Научная статья на тему 'Роль предпринимательства в становлении коммерческого образования в Казани во второй половине XIX начале XX века'

Роль предпринимательства в становлении коммерческого образования в Казани во второй половине XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИЯ / КУПЦЫ / КАЗАНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насырова Л. Г.

В статье рассматривается проблема подготовки в Казани профессионально образованных специалистов в сфере торговли и производства, способных отвечать требованиям прогрессирующего капиталистического хозяйства во второй половине XIX начале XX века. Наиболее активную роль в организации коммерческого образования в Казани играли представители делового мира коммерсанты и промышленники, оказывавшие все более возрастающее воздействие на все стороны жизни губернского центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of training of professionally educated specialists in the sphere of Kazan trade and production, who were able to answer the requirements of capitalist economy in the second part of the 19th century and at the beginning of the 20th century. Representatives of the business world, merchants and manufacturers influencing all sides of the life in the provincial center played the most active role in organisation of commercial education in Kazan.

Текст научной работы на тему «Роль предпринимательства в становлении коммерческого образования в Казани во второй половине XIX начале XX века»

Л. Г. Насырова

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТАНОВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Работа представлена кафедрой отечественной и всеобщей истории Елабужского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. М. Калимуллин

В статье рассматривается проблема подготовки в Казани профессионально образованных специалистов в сфере торговли и производства, способных отвечать требованиям прогрессирующего капиталистического хозяйства во второй половине XIX - начале XX века. Наиболее активную роль в организации коммерческого образования в Казани играли представители делового мира - коммерсанты и промышленники, оказывавшие все более возрастающее воздействие на все стороны жизни губернского центра.

Ключевые слова: образование, предпринимательство, благотворительность, коммерция, купцы.

The article deals with the problem of training of professionally educated specialists in the sphere of Kazan trade and production, who were able to answer the requirements of capitalist economy in the second part of the 19th century and at the beginning of the 20th century. Representatives of the business world, merchants and manufacturers influencing all sides of the life in the provincial center played the most active role in organisation of commercial education in Kazan.

Key words: education, enterprise, charity, commerce, merchants.

Развитие Казани как крупного торгово-промышленного центра Российской империи сопровождалось процессами формирования современной культурно-образова-тельной инфраструктуры, разноплановых гражданских институтов, реализующих потребности молодого буржуазного общества. Наиболее активную роль в их становлении играли представители делового мира, оказывавшие все более серьезное и возрастающее воздействие на все стороны жизни губернского центра.

Наиболее острой проблемой для коммерсантов и промышленников Казани, стремившихся осваивать не только обширные рынки государства, но и экономические пространства зарубежных стран, была подготовка грамотных и профессионально образованных специалистов в сфере торговли и производства, способных выдерживать напряженное конкурентное соревнование и отвечать требованиям прогрессирующего капиталистического хозяйства. Поэтому не

случайно, что во второй половине XIX в. городское предпринимательство выдвинуло идею создания специального коммерческого института. Казанские купцы обратились в 1857 г. в столицу с просьбой об учреждении в городе данного учебного заведения, в котором могли бы получать образование сыновья торговцев и промышленников. Со своей стороны купеческое общество приговором от 17 декабря 1857 г. назначило для строительства и оснащения будущего института единовременное отчисление из гостинодворского капитала в размере 38 000 руб. Кроме того, различные частные лица пожертвовали на эти цели еще 24 000 руб. Казанский общественный банк отчислил из своих прибылей 72 872 руб. 67 коп. Основной капитал института, составлявший в 1864 г. 135 000 руб., был помещен в общественный банк [1, л. 27-32]. Однако выделение столь значительных средств не означало быстрого решения проблемы. Центральные власти в лице Мини-

стерства финансов и учебного комитета Главного управления училищ в 1863 г. посчитали, что даже таких финансов недостаточно для учреждения и содержания коммерческого института.

Поэтому просителям было предложено вложить имеющийся капитал в менее дорогостоящие учебные структуры, занимающиеся преподаванием коммерческих наук. Однако предпринимательское сообщество города не отказалось от своей цели и по поручению Городской думы 1 июня 1864 г. образовало комиссию для выработки новых предложений, финансовых смет и проекта устава будущего института в составе купцов И. Я. Тихонова, Д. И. Вараксина, Ф. И. Образцова, А. И. Шихова, С. А. Васильева, В. Н. Унженина. Показательно, что казанские торговцы предполагали работать над этими документами вместе с известными учеными, профессорами Казанского университета А. М. Бутлеровым, А. К. Чугуновым и др. [1, л. 3-4].

