Научная статья на тему 'Роль профессора-наставника в воспитании человека будущего в эпоху искусственного интеллекта'

Роль профессора-наставника в воспитании человека будущего в эпоху искусственного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / сверхспособности / наставничество. / artificial intelligence / superpowers / mentoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколовская Ирина Эдуардовна

Понимание того, как работают механизмы развития интеллекта, позволяет нам уже сегодня увидеть тенденции влияния цифровых информационных и коммуникационных средств на когнитивные способности человека. Цифровые технологии не только меняют наш образ жизни и дарят нам новые способы общения, но и перекраивают механизм нашего мозга, наши когнитивные способности. Искусственный интеллект способен превзойти человека во многих областях деятельности уже в XXI веке. Для многих людей современные блага цивилизации оказались факторами не развития, а деградации. Одновременно с этим, благодаря распространению Интернета и общему повышению комфортности жизни, возникает все больше различий в уровнях развития индивидуумов. Как реакция человечества на текущую ситуацию появляются новые способы эффективного мышления для сохранения преимуществ человеческого мозга в его уже начавшемся соревновании с искусственным интеллектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A PROFESSOR-MENTOR IN EDUCATING THE FUTURE HUMAN BEING IN THE ERA OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Understanding how the mechanisms of intelligence development work allows us to see trends in the influence of digital information and communication tools on human cognitive abilities. Digital technologies not only change our way of life and give us new ways to communicate, but also reshape the mechanism of our brain, our cognitive abilities. Artificial intelligence can surpass humans in many areas of activity in the twenty-first century. For many people, the modern benefits of civilization have turned out to be factors of degradation rather than development. At the same time, due to the spread of the Internet and the General improvement in the comfort of life, there are more and more differences in the levels of development of individuals. As a response of humanity to the current situation, new ways of effective thinking are emerging to preserve the advantages of the human brain in its already begun competition with artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «Роль профессора-наставника в воспитании человека будущего в эпоху искусственного интеллекта»

УДК 159.9

DOI 10.38163/978-5-6043858-6-9_2020_148

РОЛЬ ПРОФЕССОРА-НАСТАВНИКА В ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Соколовская Ирина Эдуардовна.

Россия, Москва, Российский государственный социальный университет, профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии, доктор психологических наук, [email protected].

Аннотация. Понимание того, как работают механизмы развития интеллекта, позволяет нам уже сегодня увидеть тенденции влияния цифровых информационных и коммуникационных средств на когнитивные способности человека. Цифровые технологии не только меняют наш образ жизни и дарят нам новые способы общения, но и перекраивают механизм нашего мозга, наши когнитивные способности. Искусственный интеллект способен превзойти человека во многих областях деятельности уже в XXI веке. Для многих людей современные блага цивилизации оказались факторами не развития, а деградации. Одновременно с этим, благодаря распространению Интернета и общему повышению комфортности жизни, возникает все больше различий в уровнях развития индивидуумов. Как реакция человечества на текущую ситуацию появляются новые способы эффективного мышления для сохранения преимуществ человеческого мозга в его уже начавшемся соревновании с искусственным интеллектом.

Ключевые слова: искусственный интеллект, сверхспособности, наставничество.

THE ROLE OF A PROFESSOR-MENTOR IN EDUCATING THE FUTURE

HUMAN BEING IN THE ERA OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Sokolovskaya Irina Eduardovna.

Russia, Moscow, Russian state social University, doctor of psychology, professor, department of social, general and clinical psychology, faculty of psychology, [email protected].

Annotation. Understanding how the mechanisms of intelligence development work allows us to see trends in the influence of digital information and communication tools on human cognitive abilities. Digital technologies not only change our way of life and give us new ways to communicate, but also reshape the mechanism of our brain, our cognitive abilities. Artificial intelligence can surpass humans in many areas of activity in the twenty-first century. For many people, the modern benefits of civilization have turned out to be factors of degradation rather

than development. At the same time, due to the spread of the Internet and the General improvement in the comfort of life, there are more and more differences in the levels of development of individuals. As a response of humanity to the current situation, new ways of effective thinking are emerging to preserve the advantages of the human brain in its already begun competition with artificial intelligence.

Keywords: artificial intelligence, superpowers, mentoring.

Совершенно ясно, что в эпоху цифровой революции, когда новые рабочие места занимают роботы, появляется необходимость в приобретении средним классом новых навыков, чтобы конкурировать с роботами и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Следовательно, необходима организация обучения людей новым видам работ, постоянное создание новых рабочих мест, информирование населения о том, какие знания и умения понадобятся в недалеком будущем. Соответственно, обществу необходимо вкладывать средства в дополнительное обучение, организуя образование для людей, которые пойдут переучиваться с профессий, потерявших актуальность, на перспективные специальности. Здесь могут пригодиться профессиональные мастера - профессора-наставники.

