Научная статья на тему 'Роль прецедентных текстов в отражении ценностных ориентаций в текстах современных СМИ'

Роль прецедентных текстов в отражении ценностных ориентаций в текстах современных СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
365
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ / МЕДИА-ДИСКУРС / КАРТИНА МИРА / МИРОМОДЕЛИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ / АНТИЦЕННОСТИ / PRECEDENT TEXTS / MEDIA-DISCOURSE / WORLDVIEW / WORLD MODELING / VALUE ASPECT / ANTI-VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еремкина Вера Николаевна

В данной статье прецедентные тексты рассмотрены с точки зрения возможности отражения ими ценностных ориентаций участников медийного дискурса: журналистов и потребителей созданных ими текстов. В качестве материала исследования были использованы тексты астраханских печатных масс-медиа: газеты «Факт и компромат», «Волга», «Астраханские ведомости». Обращение к этому материалу позволило обосновать некоторые положения региональной лингвистики, в частности, о том, что специфические языковые единицы способны представлять ценности и установки группы людей, которые проживают на одной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRECEDENT TEXTS IN REPRESENTING VALUE ORIENTATIONS IN MODERN MASS MEDIA TEXTS

The article considers precedent texts from the viewpoint of their potential to represent value orientations of media discourse participants: journalists and their audience. The research is based on the texts of the Astrakhan print media: newspapers “Fakt i Kompromat” (“Fact and Compromising Evidence”), “Volga”, “Astrakhanskie Vedomosti” (“Astrakhan Bulletin”). Analysis of newspaper material allowed the author to justify certain provisions of regional linguistics, in particular, the conclusion that specific linguistic units can represent values and purposes of a group of people residing on the same territory.

Текст научной работы на тему «Роль прецедентных текстов в отражении ценностных ориентаций в текстах современных СМИ»

Еремкина Вера Николаевна

РОЛЬ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ В ОТРАЖЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

В данной статье прецедентные тексты рассмотрены с точки зрения возможности отражения ими ценностных ориентаций участников медийного дискурса: журналистов и потребителей созданных ими текстов. В качестве материала исследования были использованы тексты астраханских печатных масс-медиа: газеты "Факт и компромат", "Волга", "Астраханские ведомости". Обращение к этому материалу позволило обосновать некоторые положения региональной лингвистики, в частности, о том, что специфические языковые единицы способны представлять ценности и установки группы людей, которые проживают на одной территории. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/10-2723.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 2. C. 78-80. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/10-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

78

^БЫ 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 2

УДК 8Г271Ю70

В данной статье прецедентные тексты рассмотрены с точки зрения возможности отражения ими ценностных ориентаций участников медийного дискурса: журналистов и потребителей созданных ими текстов. В качестве материала исследования были использованы тексты астраханских печатных масс-медиа: газеты «Факт и компромат», «Волга», «Астраханские ведомости». Обращение к этому материалу позволило обосновать некоторые положения региональной лингвистики, в частности, о том, что специфические языковые единицы способны представлять ценности и установки группы людей, которые проживают на одной территории.

Ключевые слова и фразы: прецедентные тексты; медиа-дискурс; картина мира; миромоделирование; ценностный аспект; антиценности.

Еремкина Вера Николаевна, д. филол. н.

Астраханский государственный технический университет eremkina. vera@list. гы

РОЛЬ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ В ОТРАЖЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Современный русский дискурс характеризуется ростом своей интертекстуальности, то есть увеличением использования в исходном тексте других текстов. Однако если раньше пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова, «говорящие» имена, цитаты употреблялись в основном для украшения речи, то сейчас их употребление рассматривается в качестве социокультурного феномена, который актуализирует внутритекстовые и межтекстовые связи использованной в речи единицы, а также её развёртывание. Стилистический приём аллюзии, который представляется основой данного явления, привлекает внимание адресата информации к культурному контексту, тем самым реализуется отсылочная функция; степень ее реализации зависит от того, насколько получатель в состоянии активизировать в собственном сознании определённые знания, тексты и соотнести их с услышанным или прочитанным. В связи с этим широкое распространение получило использование прецедентных текстов.

