Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вострецова М.В.

В статье обозначена проблема несоответствия квалификационного уровня сотрудников предприятий индустрии питания требованиям рынка труда, отсутствие соответствующих знаний, умений, компетенций у работников общественного питания. Обозначена роль профессиональных стандартов и системы сертификации в системе подготовки квалифицированных кадров в индустрии питания. Приведены сведения об истории возникновения профессиональных стандартов в РФ. Указаны функции профессионального стандарта, формат стандартов, уровни профессиональной квалификации работников. Даны определения главным компонентам профессиональных стандартов. Рассмотрены функции профессионального стандарта, определен его формат. Обозначен взгляд ведущих рестораторов и отельеров РФ на проблему и процесс внедрения системы сертификации на предприятиях индустрии питания. Подчеркнута важность создания системы сертификации специалистов в общественном питании. Описан процесс сертификации персонала ресторанов и отелей. Рассмотрены проблемы, возникающие при сертификации квалифицированных кадров для индустрии питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вострецова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PROFESSIONAL STANDARDS TRAINING FOR FOOD INDUSTRY. CERTIFI CATION SYSTEM OF QUALIFI ED STAFF FOR HOSPITALITY INDUSTRY

The article outlines the mismatch between qualifi cation level of employees of enterprises catering to the requirements of the labour market, the lack of relevant knowledge, skills and competences of employees of public catering. The role of occupational standards and certifi cation systems in the training of qualifi ed personnel in the food industry is identifi ed. The author provides information about the history of professional standards in the Russian Federation. The functions of professional standards, format standards, levels of professional skills of workers are shown. Defi nitions of major components of professional standards are given. The functions of the professional standard, determined by its format are considered. The opinion of leading restaurateurs and hoteliers of the Russian Federation on the problem and the process of introduction of system of certifi cation at the enterprises of the food industry is given. The article emphasizes the importance of establishing of a system of certifi cation of specialists in food service. The certifi cation process of the staff of restaurants and hotels is described. The problems encountered during the certifi cation of qualifi ed personnel for the food industry are considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

ROLE OF PROFESSIONAL STANDARDS TRAINING FOR FOOD INDUSTRY. CERTIFICATION SYSTEM OF QUALIFIED STAFF FOR HOSPITALITY INDUSTRY

ОДОБРЕНО 24.01.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.02.16 УДК: 331.101 DOI 10.12737/18139

ВОСТРЕЦОВА М.В.

Заместитель генерального директора ООО «Светотехника», г. Москва VOSTRETSOVA M.V.

Deputy General Director LLC «Svetotekhnika», Moscow e-mail: m.vostretsova@bk.ru

ПОЛУЧЕНО 18.01.16

Аннотация

В статье обозначена проблема несоответствия квалификационного уровня сотрудников предприятий индустрии питания требованиям рынка труда, отсутствие соответствующих знаний, умений, компетенций у работников общественного питания. Обозначена роль профессиональных стандартов и системы сертификации в системе подготовки квалифицированных кадров в индустрии питания. Приведены сведения об истории возникновения профессиональных стандартов в РФ. Указаны функции профессионального стандарта, формат стандартов, уровни профессиональной квалификации работников. Даны определения главным компонентам профессиональных стандартов. Рассмотрены функции профессионального стандарта, определен его формат. Обозначен взгляд ведущих рестораторов и отельеров РФ на проблему и процесс внедрения системы сертификации на предприятиях индустрии питания. Подчеркнута важность создания системы сертификации специалистов в общественном питании. Описан процесс сертификации персонала ресторанов и отелей. Рассмотрены проблемы, возникающие при сертификации квалифицированных кадров для индустрии питания.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификация, профессионализм, компетенции, уровень профессиональной квалификации, сертификация.

Abstract

The article outlines the mismatch between qualification level of employees of enterprises catering to the requirements of the labour market, the lack of relevant knowledge, skills and competences of employees of public catering. The role of occupational standards and certification systems in the training of qualified personnel in the food industry is identified. The author provides information about the history of professional standards in the Russian Federation. The functions of professional standards, format standards, levels of professional skills of workers are shown. Definitions of major components of professional standards are given. The functions of the professional standard, determined by its format are considered. The opinion of leading restaurateurs and hoteliers of the Russian Federation on the problem and the process of introduction of system of certification at the enterprises of the food industry is given. The article emphasizes the importance of establishing of a system of certification of specialists in food service. The certification process of the staff of restaurants and hotels is described. The problems encountered during the certification of qualified personnel for the food industry are considered.

