Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕШЕНИИ «НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА»'

РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕШЕНИИ «НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«межнациональные отношения» / «урегулирование межнациональных конфликтов» / «правовая культу-ра» / «разработка способов для урегулирования межнациональных конфликтов». / "interethnic relations" / "settlement of interethnic conflicts" / "legal culture" / "development of ways to resolve interethnic conflicts".

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветикова Татьяна Викторовна, Оксамытный В.В

Межнациональные отношения традиционно вызывают серьезную озабоченность руководителей государств, на территории которых, помимо представителей, так называемых титульных наций, проживают и другие народности и этнические группы. Не всегда взаимодействия подобного характера в социально-экономическом, политическом, правовом и религиозном русле заканчиваются мирным путем. Все чаще мировое сообщество сталкивается со случаями не только многолетних, но и многовековых во-оруженных конфликтов, имеющих национальную почву. Поэтому, очень важно, чтобы правители госу-дарств могли согласовывать позиции представителей различных наций и народностей между собой, в чем большую помощь может оказать доктрина имеющейся в той или иной стране правовой культуры. Данная публикация предлагает различные точки зрения по проблеме формирования и реализации на практике правовой культуры при решении межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEGAL CULTURE IN SOLVING THE "NATIONAL QUESTION"

Interethnic relations traditionally cause serious concern to the leaders of States on whose territory, in ad-dition to representatives of the so-called titular nations, other nationalities and ethnic groups also live. Inter-actions of this nature in the socio-economic, political, legal and religious spheres do not always end peaceful-ly. Increasingly, the world community is faced with cases of not only long-term, but also centuries-old armed conflicts that have a national basis. Therefore, it is very important that the rulers of such states can coordinate the positions of representatives of various nations and nationalities among themselves, in which the doctrine of the legal culture available in a particular country can be of great help. This publication offers various points of view on the problem of formation and implementation in practice of legal culture in solving inter-ethnic relations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕШЕНИИ «НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА»»

«ШУШМУМ-ЛШИГМаУ» #4127)), 2022 / JURISPRUDENCE

49

Цветикова Татьяна Викторовна

аспирантка II курса юридического факультета по направлению «Теория и история права и государства; история политических и правовых учений» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского»; научный руководитель: Оксамытный В.В доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Международный институт экономики и права им. А. С. Грибоедова» DOI: 10.24412/2520-6990-2022-4127-49-54 РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕШЕНИИ «НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА»

Tsvetikova Tatiana Viktorovna

graduate student of the second year of the Faculty of Law in the direction of "Theory and history of law and the State;

History of political and legal doctrines" Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky";

scientific supervisor: Oxamytny V.V. Doctor of Law, Professor, A.S. Griboyedov International Institute of Economics and Law

THE ROLE OF LEGAL CULTURE IN SOLVING THE "NATIONAL QUESTION"

Аннотация.

Межнациональные отношения традиционно вызывают серьезную озабоченность руководителей государств, на территории которых, помимо представителей, так называемых титульных наций, проживают и другие народности и этнические группы. Не всегда взаимодействия подобного характера в социально-экономическом, политическом, правовом и религиозном русле заканчиваются мирным путем. Все чаще мировое сообщество сталкивается со случаями не только многолетних, но и многовековых вооруженных конфликтов, имеющих национальную почву. Поэтому, очень важно, чтобы правители государств могли согласовывать позиции представителей различных наций и народностей между собой, в чем большую помощь может оказать доктрина имеющейся в той или иной стране правовой культуры.

Данная публикация предлагает различные точки зрения по проблеме формирования и реализации на практике правовой культуры при решении межнациональных отношений.

Abstract.

