Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ В СТАНОВЛЕНИИ УСПЕШНОГО СПЕЦИАЛИСТА'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ В СТАНОВЛЕНИИ УСПЕШНОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ В СТАНОВЛЕНИИ УСПЕШНОГО СПЕЦИАЛИСТА»

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ В СТАНОВЛЕНИИ УСПЕШНОГО СПЕЦИАЛИСТА

О. И. Дорогавцева, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума Т. Н. Чашникова, профконсультант

Профессиональное становление занимает большой период жизни человека. На всем протяжении данного периода происходят изменения в жизненных и профессиональных планах. Первый этап профессионального становления человека приходится на дошкольный возраст (4-5 лет), когда дети во время игры пробуют себя в различных профессиях. Второй этап — период обучения в начальной школе. Особенности данного периода заключаются в том, что ребенок уже способен осознанно воспринимать отличительные черты различных направлений профессиональной деятельности, следовательно, именно в это время встает вопрос об участии в профессиональных пробах. Профессиональные пробы в общем смысле направлены на погружение обучающегося в мир профессии с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.

Кемеровский горнотехнический техникум активно развивает данное направление проф-ориентационной работы. С 2016 года организуются профессиональные пробы по различным специальностям и для различных возрастных категорий детей, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При разработке программ для проведения занятий учитывался возраст учащихся, их уровень подготовки и желание. Среди учащихся школ были проведены опросы, чтобы выявить желающих принять участие в профессиональных пробах по тем или иным направлениям. Более подробно мы расскажем о профессиональных пробах, которые проводятся в Кемеровском горнотехническом техникуме по направлению «Информационные технологии».

Направление «Информационные технологии» наиболее актуально в современном обществе. На сегодняшний день выпускники школ все чаще отдают предпочтение профессиями и специальностям в области информационных технологий и сети Интернет, но при этом полностью не понимают суть, значимость, положительные и отрицательные стороны таких специальностей. Поэтому участие в профессиональных пробах позволяет почувствовать себя в роли специалиста в сфере информационных технологий. Профессиональные пробы проходят

О. И. Дорогавцева

Т. Н. Чашникова

в специальных компьютерных лабораториях, длительность курса составляет 16 академических часов. Программа курса включает теоретический и практический разделы. Для каждой возрастной категории учащихся программа имеет свои особенности. Далее более подробно будет рассмотрен процесс прохождения профессиональных проб для каждой категории учащихся.

Профессиональные пробы

для учащихся 5-8-х классов

общеобразовательных школ

Основная цель проведения профессиональных проб для учащихся 5-8-х классов общеобразовательных школ — познакомить их с основами работы в профессиональных графических редакторах. Программа обучения включает в себя теоретический и практический разделы. На теоретическое занятие отводится два академических часа. Во время занятия важно познакомить учащихся с основными направлениями обучения — «Графический дизайн» и «Веб-дизайн и разработка». Считаем наиболее удачным проводить такое теоретическое занятие с участием студентов техникума в качестве наставников, которые в процессе общения с учащимся активно делятся своим опытом и уже имеющимися наработками в данной сфере. Так, студенты нашего техникума второго и третьего курсов успешно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе в движении WorldSkills, и имеют дополнительный заработок во фрилансе (удаленная работа). В конце теоретического занятия школьникам демонстрируются работы студентов по указанным направлениям.

Практические занятия включают два раздела: «Графический дизайн» и «Веб-дизайн и разработка». Очень важно показать учащимся различные стороны работы по данным направлениям. Так, например работа графического дизайнера связана с непосредственным взаимодействием с клиентом, что требует развитых навыков коммуникации для успешного достижения целей, поставленных заказчиком. В сфере графического дизайна ценятся развитые навыки взаимодействия, исследовательские, дизайнерские, технические навыки. Для этого, в свою очередь, требуется понимание целевой аудитории, рынков, тенденций, культурных различий и желаний клиента. Такие специалисты должны уметь работать в формальных и неформальных коллективах либо самостоятельно. Специалист-дизайнер должен уметь работать в таких профессиональных программах, как Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign. Основная часть программы профессиональных проб направлена на получение навыков работы с данными программными продуктами.

Вторая часть практических занятий в рамках профессиональных проб для учащихся 5-8-х классов общеобразовательных школ включает в себя знакомство с компетенцией «Веб-дизайн и разработка». Данная компетенция связана с разделом программирования. В связи с тем что большинство обучающихся еще не имеют знаний и опыта работы с языками программирования, разработка страниц сайтов происходит с использованием конструкторов и заранее подготовленных шаблонов. При этом в процессе занятия по каждому отдельному элементу работы преподавателем даются комментарии и пояснения. Для каждого учащегося подготовлен раздаточный материал с пошаговой инструкцией.

Итоговой работой профессиональных проб является разработанный дизайн сайта и его структура, созданная с помощью программ-конструкторов.

