УДК 331.105.443
О.В. Валгуцкова
РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Раскрывается роль профсоюзных организаций в регулировании трудовых отношений, разрешении конфликтных ситуаций и противоречий, возникающих между работниками и работодателями предприятий электроэнергетики, обосновывается, что основным методом разрешения конфликтных ситуаций и противоречий в трудовых отношениях должно быть социальное партнерство.
Профсоюз, трудовые отношения, противоречия, работники,
электроэнергетика
O.V. Valgutskova
ROLE OF THE TRADE UNIONS IN THE SETTLEMENT OF CONTRADICTION IN THE LABOUR RELATIONS IN THE SPHERE OF THE POWER ENGINEERING.
Role of the trade unions is disclosed in the regulation of the labour relations, in the settlement of the conflict situations and contradictions between workers and employers at the electricity enterprises and principal method of the settlement of the conflict situations and contradiction in the labour relations is social partnership.
Trade union, labour relations, contradictions, workers, power engineering
Сегодня, в обстановке нарастающего ущемления прав трудящихся со стороны работодателей и государства, для защиты трудовых прав и интересов работников нужны сильные профсоюзы. Между тем глубокие преобразования, начатые в профсоюзах на рубеже 1980-1990-х гг., принесли массовым организациям непростые проблемы. Российскому профдвижению не удалось избежать процессов распада, которые затронули общество в целом. На стихийной демократической волне профсоюзы порой принимали решения, идущие им же во вред. Так, полностью отказавшись от принципа демократического централизма и заменив его, в общем-то, правильными, но абстрактными демократическими декларациями (без механизма реализации), в значительной мере утратили свое главное достоинство - сплоченность, возможность консолидировать усилия для достижения поставленных целей. В целом профсоюзное движение России на первых порах оказалось разобщенным и организационно ослабленным, не способным эффективно противостоять наступлению капитала на права трудящихся. Этим во многом и объясняется снижение авторитета профсоюзов в глазах людей [1].
Профсоюз - добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т.д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.
В настоящее время в России действует большое количество профсоюзов, которые имеют отраслевую привязанность. Представляет и защищает интересы работников электроэнергетики, электротехники, энергостроительства и торфяной промышленности общественное объединение «Всероссийский Электропрофсоюз».
«Всероссийский Электропрофсоюз» осуществляет представительство интересов работников как на микроуровне (уровне энергокомпании), мезоуровне (на уровне субъектов Российской Федерации), так и на макроуровне (на уровне Российской Федерации). По состоянию на 01.01.2010 год в состав «Всероссийского Электропрофсоюза» входили 17 республиканских организаций профсоюза, 9 краевых организаций профсоюза, 46 областных организаций профсоюза, 1 402 первичных профсоюзных организаций. В Саратовской области представляет и защищает интересы работников электроэнергетики и электротехнической промышленности Саратовская территориальная организация ОО «Всероссийский Электропрофсоюз», численность членов территориального профсоюза на 01.01.2010 год составила 12 385 человек, в том числе по отраслевой специфики: электроэнергетика - 10 528 человек, электротехническая промышленность - 1 857 человек [2] .
В процессе трудовой деятельности между работниками и работодателями происходит столкновение интересов по поводу определенных объектов, которые и будут являться объектами противоречий, среди них можно выделить:
1) заработная плата;
2) занятость;
3) охрана труда;
4) льготы, гарантии и компенсации.
В электроэнергетике становление новых хозяйственных и профсоюзных структур происходит в процессе непростого формирования взаимоотношений между собственниками, работодателями и профсоюзными органами, в первую очередь, социального партнерства с заключением коллективных договоров и соглашений. Чтобы точнее понять эту проблему, надо представить, что практически у всех новых руководителей структур было подспудное желание, а у некоторых и явное: в процессе реформирования или избавиться от профсоюзов или значительно их ослабить. Это выражалось, в том числе, и в нежелании заключать коллективные договоры.
В настоящее время профсоюзы в энергокомпаниях не выполняют свои функции полностью, о чем свидетельствует статистика за 2009 год: из 115 энергокомпаний - в 75 энергокомпаниях первичные профсоюзные организации (ППО) регулярно оказывают консультационную помощь работникам, подлежащим увольнению, в 20 - консультационная помощь работникам, подлежащим увольнению, производилась в отдельных случаях и в 20 энергокомпаниях консультация ППО работникам, подлежащим увольнению, не производилась вовсе [3].
Другой пример недостаточной деятельности профсоюзов в энергокомпаниях - это низкий процент участия первичной профсоюзной организации в процессе разработки программы управления издержками в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в энергокомпаниях. Из 115 энергокомпаний 91 (то есть 79,1 %) заявила, что ППО в разработке программы управления издержками в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений не принимала участия. (рисунок).
