Научная статья на тему 'Роль проектного управления в совершенствовании деятельности региональных органов управления'

Роль проектного управления в совершенствовании деятельности региональных органов управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1300
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AUTHORITIES / ACTIVITY CHANGE / PROJECT MANAGEMENT / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева О. П.

В данной статье рассматриваются вопросы проектного управления в деятельности органов управления. Проектное управление в деятельности современных органов власти в Российской Федерации является, как продиктованным в 90-е годы 20 века переходом от административно-командной экономики к рыночной, так и реалиями, которые сегодня складываются в современном мире в целом. Все это требует мобильности от органов власти и управления, гибкости в принятии решений, а самое главное, применения методов проектного управления в своей деятельности. Отсутствия должного опыта у органов власти и управления в этой сфере, в т.ч. и кадров соответствующей квалификации, дефицит ресурсов, требования быстро реагировать на происходящие изменения во внешней среде, а также достижения более качественных результатов, делает необходимым внедрение проектного управления в работу органов власти и управления. Сделаны выводы о том, что необходимо организация, внедрение и использование ряда мер, которые позволят эффективно использовать проектное управление в деятельности органов власти и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведева О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROJECT MANAGEMENT IN IMPROVING REGIONAL AUTHORITIES

In this article, questions of project management in activity of governing bodies are considered. Project management in activity of modern authorities in the Russian Federation is as the transition dictated in the 90th years of the 20th century from command economy to market economy and those realities which develop in the modern world today in general. All this demands mobility from bodies of authority and management, flexibility in decision making, and the most important, applications of methods of project management in the activities. Lack of due experience at bodies of authority and management in this sphere, including and shots of the corresponding qualification, deficiency of resources, requirements to react quickly to the happening changes in the external environment, and also achievements of better results, does necessary introduction of project management in work of bodies of authority and management. Conclusions are drawn on what is necessary the organization, implementation and uses of a number of measures which will allow to use effectively project management in activities of bodies of authority and management.

Текст научной работы на тему «Роль проектного управления в совершенствовании деятельности региональных органов управления»

УДК 353

Медведева О.П?

РОЛЬ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы проектного управления в деятельности органов управления. Проектное управление в деятельности современных органов власти в Российской Федерации является, как продиктованным в 90-е годы 20 века переходом от административно-командной экономики к рыночной, так и реалиями, которые сегодня складываются в современном мире в целом. Все это требует мобильности от органов власти и управления, гибкости в принятии решений, а самое главное, применения методов проектного управления в своей деятельности. Отсутствия должного опыта у органов власти и управления в этой сфере, в т.ч. и кадров соответствующей квалификации, дефицит ресурсов, требования быстро реагировать на происходящие изменения во внешней среде, а также достижения более качественных результатов, делает необходимым внедрение проектного управления в работу органов власти и управления. Сделаны выводы о том, что необходимо организация, внедрение и использование ряда мер, которые позволят эффективно использовать проектное управление в деятельности органов власти и управления.

Ключевые слова: органы власти и управления, изменение деятельности, проектное управление, эффективность.

Medvedeva О. Р.

THE ROLE OF PROJECT MANAGEMENT IN IMPROVING REGIONAL AUTHORITIES

Abstract. In this article, questions of project management in activity of governing bodies are considered. Project management in activity of modern authorities in the Russian Federation is as the transition dictated in the 90th years of the 20th century from command economy to market economy and those realities which develop in the modern world today in general. All this demands mobility from bodies of authority and management, flexibility in decision making, and the most important, applications of methods of project management in the activities. Lack of due experience at bodies of authority and management in this sphere, including and shots of the corresponding qualification, deficiency of resources, requirements to react quickly to the happening changes in the external environment, and also achievements of better results, does necessary introduction of project management in work of bodies of authority and management. Conclusions are drawn on what is necessary the organization, implementation and uses of a number of measures which will allow to use effectively project management in activities of bodies of authority and management.

Keywords: authorities, activity change, project management, effectiveness.

Деятельность государства опирается на работу органов власти и управления различных уровней, а также, безусловным является тот факт, что работа данных органов должна быть результативной, эффективной, гибкой к изменяющимся условиям жизнедеятельности всех

граждан, процессов и явлений, происходящих как за рубежом, так и в государстве в целом, с учетом всех уровней управления. Начиная 90-х годов XX века, после внедрения в России методов рыночной экономики, актуальной стала Концепция модернизации госаппарата, полу-

1 Медведева Оксана Петровна, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected]

Medvedeva Охала, undergraduate. The North Caucasian institute-branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

чившая название «New Public Management» (NPM), которая обеспечила преобразование административной системы по образу и подобию систем управления частными организациями. В нашей стране, как и за рубежом, согласно исследованиям К. Худа, Д. Осборна и Т. Геблера, Л. Сморгунова [1], экономический подход к управлению государством стал доминантой политики его реформирования.

