Научная статья на тему 'Роль предметного наполнения интерьера детской комнаты для гармоничного развития ребенка'

Роль предметного наполнения интерьера детской комнаты для гармоничного развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ЗОНИРОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / СЕНСОРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Депсамес Лидия Петровна

В статье даются рекомендации по организации предметного наполнения детской среды, обеспечивающей организацию, гармоничное развитие ребенка. Особое место в детской предметной среде занимает зонирование интерьера детской комнаты. На основании этого сделан вывод, что наполнение среды является неотъемлемым средством развития всех видов детской деятельности и личности ребенка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Депсамес Лидия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SUBJECT FILLING OF AN INTERIOR OF A NURSERY FOR HARMONIOUS DEVELOPMENT OF THE CHILD

In article make recommendations about the organization of subject filling of the children's environment providing the organization, harmonious development of the child. The special place in the children's subject environment is taken by zoning of an interior of a nursery. On the basis of it the conclusion is drawn that filling of the environment is the integral development tool of all types of children's activity and the identity of the child as a whole.

Текст научной работы на тему «Роль предметного наполнения интерьера детской комнаты для гармоничного развития ребенка»

УДК 747

Л.П. ДЕПСАМЕС, к.п.н. доц., НГПУ им. К. Минина, e-mail: olga4614601@ya.ru

РОЛЬ ПРЕДМЕТНОГО НАПОЛНЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА L.P. Depsames ROLE OF SUBJECT FILLING OF AN INTERIOR OF A NURSERY FOR HARMONIOUS DEVELOPMENT OF THE CHILD

В статье даются рекомендации по организации предметного наполнения детской среды, обеспечивающей организацию, гармоничное развитие ребенка. Особое место в детской предметной среде занимает зонирование интерьера детской комнаты. На основании этого сделан вывод, что наполнение среды является неотъемлемым средством развития всех видов детской деятельности и личности ребенка в целом.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, зонирование, развивающая среда, сенсорная среда.

In article make recommendations about the organization of subject filling of the children's environment providing the organization, harmonious development of the child. The special place in the children's subject environment is taken by zoning of an interior of a nursery. On the basis of it the conclusion is drawn that filling of the environment is the integral development tool of all types of children's activity and the identity of the child as a whole.

Keywords: in detail - the spatial environment, the zoning, the developing environment, the touch environment.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая, в свою очередь, моделирует содержание физического, интеллектуального, сенсорного и нравственно-духовного развития ребенка.

В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметнопространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно-воспринимаемую форму окружающего мира.

Большинство учёных отмечает, что среда является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера.

Наличие различных компонентов в составе среды человека обусловливаетхарактер взаимодействия его со средой, адаптацию к ней, а также многообразное влияние среды на формирование его личности.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, должна удовлетворять потребности ребенка в новизне преобразования, экспериментирования, являться средством реализации его творческих замыслов. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть комфортно в четко организованной предметной среде.

К сожалению, размещение разнообразного игрового, обучающего, развивающего материалов связано с трудностями пространственного характера. С этой целью необходимо четко продумыватьзонированиеинтерьера, в котором материалы, стимулирующие развитие способностей ребенка, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть комнаты необходимо выделить для размещения некоторых материалов по

сенсорике, развитию интеллекта, физических способностей ребенка, общению с другими детьми игровой деятельности.

Особое место в зонировании следует уделить игровой зоне, т.к. в игре дети осваивают огромное количество жизненных навыков и умений, социального опыта, творчества.

Следует отметить, что детская комната должна отвечать общим гигиеническим требованиям - быть светлой, хорошо проветриваемой. Поверхности должны хорошо поддаваться уборке, быть тёплыми, приятными на ощупь. В комнате должно быть минимально возможное количество накопителей пыли (ковров, дорожек, книг, ненужных вещей, мягких игрушек).

В создании интерьера детской комнаты необходимо учитыватьпсихологические особенности ребенка, которые зависят от возраста и являются специфичными для каждой возрастной группы. Особое место занимаетпсихотип ребенка, его возраст, физическое состояние.

