Научная статья на тему 'Роль профессиональных объединений в регулировании бухгалтерского учета'

Роль профессиональных объединений в регулировании бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль профессиональных объединений в регулировании бухгалтерского учета»

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Из доклада на Конгрессе профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Учет, налоги и аудит - 2003»

А.Н. Романов,

доктор экономических наук, профессор, президент Института профессиональных бухгалтеров России

Стали уже традицией наши ежегодные встречи, где мы подводим итоги работы Института профессиональных бухгалтеров России за текущий год. В 2003 г. Институтом был взят курс на качественное обновление основных направлений нашей деятельности. Прежде всего, было принято решение об ужесточении требований к действительным членам и избавлении от тех, кто не осознал целей создания Института, остался случайным попутчиком и прошел аттестацию на звание «профессиональный бухгалтер» на всякий случай. На сегодняшний день мы исключили из числа действительных членов института около 1 400 чел. И это только начало работы в этом направлении.

Исключение из числа действительных членов означает, что эти специалисты уже не смогут продлить аттестат профессионального бухгалтера.

Основную цель нашего института мы видим в том, чтобы должности главных бухгалтеров предприятий и организаций занимали профессиональные бухгалтеры, являющиеся членами ИПБ России, обладающие достаточным уровнем профессиональных знаний, проходящие ежегодное повышение квалификации и соблюдающие Кодекс этики.

Как Вы знаете, нашим институтом были подняты требования к сдаче итоговых экзаменов, и

сейчас положительно сдают экзамены только около 60% претендентов. Несмотря на ужесточение этих требований, общее количество аттестованных бухгалтеров возросло по сравнению с прошлым годом на 15 008 чел. и составило по состоянию на 1 декабря 2003 г. 135 162 чел.

Этот год является также решающим по становлению взаимоотношений между ИПБ России, ТИПЕ и УМЦ.

Сейчас институт имеет сформированную корпоративную сеть, охватывающую 72 региона страны, в которых созданы территориальные институты профессиональных бухгалтеров. В то же время далеко не всегда ТИПБ работают одинаково, о чем свидетельствует заслушивание их отчетов на Президентском совете ИПБ России. Наша ближайшая задача состоит в обобщении опыта работы передовых ТИПБ и его распространении на всей корпоративной сети.

Образовательная сеть ИПБ России также практически сформировалась. В 2003 г. были аккредитованы 24 УМЦ и на сегодняшний день всего аккредитовано ИПБ России 419 учебных центров.

Проблема этого года состоит в том, что количество претендентов на аттестацию стало уменьшаться, так как произошло определенное насыщение аттестованными специалистами. В то же время аттестацию прошли лишь около 1 % бух-

галтеров от общего их количества в стране. Таким образом, есть еще большой резерв для переподготовки бухгалтерских кадров. С этой целью Институтом взят курс на работу с бухгалтерами разных категорий и по ряду новых направлений.

Прежде всего, учитывая наличие большого количества бухгалтеров со средним профессиональным образованием, Институтом разработана и начала внедряться 500-часовая программа для подготовки профессиональных бухгалтеров, не имеющих высшего образования.

Много пожеланий от регионов было по поводу привлечения в наши ряды молодых бухгалтеров. Особенно это актуально для выпускников экономических вузов и студентов старших курсов. Президентский совет ИПБ России недавно принял решение о введении нового вида членства - молодой бухгалтер. Статус молодого бухгалтера получают физические лица не старше 35 лет и имеющие аттестат резерва профессионального бухгалтера по одной из специализаций: главный бухгалтер, финансовый директор.

Для получения такого аттестата молодой бухгалтер должен пройти подготовку по 240-часовой программе и аттестоваться на звание профессионального бухгалтера.

Затем, при достижении молодым бухгалтером необходимого стажа работы на руководящих должностях, требующих знаний бухгалтерского учета, и выполнении им других критериев, необходимых для получения статуса профессионального бухгалтера, молодой бухгалтер уже без дополнительной сдачи экзаменов становится Действительным членом ИПБ России и получает аттестат профессионального бухгалтера.