Тем не менее быстро решить данную проблему не удалось. Предпринимателям пришлось принять предложение правительства и согласиться на учреждение в городе реального училища с 4 низшими общеобразовательными классами, 2 классами с общим и коммерческим обучением и дополнительным классом с преподаванием предметов, необходимых в дальнейшем для получения высшего коммерческого образования. Решение Городской думы по этому поводу последовало 2 апреля 1873 г. [2, л. 167об.]. По поручению министра народного просвещения от 12 июня 1875 г. управляющий казанским учебным округом сделал распоряжение об открытии реального училища [2, л. 41об.]. На его содержание пошли средства, собранные в свое время для нужд проектируемого института. В 1877 г. началось строительство учебного здания общей стоимостью в 85 000 руб.

Несмотря на активную учебную деятельность реального училища, уровень коммерческой подготовки в нем оставался

низким, в связи с чем количество желающих получить здесь специализированное образование оставалось невысоким. Это обстоятельство обусловило рассмотрение Казан -ским биржевым комитетом на общем собрании 15 февраля 1894 г. вопроса о преобразовании реального училища в торгово-промышленный институт с общекоммерческим, сельскохозяйственным, торгово-промышленным и химическим отделениями [5, с. 51-52].

Впрочем, и этому решению не суждено было найти конкретное воплощение. Правительство учредило в 1897 г. в Казани техническое училище, и мечты местных предпринимателей об особом учебном заведении для подготовки торговых кадров вновь остались нереализованными. Городское управление просто было не в состоянии финансово поддержать начинание купечества. И все же казанская Дума, большинство гласных которой составляли предста-вители деловых кругов, в 1899 г. вновь сформировала комиссию для создания ком -мерческого училища в городе. Одним из ее активных членов стал 1-й гильдии купец, крупный торговец хлебом Василий Александрович Карякин. Этот незаурядный человек, помимо яркого предпринимательского таланта, обладал завидной энергией общественного деятеля, являясь заместителем председателя Казанского биржевого комитета, гласным казанской Городской думы, членом комитета Казанского общества попечения о бедных и больных детях, председателем Казанского купеческого об -щества взаимопомощи. Став фактическим руководителем комиссии, В. А. Карякин взялся за финансовое и организационное обеспечение непростого процесса создания коммерческого училища. Городская дума уполномочила предпринимателя ходатайствовать перед Министерством финансов об утверждении устава и открытии учебного заведения. В. А. Карякин дважды, в 1903 и 1904 гг., лично выезжал в столицу и в результате добился положительного решения.

Благодаря его усилиям многолетняя деятельность казанского купечества по уч-реждению коммерческого училища увенчалась успехом. Устав училища был утвержден 17 февраля 1904 г. [4, с. 21]. Одновременно предприниматель занимался поиском финансовых средств, необходимых для строительства собственного здания и содержания коммерческого училища. Он активно использовал личные связи в среде казанского купечества и предпринимателей г. Рыбинска и в результате добился выделения 125 000 руб. от Рыбинского биржевого комитета на возведение учебного корпуса. При его непосредственном содействии крупнейшие казанские коммерсанты Н. В. Унженин, Я. Ф. Шамов и братья Око-нишниковы пожертвовали на эти цели еще 75 000 руб. Деятельность В. А. Карякина была поддержана и Городской думой, которая постановила передавать на содержание училища несколько тысяч рублей с учреждением особого фонда в Казанском общественном банке на развитие коммерческого образования, куда из доходов банка отчислять по 2 тыс. руб.

Важным событием в жизни нового учебного заведения стало создание его Попечительного совета, в состав которого вошли в качестве председателя - дворянин, гласный Думы, Почетный мировой судья Казанского городского округа Рудольф Федорович Николаи, в качестве членов - купцы В. А. Карякин, Д. В. Вараксин, Я. Ф. Шамов, юрист С-Г.Ш. Алкин и др. Яков Филиппович Шамов (1833-1908) не только стал серьезным благотворителем для училища, передав на его нужды 25 000 руб., но и весьма успешно исполнял обязанности заместителя председателя и казначея Попечительного совета. Он родился в г. Орлове (ныне г. Халтурин) Вятской губернии в семье купца. В 1863 г. по просьбе своего дяди П. А. Лаптева переехал в Казань и поступил на службу к крупному торговцу хлебом и скобяным товаром X. Ф. Фомину. На новом месте молодой коммерсант проявил

