снижения в 2017-2018 годах в 2019 году глобальные потоки ПИИ выросли лишь незначительно, не достигнув среднего показателя за предыдущие 10 лет и оказавшись на уровне примерно 25% пикового значения 2015 года. ПИИ в новые предприятия (создаваемые с нуля производства) в развивающихся странах не показывают заметного роста уже более 10 лет и по-прежнему в основном концентрируются в добывающих отраслях [7]. Это имеет важные последствия, поскольку инвестиции в новые предприятия имеют гораздо большую отдачу в плане создания трансформирующего производственного потенциала, чем инвестиции, связанные со слияниями и поглощениями.
Во всех странах необходимо наращивание производственного потенциала, способствующего структурной трансформации, экономической диверсификации и индустриализации, или «трансформирующего производственного потенциала», что имеет важное значение для преодоления нынешних линий разлома в глобальном экономическом ландшафте и решения новых проблем, вызванных пандемией СО'УГО-19.
Меры реагирования на пандемию СОУТО-19 дают идеальную возможность использовать меры стимулирования и восстановления для ускорения структурных изменений в направлении низкоуглеродной экономики. Использование этой возможности требует дополнительных государственных инвестиций в отрасли и инфраструктуру, способствующие предотвращению изменения климата, а также мер, содействующих получению благоприятных для климата технологий, а также капитальных и потребительских товаров. Это ставит вопрос об общей цели и правильных мерах по продвижению
к более экологичному миру, усиливая роль международного сотрудничества.
Список литературы
1. Евросоюз подал иск против России в ВТО. //Известия. -26 июля 2020.- URL: https://iz.ru/n98429/2021-07-26/evrosoiuz-podal-isk-protiv-rossii-v-vto
2. Трансформация торговли и развития в расколотом мире после пандемии. Доклад Генерального секретаря ЮНКТАД, 2020. //UNCTAD/OSG/2020/2
3. A New Industrial Strategy for Europe. //Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. - European Commission, 2020. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52020DC0102&from =EN.
4. For further discussion, see Fu X, 2020, Digital transformation of global value chains and sustainable post-pandemic recovery, Transnational Corporations, 27(2):157-166.
5. Key Statistics and Trends in International Trade 2019: International Trade Slump. UNCTAD, 2020. United Nations publication, Sales No. E.20.II.D.8, Geneva.
6. Wheatley J. Pandemic fuels global «debt tsunami». //Financial Times, 18 November 2020.
7. World Investment Report 2020: International Production beyond the Pandemic. UNCTAD, 2020. United Nations publication, Sales No. E.20.II.D.23, Geneva.
РОЛЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ УБЕРИЗАЦИИ
Курдюмов А.В.
Сургутский Государственный Университет, студент магистратуры Антонова Н.Л.
Сургутский Государственный Университет, Кандидат экономических наук, доцент
ROLE, BENEFITS AND CHALLENGES OF UBERIZATION
Kurdyumov A.
Surgut State University, graduate student
Antonova N.
Surgut State University, PhD in economics, associate professor
Аннотация
Не имея ни единой собственной машины в автопарке, зато имея противодействие властей многих стран и многомиллиардные убытки компания Uber продолжает захватывать мир пассажирских перевозок. Uber-модель уже проникла во многие другие сферы бизнеса, породив собой термин «уберизация». В статье рассмотрены сущность, роль, преимущества и проблемы модели.
Abstract
Not having a single car of its own in the fleet, but having opposition from the authorities of many countries and multibillion-dollar losses, Uber continues to take over the world of passenger transportation. The Uber model has already permeated many other areas of business, giving rise to the term "uberization". The article discusses the essence, role, advantages and problems of the model.
Ключевые слова: «Убер», уберизация, бизнес, экономика. Keywords: «Uber», uberization, business, economics.
С развитием цифровых технологий за последнее десятилетие в мире появилось множество вариантов ведения бизнеса и управления. Одним из направлений развития бизнеса стал процесс массового отказа от посредников и заменой их цифровыми платформами. Данный феномен получил свой термин - «уберизация», который произошел от названия одноименного проекта агрегатора пассажирских перевозок Uber [4]. Б. Тебуль, в своей книге «Уберизация: разорванная экономика» описывает термин как «Процесс, когда стартап при помощи цифровой платформы соединяет клиентов и предприятия» [4]. Американская компания, которую основали Г. Кэмп и Т. Каланик в 2009 году создала мобильное приложение, позволяющее осуществлять поиск, вызов и оплату такси, частных водителей, доставки еды. «Самая быстрорастущая компания в истории» за все время своего существования привлекла десятки миллиардов долларов. К 2015 году мобильный сервис для вызова такси вырос в бизнес стоимостью более $50 млрд., а PricewaterhouseCoopers оценила потенциал роста
Шаблон Остервальдера
пяти секторов Uber с $15 в 2015г. до $335 млрд в 2025 г. [7].