Keywords: рrofessional standard, qualification, qualification, competence, vocational qualification, certification.

В настоящее время организации различных отраслей и форм собственности с большим трудом и значительными потерями адаптируются к работе в новых рыночных условиях. Одна из основных причин сложившейся ситуации — несоответствие квалификационного уровня работников требованиям производства, необходимым для реализации целей и задач, стоящих перед организацией, отсутствие соответствующих знаний, умений, компетенций. Через влияние на подготовку квалифицированных и компетентных работников, помимо прочих факторов, осуществляется регулирование качественными характеристиками рабочей силы.

Экономический рост, наблюдавшийся перед кризисом в российской экономике, остро выявил проблему нехватки высококвалифицированной рабочей силы. Затем проблема временно отошла на задний план из-за кризиса, но никуда не делась. Закономерно встал вопрос о подготовке специалистов новой формации, способных быстро и адекватно

войти в производственный процесс, обеспечивая прирост новых, современных компетенций в организациях.

Отсутствие непрерывного процесса воспроизводства новой рабочей силы, соответствующей требованиям рынка труда, стало в определенном смысле тормозом экономического развития отраслей экономики. Поэтому необходимость создания и внедрения в практику новых, более эффективных и надежных подходов и методов действия и регулирования в данной сфере очевидна. Одним из таких методов, способных разрешить назревшую проблему, является создание эффективной системы профессиональных стандартов на территории нашей страны.

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профес-

сиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике.

Для работодателей профессиональный стандарт является основой для установления конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.

Обратимся к истории создания профессиональных стандартов в России.

Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстан-дарта. В 2007—2008 гг. появились первые профессиональные стандарты. Был создан и реализован проект «Разработка отраслевой рамки квалификаций в индустрии питания», который стал возможен благодаря тому, что индустрия питания, как известно, является образцом организованности работодателей. В этой области профессиональной деятельности успешно функционируют и взаимодействуют такие профессиональные объединения, как Федерация Рестораторов и Отельеров (ФРиО), Барменская ассоциация России, Национальная гильдия шеф-поваров и др. Проект осуществляется при поддержке экспертов Европейского фонда образование (ЕТЦ Турин, Италия).

В рамках этого проекта в 2007 г. Федерация Рестораторов и Отельеров совместно с Центром изучения проблем профессионального образования создали первые профессиональные стандарты по профессиям повар, кондитер. В настоящее время профессиональные стандарты разработаны по 10 профессиям ресторанной индустрии: повар, кондитер, работник предприятия быстрого обслуживания, официант, бармен, сомелье, менеджер ресторана, менеджер по производству, менеджер предприятия быстрого обслуживания, генеральный менеджер. 1 ноября 2007 г. в Российском союзе промышленников и предпринимателей (Национальное агентство развития квалификаций) профессиональные стандарты индустрии питания получили Свидетельство № 1 о внесении в Национальный реестр профессиональных стандартов. Предлагаемые профессиональные стандарты отражают требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям (знаниям, умениям, степени ответственности и автономности) работников различных квалификационных уровней. Профессиональные стандарты разработаны с учетом современных подходов, принятых в экономически развитых странах, что обеспечивает международную сравнимость и сопоставимость требований к выполнению трудовых функций и квалификаций работников.

Итак, дадим широкое определение профессиональным стандартам — это минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли экономики. Они включают, наряду с другими данными, наименование должностей и соответ-

ствующие им квалификационные и образовательные уровни, перечень конкретных должностных обязанностей (рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков), выполнение которых позволит работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции. Таким образом, профессиональные стандарты включают нормативные требования к исполнителю профессиональной деятельности. В настоящее время разработаны профессиональные стандарты для различных видов деятельности (риэлторов, консультантов, менеджеров, медицинских специалистов, работников туристического бизнеса и т.д.). Профессиональные стандарты интегрируют в себя также описание личностных качеств специалиста. Особое значение профессиональные стандарты обрели в связи с интеграцией национальных рынков в систему единого мирового рынка труда. Специалист, сертифицированный в соответствии со стандартом профессионального сообщества, приобретает конкурентоспособность, в то время как конвертируемость диплома о профессиональном образовании остается проблематичной.

Главными компонентами профессиональных стандартов являются квалификации, компетенции, профессионализм.

Профессионализм — высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью.

Квалификация — подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей.

Компетенция — готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов.