Стремление органов власти воплотить в жизнь главный принцип менед-жериальных преобразований - внедрить в бюрократическую среду методы управления, выработанные в частной сфере - обеспечило широкое распространение бизнес-ориентированных технологий в управлении государством.

Программно-целевой подход, стратегическое планирование, стратегическое управление, и, наконец, управление проектами, ставшие ярчайшими достижениями научного менеджмента в период расцвета NPM стали приметаться в нашей стране для реализации государственной политики.

В истории использования проектов российскими органами власти можно выделить несколько этапов:

- с 2005 по 2008 г. управление проектами впервые апробировалось в рамках реализации приоритетных национальных проектов (11Н11). Но в этот период «знакомства» с механизмом, инициаторам его применения, по признанию А. Дворковича, так и не удалось создать «действительно проектную» систему работы с пятью «национальными приоритетами» [2];

- на втором этапе развития проектного управления - 2009-2012 гг. - отмечалось значительное увеличение количества государственных проектов (более 40), а их разработка и ведение осуществлялись частично с учетом требований профессиональной методологии использования подхода;

- в период президентства Д.А. Медведева интерес к проектному управлению усилился, что отразилось в создании проектов, призванных воплотить в жизнь ключевые направления деятельности Правительства РФ до 2012 г.;

- с возвращением В.В. Путина (с 2012 г.) на пост главы государства связан третий, современный, этап развития управления проек-76

тами в органах власти. Его отличительной чертой стало повышение интереса к ведению мегапроектов, т.е. крупных инфраструктурных проектов, стоящих более $1 млрд, или проектов, предусматривающих значительные затраты и привлекающих немалое общественное внимание. Проекты «Урал Промышленный - Урал Полярный», «Ямал», «ВСМ-1», «ВСМ-2», «Комплексное развитие Южной Якутии», «Курорты Северного Кавказа», строительство космодрома «Восточный», создание Северного морского пути, БАМ-2, «Сколково», подготовка к проведению саммита АТЭС, Универсиады в Казани, Сочи 2014 приковывают внимание граждан всей страны, а также вызывают немалый деловой интерес у российских и западных бизнесменов. Распространение опыта управления проектами федерации и регионов (Пермский край, Белгородская область, Пензенская область, Ярославская область и др.), дальнейшее развитие использования механизма органами власти на профессиональном уровне ведется Советом по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ. А активное применение методов управления проектами в бюрократической среде выступает в качестве одной из ключевых мер Правительства РФ по улучшению системы госуправления до 2018 г. [3].

Основными целями внедрения проектного управления являются[4]:

- обеспечение достижения результатов, запланированных органами исполнительной власти;

- соблюдение и сокращение сроков достижения результатов;

- повышение эффективности использования ресурсов;

- прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений в органе исполнительной власти;

- повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного и ме-журовневош взаимодействия, а также взаимодействия с подрядными организациями, привлекаемыми органом исполнительной власти, за счет использования единых подходов проектного управления.

О том, что деятельность по внедрению проектного управления развивается, необходима для более эффективной реализации поставленных целей и получения более качественных результатов, свидетельствует и тот факт, что сегодня многие крупные органы власти и управления проявляют активность в данном вопросе, в частности[5]:

- в Минэкономразвития РФ создан Совет по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, а также методические рекомендации по внедрению проектного управления;

- в Минпромторге России создан департамент управления проектной деятельностью;

- в Минкомсвязи России - методические рекомендации по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации;

- в Минтруде России - разработка профессионального стандарта по специальности «Руководитель программы, проекта, портфеля проектов».

Также существует ряд документов, стандартов ISO и программ по внедрению и использованию проектного управления.

В связи с тем, что органы власти и управления не имели на момент начала внедрения, да и сегодня не все обладают методологией проектного управления, в РФ созданы пилотные проекты первого и второго уровней для внедрения проектного управления:

- первого уровня: Белгородская область (внедрение с 2010 г.), Ярославская (внедрение с 2009 г.), Пермский край (внедрение с 2007 г.);

- второго уровня: Томская область, Пензенская область, Ульяновская область, Вологодская область.

