Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ СЕТЕЙ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИИ БРЕНДА УЧЕНОГО'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ СЕТЕЙ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИИ БРЕНДА УЧЕНОГО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ СЕТЬ / БРЕНД УЧЕНОГО / КОММУНИКАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / RESEARCHGATE / ACADEMIA.EDU / ORCID

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Койков В.В.

Актуальность. Участие исследователей в работе профессиональных научных сетей в современных условиях является неотъемлеммым условием формирования и поддержания бренда, имиджа ученого, т.е. его узнаваемости в научном мире. Методы: В данном исследовании был проведен анализ того, насколько казахстанские исследователи в области здравоохранения включены в работу наиболее популярных профессиональных научных сетей ResearchGate, Academia.edu, ORCID. Результаты: Анализ динамики популярности он-лайн ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID по данным аналитического ресурса Google Trends показал достаточно низкую популярность данных ресурсов среди казахстанских пользователей в целом и прежде всего среди пользователей, имеющих интересы в области здравоохранения (по 100-балльной шкале средний показатель оценки популярности для трех вышеуказанных баз данных составил соответственно 0, 1 и 0 баллов). При анализе профилей медицинских ВУЗов в наиболее популярной сети ResearchGate выявлено, что в сети зарегистрировано лишь 11,24% штатных специалистов, при этом активность зарегистрированных специалистов в указанных профессиональных сетях остается достаточно низкой. Выводы: Результаты исследования указывают на необходимость активного включения казахстанских исследователей, в т.ч. специалистов медицинских ВУЗов и научных организаций, в работу авторитетных международных профессиональных научных сетей. Это будет способствовать формированию у отечественных исследователей «бренда ученого», а также будет способствует укреплению бренда отечественных медицинских университетов и научных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Койков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFESSIONAL SCIENTIFIC NETWORKS IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COMMUNICATION OF RESEARCHERS AND THE FORMATION OF A SCIENTIST'S BRAND

Relevance. The participation of researchers in the work of professional scientific networks in modern conditions is an indispensable condition for the formation and maintenance of the brand and image of the scientist, his recognition in the scientific world. Methods: This study includes an analysis of the involvement of Kazakhstan's health researchers in the work of the most popular professional scientific networks ResearchGate, Academia.edu, ORCID. An analysis of the dynamics of the popularity of online resources ResearchGate, Academia.edu, ORCID according to the analytical resource Google Trends showed a rather low popularity of these resources among Kazakhstan users in general and primarily among users with interests in the field of healthcare (on a 100-point scale, the average the popularity ratings for the above three online resources were 0, 1 and 0 points, respectively). An analysis of the profiles of medical universities in the most popular network ResearchGate showed that only 11,24% of full-time specialists are registered in ResearchGate, while the activity of registered specialists in these professional networks remains quite low. Conclusions: The results of the study indicate the need for active involvement of Kazakhstan researchers, including specialists of medical universities and scientific organizations, in the work of authoritative international professional scientific networks. This will contribute to the formation of a «scientist's brand» among Kazakhstan researchers, and will also strengthen the brand of Kazakhstan medical universities and scientific organizations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ СЕТЕЙ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИИ БРЕНДА УЧЕНОГО»

Methodology of medical science and education

J Health Dev 2018;2 (27):32-40

THE ROLE OF PROFESSIONAL SCIENTIFIC NETWORKS IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COMMUNICATION OF RESEARCHERS AND THE FORMATION OF A SCIENTIST'S BRAND

Vitaliy Koikov

Republican Center for Health Development, Head of the Center for the Education and Science Development, Astana, Kazakhstan

Abstract

Relevance. The participation of researchers in the work of professional scientific networks in modern conditions is an indispensable condition for the formation and maintenance of the brand and image of the scientist, his recognition in the scientific world.

Methods: This study includes an analysis of the involvement of Kazakhstan's health researchers in the work of the most popular professional scientific networks ResearchGate, Academia.edu, ORCID.

