Научная статья на тему 'Роль преемственности в обучении при формировании информационной компетентности студентов-физиков'

Роль преемственности в обучении при формировании информационной компетентности студентов-физиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ФИЗИКА / PHYSICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ШКОЛА / SCHOOL / ВУЗ / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонхоноева А.А.

В статье рассматривается влияние информационных технологий на жизнедеятельность человека. Отмечается значение физики как науки для развития общества. Обосновывается актуальность подготовки специалистов-физиков. В статье особое внимание уделено одной из приоритетных задач системы образования преемственности в обучении в школе и вузе. Профессиональное развитие личности взаимосвязано с ее общим развитием, включающим все аспекты деятельности человека, совокупность жизненно важных ключевых компетенций. В статье отмечается, что для обеспечения преемственности образования в школе осуществляется профильное обучение. Целью профильного обучения в школе является обеспечение условий для выбора будущей профессии и будущего вуза для продолжения своего образования. В статье указывается, что формирование информационной компетентности специалиста-физика является важным компонентом профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of continuity in training to develop information competence of students-physicists

In the article the impact of information technology on human life is considered. The importance of physics as a science for the development of society is noted. The urgency of training specialists in physics is presented. In the article one of the priorities of the education system such as continuity in training in schools and universities is focused. Professional development of the individual is interconnected with his individual development, including all aspects of human activity and all essential competencies. The article states that the continuity of education in schools is carried out by specialized education. The purpose of school education is to provide the conditions for the choice of future profession and a university to continue their education. The article states that the formation of information competence of a specialist in physics is an important component of the training.

Текст научной работы на тему «Роль преемственности в обучении при формировании информационной компетентности студентов-физиков»

УДК 378:004

Роль преемственности в обучении при формировании информационной компетентности студентов-физиков

© Тонхоноева Антонида Антоновна

старший преподаватель кафедры вычислительной техники и информатики Бурятского государственного

университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

E-mail: ant_ton@mail.ru

В статье рассматривается влияние информационных технологий на жизнедеятельность человека. Отмечается значение физики как науки для развития общества. Обосновывается актуальность подготовки специалистов-физиков. В статье особое внимание уделено одной из приоритетных задач системы образования — преемственности в обучении в школе и вузе. Профессиональное развитие личности взаимосвязано с ее общим развитием, включающим все аспекты деятельности человека, совокупность жизненно важных ключевых компетенций. В статье отмечается, что для обеспечения преемственности образования в школе осуществляется профильное обучение. Целью профильного обучения в школе является обеспечение условий для выбора будущей профессии и будущего вуза для продолжения своего образования. В статье указывается, что формирование информационной компетентности специалиста-физика является важным компонентом профессиональной подготовки.

Ключевые слова: информационная компетентность, преемственность, профессиональная подготовка, физика, профессиональное развитие, школа, вуз.

The role of continuity in training to develop information competence of students-physicists

Antonida A. Tonkhonoeva

Senior Lecturer, Department of Computer Science and Informatics, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In the article the impact of information technology on human life is considered. The importance of physics as a science for the development of society is noted. The urgency of training specialists in physics is presented. In the article one of the priorities of the education system such as continuity in training in schools and universities is focused. Professional development of the individual is interconnected with his individual development, including all aspects of human activity and all essential competencies. The article states that the continuity of education in schools is carried out by specialized education. The purpose of school education is to provide the conditions for the choice of future profession and a university to continue their education. The article states that the formation of information competence of a specialist in physics is an important component of the training.

Keywords: information competence, continuity, training, physics, professional development, school, university.

Новый этап эволюции человеческой цивилизации характеризуется высоким уровнем научно-технических достижений, среди которых приоритетными направлениями являются информационно-коммуникационные технологии, системы искусственного интеллекта, компьютерные сети. Влияние информационных технологий на жизнедеятельность индивида и общества в целом, экономических кризисов, происходящих в мире и в нашей стране, требуют от личности способности к быстрому реагированию на изменившиеся условия в социуме, гибкости мышления, самостоятельности при определении нестандартных решений.

Проблема формирования информационной компетентности будущих специалистов-физиков, на наш взгляд, является актуальной, поскольку физика как наука изучает наиболее фундаментальные закономерности, определяющие общую структуру и эволюцию материального мира, является фундаментом научно-технического прогресса. Физика является базовой дисциплиной для многих специальностей, связанных с окружающим миром, деятельностью человека и самим человеком, развивает научное мировоззрение и аналитическое мышление.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, в качестве приоритетных задач указаны «обеспечение инновационного характера образования, создание современной системы непрерывного образования». В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г. в числе основных целей отмечена «преемственность уровней и ступеней образования». В связи с этим актуальным становится формирование информационной компетентности обучающихся в школе и вузе на основе идеи непрерывности и принципа преемственности.