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в стране Институтом начала проводиться работа, совместно с АССА, по сертификации профессиональных бухгалтеров по МСФО. Такая же подготовка начата по программе БГРа. Подготовлено уже около 200 чел., в том числе 10 преподавателей.

Институтом созданы и размещены на сайте ИПБ России новые программы по подготовке к аттестации профессиональных бухгалтеров по управлению затратами, а также по подготовке и сертификации бухгалтеров для малых предприятий.

Кроме того, разработана технология заочного обучения, основанная на электронном учебнике и рассчитанная на привлечение к аттеста-

ции тех бухгалтеров, кому затруднительно отвлекаться на 3 месяца от основной работы и кому недоступно обучение в УМЦ.

Таким образом, нашим УМЦ предоставлены большие возможности для расширения деятельности не только по традиционным направлениям подготовки и переподготовки профессиональных бухгалтеров, но и по другим программам обучения.

Сегодня многих волнует вопрос о необходимости получения аттестата профессионального бухгалтера и насколько государство в лице Министерства финансов Российской Федерации поддерживает наши усилия по привлечению главных бухгалтеров в ряды ИПБ России. Вопрос обострился в связи с тем, что в подписи под бухгалтерским отчетом была снята приписка «Профессиональный бухгалтер» и номер его аттестата.

Замечу, что приписка к подписи главного бухгалтера всегда была рекомендательной и преследовала цель повышения требований к квалификационному уровню главных бухгалтеров. В связи с многочисленными запросами с мест о сложности прохождения переподготовки без отрыва от основной работы Минфин России был вынужден ее снять, считая, что эти вопросы должно регулировать профессиональное сообщество.

В то же время первый заместитель министра финансов Российской Федерации С.Д.Шаталов подготовил специальное обращение, и мы разослали его во все регионы страны 6 октября 2003 г., о том, что Минфин России считает целесообразным, чтобы профессиональные бухгалтеры проставляли номера аттестатов под бухгалтерским отчетом.

Наряду с этим, Минфин России подготовил совместно с Минтруда России новые квалификационные характеристики по должностям «главный бухгалтер» и «финансовый директор», где в требованиях к квалификации написано: «...обязательное наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера». 12 ноября эти квалификационные характеристики были утверждены министром по труду и социальным вопросам РФ А.П. Починком.

Таким образом, сделан еще один шаг для того, чтобы обязать руководителей организаций принимать на должность главного бухгалтера

специалистов, которые постоянно повышают свою квалификацию и имеют аттестат профессионального бухгалтера.

Наряду с укреплением сообщества профессиональных бухгалтеров, ИПБ России проводит большую работу с аудиторскими организациями. В настоящее время Институт объединяет 1 354 аттестованных аудиторов и 240 аудиторских организаций и является одним из семи аккредитованных при Минфине России аудиторских объединений.

В связи с проводимой в стране административной реформой, предусматривающей делегирование части государственных функций профессиональным организациям, обострилась дискуссия в области перераспределения государственных функций регулирования бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

В этой в связи в настоящее время решается вопрос о том, какие функции можно передать профессиональным объединениям и какое профессиональное объединение сможет их качественно выполнять.

Министерство финансов Российской Федерации вышло в Правительство РФ с предложениями о постепенной передаче профессиональным объединениям тех функций, которые оно не в состоянии выполнять в полном объеме.

Этот путь не требует кардинального изменения действующего законодательства, согласуется с Конституцией России и оставляет за государством функцию выработки политики в области бухгалтерского учета.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся официальный статистический и бухгалтерский учет. Действующим Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (ст. 5) определено, что «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством».

Таким образом, государство выступает гарантом обеспечения единообразия ведения учета и сохранения единого информационного пространства, которое зиждется на сопоставимой и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой всеми хозяйствующими субъектами страны.

В проекте нового федерального закона о бухгалтерском учете, подготовленного Министер-

ством финансов Российской Федерации, определены четыре уровня нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет.