An analysis of the dynamics of the popularity of online resources ResearchGate, Academia.edu, ORCID according to the analytical resource Google Trends showed a rather low popularity of these resources among Kazakhstan users in general and primarily among users with interests in the field of healthcare (on a 100-point scale, the average the popularity ratings for the above three online resources were 0, 1 and 0 points, respectively).

An analysis of the profiles of medical universities in the most popular network ResearchGate showed that only 11,24% of fulltime specialists are registered in ResearchGate, while the activity of registered specialists in these professional networks remains quite low.

Conclusions: The results of the study indicate the need for active involvement of Kazakhstan researchers, including specialists of medical universities and scientific organizations, in the work of authoritative international professional scientific networks. This will contribute to the formation of a «scientist's brand» among Kazakhstan researchers, and will also strengthen the brand of Kazakhstan medical universities and scientific organizations.

Keywords: professional scientific network, scientist's brand, researchers' communication, ResearchGate, Academia.edu,

ORCID.

Мамандандырылган гылыми желлердщ зерттеушшердщ халыцаральщ байланысын дамыту мен галымныц брендн цалыптастырудагы рвлi

Койков В.В.

Денсаулык сактауды дамыту республикалык орталыгы, Бiлiм жэне гылымды дамыту орталыгыныц жетекшШ, Астана, Цазакста

Тушндеме

Сэйкестк. Зерттеушiлердiц казipai Ke3deai кэаби гылыми желiлердiц жумысына белсендi катысуы брендтiц калыптасуыныц, галымныц имиджi, ягни оныц гылыми элемде танылуы Yшiн кажеттi шарт болып табылады.

ddicmepi: Бул зерттеу Цазакстандагы когамдык денсаулык сактау саласындагы зерттеушiлердih| ResearchGate, Academia.edu, ORCID секiлдi ец танымал кэаби, гылыми желше^не дэрежеде тiркелiп жумыс жасауы дэрежеан талдауга багыталган.

Нэтижелерi: Google Trends талдау ресурсыныц мэлiметтерi бойынша отандык денсаулык сактау саласыныц галымдарыныц арасында ResearchGate, Academia.edu, ORCID онлайн-ресурстарыныц танымалдылыгы темен екет аныкталды (аталмыш Yш базаныц танымалдылыгыныц орташа керсеткiшiт 100-баллдык шкала бойынша 0,1 жэне 0 баллга сейкес болды).

Ец танымал ResearchGate желiсiндеai медициналык жогаргы оку орындарыныц профильдерн талдау, ондафы галымдардыц тек 11,24% гана тiркелaенi аныкталды. Назар аударарлык жагдай, тiркелaен галымдардыц да осы желiдеai белсендiлiai де ет темен болды.

Цорытынды: Зерттеудiц нэтижелерi казакстандык зерттеушiлердiц, оныц iшiнде жогаргы оку орындарыныц галымдарыныц ResearchGate, Academia.edu, ORCID секiлдi ец танымал кэаби, гылыми желiлерiне белсендi тYрде косылу

Кажетт1г1н кврсетед'1. Бул отандык зерттеушлер арасында «галымныц бренд1н» калыптастыруга ыцпал emedi, сондай-ак отандык медицина университеттер/'нщ жэне гылыми уйымдардыц брендн ныгайтады.

Туйш свздер: кэаби гылыми желi, галымныц брендi, зерmmеушiлердih| байланыстары, ResearchGate, Academia.edu,

ORCID.

Роль профессиональных научных сетей в развитии международной коммуникации исследователей и формировании бренда ученого

Койков В.В.

Республиканский центр развития здравоохранения, руководитель Центра развития образования и науки, Астана, Казахстан

Резюме

Актуальность. Участие исследователей в работе профессиональных научных сетей в современных условиях является неотъемлеммым условием формирования и поддержания бренда, имиджа ученого, т.е. его узнаваемости в научном мире.

Методы: В данном исследовании был проведен анализ того, насколько казахстанские исследователи в области здравоохранения включены в работу наиболее популярных профессиональных научных сетей ResearchGate, Academia.edu, ORCID.