По словам выдающегося русского мыслителя современности М. М. Бахтина, все мы живем в мире чужих слов. И вся наша жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова [3, с. 119]. Под чужими словами ученым в данном случае понимаются крылатые фразы, пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты и прочие изречения, постоянно воспроизводящиеся как в устной речи, так и в письменных текстах. Эти «чужие слова» на самом деле и есть «прецедентные тексты».

Прецедентные тексты являются такими вербальными средствами, которые означают больше, чем они значат, так как обозначают свернутое значение о целых текстах, а также текстовых группировках различных временных рамок; таким образом обеспечивается национально-культурная преемственность и историческая память народа. Каждый прецедентный текст скрывает свою уникальную систему ассоциаций, возникающую в сознании носителей языка [9, с. 132].

Прецедентные тексты могут быть представлены в качестве средства экспликации ценностной картины мира, которая реализуется с помощью ряда ценностных категорий. Сегодня ученые активно изучают картины мира, принадлежащие к разным дискурсивным пространствам: публицистическому, рекламному, политическому, педагогическому, медицинскому и т.д. Исследование названных дискурсивных картин мира благоприятствует выявлению специфики их существования, а также обеспечивает изучение целостной национальной картины мира. Так, Н. В. Колесова пишет о необходимости изучения проблемы авторского самовыражения в тексте литературного произведения, поскольку это позволит судить об идиостиле писателя [8, с. 162]. Представляется, что в подобном ключе нужно исследовать и медийный дискурс. В связи с тем, что реализация дискурса происходит с помощью определенного набора жанров, дискурсивная картина мира включает в себя различные картины, обусловленные спецификой их жанров. Так региональный публицистический дискурс, представляя собой часть региональной реальности, показывает свое отношение к окружающей действительности и тем самым формирует целостный, воплощенный в языке взгляд на явления реальности. Таким образом, медийный дискурс, в частности региональный, формирует особую картину мира. Базовым аспектом воспроизводимой картины мира является ценностный аспект.

Исследованию ценностей, которое осуществляется по разным направлениям, посвящено множество работ. И. А. Стернин к ценностям относит то, что этнический коллектив как бы априори оценивает как «нечто такое, что "хорошо" и "правильно", т.е. является образцом для подражания и воспитания» [10, с. 108]. Соответственно, все то, что социум воспринимает как «плохое», подвергается коллективному осуждению. Совокупность ценностей, составляющих базу ценностной картины мира, образует фрагмент картины мира определенного дискурсивного пространства. Ценностная картина мира, зафиксированная в прецедентных текстах, которые функционируют в региональном медийном дискурсе, формируется на основе прецедентных текстов двух видов: - прецедентные тексты, которые отражают ценности, традиционные для русского лингвокультур-ного сообщества, независимо от типа коммуникации («Красота спасет мир» [4, с. 3], «Лучше горькая правда,