Указанное является актуальным еще и потому, что система стратегических целей развития региона нуждается в более качественных специалистах проектного управления и более глубинных знаниях служащими органов власти и управления основ проектного управления, перестройке всей управленческой деятельности на «рельсы» проектного управления и всей работы для достижения эффективных результатов. В связи с этим, не-

обходимым является и факт последовательной работы по достижению цели в рамках существующих ограничений по бюджету, срокам, кадрам, результатам. В частности, необходимо корректно определять:

- то считать проектом, какой тип проекта использовать, каков жизненный цикл проекта и какие результаты будут достигнуты и как;

- функции и ответственность участников управления проектами, уровни полномочий и принятия решений;

- порядок планирования, реализации и отчетности, участники, ответственные, сроки и условия предоставления промежуточных и итоговых результатов.

Без учета выше сказанного, невозможно будет создать условия для эффективной реализации проектов и, соответственно, достижения нужных результатов.

Приведем, наиболее частые проблемы проектного управления в органах власти и управления по мнению Филимошкина И.С. - директора по работе с государственными Заказчиками ГК «Проектная Практика», канд.экон.наук. Проблемы в системе управления проектами в рамках различных составляющих [5]:

I. Общее руководство:

- процессы «реализации стратегии» и «реализации проектов» - представлены как разные процессы;

- нет поддержки со стороны руководства.

II. Объекты управления:

- нет критериев проектной деятельности, классификации проектов и учета в методологии сложности проектов;

- не описаны границы, фазы, контрольные точки, проекты не выделяются как самостоятельные объекты управления.

III. Субъекты управления:

- не описана ролевая структура, распределение функций, полномочий в проекте;

- низкий уровень компетентности участников управления и реализации проекта;

- система мотивации персонала не составляет целостный процесс управления.

IV. Процессы управления:

- отсутствуют процедуры принятия решений, изменений в проектах;

- слабо формализованы процедуры инициации, планирования, контроля и завершения.

V. Автоматизация управления:

- отсутствует единая информационная среда;

- отсутствует актуальная информация по статусам реализуемых проектов;

- слабая поддержка процессов управления проектами.

Как видно, проблемы есть в целом во всем во всех составляющих управленческой деятельности.

Для решения существующих проблем необходимо сделать следующее:

- организовать работу Проектного офиса и Проектного комитета;

- внедрить проектно-ориентированные процессы управления и регламентации процессов;

- внедрить проектную мотивацию;

- назначить ответственного за внедрение проектного управления;

- проводить курсы повышения квалификации и встречи по обмену опытом слу-

жащих органов власти и управления;

- разработать прозрачную и понятную систему премирования служащих.

Важным является и тот факт, что переход на проектно-ориентированное управление должен быть поступательным, разработка элементов системы управления должна носить характер «сделали-попробовали-улучшили-зафиксировали». т.е. носить итерационный характер.

При условии соблюдения указанного, в деятельности органов власти и управления будет возможным эффективное внедрение проектного управления, необходимое обучение кадров, перестройка системы управления, решение вопросов в рамках проектного управления в необходимые сроки с учетом тех ресурсов, которые имеются в распоряжении органов власти и управления (как субъектов федерации, как и в целом всей РФ). Тем самым проектное управление будет играть более важную роль в совершенствовании деятельности региональных органов управления и в целом всей системе управления государством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Якимова, М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России) / М.Н. Якимова // ARS ADMINISTRAND! 2015. №2. - URL: Научная библиотека КиберЛенин-ка: http://cyberleninka.m/article/n/faktory-deformatsii-proektnogo-upravleniya-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti-iz-opyta-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v#ixzz4PdblMLxß (дата обращения: 01.11.2016).

2. По материалам Якимова, М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России). Statements Dvorkovich, A. on a scientific and practical seminar "National projects: a tactical or strategic choice of technology?" (30 March 2006) [Online], available at: http://www.politeia. ru/politeia_seminar/10/39 (Accessed 04 January 2015). URL: Научная библиотека КиберЛе-нинка: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-deformatsii-proektnogo-upravleniya-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti-iz-opyta-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v#ixzz4PdblMLxß (дата обращения: 01.11.2016).

3. Постановление Председателя Правительства Российской Федерации Д.Медведев от 14.05.2015 г. «Основные направления деятельности Правительства РФ до 2018 г. (новая редакция)». -URL: http://government.ru/news/18119/(датаобращения: 01.11.2016).

4. Приложение к распоряжению Минэкономразвития России от 14 .04.2014 г. № 26Р-АУ «Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти». - Москва, 2014. - 94 с.

5. Филимошкин, И. С. Практика внедрения проектного управления в исполнительных органах государственной власти регионального уровня. Калуга, 2015. - URL: http://www.slideshare. net/ProjectPractice2013/ss-52090093 (дата обращения: 05.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.