Результаты: Анализ динамики популярности он-лайн ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID по данным аналитического ресурса Google Trends показал достаточно низкую популярность данных ресурсов среди казахстанских пользователей в целом и прежде всего среди пользователей, имеющих интересы в области здравоохранения (по 100-балльной шкале средний показатель оценки популярности для трех вышеуказанных баз данных составил соответственно 0, 1 и 0 баллов).

При анализе профилей медицинских ВУЗов в наиболее популярной сети ResearchGate выявлено, что в сети зарегистрировано лишь 11,24% штатных специалистов, при этом активность зарегистрированных специалистов в указанных профессиональных сетях остается достаточно низкой.

Выводы: Результаты исследования указывают на необходимость активного включения казахстанских исследователей, в т.ч. специалистов медицинских ВУЗов и научных организаций, в работу авторитетных международных профессиональных научных сетей. Это будет способствовать формированию у отечественных исследователей «бренда ученого», а также будет способствует укреплению бренда отечественных медицинских университетов и научных организаций.

Ключевые слова: профессиональная научная сеть, бренд ученого, коммуникация исследователей, ResearchGate, Academia.edu, ORCID.

УДК 61:001.92 Corresponding author: Vitaliy Koikov, Head of the Center

for Human Resources & Science Development, Republican Recieved: 23-06-2018 Center for Health Development, Astana, Kazakhstan

Accepted: 28-06-2018 Postal code: 010000

Address: Imanova Str. 13, Astana, Kazakhstan Phone: +7 701 186 60 02 E-mail: koykov@inbox.ru

Введение

Развитие медицинской науки является одним из ключевых направлений Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулыщ» на 2016-2019 годы. Основной целью развития медицинской науки является достижение конкурентоспособности и востребованности научных разработок в области здравоохранения, что требует принятия эффективных мер в сфере развития научного потенциала казахстанских исследователей и научных организаций. Международная коммуникация исследователей рассматривается как один из факторов успешной научной деятельности, оказывающий непосредственное влияние на эффективность научного труда и значимость исследований, поскольку существует прямая зависимость между степенью «видимости» и производительностью труда научных групп [1, 2].

Развитие Интернет - технологий позволило значительно расширить возможности коммуникации исследователей. При этом основным инструментом коммуникации становятся не только общетематические социальные сети <^шкей1п», <^асеЬоок», «MySpace», «Укюйаке» и др., в которых имеется возможность создания тематических групп по интересам, в том числе групп объединяющих исследователей, но и специализированные научные социальные сети.

Научные социальные сети растут не так быстро, как развлекательные, но со временем связи, формируемые на их основе, становятся более устойчивыми [3]. На сегодняшний день спектр наиболее популярных специализированных онлайн ресурсов, позволяющих как исследователям так и научным организациям создавать собственный профиль, коммуницировать между собой и тем самым выполняющих роль научных социальных сетей, представлен следующими сайтами:

-ResearchGate (http://www.researchgate.net/), объединяет более 15 млн. пользователей со всего мира

[4];

-Academia.edu (http://academia.edu/),

объединяет более 63 млн. пользователей со всего мира

[5];

- ORCID (https://orcid.org/), объединяет около 5 млн. пользователей со всего мира [6].

Наличие у исследователя личного профиля в указанных он-лайн ресурсах в сосвременных условиях является неотъемлеммым условием формирования и поддержания бренда, имиджа ученого, т.е. его узнаваемости в научном мире. Узнаваемость ученого и его работ ведет к цитированию его другими исследователями в своих публикациях, что приводит к росту наукометрических показателей ученого (количество цитирований, индекс Хирша), по которым оцениваются его достижения. Так, например, выявлено, что размещение ученым публикаций в личном профиле на Academia.edu позволяет получить 69%-й прирост в цитатах в течение 5 лет [7].

Учитывая то, что именно наукометрические показатели ученого являются обязательным критерием при занятии академических и научных должностей во всех ведущих мировых университетах и научных центрах, актуальность наличия индивидуального профиля ученого в профессиональных сетях становится очевидной.

Насколько же казахстанские исследователи, в том числе исследователи в области здравоохранения, включены в работу профессиональных научных сетей ResearchGate, Academia.edu, ORCID? Данная статья посвящена обсуждению данного вопроса.