Interethnic relations traditionally cause serious concern to the leaders of States on whose territory, in addition to representatives of the so-called titular nations, other nationalities and ethnic groups also live. Interactions of this nature in the socio-economic, political, legal and religious spheres do not always end peacefully. Increasingly, the world community is faced with cases of not only long-term, but also centuries-old armed conflicts that have a national basis. Therefore, it is very important that the rulers of such states can coordinate the positions of representatives of various nations and nationalities among themselves, in which the doctrine of the legal culture available in a particular country can be of great help. This publication offers various points of view on the problem offormation and implementation in practice of legal culture in solving interethnic relations.

Ключевые слова: «межнациональные отношения»; «урегулирование межнациональных конфликтов»; «правовая культура»; «разработка способов для урегулирования межнациональных конфликтов».

Keywords: "interethnic relations"; "settlement of interethnic conflicts"; "legal culture"; "development of ways to resolve interethnic conflicts".

Введение. Глобализация в современном мире ведет к росту многонациональных государств. Для их руководителей становиться проблемой обеспечить мирное сосуществование представителей разных конфессий и этнических групп. Все мировое сообщество неоднократно становилось свидетелем

напряженности на Ближнем Востоке; военных конфликтов между представителями радикальных мусульман и других религий; движений за предоставление независимости Ирландии в Великобритании; систематическое проявление «чеченского» противостояния в Российской Федерации; выступлений

JURISPRUDENCE / «ШУУШШШУМ-ЛШГМак» 20222

50_

за права афроамериканцев в странах Северной Америки и т.д.. Многие из перечисленных эпизодов заканчиваются массовыми беспорядками и убийствами или вооруженными восстаниями и межнациональными конфликтами.

Имеются две основные формы негативного проявления людьми стремления к национальной идентичности: этноцентризм и национализм, первая из которых связана с установкой в сознании индивида о превосходстве той нации или народности, к которой он себя причисляет, над другими подобными объединениями, что может выражаться как в мягкой снисходительной форме, так и в воинствующих проявлениях с элементами насильственных действий в адрес представителей иных этнических групп; вторая ассоциируется с идеологической и практической основами учений о превосходстве одной нации над другой; примером может служить национал-социализм в Германии 30-х гг. ХХв., в рамках которого развился фашизм с его жесточайшими репрессиями и казнями представителей «неарийских» наций.

Неслучайно современные государственники и правоведы разрабатывают меры повышения правовой культуры в сфере урегулирования межнациональных отношений, привлекая к совместной работе активистов соответствующих групп и конфессий.

Целью представленной публикации является рассмотрение подходов решения межнациональных противоречий с применением правовой культуры тех государств, где данная проблема стоит особенно остро.

Задачами исследования можно выделить следующие направления:

а) рассмотрение тенденций развития межнациональных отношений, как в Российской Федерации, так и за рубежом;

б) выявить позитивные и негативные черты в развитии подобных взаимодействий в настоящий исторический период:

в) разработать рекомендации для урегулирования наиболее острых противоречий на межнациональной почве в настоящее время.

В качестве правовой основы исследования приводятся следующие нормативные документы: UNESCO. Déclaration on Race and Rasial Prejudice (Paris, 1979); Tolérance. Collection: Cultures. Peace. Author: Dominique Roger and Clandine and Andru Parinaud (1995), etc.

Роль правовой культуры в решении «национального вопроса» рассматривается в работах таких исследователей, как Н.А.Медушевский, Р. Бур-нашев, В.В. Оксамытный, С.С. Силби, Я.В. Зубова, Е.В.Визиренко, Р.И. Кусарбаев, Л.А. Петручак, М.Г. Стадникова и т.д..

Среди работ на иностранном языке на эту тему можно указать следующие: Lund M. «Preventing violet conflicts»; Yves Plassereau « l'Identité des peuples d'Europe»; Hall J.A. «Nationalisms: classified and explained»; Smith A.D. «Nationalism in the Twentieth Century»; etc.

Материалы и методы.