Профессиональные стандарты применяются для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству труда, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации и сертификации работников. Если провести сравнительный анализ между должностной инструкцией и требованиями профессиональных стандартов к должности, можно заметить достоинства профессиональных стандартов.

Функциями профессионального стандарта являются:

- создание системы требований к знаниям, умениям и компетенциям в соответствии с требованиями профессиональной деятельности;

- обеспечение возможности определения уровня квалификации и его соответствия уровню заработной платы;

- создание нормативной основы для финансовой поддержки профессионального образования персонала;

- обеспечение возможности ориентации и контроля уровня развития людских ресурсов организации;

- создание механизма обеспечения взаимодействия с отраслевыми образовательными учреждениями;

- гармонизация требований к профессиональной компетентности;

- создание единой информационной базы предприятия по требованиям к должностям для всех участников трудовой деятельности;

- влияние профессиональных стандартов на качество подготовки персонала;

- возможность получения предприятием выпускников образовательных учреждений, наиболее отвечающих требованиям производства, с учетом отраслевой специфики.

Формат профессионального стандарта предполагает выделение уровней профессиональной квалификации практически во всех проанализированных стандартах.

Уровень 1 (помощник) — работник, который отвечает за выполнение собственной работы, которая состоит преимущественно из автоматизированных операций и стандартных процедур. Работа требует использование навыков, знаний, имеющих отношение к этой деятельности.

Уровень 2 — профессиональный практический работник, который отвечает за выполнение собственной работы. Он несет часть коллективной ответственности за работу, требующую сотрудничества с коллегами. Работа состоит из автоматизированных рутинных операций, стандартных процедур и предусматривает владение профессиональными знаниями и навыками.

Уровень 3 — специализированный практический работник, который несет ответственность за свою работу и за действия по отношению к коллегам. Он контролирует и надзирает за применением рутинных стандартизированных операций; комбинирует и разрабатывает процедуры, необходимые для подготовки работы и осуществления надзора.

Уровень 4 — руководитель среднего звена, который несет ответственность за выполнение собственной работы и за действия коллег. Он несет ответственность за планирование и администрирование; комбинирует и разрабатывает новые процедуры. Работа требует знаний и навыков, независимых от конкретной профессии.

Уровень 5 — высший уровень руководства. Предполагается то же, что и в уровне 4, но добавляется ответственность в организационном и формальном плане.

При построении профессионального стандарта учитывается профиль должности, включающий:

- единое содержание для однородной профессиональной группы;

- единое образование для одного квалификационного уровня;

- единую форму и методику его построения для всех участников трудовой деятельности.

Структура профиля должности включает:

- описание типичных трудовых операций в какой-либо профессиональной области;

- набор необходимых качеств (компетенций);

- определение степени важности того или иного качества для выполнения конкретной функции (в табличной форме);

- графический (минимальный и максимальный) профиль должности [7].

Профессиональные стандарты являются нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, расстановки и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении сертификации работников. Профессиональные стандарты охватывают профессиональные роли персонала на различных уровнях [10].

Данные стандарты мобильны. Они отражают минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества выполняемых работ по определению профессии. При разработке должностных инструкций допускается расширение и уточнение перечня должностных обязанностей работников, основных умений, компетенций и знаний, необходимых для их выполнения с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. Профессиональные стандарты составляют основу системы сертификации персонала ресторанов и отелей.

С введением профессиональных стандартов не отменяются действующие в ресторанной индустрии на соответствующие виды работ тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей специалистов и служащих, включенные в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Профессиональные стандарты, принятые Федерацией Рестораторов и Отельеров, отражают иные высокие стандарты качества и продуктивности товаров и услуг и требуют внедрения принципиально новых организационно-технических условий, чем приведенные в ЕТКС и КС.

В настоящее время работодатели считают, что российская система подготовки кадров для индустрии питания не позволяет молодым людям иметь профессиональное образование такого качества, которое удовлетворяло бы потребностям рынка труда. Работодатели недовольны качеством образования выпускников образовательных учреждений профессионального образования, а выпускники часто не могут найти себе работу. Данная ситуация во многом объясняется отсутствием единых, объективных и обоснованных требований к содержанию и формам обучения будущих работников, отражающих задачи трудовой деятельности [4].