Первый уровень охватывает разработку различных законодательных актов, затрагивающих методологию бухгалтерского учета и связанных с хозяйственным и налоговым правом, а второй включает разработку Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), в том числе по методике организации учета в бюджетной сфере.

Согласно проекту закона разработка документов этих уровней возлагается на Минфин России.

Здесь нам представляется рациональной передача разработки проектов таких законов и положений (стандартов) по бухгалтерскому учету профессиональным саморегулируемым организациям, которые в состоянии обобщить разные взгляды профессионалов с учетом опыта их работы.

При этом Минфин России должен оставаться гарантом интересов государства и выполнять роль надзорного органа за тем, чтобы новые нормативные акты не противоречили действующему законодательству.

Регулирующими бухгалтерский учет документами третьего и четвертого уровней являются отраслевые методические материалы по ведению бухгалтерского учета, а также методические указания по технике ведения учета в организациях страны.

Их разработку ранее выполняли отраслевые министерства. В связи с ликвидацией многих из них эти документы перестали разрабатываться. Правда, в последние годы ИПБ России взял на себя эту функцию и успешно начал ее выполнять.

Основная сложность в передаче этой функции от государства профессиональному объединению состоит в организации процесса согласования отраслевых особенностей с государственными органами.

Поэтому в современных условиях роль такого единого государственного органа, с которым можно было бы согласовать отраслевые особенности, вполне мог бы выполнять Методологический совет по бухгалтерскому учету при Минфине России.

Что касается разработки и распространения методических указаний по технике ведения бухгалтерского учета (форма учета, план счетов и

др.), то эта функция может и должна быть передана в полном объеме для исполнения профессиональной организации.

Есть еще несколько функций, которые ранее Минфин России реализовывал самостоятельно или через соответствующие управления, действующие в министерствах и ведомствах, которые в последние годы практически системно не выполнялись. К ним следует отнести подготовку:

- разъяснений по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности в связи с выходом новых законодательных и нормативных актов;

- разъяснений и заключений в области бухгалтерского учета по запросам государственных, в том числе судебных органов;

- индивидуальных разъяснений по учету отдельных наиболее сложных хозяйственных операций в организациях страны.

Эти функции вполне могли бы быть по плечу профессиональному объединению.

В стране сейчас более 3 млн юридических лиц, из которых коммерческих организаций - 2 млн (в том числе субъектов малого предпринимательства - около 900 тыс.) и некоммерческих организаций - 1 млн (в том числе бюджетных учреждений — 400 тыс.). Естественно, что государство в лице Минфина России не в состоянии выполнять эти функции в полном объеме.

В связи с переходом на МСФО России необходимы контакты с международными профессиональными бухгалтерскими объединениями, в том числе и с самой представительной из них -Международной Федерацией бухгалтеров (1ЕАС), которая принимает в свои ряды только профессиональные национальные объединения бухгалтеров. ИПБ России уже является действительным членом этой организации.

Реализуя общемировую практику работы со своими членами в плане профессиональной подготовки и аттестации, ИПБ России удалось создать развитую систему подготовки, аттестации и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, и, по сути дела, взять на себя функции государства по повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета, ориентированных на рыночную экономику и МСФО. Вы знаете, что за время своего существования ИПБ России переподготовил около 140 000 профессиональных бухгалтеров.

Таким образом, многие функции регулирования бухгалтерского учета в России, по нашему мнению, вполне по силам осуществлять профессиональному объединению под контролем государства.

В области аудита Минфином России также проводится работа по передаче части функций саморегулируемым организациям.

Здесь Институт поддержал инициативу аккредитованных профессиональных объединений по созданию союза этих объединений и передаче этой единой организации части функций государства по регулированию аудита.

Отличается ли наша позиция от позиции развитых стран в этом вопросе?

В мире существуют два наиболее четко представленных подхода к регулированию бухгалтерского учета: англо-саксонский и центрально-европейский.

Наиболее яркими представителями первого подхода являются Америка и Англия, а второго -Германия и Франция.

До недавнего времени и в Америке, и в Англии бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности полностью регулировались профессиональными объединениями.

