские докеры добились улучшения условий труда//г.Солидарность,27.08.2015 http://www.solidarnost.org/news/ (дата обращения 25.02.2017).
7. Веб-сайт сети в компании Maersk: www.itfglobal.org/campaigns/maersk.cfm (дата обращения 25.02.2017).
8. Исполнительный Комитет МФТ. Лондон, 23-24 апреля 2009 г.. Отчет Секретариата за 2008 г.// WWW.ITFGLOBAL.ORG; Исполнительный Комитет МФТ. Лондон, 22-23 апреля 2010 г.. Отчет Секретариата за 2009 г.// WWW.ITFGLOBAL.ORG (дата обращения 25.02.2017).
9. Обращение к руководству судоходного гиганта «M0ller-Maersk» - немедленно принять меры и остановить насилие в Индии // www.itf.org.ru (дата обращения 25.02.2017).
10.Обращение к руководству судоходного гиганта «M0ller-Maersk» - немедленно принять меры и
остановить насилие в Индии // www.itf.org.ru (дата обращения 25.02.2017). 11.Забастовка на Пакистанских международных авиалиниях: жестокие классовые бои. // http://1917.com/XML/JuCY035QZOwYF6QHma7b2rDXFkA ^дата обращения 25.02.2017).
12.Глобальный союз осуждает расстрелы в аэропорту Карачи //http://www.itfglobal.org/ru/news-events/press-releases (5.02. 2016).
13. Десятки тысяч докеров Индии присоединяются к протесту //http://www.itfglobal.org/ru/news-events/press-releases (23.01.2015).
14.Профсоюзы железнодорожников Индии выступают против планов привлечения иностранных инвестиций http://www.itfglobal.org/ru/news-events/news/ (29.09.2014).
15.«Черный день» - протест железнодорожников Индии против рекомендации Деброя провести приватизацию // http://www.itfglobal.org/ru/news-events/news (02.07.2015).
16. В ходе национальной забастовки автодорожников Индии арестованы активистки// http://www.itfglobal.org/ru/news-events/news (08.05.2015).
17. Всемирная акция транспортников за искоренение насилия против женщин // http://www.itfglobal.org/ru/news-events/news/ (27.11. 2015).
18.Наталья Шило. В Индии проходит общенациональная забастовка транспортников // https://ria.ru/economy/20050628/40775001.html,13:4928.06.2005(обновлено:22:36 (06.06.2008).
19.Индийские автоперевозчики объявили забастовку требуя снизить нагрузку на отрасль // http://gzt.ru, 6 января 2009 13:46.
20.В Индии началась всеобщая забастовка водителей //http://www.solidarnost.org/news/ (01.10.2015).
21.Центр индийских профсоюзов (CITU) выражает признательность рабочему классу Индии в связи с исторической забастовкой 2-го сентября 2015 года// https://www.wftucentral.org/
22. Бирюков, А.Индия: рабочий отпор либералам /А.Бирюков// Правда. 2016, 8 сентября.
REFERENCES:
1. Gallin, D.The Re-comprehend the Policy of Trade-Union Movement. - Labor Democracy. Issue. 30. M. The Institute of Prospects and Problems of the Country, 2000; Latov Yu., Latova N. Labor Unions. - http://www.attac.ru/articles.htm; www.ecsoc.msses.ru.; Erenberg R. Dj., Smith R. S. Modern Economy of Labour. Theory and State Policy, ch. 13. M, 1996.
2. MFT - International Federation of Labor Unions of the Workers of Transport which Includes 708 Labor Unions Representing 4 516 849 Workers of Transport from 154 Countries. UNI Global Union - International Trade-Union Association which is Based in the Swiss Nyon which Unites in the Sector of Skills and Services of 20 million Workers from more than 900 Labor Unions of the World. Together with MFT it is one of 9 Global Branch Trade-Union Federations Entering into the International Confederation of Labor Unions (ICLU).
3. MFT Executive Committee. London, April 22-23, 2010. The Report of the Secretariat for 2009// WWW.ITFGLOBAL.ORG (date of address: 25.02.2017).
4. Annual report of MFT for 2012//www.itfglobal.org (date of address: 25.02.2017).
5. Labor Union of TDWU (Transport and Dock Workers' Union)// http:// economictimes .indiatimes.com/topic/transport-and-dock-workers-union (data of address: 25.02.2017).
6. Indian Dockers Achieved Improvement of Working Conditions.// Solidarity, 27.08.2015 http:// www. solidarnost.org/news/(date of address: 25.02.2017).