10.02.00 Языкознание

79

чем сладкая ложь» [14, с. 8] и др.); - прецедентные тексты, которые отражают специфичные для региона ценности («Не лотосом единым» [7, с. 5], «Не КВНом единым» [11, с. 10], «Арбуз всему голова» [1, с. 3]). Нельзя не принимать во внимание тот факт, что в ценностную картину мира, зафиксированную в прецедентных текстах, которые функционируют в региональном медийном дискурсе, включается и личностная часть, т.е. актуализируется позиция отражающего субъекта, в данном случае - журналиста. Основу ценностных интерпретаций составляет оценочное суждение. Оценку М. А. Ягубова понимает как разнообразные реакции человека - логические или эмоциональные - на познавательную действительность, которые возникают в результате сопоставления этой деятельности и идеализированной модели мира [16, с. 134-135]. При этом соотношение ценностей и оценок происходит следующим образом: реализация ценностей производится в ценностно маркированных категориях, которые являются национально-культурными ориентирами; при оценке происходит восприятие категорий как соответствующих или не соответствующих норме. Говоря по-другому, фрагменты картины мира, которые соотносятся с позитивной оценкой социума, принадлежат разряду ценностей, а те из них, которые соотносятся с негативной оценкой - антиценностей. Каждой общности свойственна своя иерархия ценностей. Центр ценностной картины мира, которая отражена в прецедентных текстах регионального медийного дискурса, занимает человек и мир, его окружающий. Выделено несколько групп ценностных категорий, которые репрезентируются прецедентными текстами, активно осмысляющимися участниками медиа-общения: журналистами и их адресатами. В выделенных группах содержатся ценностные категории, которые формируют менталитет - национальный и региональный - с точки зрения мировоззренческих установок и самосознания участников медиа-дискурса: а) «человек» (различные его характеристики: личностные, интеллектуальные, гендерные, национальные, с точки зрения материального и социального положения); б) «нравственно-этические ценности человека»; в) «человеческая деятельность» (физическая, умственная и речевая); г) «жизненные ценности»; д) «пространство существования человека» и др.

При оценивании осмыслению подвергаются не только ценности, но и антиценности, с которыми журналисты сопоставляют и которым противопоставляют ценностно значимые категории. Антиценности воплощаются приблизительно в 70% прецедентных текстов, функционирующих в медиа-дискурсе («Я не белорус, но я боюсь» [6, с. 4]), что объясняется спецификой данного дискурса.

Наиболее часто в медийном пространстве обсуждаются такие ценностные категории, как «человек», «деятельность человека». Активно в медиа-дискурсе происходит осмысливание категории «качества человека». Интерес к человеку в медийном дискурсе объясняется такой особенностью СМИ, в частности региональных, как личностная направленность, так как в них освещается деятельность конкретных людей, известных широкой публике: «Своя рубашка ближе к телу, и Владимир Федорович не исключение» [13, с. 8], «Полковник наш рожден был хватом... » [Там же]. Социально-материальное положение человека представлено прецедентными текстами из разных источников; последний факт обусловлен типом ценностной категории. Так, например, источником прецедентных текстов, в которых происходит воплощение ценностной категории «бедность», является такой жанр традиционного фольклора, как паремии, что объясняется национальной ценностью русского общества - умением довольствоваться малым: «Не жили богато, да и нечего начинать» [5, с. 3]; «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» [Там же]. Помимо этого, авторы журналистских текстов могут выражать субъективное отношение к описываемым категориям. Современную действительность характеризует погоня за комфортными условиями существования, поэтому и неудивительно, что материальное благополучие становится объектом положительной оценки. Это становится возможным в том случае, если прецедентный текст подвергается трансформации или же имеет в качестве отправной точки современный источник («Мой сладенький, богатенький Буратинка» [15, с. 12], «Не имей сто рублей, а имей двести» [Там же]). Объект деятельностного аспекта человека с позиции «вечных» ценностей представляет собой труд, который репрезентируется прецедентными текстами - паремиями. Труд - деятельность, подвергаемая оцениванию. При этом журналистами выражается двойственное отношение к нему, что объясняется разнообразием проявлений данной категории. Большая часть прецедентных текстов, которые выражают отношение к труду, является афоризмами; это связано с тем, что так же, как и паремии, они отличаются дидактическим характером: «Рыбака сети кормят» [2, с. 3], «Труд кормит, а лень портит» [12, с. 10].

В категорию «пространство существования человека» входят такие составляющие, как дом, страна, малая родина - все они практически в равной мере обнаруживают себя в текстах регионального медийного дискурса. Указанный факт свидетельствует о том, что коммуниканты принадлежат к русской культуре, в которой одной из основных ценностей является дом как «свое» пространство: «Астрахань - как много в этом слове» [15, с. 9], «Мой город - моя крепость» [Там же].