Наиболее актуальны профессиональные пробы для обучающихся 9-х классов, так как многие из них после сдачи выпускных экзаменов будут принимать решение о дальнейшем обучении, в том числе о выборе будущей профессии. Анализ итогов работы приемной кампании позволяет говорить о том, что большинство абитуриентов отдали предпочтение той или иной специальности именно после участия в профессиональных пробах.

Программа профессиональных проб для выпускников 9-х классов позволяет детально разобраться в особенностях профессий в сфере информационных технологий. Направления

работы выбраны такие же, как и для предыдущей возрастной категории, но с добавлением основ программирования сайтов. Теоретические и практические занятия проходят с участием студентов техникума, обучающихся по специальности «информационные системы (по отраслям)», которые имеют опыт работы с непосредственными заказчиками.

Отличительной особенностью проведения профессиональных проб для учащихся 9-х классов является более глубокое погружение в профессию. Учащиеся посещают теоретические занятия, на которых они получают ответы на многие свои вопросы, больше всего их интересует уровень дохода специалистов данного направления. Студенты техникума делятся своим опытом работы во фрилансе, демонстрируют свои портфолио.

Практическая часть занятий делится на несколько этапов.

На первом этапе учащиеся знакомятся с основными цветовыми моделями, особенностями их взаимодействия — это основа компетенции «Графический дизайн». Полученные теоретические знания закрепляются при выполнении практического задания, которое заключается в подборе соответствующих цветовых моделей для решения поставленной задачи.

Второй этап работы — разработка фирменного стиля и брендбука в рамках предложенной задачи. Практическая часть построена на изучении основных возможностей профессиональных программ Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign.

Третий этап — работа по направлению «Веб-дизайн и разработка». Для работы по данной компетенции необходимо знание языков программирования, таких как PHP и JS, но так как участники профессиональных проб практически не имеют знаний в области языков программирования, им для работы предлагаются готовые шаблоны с комментариями по отдельным элементам программы. На основе шаблонов, используя при этом разработанные ранее стиль и брендбук, обучающиеся создают несколько страниц будущего сайта. Обычно это главная страница, форма регистрации, раздел личного кабинета и свободная страница на выбор разработчика. В профессиональных пробах принимают участие студенты 3-го курса техникума, которые имеют опыт в разработке сайтов. Роль преподавателя в данной работе — тьютор. Студент играет роль наставника. В связи с большим объемом работы и высокой сложностью заданий на прохождение данного этапа отводится шесть академических часов.

Весь процесс работы сопровождается мастер-классами студентов техникума. Мастер-классы подобраны в соответствии с рассматриваемой тематикой, например, при изучении основных цветовых моделей учащимся предлагается посетить мастер-класс по подбору и конвертированию цветов из одной цветовой модели в другую. Перед началом работы по созданию фирменного стиля учащиеся принимают участие в мастер-классе по разработке фирменных стилей и знакомятся с основными особенностями работы. В начале третьего этапа учащимся предлагается посетить мастер-класс по построению и конструированию сайтов с использованием конструкторов. По итогу работу каждый участник профессиональных проб имеет собственные наработки по выбранной теме, методические рекомендации по выполнению задания и дальнейшей работы в данном направлении.

Как уже было сказано, профессиональные пробы — это один из методов профориентаци-онной работы, который применяется в основном при работе с учащимися среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений, но ведь профессиональное становление человека начинается с более раннего возраста. В связи с этим в рамках школы юного программиста нами были организованы и проведены занятия для учащихся начальной школы. На теоретических занятиях дети познакомились с профессиями в области информационных технологий. На практических — школьники получили пер-

вые навыки работы на персональных компьютерах, в частности в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop. Закрепление полученных знаний происходило в форме выполнения интерактивных заданий. Итогом работы школы юного программиста стал коллаж из работ, выполненных учащимися за период обучения.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью говорить о том, что благодаря активному взаимодействию со школьниками в рамках профессиональных проб мы готовим абитуриентов к самостоятельному выбору специальности. Студенты, которые посещали профессиональные пробы, имеют хорошие результаты в учебной деятельности, принимают активное участие в профессиональных пробах, но уже в качестве наставников, и с удовольствием делятся своим опытом, а также помогают педагогам техникума в разработке электронного контента, электронных учебно-методических комплексов, обучающих стендов.

Можно сделать следующие выводы:

• участие в профессиональных пробах позволяет учащимся раскрыть свои способности в выбранном направлении и почувствовать себя специалистом;

• участники профессиональных проб делают осознанный выбор будущей профессии;

• в процессе обучения студенты, которым профессиональные пробы помогли определиться с выбором профессии, показывают высокие результаты.

ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

О. Н. Залашкова, заместитель директора МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»

Учащиеся с интеллектуальными нарушениями составляют особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы, дети данной категории могут получать общее образование в отдельных организациях. Такие организации, наряду с функцией реализации программ общего образования, коррекции, компенсации умственного и физического разви-

тия детей с интеллектуальными нарушениями, призваны обеспечить также общесоциальную задачу: трудовую подготовку учащихся. Качественное решение школой этой задачи может позволить выпускнику быть готовым к получению профессиональ-

(

ЛГ- fit*.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.