Цель исследования:

Оценить уровень популярности

профессиональных научных сетей ResearchGate, Academia.edu, ORCID среди казахстанских исследователей в области здравоохранения и уровень активности специалистов медицинских ВУЗов РК в профессиональных научных сетях.

Материалы и методы и исследования

В целях анализа вовлеченности казахстанских исследователей в работу профессиональных научных сетей была проведена оценка динамики популярности сайтов ResearchGate, Academia.edu, ORCID среди пользователей в общемировом масштабе и в масштабах Казахстана. Оценка динамики популярности сайтов проводилась по категориям «все области знаний» и «в области здравоохранения» за период 5 лет - с 23 июня 2013 по 23 июня 2018 года. Динамика популярности определялась по данным аналитического ресурса Google Trends [8], оценивающего уровень интереса среди пользователей к он-лайн ресурсам ResearchGate, Academia.edu, ORCID как число обращений (он-лайн запросов) к ним по отношению к наиболее высокому показателю обращений для определенного региона и периода времени. При этом оценка осуществлялась по 100-балльной шкале: 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 баллов - уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем, 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.

На примере наиболее популярной в мировых масштабах профессиональной научной сети был проведен анализ ее возможностей и преимуществ (по данным обзора литературы) и уровня включенности специалистов медицинских ВУЗов в работу сети. Выбор именно медицинских ВУЗов для оценки вовлеченности исследователей в области здравоохранения в работу профессиональных научных сетей связанс тем? Что именно в медицинских ВУЗах РК сосредоточено 70% кадрового потенциала медицинской науки, в медицинских ВУЗах выполняется ежегодно 63,9% научных проектов в области здравоохранения, медицинскими ВУЗами публикуется 70,9% статей в издания, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science [9]. При анализе активности сотрудников

медицинских ВУЗов РК на платформе ResearchGate оценивались такие параметры как - количество зарегистрированных пользователей и их удельный в общем объеме производственного персонала, доля пользователей с активным RG Score, количество публикаций исследователей в профиле организации и среднее количество публикаций в расчете на 1 зарегистрированного пользователя, суммарная оценка активности ученых из организации (Total RG Score), средний вклад одного пользователя в Total RG Score, рассчитываемый как [Total RG Score] / [Количество

зарегистрированных пользователей от организации].

Результаты

Анализ динамики популярности

профессиональных научных сетей в РК

Анализ динамики популярности он-лайн ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID среди пользователей по всем областям знаний в мире показывает, что наиболее популярной профессиональной научной сетью является ResearchGate - средний уровень популярности за 5 лет составляет 74 балла из 100 (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика популярности ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID в мире (запросы по всем областям знаний), по 100-балльной шкале [8]

Анализ динамики популярности он-лайн к данным ресурсам в целом. При этом наиболее

ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID среди популярной профессиональной научной сетью является

пользователей по всем областям знаний в Казахстане ResearchGate - средний уровень популярности за 5 лет

показывает достаточно низкий уровень обращений составляет 12 баллов из 100 (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика популярности ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID в Казахстане (запросы по всем областям знаний), по 100-балльной шкале [8]

Анализ динамики популярности он-лайн популярности за 5 лет составляет 59 баллов из 100 ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID среди (рисунок 3). пользователей, осуществляющих запросы по тематикам, связанным с здравоохранением, в мире показывает, что наиболее популярной профессиональной научной сетью является ResearchGate - средний уровень

Рисунок 3 - Динамика популярности ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID в мире (запросы в области здравоохранения), по 100-балльной шкале [8]

Анализ динамики популярности он-лайн ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID среди пользователей, осуществляющих запросы по тематикам, связанным с здравоохранением, в

Казахстане показывает чрезвычайно низкий интерес к указанным ресурсам - средний уровень популярности за 5 лет имеет ненулевое значение только для сайта ResearchGate - на уровне 1 балл из 100 (рисунок 4).

Рисунок 4 - Динамика популярности ресурсов ResearchGate, Academia.edu, ORCID в Казахстане (запросы в области здравоохранения), по 100-балльной шкале [8]

Таким образом, среди профессиональных научных сетей наибольшую популярность в мировом масштабе среди пользователей, как по всем областям знаний, так и в области здравоохранения) имеет онлайн платформа ResearchGate.