В детской комнате должна быть выделена зона художественно-творческой деятельности. Для этого нужно организовать место, гдеребенокможет рисовать, лепить, вырезать, создавая различные образы - такая маленькая мастерская со всеми необходимыми инструментами и материалами, которые периодически обновляются и должны быть доступны детям.

При выборе цветового решения детской комнаты следует учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка. Ученые установили, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на психику, эмоции и его самочувствие, характер ребенка. Цвет - это основное средство передачи цветовых настроений и чем точнее мы о нем узнаем, тем шире начинаем использовать его для создания ощущения комфорта и благополучия. Исходя из этого не стоит злоупотреблять тяжелыми, темными и подавляющими цветами в интерьере.

Для полноценного развития ребенка необходима спортивная зона. Самый лучший вариант - это небольшой спортивный комплекс с достаточным количеством тренажеров для упражнений во всех сферах физической нагрузки.

Особое место в вопросе наполнения детской комнаты занимает мебель, так как именно атрибуты мебели становятся центрами выделенных зон. Правильно подобранная и расставленная мебель не только радует глаз, но и обеспечивает физическое развитие ребёнка.

Рекомендуемые виды мебели: традиционная мебель - этопроверенный временем вариант. Удобный, практичный и долговечный.

Оптимальным вариантом для детской являются модульные системы. Мебель будет «расти» вместе с ребёнком - со временем можно докупить к ней дополнительные элементы, модули можно менять местами. Детям с их тягой к новым впечатлениям такой подход очень близок.

С тем же восторгом дети отнесутся к бескаркасной мебели, то есть к всевозможным пуфам и матрасам. Как и любой конструктор, эта мебель стимулирует воображение и развитие ребенка.

Так называемая биомебель идеальна для гармонического развития детей, но это самый дорогой вариант. Она наиболее природная, изготавливается из массива дерева, включая все внутренние и внешние стенки, перегородки, полки, потому и стоит довольно дорого.

В детской комнате проблематичным является вопрос хранения материалов и игрушек. Складывать игрушки лучше по горизонтали, чем по вертикали: небольшие предметы теряются или ломаются под грузом, если лежат на дне большого ящика или коробки. Правильно разработанная система хранения воспитывает в ребёнке аккуратность.

Игровая зона требует обильного освещения. Для пола в этом месте подойдут ковры или ковровые покрытия,антистатичные и приятные на ощупь. Среди предметов наполнения особое место занимают большие мягкие игрушки, изображающие животных, людей- они успокаивают, дарят тепло; мелкиеигрушки - развивают мелкую моторику рук, активизируют наглядно-образное мышление, комбинаторские способности; конструкторы и сборно-разборные игровые наборы разовьют логику и сообразительность ребенка[1,2,4,6]

На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: предметный мир детства - это среда развития всех специфически детских видов деятельности, и ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровнях, во внедетской развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметнопространственная среда детских образовательно-воспитательных учреждений и детских зон (помещений) в быту становится объектом самого пристального внимания специалистов разного профиля - педагогов, психологов, медиков, эргономистов, архитекторов и дизайнеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грашин, А.А. Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий. Теоретические и методические основы / А.А. Грашин. - М.: ВНИИТЭ, 2002.

2. Грашин, А.А. Дизайн комплексов оперативно-диспетчерского управления: методичес-кие материалы / А.А.Грашин, М.И.Сугако. - М.: ВНИИТЭ, 1989.

3. Депсамес, Л.П. Детская предметно-пространственная среда. Дизайн и эргономика. монография / Л.П.Депсамес, Н.В. Сырова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2010. -203 с.

4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда детства / С.Л. Новоселова // Техническая эстетика. — 1994. — №2.

5. Разработка методов и средств развития проектной культуры дизайна. Развивающее дизайн- пространство детства (рукопись). Создание развивающей предметной среды в новых условиях формирования сельского образа жизни. Отчет. Тема 6104. - М.: ВНИИТЭ 1993. Архив ВНИИТЭ, № 2719, 2722 - Тт. 1, 2, 3.

© Депсамес Л.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.