По инициативе Федерации Рестораторов и Отельеров начала действовать Система сертификации персонала ресторанов и отелей. При Федерации действует Независимый орган по сертификации и Экзаменационный центр. Система задумана как общероссийская, однако пока персонал сертифицируется только в Москве. Несмотря на всю революционность и актуальность системы для отрасли, знает о ней лишь узкая группа профессионалов. Между тем это первая серьезная попытка упорядочить и структурировать хаотичный рынок труда в индустрии питания. Основная цель данного проекта — создание в России механизма независимой оценки персонала ресторанов и отелей, что, в свою очередь, поможет создать слой профессиональных кадров, отвечающих современным требованиям. К настоящему моменту сертификацию прошли более ста человек. За год предполагается сертифицировать около 2 тыс. человек.

Сам процесс сертификации представляет собой экзамен, состоящий из двух частей — теоретической и практической. В свою очередь, теоретический экзамен подразделяется на две части: общий и специальный. Для того чтобы успешно сдать экзамен, следует набрать не менее 80 баллов из максимальных 100.

В настоящее время проходит сертификация по профессиям: на начальный, первый и второй уровни — «официант», «повар», «бармен», «кондитер»; на первый, второй и третий уровни — «менеджер ресторана», «менеджер по производству».

Несмотря на всю прогрессивность системы, существуют проблемы.

Пока нет общей экзаменационной базы, т.е. специального помещения, оборудованного для экзаменов. Экзамены проходят в различных помещениях, в том числе в офисе Федерации Рестораторов и Отельеров, Барменской Ассоциации, школе Александра Селезнева

Другая проблема — добровольность. Специалист ресторанного бизнеса, Максим Привезенцев, комментирует факт, что это добровольная система мешает скорости ее распространения, но с политической точки зрения это важно. Он утверждает, то любые новые системы можно вводить двумя способами. Первый — подключение административного ресурса. В принципе, можно было пойти по пути, который предлагал Госстандарт и Минтруда, — ввести обязательную систему сертификации. Но был выбран второй —

спокойный, эволюционный путь, пояснил М. Привезенцев, и продолжил: делать сертификат обязательным не надо, как раз в этом случае его статус будет потерян.

О профессиональных стандартах, системе сертификации знает лишь небольшая группа рестораторов, имеющих непосредственное отношение к деятельности Федерации Рестораторов и Отельеров. Как показал телефонный опрос журнала «Ресторатор», даже владельцы крупных ресторанных компаний (не говоря уже о менеджерах и поварах) недостаточно представляют себе, о чем идет речь, а то и вовсе ничего о сертификации не слышали. Именно этим — слабой информационной поддержкой, возможно, и объясняется медленное распространение системы.

Пока сертификацию проходит в основном персонал тех ресторанов, владельцы которых входят в координационный совет Федерации Рестораторов и Отельеров и принимали непосредственное участие в ее разработке. Существует мнение, что она интересна, в первую очередь, крупным холдингам или лидерам рынка, заинтересованным в развитии индустрии. М. Привезенцев отмечает, что нет смысла требовать сертификат от девочки или мальчика, которые работают в кафе в небольшом городе и получают $200, и утверждает, что сертификат нужен и должен быть признан в среде рестораторов, ведущих свой бизнес по определенным принципам.

Но и у крупных собственников существуют свои опасения: приходя на экзамен, персонал попадает в базу данных Федерации и другие ее члены могут его переманить. Некоторые компании, имея свои, достаточно жесткие внутренние стандарты, не совсем понимают, кто и как будет сертифицировать их сотрудников. В попытках решить эту проблему, Федерацией было решено изменить регламент.

М. Привезенцев поясняет, что любой ресторатор, член Федерации Рестораторов и Отельеров, который знаком с самой системой принятия экзамена, имеет право выдавать сертификат и ставить свою личную подпись как ресторатор, т.е. экзамен можно будет сдавать не только в экзаменационном центре, но и в ресторанах. При этом дается право принимать экзамен не ресторану, не ресторанной системе, а конкретному человеку. Таким образом, Росинтер, Макдо-налдс, ресторанный холдинг Деллоса могут сами оценивать своих сотрудников. В этом случае сертификат будет своеобразным рекомендательным письмом, возможностью для ресторатора повысить статус своего сотрудника, поощрением.