Анализ возможностей и преимуществ онлайн платформы ResearchGate

Основанная в 2008 году врачами Иджадом Мадишем и Сереном Хофмайером, а также ученым-компьютерщиком Хорстом Фикеншером, ResearchGate стремительно развивается и постоянно модернизируется. В настоящее время ResearchGate насчитывает более 15 миллионов зарегистрированных пользователей и в глобальном рейтинге репозиториев Webometrics Ranking Web of Repositories занимает первое место (последняя версия рейтинга опубликована в июле 2017 года) [10]. Столь высокая популярность он-лайн ресурса ResearchGate связана со следующими его преимуществами:

• создание индивидуального профиля исследователя, научной организации, исследовательского проекта. В зависимости от страны и региона пользователями ResearchGate являются от 15 до 65% исследователей [11];

• доступкполнотекстовымстатьям,размещаемым исследователями в свободном доступе в своем профиле. В настоящее время на ResearchGate размещены более 100 млн. публикаций. При этом ResearchGate является вторым наиболее распространенным поставщиком полнотекстовых высокоцитируемых ссылок (по данным Google Scholar) после nih.gov [12], а по общему количеству полнотекстовых ссылок превосходит nih.gov [13];

• поиск интересующей информации. По поисковому запросу можно найти ученых, университеты и научные организации, исследовательские проекты, публикации, вопросы и ответы, темы и исследовательские группы и др.;

• подписка на интересующих исследователей, получение информации о появлении у них новых публикаций, проектов, об их соавторах и т.д.;

• создание исследовательских он-лайн сообществ и групп. В целом, на платформе ResearchGate создано более 1100 групп. Группы могут быть как открытыми, так и закрытыми. Любой пользователь всегда может создать

новую группу. Группа предлагает инструменты поддержки сотрудничества, такие как средства обмена файлами. Также есть инструменты для планирования встреч и организации опросов. Ряд научных организаций и конференций используют ResearchGate как основной способ общения с участниками [14];

• доступ к доске объявлений со списком международных вакансий для учёных. Список может быть отсортирован по ключевым словам, должности, областям и странам;

• статистика по публикационной активности исследователя и востребованности его работ - количество публикаций, количество их цитирований, количество их просмотров в ResearchGate, количество скачиваний, количество подписчиков и др.;

• расчет интегрального показателя, показывающего научных вес, авторитет исследователя - индекса RG score, который публикуется рядом с Ф.И.О. автора. Суммарная оценка активности ученых конкретных научных организаций и университетов, профиль которых создан в ResearchGate, оценивается по показателю Total RG Score;

• расчет индекса Хирша исследователя (в том числе с учетом и без учета самоцитирования, указанием перечня наиболее цитируемых статей).

ResearchGate также предлагает несколько приложений, которые помогают связать ученых в виртуальном мире. ReStory, подобно GoogleDocs, позволяет пользователям сотрудничать с коллегами для написания и редактирования документов. ReMeet позволяет пользователям планировать встречи и конференц-звонки онлайн, а ReVote позволяет пользователям создавать опросы и опросы по темам.

Таким образом, ResearchGate открывает огромные возможности для международной кооперации ученых. Эта платформа идеально подходит для поиска иностранных коллег, организаций, занимающихся изучением интересующей исследователя проблемы, исследовательских проектов, научных вакансий и т.д.

Важно отметить, что в отличие от Academia. edu, популярной преимущественно среди специалистов области социальных наук, ResearchGate используется преимущественно исследователями в области биологии, медицины и информатики.

Важным преимуществом ResearchGate является расчет вышеуказанного показателя научной активности - RG score. RG score представляет собой показатель, который измеряет научную репутацию, основанную на том, как все ваши работы оцениваются и используются коллегами-исследователями. Именно коллеги-исследователи являются лучшими судьями друг друга в оценке того насколько опубликованные исследования заслуживают доверия. При расчете RG Score учитывается не только объем размещенного

научного контента (публикаций, научных проектов и т.д.), и их востребованность исследователями (цитирования), но и сама активность исследователя - количество вопросов и ответов в сети. При этом чем выше RG Score тех коллег, которые проявляют интерес к Вашему исследованию, тем выше будет Ваш собственный RG Score.