Подборка приведенных источников по указанной проблематике построена с применением приемов восхождения от общего, т.е. сведений, отраженных в нормативно-правовых источниках, к частным исследованиям конкретных специалистов. Кроме того, используются дедуктивные и индуктивные способы изложения имеющейся информации; описания конкретных примеров межнационального взаимодействия, анализ состояния данной сферы существования человечества в настоящее время.

Нормативно-правовая база, регулирующая межнациональные отношения, выделяет в их развитии за последнее время следующие проблемы: расовую и этническую вражду; дискриминацию по религиозным основаниям; неравное положение между титульными и не титульными проживающими в границах одних и тех же государств. Для предотвращения различных форм расизма, которые зачастую приводили к жестоким пыткам и физическому уничтожению представителей негроидной и монголоидной рас, идущих вразрез с принципами Всеобщей декларации прав человека и гражданина, устанавливающими недопустимость использования дискриминационных мер по этническому или расовому признакам, еще в 1979 году ЮНЕСКО был принят соответствующий документ - Declaration on Race and Rasial Prejudice, дающий равные права всем гражданам, независимо от расы и этнической принадлежности, на жизнь, политические и социальные права, защиту своих нарушенных интересов в досудебном или судебном порядке. [1].

В дальнейшем тема толерантности на межэтническом и межнациональном уровнях была углублена в 1995 году с учетом окончания «холодной войны» между Западом и Советским Союзом и необходимостью создания единого социокультурного пространства между различными этническими группами, что могло бы способствовать процессу всеобщей глобализации. В этот период появляется нормативно-правовой документ «Tolerance. Collection: Cultures. Peace», авторами которого стали Доминик Роджер и Клаудия и Эндрю Паринауд.[2]

Л.А. Петручак в своей статье, посвященной формированию правовой культуры российского общества путем слияния положений восточноазиат-ской и европейской традиций, ссылается на положения, разработанные Генеральной конференцией ЮНЕСКО 02.11.2001г., известных как Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Данная позиция позволяет заменить субъективно-объективный дуализм культурной среды, свойственный для тоталитарных обществ, плюрализмом в указанной сфере, что подразумевает формирование уважительного отношения между людьми, принадлежащих к разным нациям и народностям. [3]

Также тема развития правовой культуры в межнациональных отношениях была затронута в ряде учебных пособий и монографий.

Ряд исследователей полагало, что построение гармоничных межнациональных отношений свя-

«ШУШМУМ-ЛШИГМаУ» #4(127), 2022 / гаШБРЯГОБЖЕ

51

зано с толерантностью. Эта взаимосвязь, по мнению Н.А. Медушевского, продиктована государственной политикой либерализма, основанной на свободном волеизъявлении народа, независимо от религиозных, языковых или национальных отличий в решении проблем общественной или государственной важности. [4, с. 304 - 316]

Формирование терпимого отношения между представителями разных этнических групп целесообразно начинать с семьи и школьной скамьи и затрагивать не только внешнюю среду, обусловленную политической доктриной и нормативно-правовой базой соответствующего содержания, но также и спецификой экономического развития, социального положения, уровня культуры отдельных групп населения.

Я.В. Зубова также полагает, что закладывание терпимого отношения представителей разных наций по отношению друг к другу начинается в раннем детстве. Данная установка личности человека и гражданина особенно важна для представителей многонациональных держав, подобных Российской Федерации. Основной прерогативой политики государства становится не разделение людей по национальному признаку на этносы и народности, а создания у всех граждан чувства принадлежности к русскому народу.[5]

В то же время даже относительно согласованная политика по снятию межнациональной напряженности ряда государств не всегда приводила к позитивному разрешению межнациональной напряженности. Примером может служить судьба Лиги наций, просуществовавшей с 1919 по 1946 годы и настаивавшей на всеобщем разоружении для достижения общего компромисса интересов. Данное событие связывается с развязыванием Второй мировой войны, показавшей несостоятельность политики разоружения, предложенной идеологами данной организации.