себя с самой лучшей стороны и заслужил тем самым уважение и доверие своего хозяина. Вскоре Я. Ф. Шамов женился на его дочери - Агриппине Хрисанфовне, а после смерти X. Ф. Фомина стал владельцем огромного и весьма успешного коммерческого предприятия. Уже в 1877 г. Я. Ф. Шамов был причислен в казанское купечество по 1-й гильдии. В начале XX в. он арендовал городскую мельницу-крупчатку и имел собственную флотилию, включавшую 1 пароход и 9 барж общей стоимостью 100 тыс. руб. [3, л.116]. Будучи талантливым организатором, купец многое сделал для налаживания грамотного финансового учета в училище, строительства его здания. Его дом превра-тился в своеобразный штаб, где обсуждались планы Совета, намечались конкретные действия по обустройству будущего образовательного центра. Неслучайно в учебном заведении один из классов носил имя благотворителя, здесь же был помещен и портрет Якова Филипповича.

Другой богатый предприниматель Николай Васильевич Унженин (1846-1913), получивший в свое время образование в Московской практической академии коммерческих наук и хорошо понимавший значение специального профессионального обучения торговцев и промышленников, также способствовал открытию долгождан-ного коммерческого училища. По просьбе В. А. Карякина он выделил 25 000 руб. на открытие одного из классов, что существенно усилило финансовую основу, необходимую для возведения учебного здания.

Официальное открытие учебного процесса в коммерческом училище состоялось в январе 1905 г., когда были произведены приемные экзамены в старший приготовительный и первый класс. Всего поступил на учебу 21 человек [4, с. 22]. Небольшое количество учащихся объяснялось серединой учебного года и отсутствием большого и приспособленного для занятий помещения. Несмотря на наличие достаточных средств для полноценного строительства, возведе-

ние училищного здания затянулось на несколько лет, в связи с противодействием находившегося рядом Родионовского ин-статута благородных девиц и различных бюрократических препон. Благодаря неутомимой деятельности В. А. Карякина, осуществлявшего в 1906-1907 гг. переписку с высшими инстанциями, посетившего в Санкт-Петербурге министра торговли и промышленности, разрешение было получено в марте 1907 г. Попечительный совет практически сразу же создал строительную комиссию, в которую вошли предприниматели Д. В. Вараксин, К. И. Оконишников, С. И. Четвергов, директор училища А. И. Немировский, инженеры-строители П. П. Голышев и В. А. Трифонов. Строительство велось стремительными темпами, и уже 31 августа 1908 г. в новом здании отслужили торжественный молебен.

Ученики получили прекрасно оборудованные классы, химические, товарную, физическую и фотографическую лаборатории, прекрасную библиотеку, а также современные бытовые условия. Помимо общеобразовательных уроков в программу входили специальные предметы: бухгалтерский учет, счетоводство, товароведение и технологии и многое другое.

Необходимо особо отметить, что после окончания строительства городское предпринимательство по-прежнему старалось заботиться о своем детище. Уже в первые годы существования училища были учреждены именные стипендии коммерции советников П. В. Щетинкина, М. Л. Свешнико-

ва, купца Л. Н. Урвацова и др. Кроме того, попечители старались освобождать нуждающихся учеников от платы за обучение, а в 1910 г. учредили Общество вспомоществования учащимся, которое и финансировало впоследствии учебу мальчиков из бедных семей [4, с. 80-81].

Примечательно, что создание и поддержка коммерческого училища стало общим делом всех городских предпринимателей независимо от вероисповедания и национальной принадлежности. Обращает внимание активное участие купцов-старообрядцев Я. Ф. Шамова, С. И. Четвергова, К. И. Оконишникова, мусульман С.-Г. Ал-кина, Б. К. Апанаева и др. Среди питомцев училища были выдающийся математик, академик М. А. Лаврентьев, астроном И. В. Белькович, известный татарский писатель Г. Рахим, чувашский актер Ф. Пай-мук. Здесь получали образование многие молодые наследники богатых казанских семей, готовившихся продолжить на новом современном уровне дело своих отцов.

Таким образом, развитие коммерческого образования в Казани прошло непростой путь развития. Его появление было обязано упорной и активной деятельности местного предпринимательства и городского управления и представляет собой яркий пример общественной инициативы буржуазии, целеустремленно отстаивавшей свои корпоративные интересы. Эта многолетняя работа содействовала появлению в городе реального и промышленного училищ, развитию системы народного образования в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. НА РТ. Ф. 98. Оп. 1. Д. 873. Л. 47.

2. НА РТ. Ф. 98. Оп. 8. Д. 10а. Л. 174.

3. НА РТ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 107. Л. 123.

4. Десятилетие Казанского коммерческого училища 1905-1915. Казань, 1916. 96 с.

5. Свердлова Л. М. На перекрестке торговых путей. Казань: Татарское книжное издательство, 1991. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.