Чтобы улучшить свой RG Score, необходимо проявлять следующую активность на ResearchGate:

• Делиться своими научными результатами - как опубликованными, так и предварительными необработанными данными;

• Создавать профили реализуемых проектов и добавлять обновления в существующие проекты;

• Задавать вопросы и/или давать ответы на вопросы других исследователей;

• Подписываться на других исследователей;

• Комментировать и рекомендовать исследования, проекты и вопросы своих коллег;

• убедиться, что любые статьи, опубликованные в журналах, правильно связаны с журналом, в котором они были опубликованы. Результаты анализа профилей ведущих ученых

на ResearchGate, в том числе профилей Нобелевских лауреатов, показывают, что высокие значения RG Score невозможно получить только через размещение своих публикаций в профиле. Высокие значения RG Score приобретаются в основном из-за активности, связанной с размещением вопросов и ответов на вопросы на сайте [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, преимущества использования профессиональных научных сетей исследователями очевидны и бесспорны.

Анализ профилей казахстанских медицинских ВУЗов в ResearchGate

Как же на самом деле обстоит ситуация с включенностью исследователей в области здравоохранения в работу профессиональных научных сетей?

Для ответа на этот вопрос был проведен анализ количественных показателей (зарегистрированные пользователи и публикации, их удельный вес), а также показателей активности пользователей на платформе ResearchGate (Total RG Score, средний вклад одного пользователя в Total RG Score) (Таблица 1).

Таблица 1 - Анализ активности сотрудников медицинских ВУЗов РК на платформе ResearchGate (по состоянию на 23.06.2018 г.)

Сотрудники на ResearchGate Публикации в профиле ВУЗа Средний

Кол-во Доля в Доля Кол-во публи- Среднее кол- Total RG Score ВУЗа вклад

ВУЗ * пользо- общем кол- пользо- каций во публикаций одного

вателей ве произв. персонала ** вателей с активным RG Score на 1 пользователя пользовател я в Total RG Score

КГМУ 118 16,9% 27,9% 39 0,3 262,02 2,22

КазНМУ 81 4,3% 38,3% 38 0,5 188,77 2,33

ГМУ 37 6,3% 43,2% 3 178,31 4,82

Семей 0,1

МУА 38 5,7% 44,7% 16 0,4 145,83 3,84

КМУ 11 37,9% 45,4% 20 20,47 1,86

ВШОЗ 1,8

ЗКГМУ 16 3,4% 31,2% 5 0,3 20,19 1,26

ЮКГФА 12 4,2% 16,7% 13 1,1 14,02 1,17

В среднем 44,7 11,24% 35,34% 19,1 0,6 118,52 2,50

Примечание:

* - ГМУ Семей - Государственный медицинский университет г. Семей, КазНМУ - Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, КГМУ - Карагандинский государственный медицинский университет, ЗКГМУ - Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Оспанова, МУА - Медицинский университет Астана, ЮКГФА - Южно-Казахстанская государственная фармацептическая академия, КМУ ВШОЗ - Высшая школа общественного Здравоохранения.

** - производственный персонал - количество штатных сотрудников в научных, клинических и образовательных подразделениях (за исключением вспомогательного и обслуживающего персонала), на 01.01.2018 года.

Из медицинских ВУЗов РК активный профиль на платформе ResearchGate имеют 7 ВУЗов. Анализ профилей указанных организаций указывает на то, что в среднем на ResearchGate зарегистрировано 11,24% производственного персонала - сотрудников научных подразделений и университетских клиник и профессорско-преподавательского состава, которые по своему функционалу могут и должны вовлекаться в исследования и соответсвенно иметь публикации. Среднее количество публикаций, отражающихся в профиле ВУЗа в расчете на 1 пользователя - 0,6, средний вклад одного пользователя в Total RG Score -2,5.