Более зрелая позиция решения межнациональных противоречий была предложена на тот период Организацией объединенных наций, которая стала существовать с 1946 года. В то же время с этого периода начинается «холодная война», рамках которой возобновились идейные противоречия бывших союзников по антигитлеровской коалиции, со временем переросшие в «гонку вооружений», что может свидетельствовать о проявлении правового нигилизма в мировом масштабе. Для укрепления терпимого отношения между нациями со временем в Декларации прав человека и гражданина был закреплен принцип развития и поощрения уважения прав каждого индивида, независимо от принадлежности к какой -либо расе, полу, языковой или национальной группам, религии и состояния здоровья.

Кусарбаев Р.И. рассматривал особенности формирования межнациональных отношений в студенческой среде. [6] Он выдвигает мнение, что степень толерантности между представителями разных наций и народностей в целом зависит от уровня духовности как отдельного субъекта, так и группы лиц и в немалой степени обусловливается соци-

ально-политическими условиями (являются ли конкретные государства партнерами или соперниками на международной арене).

Недопустимыми являются проявления неуважительного отношения к культуре или истории какой - либо нации или народности, что ассоциируется с явлениями правового нигилизма с национальным контекстом.

Е.В. Визиренко, анализируя уровень правовой грамотности многонационального народа Российской Федерации, приходит к выводу, что низкий уровень правовой культуры на межнациональном и межэтническом уровнях обусловлен, прежде всего, незнанием населением основных нормативно-правовых актов государства, в частности конституционных положений, принятых на всеобщем референдуме еще 12 декабря 1993 года. Незнание законов порождает правовой нигилизм, который может преобразовываться в идеалистическую форму, что в равной степени свидетельствует о низком уровне правовой культуры населения. На практике подобная ситуация может привести к массовым столкновениям между людьми на межэтнической или межнациональной почве.[7]

М.Лунда видит главную цель во взаимодействии людей с какими - либо особенностями, в т.ч. национальной специфики в умении сглаживать противоречия, не допускать их перерастание в открытые или скрытые конфликты, которые могут негативно отразиться как на окружающей обстановке, так и на личностном состоянии. [8]

Э. Смит связывал развитие национализма в ХХв. с активизацией народов Азии и Африки. Он отождествлял данное явление с этноцентризмом, который объединял в себе языковые и культурные корни, а также социальные и политические особенности формирования отдельных национальных групп. Сущность этноцентризма заключается в том, что люди одной нации, независимо от места постоянного проживания, чувствуют себя родственными душами при любом контактировании друг с другом. [9]

С.С. Силби, рассматривая структуру и содержание термина «правовая культура», приходит к выводу, что, с одной стороны, указанная категория является элементом общей культуры той эпохи, в которой она формируется; с другой стороны, у отдельных наций и народностей имеется специфика правового регулирования социальных отношений, например, у государств, исповедующих ислам, допускается многоженство; религиозные нормы у иудеев регулируют не только общественную жизнь населения, но вмешиваются и в устройство быта. Для православных христиан неотъемлемыми постулатами являются вера в единого Бога, единокре-щение, причастие «священных даров» в оставлении греховной жизни. Таким образом, построение высокой правовой культуры в межнациональном пространстве невозможно без учета культурных и религиозных особенностей отдельных наций и народностей и поиска точек соприкосновения между ними.[10]