Обычно, без посторонней помощи раскрыть свои таланты и достичь максимума очень трудно. Всем людям, даже самым успешным, порой нужно с кем-то советоваться или проговаривать вслух в присутствии более компетентного человека, свои трудности и проблемы или мысли, чаянья и планы.

Таким человеком может быть помощник, деловой партнёр, инвестор, жена, муж, кто-то из родителей, коуч, наставник или духовный учитель. Учитель, советчик, преподаватель, психолог, наставник - имён может быть много, но цель одна: помочь человеку почувствовать себя счастливым и достичь максимальной самореализации.

Например, в спорте все спортсмены хорошо знают, что их успех во многом зависит от тренера. Тренер постоянно требует результат - каждый раз чуть выше, быстрее и т.д. День за днем тренер стимулирует и поддерживает, ведёт человека к успеху. Именно он не позволяет поддаться лени, расслабиться и забросить занятия. Без тренера в серьёзном спорте делать просто нечего.

Также и в бизнесе. Наставник - это защита от самых досадных ошибок и тупиков. Это маяк, освещающий путь к цели, и форсаж, который помогает её достичь.

Наставник помогает сохранить веру в себя и двигаться вперёд, самым оптимальным путем. Те, у кого есть наставники и учителя, всегда добиваются поставленных целей намного быстрее и легче

Наставник в широком смысле - это человек, который владеет системой навыков и умений для достижения успеха в выбранной сфере жизни. Обычно, это мастер своего дела, который на своём собственном опыте овладел наиболее эффективными знаниями и умениями, и теперь он передаёт их другим.

Цель Наставника для учеников - преодолеть их ограниченность, малоэффективность, расширить их кругозор, помочь поверить и понять себя, улучшить своё состояние и свою жизнь.

Для того, чтобы сойти с заезженных рельсов неудач и подняться выше своего привычного потолка, всегда нужен опытный взгляд со стороны. Часто эго, гордыня и самомнение не позволяют человеку обратиться или признать чей-то авторитет, как следствие, они буксуют на одном и том же месте и стопорят своё развитие. Упущенные возможности или нереализованные шансы в жизни - именно то, о чём больше всего жалеют люди в зрелом возрасте.

Хорошая новость в том, что всегда можно научиться решать любые задачи, которые перед вами стоят. Будь то умение чувствовать жизнь здесь-и-сейчас, быть здоровым, счастливым, успешным, иметь хорошие отношения, достигать высот самореализации - всему этому можно реально научиться.

Даже небольшие позитивные перемены в образе мышления, восприятии себя и поведении, которые вошли в привычку, могут привести человека к успеху.

Осознайте, абсолютно все великие люди имели учителей и наставников -Архимед, Аристотель, Будда, Александр Македонский, Билл Гейтс и другие. Все они вобрали опыт своих учителей и наставников, пропустили через призму собственной философии, опыта и достигли самореализации.

Учителя и наставники были у обычных кузнецов и императоров, спортсменов и научных деятелей. Сегодня без упоминания имен этих наставников не обходится ни одна церемония вручения грамоты, премии или награды, за Победителем всегда кто-то «стоит», и часто не один, а целая команда мастеров.

Уже сейчас человеку становится все труднее конкурировать с современными цифровыми технологиями. Человек все чаще стал демонстрировать неадекватное поведение и профессиональное выгорание. Прекрасным примером в текущий момент служат нейросети, обзванивающие клиентов и общающиеся с ними. Всего лишь одна программа способна заменить сотни сотрудников. У программы не бывает плохого настроения, у программы нет желания изображать деятельность перед начальством, программе не нужен отдых. Нетрудно сравнить рентабельность сотни сотрудников, которым необходимо платить зарплату каждый месяц и решать множество сопутствующих проблем, с одной программой, которая была приобретена единожды и не требует значительных вложений.

Мы видим лишь начало активного внедрения систем искусственного интеллекта, но уже это заставляет задуматься о том, что в самом ближайшем будущем люди без уникальных навыков, не воспроизводимых машинами, будут не востребованы. Другими словами, нанимать этих людей на работу станет невыгодно, и они останутся без средств к существованию. С этим столкнутся наши сегодняшние дети, и, чтобы предотвратить это, нам необходимо придумать не воспроизводимые машинами методы мышления, которые будут востребованы рынком. Но какие это могут быть методы? Простые

интеллектуальные способности вроде хорошей памяти и внимания воспроизводимы машинами, наличие любых знаний, в том числе в области медицины, - аналогично. На наш взгляд, единственная способность мышления человека, которая одновременно не воспроизводима машинами и может приносить коммерческую прибыль, - это способность создавать новое, создавать и совершенствовать системы.