Для того, чтобы понять насколько активность исследователей казахстанских медицинских ВУЗов отличается от медицинских школ ведущих мировых университетов, приведем следующие примеры:

• Duke University Medical Center: Total RG Score = 40769,30, зарегистрировано в ResearchGate 2082 пользователя, среднее количество публикаций на 1 пользователя - 19,6, средний вклад одного пользователя в Total RG Score -19,6;

• Harvard Medical School: Total RG Score = 78186,13, зарегистрировано в ResearchGate 3909 пользователя, среднее количество публикаций на 1 пользователя - 21,9, средний вклад одного пользователя в Total RG Score -20,0;

• Johns Hopkins Medicine: Total RG Score = 61763,79, зарегистрировано в ResearchGate 3570 пользователя, среднее количество публикаций на 1 пользователя - 7,8, средний вклад одного пользователя в Total RG Score -17,3.

Таким образом, проведенный нами анализ показывает достаточно низкое представительство специалистов казахстанских медицинских ВУЗов в мировых научных сетях. Во многом это связано с наличием языкового барьера, низкой долей исследователей, имеющих публикации в зарубежных журналах (в первую очередь, англоязычных).

Следствием недостаточной международной коммуникации казахстанских исследователей являются невысокие показатели Казахстана в глобальных рейтингах по количеству публикаций и цитирований

по отдельным направлениям медицинской науки (Health professions, Medicine, Nursing, Pharmacology and Pharmaceutics). Одним из примеров такого рейтинга является глобальный страновой рейтинг SCImago Country Ranking [16], формируемый испанским

исследовательским центром SCImago Lab среди 230 стран мира. Количество публикаций и цитирований и соответствующее место Казахстана по данным показателям в глобальном рейтинге показано на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5 - Динамика количества публикаций и места Казахстана в глобальном рейтинге стран SCImago Country Ranking (в разрезе отдельных направлений медицинской науки)

m i—ч

i

9 N i j 1Ш !!■ i Iii I

ил

I

Рисунок 6 -Динамика количества цитирований и места Казахстана в глобальном рейтинге стран SCImago Country Ranking (в разрезе отдельных направлений медицинской науки)

Обсуждение

Безусловно, оценивая абсолютные показатели количества публикаций и цитирований стоит понимать, что в каждой стране различная численность населения и соответственно различное число исследователей в каждой области знаний. Но учитывая то, что Казахстан, занимая 63-е место в мире по численности населения, по количеству публикаций и цитирований в авторитетных рецензируемых изданиях занимает как правило позиции не выше 95-100-го места, стоит задумываться о результативности научных исследований в области

здравоохранения.

Проведенный нами анализ показывает достаточно низкий уровень популярности профессиональных научных сетей ResearchGate, Academia.edu, ORCID среди казахстанских пользователей в целом и особенно среди пользователей, чьи интересы связаны со сферой здравоохранения. Чрезвычайно низким остается активность специалистов медицинских ВУЗов в указанных профессиональных сетях.

Хотим мы того или нет, но социальные сервисы

для профессионалов и исследователей в Интернете активно развиваются и будут развиваться. Конечно, сети несут в мировое сообщество и много мусора, и бездумного убийства времени, но полезные качества сетей бесспорны. Ситуация с достаточно низким присутствием в сети казахстанских исследователей неприемлема.

В этой связи необходимо обеспечить активное включение казахстанских исследователей, в т.ч. специалистов медицинских ВУЗов и научных организаций, в работу авторитетных международных профессиональных научных сетей. Для этого руководству медицинских ВУЗов и научных организаций необходимо обеспечить:

- регистрацию своих сотрудников и обучающихся (прежде всего магистрантов и докторантов) в профессиональных научных сетях ResearchGate, Academia.edu, ORCID;

- условия для наполнения личных профилей специалистов и соответственно профиля самой организации научным контентом - эффективно мотивировать сотрудников участвовать в научных проектах и публиковаться изданиях, индексируемых в авторитетных международных базах данных,

Литература

1. Meadows AJ. Communication in science. London: Butterworths, 1974; 248.

2. Моисеева А.П., Мазурина О.А., Перепелкин О.А. Виртуализация как социальная трансформация и коммуникация // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов, 2010.- Т. 316.- №6.- С. 141-146. Moiseeva AP, Mazurina OA, Perepelkin OA. Virtualizacija kak social'naja transformacija i kommunikacija (Virtualization as a social transformation and communication) [in Russian]. Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesursov, 2010; 316(6): 141-146.