После известных событий со скандалом, связанным с «Энрон» (Enron) и другими компаниями , в этих странах были созданы надзорные органы, которые призваны жестко контролировать как организацию учета и формирования финансовой отчетности, так и работу бухгалтеров и аудиторов, составляющих финансовую отчетность и проверяющих ее достоверность. В Америке даже приняли новый закон, который устанавливает бухгалтеру, подписавшему неверный отчет, уголовное наказание до 15 лет тюремного заключения. Ранее бухгалтеры подобной ответственности за ведение бухгалтерского учета не несли.

В Германии бухгалтерский учет находится под контролем Министерства юстиции, а во Франции — Министерства экономики и финансов.

Таким образом, во всех странах бухгалтерский учет регулируется не только профессиональными сообществами, но и государством или надзорными органами с участием государства.

Основываясь на международном опыте, в нашей стране наиболее целесообразно иметь одно профессиональное объединение, которому

государство может передать основные функции по регулированию бухгалтерского учета, так как при наличии нескольких профобъединений сложно будет добиться единства как в разрабатываемых нормативных актах, так и в организации контроля за их исполнением.

Какими же критериями должно обладать профессиональное объединение, которому государство могло бы доверить выполнение этих функций?

Прежде всего, это должно быть авторитетное и признанное бухгалтерским сообществом профессиональное объединение, насчитывающее десятки тысяч членов, имеющее развитую территориальную и функциональную структуру для выполнения передаваемых функций и зарекомендовавшее себя как организация, способная их качественно выполнять. На сегодняшний день ИПБ России, на наш взгляд, вполне отвечает всем предъявляемым требованиям к саморегулируемым организациям.

И я надеюсь, что от имени нашего многотысячного профессионального сообщества мы вполне можем заверить государственные органы, что готовы осуществлять все те функции регулирования бухгалтерского учета, которые государство будет передавать саморегулируемым объединениям.

И еще на одном вопросе я хотел бы остановиться — это на вновь созданном фонде — «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности», который претендует на роль главенствующего органа в области перспективных направлений развития бухгалтерского учета, разработки методологических положений его организации, создания методических указаний и инструкций, взаимодействия с международными организациями, в том числе с КМСФО в Лондоне.

Мы не вошли в состав учредителей этой организации в связи с серьезными расхождениями позиций по реформированию бухгалтерского учета.

Фондом предлагается перевод всех предприятий и организаций на МСФО, что потребует значительных изменений организационно-пра-

вовых форм ведения бухгалтерского учета. Кроме того, Фондом ставится под сомнение обязательность ведения бухгалтерского учета, что может привести к разрушению единой информационной базы управления в стране.

Данная организация претендует в какой-то мере на подмену существующей в настоящее время Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, образованной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 910. В ее состав вошли представители практически всех заинтересованных ведомств и организаций. В Комиссии действительно пока не представлены представители большого бизнеса, но это упущение легко ликвидировать путем введения представителей РСПП.

По нашему мнению, назрела необходимость уточнить задачи Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО и превратить ее в постоянно действующий орган при Правительстве РФ, который должен определять не только задачи по реформированию бухгалтерского учета в связи с внедрением МСФО, но и определять политику государства в области регулирования бухгалтерского учета и выработки компромиссных решений по составлению финансовой отчетности, удовлетворяющих всех ее пользователей, в том числе представителей бухгалтерского сообщества, которые ее составляют.

В качестве рабочего органа Межведомственной комиссии мог бы выступать ИПБ России, так как он имеет необходимую инфраструктуру для решения многих задач, которые стоят перед российским бухгалтерским учетом.

В заключение необходимо отметить, что жизнь выдвигает перед нашим сообществом новые и еще более сложные задачи, отрешения которых зависят уровень управления хозяйствующими субъектами и развитие экономики страны в целом. Есть уверенность, что коллектив ИПБ России приложит максимум усилий для совершенствования бухгалтерского учета, повышения качественного уровня его организации, а также развития и укрепления бухгалтерской профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.