7. Website of the Network in Maersk Company: www.itfglobal. org/campaigns/ maersk. cfm (date of address: 25.02.2017).
8. MFT Executive Committee. London, April 23-24, 2009. The Accounting Report of the Secretariat for 2008// WWW.ITFGLOBAL.ORG; MFT Executive Committee. London, April 22-23, 2010. The Report of the Secretariat for 2009// WWW.ITFGLOBAL.ORG (date of address: 25.02.2017).
9. Appeal to the Management of Navigable Giant "M0ller-Maersk" - immediately to Take Measures and to Stop Violence in India//www. itf.org.ru(date of address: 25.02.2017).
10.The Strike on Pakistani International Airlines: Cruel Class Fights.//http://1917.com/XML/JuCY035QZOwYF6QHma7b2rDXFkA fdate of address: 25.02.2017).
11. Global Union Condemns Fusillades at the Airport in Karachi//http:// www.itfglobal. org/ru/news-events/press-releases (date of address: 5.02. 2016).
12. Tens of Thousands of Dockers of India Join the Protest//http://www.itfglobal.org/ru/news-events/press-releases (date of address: 23.01.2015).
13. Labor Unions of Railroad Workers of India Oppose Plans of Foreign Investment http://www .itfglobal.org/ru/news-events/news/( date of address: 29.09.2014).
14. "Rainy day" - the Protest of Railroad Workers of India against the Recommendation of Debroy to Carry out Privatization//http://www.itfglobal.org/ru/news-events/news (date of address: 02.07.2015).
15.During the National Strike of Autoroad builders of India Women-Activists Have Been Arrested activists//http://www.itfglobal.org/ru/news-events/news (date of address: 08.05.2015).
16. The World Action of Transport Workers for Eradication of Violence against Women//http://www.itfglobal.org/ru/news-events/news/(date of address: 27.11. 2015).
17.Nataly Shiloh. In India there Takes Place the Nationwide Strike of Transport Workers//https://ria.ru/economy/20050628/40775001.html, 13:4928.06.2005
(renovated:22:36 (06.06.2008).
18.Indian Haulers Called a Strike Demanding to Lower on the Load Branch //http://gzt.ru, on January 6, 2009 13:46.
19.The General Strike of Drivers//http://www.solidarnost.org/news/ (date of address: 01.10.2015) in
India Has Begun.
20. The center of Indian Trade Unions (CITU) Expresses Gratitude to the Working Class of India in
Connection with the Historic Strike on September 2, 2015//https:// www. wftucentral. org/.
21.Birjukov, A. India: Working Repulse to Liberals/ A. Birjukov //Pravda (the Truth). 2016, on
September 8.
Нащши иттифощи касаба дар хифзи хуку щи мехнатии кормандони сохаи нащлиёт
дар кишвархои муосири Осиё
Вожахои калиди: иттифоци касабаи цауонй, иттифоци касабаи нацлиёт, Федератсияи
байналмилалии нацлиётчиён, корпоратсияцои фаромилли, цунбиши гирдицамои, кишвархои Осиё, Хцндустон, Покистон
Дар мацола нацши иттифоци касаба дар цимояи цуцуци мецнатии кормандони соцаи нацлиёт дар кишвархои муосири Осиё, хоса Хцнду Покистон барраси мешавад. Цайд мегардад, ки цамкории ицтимоии кишварцои пешрафтаи Осиё дар бахши нацлиёт устувор нест, иттифоццои касаба дар баробари истифода аз равишцои муколамаи ицтимой, мацбуранд барои мубориза ба шакли цунбиши гирдщамой гузаранд, ки дар ин росто кишварцои шибци цораи Осиёи Цануби, аз цумла Покистон ва Хцндустон, тафовут доранд. Цайд мешавад ки дар дацсолаи охир цунбиши корпартоии иттифоццои касабаи кормандони нацлиёт дар бандар, роци оцан, нацлиёти цамъияти ва бахши роци нацлиёти боркаши %инд шадидан вусъат ёфтааст. Барраси мешавад, ки иттифоци касабаи нацлиёт бар иловаи ташкилу иштирок дар корпартои, дар чорабиницои аз цониби марказцои иттифоццои умумицинди низ ширкат менамоянд.
Цайд мегардад, ки дар баробари амали намудани вазифаи цифозати, иттифоццои касаба ба тарзу усулцои цамкории ицтимой такя намуда, бо ширкатцои логистики ва интермодалии DHL, TNT ва ширкати бузурги боркашонии «M0ller-Maersk», ки мавцеи асосиро дар бахши нацлиёти кишварцои Осиё ишгол менамоянд, ба гуфтугуи цидди ва фаромилли пардохтааст. Дар ин маврид, иттифоццои касабаи нацлиёти кишварцои пешрафтаи Осиё ба шабакацои байнисексионии Федератсияи байналмилалии нацлиётчиён такя менамоянд.