Современные знания о воздействии электронных информационных технологий на познавательные возможности индивида дают нам возможность предполагать способность человеческого мозга изменяться. По мнению американских психологов Г. Смолла и Г. Воргана [2], мозг современного человека эволюционирует и в настоящее время. Он как бы настраивается на изменения в мире и образует новые нейронные цепочки: происходит выброс нейротрансмиттеров, из нейронов появляются дендриты, рождаются новые синапсы.

Качество взаимодействия индивида с компьютером зависит от его возраста. Например, в диапазоне от 35 до 50 лет восприятие человека достаточно гибко, и у людей, имеющих определенный уровень образования и постоянно работающих на компьютере, присутствует хорошая динамика к развитию и усвоению новых знаний [3].

Людей старше 60 лет специалисты назвали «цифровые иммигранты». Сформированное в докомпьютерные времена мышление, заторможенность мыслительных реакций делает их работу на компьютере малоэффективной. В то же время у них есть и некоторые преимущества - при том, что мозг такого человека замедленно воспринимает поток информации, его нейронные сети быстро воспринимают «картинку» в целом. Новейшие исследования показывают, что мозг взрослых людей сохраняет гибкость и эффективность в течение всего жизненного цикла [4].

Другой факт: у маленьких детей длительное сидение за компьютером (игры и социальные сети) отрицательно влияет на формирование когнитивных функций. Длительное пользование компьютером приводит к тому, что у молодых людей не происходит развития необходимых участков нейронных сетей, которые необходимы для перехода на новый уровень развития, когда мозг начинает мыслить не только конкретными категориями, но и абстрактными. Например, испытывать чувства не только по отношению к себе, но и к другим людям, то есть проявлять эмпатию.

К сожалению, уже есть статистические данные о неразвитости у юных людей лобных долей мозга, а это - невозможность рассуждать логично, дальнейшее отставание в развитии интеллекта, возможная инфантильность [1].

Эксперты III Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» пришли к единому мнению о том, что искусственный интеллект сегодня - это уже не только инженерно-математическая и IT-дисциплина, но и комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при

выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека.

В ходе состоявшихся в рамках секции «Образование и наука -дисгармония коэволюции» дискуссий было отмечено, что возрастающая специализация в условиях разделения труда ведет к выделению нескольких типов специалистов, работающих в одной сфере, владеющих общими компетенциями, но отличающихся от других сотрудников одной уникальной способностью - собирать, систематизировать и представлять систематизированные знания для слушателей специализированных образовательных курсов, которые готовятся стать специалистами. Данная узкая специализация работника переводит его в иную роль - работника вуза или академического института. Как правило, такие специалисты теряют понимание потребностей реального производства. Возникает ситуация коэволюционного развития: производственники развивают знания своего производства в реальности, а специалисты в вузах повышают собственные компетенции на основе изучения производственных процессов как педагоги и ученые. Соответственно, проблемой вузов и академических институтов становится параллельное развитие компетенций, часто не соответствующих потребностям общества.

Согласно исследованию журнала Science, «интернет стал основной формой внешней или транзакционной памяти, где информация хранится коллективно вне нас», и, соответственно, наш мозг стал зависеть от доступности этого внешнего источника информации. Все это соприкасается с образом траблхакера как человека будущего, где индивидуум исполняет роль самоходного компьютера с безграничным Интернетом вместо ограниченной памяти, что делает его с подобной надстройкой над разумом практически сверхчеловеком. Таким образом, можно заключить, что траблхакинг - это новый способ мышления, который способен дать человечеству превосходство над искусственным интеллектом.

Чем может помочь наставник:

• найти собственную мотивацию и развить дисциплину;

• изменить старые привычки поведения и мышления, а параллельно приобрести новые навыки и умения для более эффективной деятельности;

• извлечь мечту из тумана видений и материализовать её в ясные, понятные и достижимые цели;

• понять, на что вы способны, потому что он верит в вас больше, чем вы сами;

• получить обратную связь без эмоций или субъективных оценок;

• взглянуть на себя со стороны и найти новые подходы и силы;

• осознать свои убеждения и ценности, чтобы понять, чего действительно «хочется» и что для этого нужно делать;

• сделать первый шаг, потому что только действие поднимает самооценку и приводит к видимым результатам;

• научиться брать ответственность за свои действия;

• при любых обстоятельствах, не сдаваться, не принимать позицию жертвы, а находить внутренние ресурсы, чтобы решить ситуацию и достичь успеха;

• обучит системе навыков и умений для быстрого и эффективного достижения цели;

• поможет разработать пошаговый план достижения успеха;

• будет поддерживать психологически, энергетически, медитировать, способствуя вашему успеху.