А. А. Тонхоноева. Роль преемственности в обучении при формировании информационной компетентности студентов-физиков_

В российской педагогике проблема преемственности в обучении в системе «школа — вуз» до сих пор остается актуальной. Профессиональное развитие личности неразрывно связано с ее общим развитием, включающим все аспекты жизнедеятельности человека, совокупность жизненно важных ключевых компетенций. В силу единства личности и профессии следует рассматривать личностно-профессиональное развитие. Как условно разделение ключевых и профессиональных компетенций, так же условно разделение общего и профессионального образования, общеобразовательной и профессиональной школы. Говоря о преемственности в обучении, следует иметь в виду непрерывное личностно-профессиональное образование. Один из негативных стереотипов состоит в убеждении, что цель средней общеобразовательной школы заключается в развитии личности, а цель профессиональной школы — в профессиональной подготовке. В концепции преемственности в обучении общее и профессиональное образование слиты в единый процесс, имеющий методологическую, содержательную и методическую преемственность. Для каждого отдельно взятого обучающегося не должно быть разрыва между школьным и вузовским образованием.

Для обеспечения преемственности образования в школе осуществляется профильное обучение, целью которого является обеспечение профессиональной «оптации» школьников, т. е. выбора ими будущей профессии и вуза для продолжения образования. Этот выбор должен быть самостоятельным и осознанным, поэтому после 9-го класса проводится специально разработанная предпрофильная подготовка и школьник должен выбрать профиль обучения в старших классах. Основная проблема заключена в обеспечении преемственности между школой и вузом.

Анализ показывает, что учителя школы и преподаватели вузов не придают должного значения этой проблеме или не знают, как это сделать, отсутствует согласованность в их действиях. Следует признать, что полного решения эта проблема не имеет, поскольку невозможно обеспечить условия, при которых группа абитуриентов, избравших данную профессию при участии данного университета, отдала предпочтение именно этому университету. Необходимо добиться того, чтобы ядро первокурсников состояло из числа знакомых по профильному обучению выпускников школ, в которых преподаватели университета вели профориентационную работу, и, опираясь на которых, можно было организовать быструю адаптацию всех первокурсников к нужному стилю обучения, отвечающему его методологической, содержательной и методической преемственности.

Информационная компетентность физика рассматривается нами как одно из его самых профессионально значимых качеств, как ведущий компонент его профессиональной компетентности. Анализ этого понятия показал не только его значимость, но и позволил выявить педагогические условия, которые необходимо обеспечить для его формирования.

Внешний аспект информационной компетентности состоит в ее роли в установлении социальных и профессиональных связей специалиста, в поиске и определении им своего места в обществе, в реализации той функции профессии, которая способствует улучшению социального комфорта, социализации личности.

Внутренний аспект информационной компетентности состоит в понимании специалистом роли информационной компетентности в реализации своих личностных и профессиональных качеств в профессиональной деятельности, роли информационной компетентности в трудоустройстве в условиях конкуренции на рынке труда, в ценности специалиста с позиций теории человеческого капитала в экономике.

Исходя из понимания информационной компетентности физиков, ее значимости в их профессиональной деятельности, основных подходов и методов ее формирования и той роли, которую играет в достижении поставленной цели характер взаимодействия субъектов профессионального образования, мы обосновали необходимость преемственного обучения в системе «школа — вуз» и определили совокупность педагогических условий, выполнение которых обеспечит успех в разрешении выявленной нами проблемы, в построении и реализации образовательной модели формирования информационной компетентности физиков.

Непрерывность обучения физике и информатике в школе и вузе с целью формирования информационной компетентности будущих физиков по нашему обоснованному выводу требует обеспечения его методологической, содержательной и методической непрерывности. Для этого необходимо обеспечить преемственность в содержании, развертывание которого в учебном процессе в школе и вузе необходимо подчинить методологической и методической преемственности.

С учетом преемственности содержания учебных дисциплин по курсу информатики и физики в школе и в вузе мы разработали и внедрили элективный курс в старших классах физико-

математического профиля и спецкурс на первом курсе физико-технического факультета, посвященный изложению понятия информационной компетентности физиков, ее значения в профессиональной подготовке и профессиональной деятельности физиков. В школе и в вузе на первом курсе рассматриваются одни и те же понятия, причем эти понятия в школе рассматриваются на элементарном уровне, а в вузе — на более высоком, научном, методологическом и методическом уровне, так, чтобы у школьников и первокурсников происходило непрерывное развитие информационной компетентности в контексте их профессионального развития.

Литература

1. Кустов Ю. А. Преемственность профессиональной и высшей школы. — Свердловск: Изд-во УФУ, 1990. — 120 с.

2. Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика [Электронный ресурс]. — Минск: Изд-во БГУ, 1995. — 290 с. — URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/27750/1/ Smantser.pdf (дата обращения: 20.08.14).

References

1. Kustov Yu. A. Preemstvennost'professional'noi i vysshei shkoly [Continuity of Professional and High School]. Sverdlovsk: UFU Publ., 1990. 120 p.

2. Smantser A. P. Pedagogicheskie osnovy preemstvennosti v obuchenii shkol'nikov i studentov: teoriya ipraktika [Pedagogical Bases of Continuity in Pupils and Students Training: Theory and Practice]. Minsk: Buryat State University Publ., 1995. 290 p. Available at: http://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/27750/1/Smantser.pdf (accessed August 20, 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.