Основным методом воздействия профсоюза на трудовые отношения, разрешение конфликтных ситуаций и противоречий в трудовых отношениях выступает социальное партнерство. Социальное партнерство реализуется на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и на уровне энергокомпании. На уровне энергокомпаний социальное партнерство реализуется посредством коллективного договора, заключенного между администрацией организации и профсоюзом.
Участие ППО в процессе разработки программы у правления издержками (ШИ) в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений
и Были представлены конкретные конструктивные предложения ППО, которые полностью учтены в ПУП ОтдельлныепредложенияППО были частично учтены в ШИ Предложения ППО не были направлены на повышение эффективности СТО ■Участие ППО в разработки ПУН в сфере СТО отсутствует
Участие ППО в процессе разработки программы управления издержками в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
При этом необходимо заметить, что права работников, установленные на более низком уровне реализации социального партнерства, не могут ущемлять права, установленные более высоким уровнем.
Каким образом происходит реализация социального партнерства на уровне энергокомпаний, и какова роль профсоюзов в этом процессе, можно раскрыть применительно к объектам противоречий трудовых отношений.
В области заработной платы. Задачи профсоюзов в сфере регулирования заработной платы посредством коллективных договоров вытекают из самой их природы - как объединений работников с целью защиты их интересов и ограничения власти собственников и работодателей. Предприниматели, стремясь к максимизации прибыли, заинтересованы в выплате такой заработной платы наемным работникам, которая бы составляла наименьшую долю во вновь созданной стоимости. Интересы же наемного работника, которые и призваны защитить профсоюзы через соглашения и коллективные договоры, заключаются, в частности, в том, чтобы за свой труд получить достойную заработную плату, отражающую социальный статус и обеспечивающую семье нормальный уровень жизни.
Так, в процессе реформирования электроэнергетической отрасли новые собственники и управляющие директора энергокомпаний в первую очередь интересуются вопросом уровня оплаты труда персонала. Заработная плата работников энергокомпаний включает: оплату по тарифным ставкам, должностным окладам; доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; доплаты и надбавки стимулирующего характера; систему премирования и прочие виды выплат. Для уменьшения затрат на персонал работодатели энергокомпаний снижают размер доплат и надбавок, а также пересматривают положение о премировании, в результате таких изменений снижается средняя заработная плата работников.
Между тем в процессе реформирования электроэнергетики наблюдается и перекос зарплат внутри отрасли. Так, средняя заработная плата работников ОАО «Балаковская АЭС» за март 2010 года составила 39 314 руб., в то время как заработная плата работников ОАО «ВоТГК» составила 15 578 руб.
Таким образом, в области оплаты труда первичные профсоюзные организации совместно с территориальным профсоюзом должны проводить политику по обеспечению достойной заработной платы работникам и выравниванию заработных плат по отрасли.
В области занятости. При реформировании электроэнергетики встает вопрос о занятости персонала, сокращении или, наоборот, увеличении штата сотрудников. Поэтому первичные профсоюзные организации энергокомпаний должны следить за соблюдением интересов работников и соблюдением трудового законодательства.
Процесс реформирования электроэнергетики характеризуется разделением энергокомпаний по видам деятельности в виде присоединения и выделения. Основное различие между выделением и присоединением энергокомпаний в части регулирования трудовых отношений заключается в том, что при выделении количество работодателей увеличивается, а при присоединении - уменьшается. При выделении по видам деятельности происходит передача части функций новой энергокомпании, при этом у оставшейся энергокомпании пропадает эта функция. Персонал, работавший на обслуживании электрических сетей и подстанций, не может остаться в прежней энергокомпании, если у нее осталась только энергосбытовая функция, а распределительная функция вместе с основными средствами - сетями и подстанциями перешла в выделившуюся энергокомпанию. Таким образом, данный персонал увольняют из организации по сокращению численности, а вновь созданная энергокомпания не всегда готова принять персонал либо принимает его на условиях, не равноценных предыдущему месту работы.
При присоединении энергокомпаний первым встает вопрос о регулировании занятости персонала. Отсутствие в законодательстве механизма, позволяющего успешно реструктурировать бизнес и не ущемлять права работников, ведет к тому, что работодатели используют формы трансформации трудовых отношений, не предусмотренные законодательством для случаев реорганизации. На практике работникам предлагается написать заявление об увольнении по собственному желанию либо производится увольнение в порядке перевода к новому работодателю в соответствии с п. 5 ст. 77 ТК РФ [4]. Написав заявление об увольнении по собственному желанию, работник не имеет гарантии, что будет принят на работу к вновь образованному работодателю. Он даже не сможет обратиться в суд с иском о восстановлении на работе, поскольку у нового работодателя он в штате не числился, а прежний работодатель прекратил свое существование в результате реорганизации.