Роль профсоюзов в защите трудовых прав транспортных работников в современных азиатских странах
Ключевые слова: глобальные профсоюзы, транспортные профсоюзы, Международная федерация транспортников (МФТ), транснациональные корпорации, забастовочное движение, азиатские страны, Индия, Пакистан
В статье рассматривается роль профсоюзов в защите трудовых прав транспортных работников в современных азиатских странах, в частности в Индии и Пакистане.
Отмечается, что социальное партнерство в транспортном секторе современных азиатских стран не имеет устойчивого характера, профсоюзы, наряду с применением методов социального диалога, вынуждены переходить к забастовочной борьбе, чем отличается южный азиатский субконтинент, включающий Пакистан и Индию. Указывается, что в последнее десятилетие широкий размах приобрело забастовочное движение индийских транспортных профсоюзов в портах, на железнодорожном и общественном транспорте, в секторе грузовых автомобильных перевозок. Даётся анализ деятельности транспортных профсоюзов, которое, наряду с проведением собственных забастовок, участвуют в акциях, организуемых всеиндийскими профсоюзными центрами.
Подчёркывается, что реализуя свои защитные функции, профсоюзы опираются на методы социального партнерства, ведя глобальный диалог с транснациональными интермодальными логистическими компаниями DHL, TNТ и судоходным гигантом ««M0ller-Maersk», которые заняли ведущее место в транспортном секторе азиатских стран. При этом транспортные профсоюзы азиатских стран опираются на межсекционные профсоюзные сети МФТ.
The Role of Trade Unions in Protection of Labor Rights of Transport Workers in Modern Asian Countries
Keywords: Global labor unions, Transport labor unions, International Federation of Transport Workers (IFTW), Transnational corporations, strike movement, Asian countries, India, Pakistan
In the article the role of trade unions in protection of labor rights of transport workers in modern Asian countries, in particular in India and Pakistan, is considered.
It is noted that social partnership in the transport sector of modern Asian countries has no steady character, labor unions, along with application of methods of social dialogue, are compelled to pass to strike struggle with what the southern Asian subcontinent including Pakistan and India is distinguished with. In the last decade wide scope was gained by the strike movement of Indian transport labor unions in ports, on railway and public transport, in the sector of freight automobile transportation. Along with holding their own strikes, transport labor unions participate in the actions organized by All-Indian trade-union centers.
Realizing their protective functions, labor unions lean on the methods of social partnership, carrying on a global dialogue with the transnational intermodal logistic companies DHL, TNT and "M0ller-Maersk" navigative giant which took a leading place in the transport sector of Asian countries. Hereby, transport labor unions of Asian countries lean for support on MFT intersectional trade-union networks.
Among the main unanimous demands moved by labor unions there were: to stop an impetuous increase in prices, to bridle unemployment by a creation of sufficient new job vacancies, to rise a minimum wage, to guarantee social security for all workers, not to allow privatization the enterprises of the defensive industry by foreign capital, railway transport and other strategic sectors pertaining here as well; to cease unilateral change of labor legislation for simplification of conditions of dismissal of workers and closing of enterprises by job-givers.
Маълумот дар бораи муаллифон:
Зубков Сергей Александрович, доктори илм^ои фалсафа, профессори кафедраи сиёсатшиносй, таърих ва технологияи ицтимоии Донишгоуи давлатии рощои алоцаи Москва (Руссия, Москва), E-mail: [email protected]
Крайнов Григорий Никандрович, доктори илмуои таърих, профессори кафедраи сиёсатшиносй, таърих ва технологияи ицтимоии Донишгоуи давлатии рощои алоцаи Москва (Руссия, Москва), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:
Зубков Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор кафедры «Политология, история и социальные технологии» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), г. Москва (Россия, Москва), E-mail: [email protected]) Крайнов Григорий Никандрович, доктор исторических наук, профессор кафедры ««Политология, история и социальные технологии» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), г. Москва (Россия, Москва), E-mail: [email protected] Information about the author:
Zubkov Sergey Aleksandrovich, Doctor of Philosophy, Professor of the department of politology, history and social technologies und Moscow state University of communication (MSUC) RF, Moscow (Rossiy, Moscow), E-mail: [email protected])
Kraynov Grigory Nikandrovich, Doctor of History, Professor of the department of politology, history and social technologies und Moscow state University of communication (MSUC) RF, Moscow (Rossiy, Moscow), E-mail: [email protected])