3. Мартышенко Н.С. Использование коммуникаций в сети интернет в научных исследованиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2010,- №4 (6).- С. 108-119. Martyshenko N.S. Ispol'zovanie kommunikacij v seti internet v nauchnyh issledovanijah (Use of communications in the Internet in scientific research) [in Russian]. Teorija i praktika servisa: jekonomika, social'naja sfera, tehnologii, 2010; 4 (6):108-119.

4. Social Networking Website «ResearchGate», ResearchGate GmbH, 2008-2018. Retrieved 20.06.2018. Available: https:// researchgate.net/.

5. Social Networking Website «Academia.edu», 2018. Retrieved 20.06.2018. Available: http://academia.edu/.

6. ORCID, ORCID, Inc, 2018. Retrieved 20.06.2018. Available: https://orcid.org/.

7. Niyazov Y., Vogel C, Price R, LundB, et al. Open access meets discoverability: Citations to articles posted to Academia. Edu. PloS one. 2016; 11(2): e0148257.

8. Comparison of the dynamics of popularity of requests to

участвовать в престижных международных научных конференциях;

- включить интегральные показатели, отражающие активность в профессиональных научных сетях (например, индекс RG score), в число индикаторов по которым оцениваются сотрудники при формировании дифференцированной оплаты труда, проведении внутривузовских конкурсов, осуществлении аттестации сотрудников.

Выводы

Участие в работе профессиональных научных сетей позволит казахстанским исследователям не только обмениваться документами и получать доступ к полнотекстовым публикациям, но даст возможность связываться с учеными по всему миру по интересующим вопросам. Наполняемый и регулярно обновляемый профиль пользователя научной сети будет выполнять роль электронного портфолио, он-лайн визитной карточки, исследователя. Всё это в комплексе будет способствовать формированию у отечественных исследователей «бренда ученого», а также будет способствует укреплению бренда отечественных медицинских университетов и научных организаций.

ResearchGate, Academia.edu, ORCID. Google Trends, Google Inc, 2018. Retrieved 20.06.2018. Available: https:// trends.google.com/trends/.

9. Vitaliy Koikov, Assel Abduazhitova, Ayagez Umbetzhanova et al. Assessment of integral indicators of the competitiveness of the health research system in the Republic of Kazakhstan. J Health Dev 2018; 1(26): 22-36.

10. Webometrics Ranking of World Universities, 2017. Website. Retrieved 22.06.2018. Available: http://repositories. webometrics.info/.

11. Lovett JA, Rathemacher AJ, Boukari D, Lang institutional Repositories and Academic Social Networks: Competition or Complement? A Study of Open Access Policy Compliance vs. ResearchGate Participation. Journal of Librarianship and Scholarly Communication, 2017;5(General Issue):eP2183.

12. Martín-Martín A, Orduña-Malea E, Ayllón JM, López-Cózar ED. Does Google Scholar contain all highly cited documents (1950-2013)? EC3 Research Group Working Paper, 2015:19 P.

13. Jamali HR, Nabavi M. Open access and sources of full-text articles in Google Scholar in different subject fields. Scientometrics, 2015; 105(3):1635-1651.

14. Leena Rao. Professional Network ResearchGate Is A LinkedIn For Scientists. Techcrunch, 2009. Website. Retrieved 22.06.2018. Available: https://techcrunch.com/.

15. Enrique Orduna-Malea, Alberto Martín-Martín, Mike Thelwall and Emilio Delgado López-Cózar. Do ResearchGate Scores create ghost academic reputations? Scientometrics, 2017; 112(1): 443-460.

16. Country Rankings. SCImago Journal & Country Rank, SCImago Lab., 2017. Website. Retrieved 22.06.2018. Available: http://www.scimagojr. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.