Сервис Uber неоднократно становился причиной различных скандалов. В 2015 году, в нескольких французских городах произошли массовые беспорядки по причине появления сервиса в стране [2]. Водители такси были возмущены текущим положением дел. Для того чтобы легально осуществлять пассажирские перевозки, им необходимо приобретать дорогостоящую лицензию, из-за чего стоимость поездки оказывалась примерно в два раза выше. Для работы c Uber необходимо лишь воспользоваться приложением, предварительно предоставив водительские права и другие документы для верификации. Устранив посредника, и позволив тем самым значительно снизить тарифы, сервис поднял волну негодования как от водителей и компаний, так и от властей. Сервис связывает водителей и пассажиров без физических ресурсов для управления. На сегодняшний день это один из главных трендов построения бизнес-моделей. Шаблон Остервальдера для бизнес-модели Uber представлен в таблице 1.
Таблица 1
для бизнес-модели Uber [5]
Ключевые партнеры
Водитель на своей машине
Поставщик геолокационных
данных Местный администратор Провайдер платежного сервиса
Инвесторы
Ключевые виды деятельности
Разработка тех. Платформы и алгоритмов
Маркетинг. В выигрыше и клиенты, и водители Поддержка клиентов
Ключевые ресурсы
Разработчики
Платформа
Сообщество
Ценностное предложение
Для клиентов:
Приятный опыт
Автоматический платеж
Полезная информация Конкурентные цены
Для водителей:
Дополнительный доход
Удобно по времени Автоматические платежи
Отношение с клиентами
Social Media
Поддержка клиентов
Все автоматизировано
Каналы сбыта
Web-сайт Мобильное при-
Потребительские сегменты
«Цифровые абонементы»
Бизнесмены
Чувствительные к цене клиенты
Таксисты
Структура затрат
Разработка платформы и приложений
Плата за инфраструктуру
Стоимость маркетинга и PR
Судебные издержки
Источники доходов
Плата за сервис Дополнительные сервисы Плата за проезд
Реклама
Данные пользователей
Действительно, уберизация - это процесс, который стал возможен благодаря развитию информационных технологий, а именно повсеместному распространению и повышению доступности интернета, повышению скорости и объема передачи данных, росту мощностей настольных и мобильных устройств. Таким образом, иЬег-модель имеет следующие признаки:
• Использование (преимущественно мобильных) интернет-площадок, платформ;
• Стандартизация оказываемых услуг;
• Максимальная автоматизация и оптимизация бизнес-процессов;
• Привлечение ресурсов, находящихся в простое;
• Минимизация посредников при осуществлении коммерческих взаимоотношений между поставщиками товаров или услуг и конечными потребителями.
Сегодня «убер-модель» - мировой тренд, который распространен не только на транспортные
услуги, но также и на доставку еды, продуктов, других товаров, онлайн образование, аренду недвижимости. В период пандемии произошел серьезный рост спроса на экспресс доставку. У сервисов Яндекс Еда, Яндекс Лавка, Едадил аудитория выросла на 120%, выручка Delivery Club по итогам трех кварталов 2020 составила 7 млрд рублей против всего 2019 года [6]. Доходы Яндекса сегмента «Такси», выросли на 49% по сравнению с 2019 г. -до 67,9 млрд руб. [9].
Во время карантина, люди, которые раньше не пользовались услугами доставки, смогли оценить уровень и качество сервиса. Сегодня рынок доставки бурно развивается, появляются новые компании, развиваются способы доставки. Несмотря на снятие ограничений, связанных с пандемией, вероятно, рост хоть и замедлится, но продолжится, в силу изменения модели поведения многих людей.
Общие преимущества подобных сервисов это:
• Единая платформа, связывающая множество продавцов и множество покупателей, при этом продавцы и покупатели не могут влиять на эту платформу;
• Модель бизнеса с «легкими активами». Когда нет необходимости нанимать работников и
иметь собственный автопарк, можно оказываться услуги по более низким ценам;
• Стандартизация услуг и цен. Цены могут регулироваться, или рекомендоваться платформой. Простые услуги доставки или транспорта успешно стандартизируются;
• Сетевой эффект. Когда продавцов и покупателей много, они могут успешнее взаимодействовать, быстрее найти друг друга тогда, когда они в этом нуждаются и т.д.
В противовес, убер модель имеет и целый ряд проблем. Во-первых, площадки юридически не являются поставщиками товаров или услуг, это порождает сложности их законодательного регулирования. В разных странах вопрос того, являются ли водители Uber сотрудниками компании, до сих пор не решен однозначно. Совсем недавно, еврокомис-сия в своем законопроекте предложила расценивать водителей Uber, курьеров доставки из подобных сервисов и других работников сотрудниками компании [3].