В настоящее время инициатива в основном исходит от самих рестораторов. Специалистов, добровольно пришедших на сертификацию, — единицы. Скорее всего, сертификация так и останется делом добровольным, а потому надеяться остается лишь на сознательность рестораторов и собственно работников. Для этого необходимо четко сформулировать, для чего им нужен сертификат. Еще один вопрос, возникающий в связи с сертификацией, — фигура экзаменатора. В этом качестве в настоящее время выступают представители профессиональных ассоциаций, шеф-повара и шеф-кондитеры, среди которых, например, Владимир Павлов, Александр Филин, Андрей Махов, Александр Селезнев, Александр Зайцев. Татьяна Куницына отмечает, что все экзаменаторы утверждаются координационным советом Федерации, выдвигают их сами профессионалы, например, члены Российской Гильдии шеф-поваров на собрании сами определили экзаменаторов по профессии «повар». По профессии «менеджер» рестораторы предлагали своих менеджеров в качестве экзаменаторов, все фамилии обсуждались, и на совете принималось общее решение».

Это же подтверждает президент ФРиО Игорь Бухаров, замечая, что в настоящее время они вынуждены дать воз-

можность определенным лицам, имеющим статус на этом рынке, стать экзаменаторами, т.е. есть люди, которым можно доверять, люди, которые ставят свою подпись на сертификате, люди с определенной репутацией на рынке. Все они не будут давать сертификат нулевому человеку.

Кстати, пока экзамены проводятся только на первый и второй уровень. Экзаменов на уровень «шеф-повар» пока не проводится именно по причине отсутствия адекватной экзаменационной комиссии.

Кирилл Мартыненко, шеф-повар компании «Глобал Фудс» и один из экзаменаторов, уверен, что на рынке есть фигуры с авторитетом, не подлежащим сомнению. Экзамен на «шеф-повара» — это не только кулинарный экзамен, а проверка, как человек может организовать работу персонала, рассчитать количество смен. Этому нигде не учат, это приобретается с опытом. Принимать такой экзамен могут повара успешных ресторанов или их владельцы, не понаслышке знающие ресторанный бизнес.

Как бы то ни было, фигуры экзаменаторов далеко не однозначны, и это понятно и самим идеологам, и остальным участникам рынка. Другое дело, что других пока нет.

Кирилл Мартыненко, шеф-повар известной компании, подчеркивает, что поварам сертификация нужна для карьерного роста, для поиска работы. Но необходимо вести разъяснительную работу и среди поваров, и среди владельцев. Если человек имеет сертификат, у него должны быть преимущества: или отмена испытательного срока, или большая зарплата.

В настоящее время, правда, сертификат служит, скорее, неким стимулятором для особо продвинутых представителей профессии. Как говорит один из немногих добровольцев, прошедший экзамен по профессии «менеджер ресторана» на второй квалификационный уровень, Александр Калёных (управляющий ночным клубом Z-Qub, г. Владимир), очень хочется расти, развиваться, а сертификация — это прекрасный стимул для роста. И продолжает, что хочется получить независимую оценку своей деятельности — отправную точку. Это будет способствовать дальнейшему развитию и, вообще, служит хорошей мотивацией.

Почти также объясняет свое решение и Василий Кулемкин, бригадир ресторана «Красная площадь», поясняет, что в первую очередь он хочет проверить свои знания. Далее он поясняет, что сертификат — это как каменная стена, защита самого себя, самоутверждение. Во время экзамена включается фантазия повара, и это проверка, насколько повар готов технически и физически. По ощущениям это напоминает поварской конкурс. Вам дают черный ящик — нужно приготовить блюда из того, что есть. Существует еще и теоретическая часть: 70 вопросов разной сложности.

Так или иначе, система сертификации — это серьезный прорыв в области повышения квалификации персонала — так считает большинство опрошенных. Другое дело, что для коренного изменения рынка труда она должна носить массовый характер, а на это потребуется время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зибарев Д. О развитии национальных квалификационных стандартов в Российской Федерации [Текст] / Д. Зибарев // Труд за рубежом. — 2010. — № 4.

2. Лушникова М. Право на профессиональное образование и обучение [Текст] / М. Лушникова, А. Лушников // Управление персоналом. — 2007. — № 7. — С. 52.

3. Машукова Н. Профессиональный стандарт и его назначение [Текст] / Н. Машукова // Энергия промышленного роста. — 2008. -№ 4, 5.

4. Митрофанова В.В. Профессиональные стандарты в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / В.В. Митрофанова // Секретарь-референт: электронный научный журнал. — 2015. — № 4.

5. Область применения профессиональных стандартов [Электронный ресурс] // http://www.e-mcfr.ru

6. Олейникова О.Н. Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования. Доклад-2010 [Электронный ресурс] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева // Экспертная сеть по вопросам управления «Госбук». — URL: gosbook. ru/node/48548

7. Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура [Текст]: методическое пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. — М., 2011. — С. 6.