В прецедентных текстах, которые восходят к паремиям, могут воплощаться вечные ценности. Ценности, релевантные для современной культуры, представлены, как правило, в прецедентных текстах, источником которых становятся жанры более позднего происхождения. В некоторых случаях в процессе актуализации «вечных» ценностей аксиологическая рефлексия охватывает не столько сами ценностные категории, сколько моменты их существования по причине того, что отношение современного человека к ценностям в большинстве своем ситуативно обусловлено. Релевантность прагматических ценностей в медийном дискурсе обусловлена тем, что для адресатов текстов важными являются преимущества, связанные со стабильным положением в обществе.

Нужно отметить, что просторы масс-медиа нередко представляют собой площадку для навязывания тех или иных маркеров, поскольку нельзя забывать о преобладании воздействующей функции СМИ. К тому же,

80

ISSN 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 2

как нам представляется, прецедентные тексты являются отражением не столько реального положения дел в стране и регионе, сколько бытующих в некоторых сферах представлений о соответствующих ситуациях. Однако эти представления способны оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие событий, и указанные языковые единицы нередко «подсказывают» пути для решения проблем.

Список источников

1. Астраханские ведомости. 2017. 23 мая.

2. Астраханские ведомости. 2017. 6 июня.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 367 с.

4. Волга. 2017. 5 апреля.

5. Волга. 2017. 3 мая.

6. Волга. 2017. 10 мая.

7. Волга. 2017. 7 июня.

8. Колесова Н. В. Иноязычие как средство репрезентации авторского самовыражения в художественном дискурсе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 162-165.

9. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Изд-во МГУ, 1971. 257 с.

10. Стернин И. А. Коммуникативное поведение в составе национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Российская академия наук, Институт языкознания, 1996. С. 97-112.

11. Факт и компромат. 2017. 14 января.

12. Факт и компромат. 2017. 17 марта.

13. Факт и компромат. 2017. 24 марта.

14. Факт и компромат. 2017. 8 апреля.

15. Факт и компромат. 2017. 5 мая.

16. Ягубова М. А. Оценки и эмоции // Язык и эмоции: сб. науч. тр. / отв. ред. В. И. Шаховский. Волгоград: Перемена, 1995. С. 133-142.

THE ROLE OF PRECEDENT TEXTS IN REPRESENTING VALUE ORIENTATIONS IN MODERN MASS MEDIA TEXTS

Eremkina Vera Nikolaevna, Doctor in Philology Astrakhan State Technical University eremkina.vera@list. ru

The article considers precedent texts from the viewpoint of their potential to represent value orientations of media discourse participants: journalists and their audience. The research is based on the texts of the Astrakhan print media: newspapers "Fakt i Kompromat" ("Fact and Compromising Evidence"), "Volga", "Astrakhanskie Vedomosti" ("Astrakhan Bulletin"). Analysis of newspaper material allowed the author to justify certain provisions of regional linguistics, in particular, the conclusion that specific linguistic units can represent values and purposes of a group of people residing on the same territory.

Key words and phrases: precedent texts; media-discourse; worldview; world modeling; value aspect; anti-values.

УДК 81; 81-119

Статья посвящена изучению вопроса об индивидуально-авторском своеобразии научных текстов. На основании анализа текстов установлено, что, несмотря на довольно жесткие функционально-стилистические ограничения научной речи, авторы интеллектуальных произведений все же имеют в своем распоряжении некоторое количество языковых средств для выражения личной позиции по отношению к изучаемой проблеме без нарушения инвариантных основ научного функционального стиля. Автор приходит к выводу, что такие стилистические средства, как метафорические эпитеты, сравнения, метонимия, аллитерация, становятся для авторов научных статей мощным инструментом для самовыражения и более четкого выражения своей позиции.

Ключевые слова и фразы: просодия; индивидуально-авторский стиль; научный текст; функциональный стиль; маркированные стилистические элементы.

Зуева Виктория Витальевна, к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации victoгiazыeva@me. сот

ПРОСОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ

Для передачи логической информации, фактов, доказательств в научных текстах используется довольно строгий набор языковых средств - термины, общенаучные слова, абстрактная лексика, речевые клише.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.