Во-вторых, так как фактически, деятельность на данных площадках могут осуществлять любые желающие с правами и автомобилем, то может страдать и качество оказываемых услуг.
Рисунок 1 - Схема взаимодействия Uber, водителей и пассажиров [1]
Отсюда опасения по поводу безопасности поездок на Uber для пассажиров, ведь водитель сервиса гораздо более свободен в своих действиях, чем водитель из традиционного таксопарка. Компании, использующие убер-модель оказывают попытки в создании различных способов защиты от некачественных услуг. Например, рейтинговая система. Сегодня она есть буквально в каждом подобном сервисе, но насколько эффективно она способна справляться с этой задачей - неизвестно, если учитывать возможности накруток и т.д. На рисунке 1
показана схема работы Uber. В аналогичных сервисах, например, доставки, схема отличается лишь наполнением, где вместо водителя - курьер доставки, а услуга - доставка продукта.
В-третьих, проблема негативного влияния на рынок труда. Уберизация сферы такси была только началом, в ближайшие несколько лет она может произойти в сфере грузоперевозок, курьерских и юридических услуг [8]. Для грузоперевозок посредника может заменить приложение. Все уже готово - платформа и принцип взаимодействия работают
также как и с такси. Крупные компании будут продолжать обслуживать своих клиентов, мелкие -смогут взаимодействовать с новыми клиентами напрямую. Сервисы доставки уже успешно функционируют, заказать доставку сегодня можно чего угодно - от еды до одежды. С рынком юридических услуг все сложнее, но в нем также есть значительная часть повторяющихся рутинных задач, которые можно было бы автоматизировать, например, подготовку различных документов для регистрации бизнеса, подачи жалоб, претензий и т.д. Хотя, с другой стороны, это позволит высвободить юристов для более серьезных и сложных задач.
Несмотря на тенденцию развития убер модели, сегодня еще предстоит выяснить реальные границы и возможности внедрения в ранее не использовавшие данную схему сферы бизнеса. Известно, что убер-модель не будет одинаково эффективно работать в любых сферах. Например, там, где количество пользователей сервиса ограничивается тысячами или, хуже того, сотнями человек, где услуга или товар не могут быть стандартизированы, в случае если они имеют сложные свойства или уникальны - не получится достигнуть необходимых стабильности, качества и скорости предоставления услуг. Получится ли стандартизировать и полноценно уберизировать всю сферу, например, медицины или строительства, вопрос открытый.
Список литературы
1. Fatbit.com / Complete guide to build an app like uber // [Эл. ресурс]: https://www.fat-bit.com/fab/guide-to-build-an-app-like-uber/
2. Gazeta.ru / Шегскандальное такси [Эл. ресурс]:
https://www.gazeta.ru/tech/2015/06/25/6854861/uber_ scandale_francaise.shtml
3. Kommersant.ru / Еврокомиссия сочла водителей Uber сотрудниками компании // [Эл. ресурс] : https://www.kommersant.ru/doc/5119368
4. Kommersant.ru / Средства массовой убе-ризации. Как интернет-сервисы меняют мировую экономику // [Эл. ресурс]: https://www.kommersant.ru/doc/2924107
5. Plus.rbc.ru / Глобализация через убери-зацию // [Эл. ресурс]: https://plus.rbc.ru/news/590161b27a8aa957e3e0767f
6. Secretmag.ru / Эксперты рассказали, что ждёт российский рынок доставки еды после пандемии // [Эл. ресурс]: https://secretmag.ru/news/ek-sperty-rasskazali-chto-zhdyot-rossiiskii-rynok-dostavki-edy-posle-pandemii.htm
7. Tass.ru / Панельная сессия "Уберизация. Новая инфраструктура. Новая реальность сферы услуг". / Петербургский Международный Экономический Форум 2016 // [Эл. ресурс]: https://tass.ru/pmef-2016/article/3353150
8. Vc.ru / Какие рынки убьет уберизация в ближайшие 5 лет? // [Эл. ресурс]: https://vc.ru/fu-ture/130616-kakie-rynki-ubet-uberizaciya-v-blizhay-shie-5-let
9. Vedomosti.ru / Выручка «Яндекса» в 2020 году выросла почти на четверть // [Эл. ресурс]: https://www.vedomosti.ru/busi-
ness/news/2021/02/16/858170-viruchka-yandeksa-v-2020-godu-virosla-pochti-na-chetvert
ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ
Леонтьев Р.Г.
д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ
Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ
PROVISIONS ON TRANSPORT COMPONENT LOGISTIC MINING SYSTEMS
Leontiev R.
D-r of econ. science, professor, Chief Researcher Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF
Arhipova Y.
Cand. of econ. science, leading research associate Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF
Аннотация
В статье представлены известные положения о транспортной составляющей логистических горнопромышленных систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.