При сокращении численности или штата энергокомпании работодатель обязан по законодательству предупредить работника за 2 месяца, а первичную профсоюзную организацию за 3 месяца, таким образом, у первичной профсоюзной организации есть дополнительное время для проведения мероприятий по защите интересов работника, рассмотрения целесообразности проведения сокращения и его законности, а также для воздействия на администрацию с целью предотвращения сокращения. Так, например, в ОАО «Саратовэнерго» в 2009 году в результате оптимизации структуры было ликвидировано структурное подразделение по работе с дебиторской задолженностью. Первичная профсоюзная организация ОАО «Саратовэнерго» провела мероприятия по защите интересов сокращенных, в результате которых работников перевели в другое структурное подразделение.
В области охраны труда. Первичные профсоюзные организации одним из приоритетов своей работы должны ставить активное участие в работе комитетов (комиссии) по охране труда. Основным и массовым звеном общественного контроля на рабочих местах должны стать уполномоченные по охране труда от профсоюза. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников, уполномоченные должны осуществлять контроль за соблюдением работниками и работодателями законодательных актов по охране труда, состоянием условий и охраны труда, участвовать в работе по аттестации рабочих мест по условиям труда. Общее число уполномоченных на сегодняшний день по охране труда от профсоюза в энергокомпаниях составляет свыше десяти тысяч человек. Выявленные нарушения по охране и условиям труда должны предъявляться работодателям с целью их устранения, а в случае уклонения работодателя от устранения нарушений направлять информацию в государственные органы с целью наложения административных штрафов на работодателя.
В условиях реформирования электроэнергетики, при недостатке денежных средств работодатели некоторых энергокомпаний подходят формально к аттестации рабочих мест или вовсе не проводят их, что ведет к несоблюдению и непредставлению работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за отклонение от нормальных условий труда. Это может послужить объектом для возникновения противоречия между
работниками и работодателем. Примером возникновения такого противоречия может служить проведенная в 2009 году Государственной инспекцией труда в Красноярском крае проверка ООО «СибЭнергоМонтаж», в ходе которой установлено, что в данной организации аттестация рабочих мест по условиям труда ранее не проводилась.
В области дополнительных социальных льгот и гарантий. Первичная профсоюзная организация следит за выполнением условий коллективного договора, заключенного между администрацией и профсоюзом. При заключении же нового коллективного договора профсоюз старается расширить или оставить на прежнем уровне перечень предоставляемых льгот и гарантий работникам энергокомпаний.
В период реформирования электроэнергетической отрасли велика роль именно первичных профсоюзных организаций. По результатам проведенного автором анкетирования среди работников электроэнергетической отрасли в Саратовской области по теме «Роль профсоюзов в энергокомпаниях» было выявлено, что первичные профсоюзные организации в период реформирования и кризисные моменты:
1) принимают меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах (участие в собраниях трудового коллектива, работа с администрацией предприятия по вопросам сохранения социальных выплат, оговоренных в коллективным договоре);
2) осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере труда;
3) предоставляют членам профсоюза консультации по вопросам труда и охраны труда, занятости, профессионального обучения и разрешения трудовых споров;
4) принимают участие по конструктивному урегулированию предпосылок к возникновению трудовых противоречий и конфликтов.
Таким образом, первичные профсоюзные организации как субъект трудовых отношений играют важную роль в регулировании трудовых отношений, разрешении конфликтных ситуаций и противоречий, возникающих между работниками и работодателями.
Профсоюзы как общественная организация способны со временем эволюционировать до уровня подлинных, могущих защищать интересы своих членов - представителей трудящихся. Часть этих профсоюзов на уровне энергокомпаний нередко превращается в «социальный отдел» администрации, не претендуя даже внешне на какую бы то ни было самостоятельную роль. С другой стороны, для некоторых профсоюзов становится важным приоритет защиты интересов труда, и они стараются отмежеваться от администрации, повысить свою роль и влияние в регулировании трудовых отношений и разрешении противоречий.
ЛИТЕРАТУРА
1. История профсоюзов России. Этапы, события, люди. М., 1999. С. 338-339;
2. http://www.elprof.ru/;
3. Обзор практики деятельности работодателей электроэнергетики в сфере социальнотрудовых отношений М., 2009. № 6.
4. Трудовой кодекс РФ.
Валгуцкова Ольга Вячеславовна - Valgutskova Olga Viacheslavovna -
аспирант кафедры «Экономическая теория post-graduate student, the chair of the и экономика труда» Саратовского economic theory and work economy,
государственного технического университета Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 19.05.11, принята к опубликованию 30.05.11