8. Панкина Г.В. Анализ профессиональных стандартов [Текст] / Г.В. Панкина, С.В. Бабыкин, Д.В. Панкин // Компетентность. — 2010. — № 9-10. — С. 14.

9. Привезенцев М.В. Профессиональные стандарты как основа для подготовки конкурентоспособных работников [Текст]: методическое пособие / М.В. Привезенцев [и др.]. — М., 2007. — С. 15.

10. Профессиональные стандарты по профессиям ресторанной индустрии. Федерация рестораторов и отельеров, науч.-учеб. центр «Агентство проф. Стандартов» (АПС) [Текст]: справочник. — М., 2004.

11. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ»». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 1992-2015.

12. Яворчук Н. Разработка профессиональных стандартов [Текст] / Н. Яворчук, К. Трибушкова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2012. — № 6.

REFERENCES

1. Zebari D. O razvitii nazionalnih kvalificazionnih standartov v Rossiiskoi Federazii [The development of national competency standards in the Russian Federation]. Trud za rubezom [Work abroad.]. 2010, I. 4.

2. Lushnikov M. Pravo na professionalnoe obrazovanie i obuchenie [The Right to vocational education and training]. Upravlenie personalom. 2007, I. 7, pp. 52.

3. Mashukova N. Professionalnii standart i ego naznachenie [Professional standard and its purpose]. Energia promishlennogo rosta [Energy industrial growth]. 2008, I. 4, 5.

4. Mitrofanova V.V. Professionalniestandarti v voprosahiotvetah [Professional standards questions and answers. Secretar-referent: elektronnii nauchnii zurnal [Secretary-referent: electronic scientific journal]. 2015, I. 4.

5. Oblast primenenia professionalnih standartov [The scope of professional standards]. Available at: http://www.e-mcfr.ru

6. Oleynikova O.N. Rol professionalnih standartov v modernizazii sistemi professionalnogo obrazovania. Doklad 2010 [The role of professional standards in the modernization of the vocational education system. Report-2010]. Expertnaia set po voprosam upravlenia«Gosbuk» [Expertnetworkongovernance «Gasbook»]. Available at: gosbook. ru/node/48548

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Oleynikova O.N. Professionalniistandarti:prinzipiformirovania i structura: metodicheskoe posobie [Professional standards: principles of formation, purpose and structure: study guide]. Moscow, 2011, p. 6.

8. Pankina G.V. Analis professionalnih standartov [professional standards Analysis]. Kompetentnost [Competence]. 2010, I. 9, 10, pp. 14.

9. Privezentsev V.M. Professionalnie standarti kak osnova dlia podgotovki konkurentnosposobnih rabotnikov: metodicheskoe posobie [Professional standards as the basis for the preparation of competitive workers: study guide]. Moscow, 2007, pp. 15.

10. Professionalnie standarti po professiam restorannoi industrii. Federazia restoratorov i otelierov [Professional standards for the professions of the restaurant industry]. Moscow, Spravochnik Publ., 2004.

11. Federalnii zakon ot 02.05.2015 No. 122-FZ «O vnesenii izmenenii v Trudovoi kodeks RF i statii 11 i 73 Federalnogo zakona «Ob obrazovanii» [Federal law of 02.05.2015 No. 122-FZ «On amendments to the Labour code and articles 11 and 73 of the Federal law "On education in the Russian Federation"»]. Consultant Plus, 1992-2015.

12. Yavorchu N. Kadrovik. Trudovoepravo dlia kadrovika [Kadrovik. Labor law for the personnel officer]. Moscow, 2012, I. 6.

Пугачев В.П., Опарина Н.Н.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебное пособие. — М.: КноРус, 2016. — 208 с.

В целях более глубокого усвоения знаний, а также отработки некоторых навыков в области стратегического управления персоналом каждая из тем учебного пособия включает теоретическую и практическую части, в том числе тесты. Тестовые опросники акцентируют внимание на наиболее важных вопросах темы. С их помощью можно не только проверить свои знания - и в этом отношении они выступают как тесты, но и закрепить и углубить их. Для этого следует вспомнить или найти в теоретической части книги ответы на вопросы теста и попытаться осмыслить их. Соответствует ФГОС ВО 3+.

Для студентов магистратуры и аспирантов направления подготовки: «Управление персоналом», «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление», а также руководителей и специалистов служб персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.