Все это помогает человеку выйти из пресловутой зоны комфорта -способа мышления и действия, который не приносит результата.

Наставник помогает человеку стать лучшей версией самого себя.

В чем суть наставничества?

Наставничество - это форма обучения и индивидуальной поддержки для передачи человеку знаний и надежного закрепления навыков.

Наставничество в традиционном понимании - это процесс роста, где сам Наставник выступает в качестве личного примера, при этом не предполагает жёстких ограничений или директив.

Цель наставничества - помочь человеку реализовать свой врожденный потенциал и достичь поставленных целей. При этом Наставник не должен командовать, указывать, заставлять или манипулировать.

Так или иначе, Жизнь - это всегда серия выборов. Наставник помогает делать выбор осознанно и регулярно, вдохновляя продолжать подниматься к вершине, а не катится вниз.

Хороший наставник не даёт готовых ответов, не решает задачу вместо человека, а лишь даёт инструменты, подводит к решению, организовывает среду обучения и стимулирует мышление ученика.

Главная задача - развитие самого ученика, а не просто решение его текущих вопросов. Именно в личностном развитии - высшая ценность наставничества.

Наставничество таит в себе массу возможностей для личностного роста как ученика, так и самого наставника. Наставник помогает находить человеку лучшие решения, мотивирует на максимально эффективные действия и контролирует результаты.

Ученик помогает Наставнику стать еще более профессиональным и укрепить качества и умения, которые сделали его Мастером. Наставничество намного больше и глубже, чем менторство, которое предполагает поддержку только в профессиональной сфере.

Наставничество как подход - основа всех длительно существующих империй, королевств, корпораций и крупных бизнесов. Во всём этом, не достаточно хорошего образования - всегда нужна личная передача опыта (личное ученичество).

Поэтому ещё в средние века считалось, что будущий мастер, должен выбрать себе Наставника и обязательно сам побывать подмастерьем.

Сегодня мы живем в новой реальности, где успешное развитие страны определяется не географическим положением и наличием достаточного количества ископаемых ресурсов, а качеством интеллектуального потенциала населения. Именно человеческий капитал формирует сегодня ключевые тренды развития национальных экономик мира. Соответственно, на первое место выходит не способность к рутинному труду, а креативное мышление.

К большому сожалению, удобства современного мира не способствуют развитию интеллектуальных способностей человека. Люди живут в телефонах и компьютерах, растрачивая время на потребление бесполезного интернет-контента. На фоне общего развития систем искусственного интеллекта и робототехники уже ныне живущие дети могут в будущем оказаться коммерчески не рентабельными, что может привести к массовой безработице и глобальным социальным потрясениям. Исходя из этой опасности, нам необходимо развивать в обществе те особенности мышления, которые в обозримом будущем не смогут быть воспроизведены машинами. Одним из решений данной проблемы может оказаться профессора-наставники владеющие новыми психотехнологиями, например траблхакингом.

Библиографический список.

1. Смолл Г., Ворган Г. (2011), Мозг онлайн: Человек в эпоху интернета. Пер. с англ. Б. Козловского. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус. - 352 с. (дата обращения 15.02.2020)

2. Герасимова И. А. (2017), Цифровая эпоха и виртуализация сознания. // Проблемы и риски инженерного образования в ХХ1 веке: монография / Под общ. ред. И. А. Герасимовой. - М.: Университетская книга. - С. 76 - 109. (дата обращения 15.02.2020)

3. Соколовская И. Э., Волочкова И. В. (2019), Социально-психологические аспекты развития сверхспособностей человека методологией «Траблхакинг» (психологический анализ методологии). Азимут научных исследовании": педагогика и психология, Т. 8. ^ 4(29). - С. 363-366. ИФ- 1,042 . (дата обращения 15.02.2020)

4. Соколовская И. Э., Волочков И. В. (2019), Когнитивно-телесная психотерапия подсознания // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, Т. 8. N0 5А. С. 127-134. DOI: 10.34670^.2020.46.5.014. . (дата обращения 15.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.