52

JURISPRUDENCE / «ШУУШШШУМ-ЛШУГМаИ» #41127), 2022

Дж. Холл, занимаясь анализом ситуаций, связанных с зарождением и развитием национализма как негативного проявления межнациональных взаимодействий, полагал, что указанное явление в истории своего существования имело несколько разновидностей: классическая модель (национализм западных прединдустриальных обществ); реакция мировой общественности на наполеоновские войны; национализм Рисорджименто в Европе XIX в.; оппортунистический национализм Южной Америки. Кроме того, им выделялись модели экономического, посткоммунистического и постколониального национализма. В целом выделяются три основных вида национализма: этнический, связанный с борьбой народа за политическое освобождение, построение собственной государственности; державно-государственный, в рамках которого нации стремятся воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, в т.ч. за счет притеснений малых народностей; наконец, бытовой национализм связан с проявлением враждебности к инородцам в повседневной жизни: в образовательной среде, профессиональной сфере, культурных и религиозных объединениях и т.д.. Последняя ситуация ассоциируется с ксенофобией (ненавистью и нетерпимостью как к представителям других наций и народностей, так и к их культурному и историческому наследию).[11]

Ив Плассеро в своей работе «Идентичность народов Европы» указывает на необходимость сохранения языка и культурных ценностей малых народов, в частности, бретонцев во Франции, мадь-яров в Румынии, астурийцев в Испании. В качестве негативного примера игнорирования процесса самоидентификации малых народностей им приводится вооруженный конфликт в Косово, на территории бывшей Югославии, в который были вовлечены представители православной Сербии и мусульманские силы. Аналогичные столкновения наблюдались в Венгрии XIX в., когда местные власти постарались подвергнуть насильственной мадь-яризации представителей словаков, хорватов и румын, проживающий в ее границах и являющихся национальными меньшинствами. [12]

Таким образом, при построении централизованного государства, правящим кругам необходимо помнить о соблюдении социально-политических и культурных интересах малых народностей, на поддержку которых в реализации стратегических планов, в частности, укреплении обороноспособности страны, они также рассчитывают

Р. Бурнашев затрагивал в своих исследованиях проблему межнационального взаимодействия в государствах Центральной Азии, как внутри себя, так и с соседями, обладающими сходными экономическими, социальными и культурологическими корнями, в частности, исповедующими единую религиозную доктрину - ислам. Сам по себе данный регион, по наблюдениям исследователя, мало интересует мировое сообщество. Так, последний Конгресс ассоциаций международных исследований, состоявшийся в 2018г. в Сан-Франциско, посвятил проблемам Центральной Азии только две секции из

1248. В сам регион традиционно включают пять государств на постсоветском пространстве - Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизию. Эти территории представляют интерес и для радикальных исламистов, в частности, движения ИГИЛ, и для мировых государств, претендующих на всеобщее господство, в частности, США одно время устраивала на них собственные военные базы.[13]

При таком столкновении интересов западных и восточных держав на указанной территории важно развивать устойчивую правовую культуру, которая позволит сбалансировать интересы местного населения как с ожиданиями восточных соседей, включая Китай и Российскую Федерацию, так и западных правителей, которые уже имеют значительное влияние в Турции, Иране, Ираке и Афганистане, непосредственно граничащих с центрально-азиатским регионом.

Более развернуто построение модели правовой культуры на межгосударственном уровне показано в работах В.В. Оксамытного, в частности, в его учебном пособии «Общая теория государства и права». Он видит основную задачу правящих кругов в современном мире в обеспечении интеграции между различными странами. Им приводятся такие примеры межгосударственных структур, как ООН (Организация Объединенных Наций), ЛАГ (Лига арабских государств), Иберийский союз (ассоциация испаноязычных государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Среди специализированных объединений указываются ОПЭК (Организация стран - экспортеров нефти); НАТО (Организация Североатлантического договора); ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения); Совет Европы (правозащитная структура).

Таким образом, для поддержания своего суверенитета в настоящее время все страны нуждаются в партнерских отношениях друг с другом [14, с. 480 - 482].

Подробная характеристика этноцентризма, начиная от идеологической формы и заканчивая проявлениями в действиях, дается в публикации М.Г. Стадникова.[15] Он обращает внимание на тот факт, что в основу данного учения положено убеждения определенных групп лиц о превосходстве их наций или народностей над другими. Этноцентризм может проявляться в двух формах: активной, когда часть населения государства или его лидер мнят себя избранными людьми, что в конечном итоге приводит к вооруженным конфликтам, подобным Второй мировой войне; и пассивной, когда отдельно взятый человек полагает, что он является исключительным образцом по своим качествам, при этом он не идет на открытые противоправные действия для доказательства своей правоты. Тем не менее, последний пример также свидетельствует о дисструктивном разрушении личности.

После рассмотрения отдельных примеров позитивных и негативных построений межнациональных отношений стоит обратится к дискуссиям по заданной проблематике.

«ШУШМУМ-ЛШИГМаУ» #4127)), 2022 / JURISPRUDENCE

53

Обсуждения. В целом исследователи межнациональных отношений видят две основные проблемы в их формировании и развитии -: этноцентризм и национализм. Каждая из указанных форм негативного развития взаимодействия между представителями разных народов и этнических групп может реализовываться и в пассивном, и в активном вариантах. Тем не менее, и российские и зарубежные исследователи полагают, что необходимо влиять на любую негативную тенденцию подобной природы, поскольку даже скрытый межнациональный конфликт на уровне презрительного отношения к представителям иных наций и народностей при соответствующих условиях может перерасти в вооруженное противостояние с тысячами и миллионами человеческих жертв.

Кроме того, ряд конфликтных ситуаций на межнациональной почве могут продолжаться в течении продолжительного временного промежутка. Примером могут служить противостояние еврейского народа и мусульман на Ближнем Востоке; «кавказский» вопрос, затрагивающий дореволюционную Россию и современную Российскую Федерацию; противостояние Севера и Юга при крушении колониализма в Америке и т.д.

Поскольку основа негативного отношения представителей одной нации к другой закладывается чуть ли не на генетическом уровне, активно решать указанную проблему следует уже на уровне семьи и продолжать в образовательных организациях разных уровней и в трудовых коллективах.

Выводы и рекомендации. Исходя из специфики и остроты межнациональных отношений можно предложить следующие рекомендации по повышению правовой культуры в области регулирования данного вида взаимодействия:

- повышение качества подготовки специалистов средних и высших профессиональных образовательных организаций юридических факультетов по направлению «Теория и история права и государства; история политических и правовых учений», поскольку именно они в перспективе осуществляют функции в ведомственных и государственных структурах, занимающихся урегулированием межнациональных конфликтов;

- совершенствование миграционного законодательства, как Российской Федерации, так и стран-партнеров в области международного взаимодействия по указанному направлению;

- улучшение социально-экономических условий, соблюдение политических и правовых прав лиц, прибывших из других государств как по программам, предусмотренным для беженцев или вынужденных переселенцев (регламентируются, соответственно, Федеральными законами от 19.02. 1993г. № 4528 - 1 «О беженцах» (редакция от 01.07.2021г.); от 19.03.1993г. № 4530 - 1 «О вынужденных переселенцах» (редакция от 08.12.2020г.), так и для иных граждан, в частности, для получения образования или трудоустройства;

- расширение мер сотрудничества в международном масштабе по сферам образования и трудоустройства не только на государственном, но и на международном уровнях;

- ужесточение мер ответственности за проявление дискриминации в отношении представителей зарубежных государств.

Заключение. В целом работа по повышению уровня правовой культуры в области формирования и развития механизмов межнационального общения подразумевает наличие как теоретической, так и практической основ. Первая включает в себя знакомство населения с нормативно-правовой базой соответствующего содержания; вторая - предполагает реализацию ее положений на различных уровнях государственной и общественной сфер. При этом становиться очевидным тот факт, что чем добросовестнее законодатели и правоприменители в указанной отрасли, тем более результативной оказывается их работа. Но одновременно нужно поднимать и правосознание отдельных граждан в плане уважительного отношения к представителям разных наций и народностей, что становиться достаточно актуальным на современном историческом этапе при оживлении миграционного движения как в следствие вооруженных конфликтов, так и по социально-экономическим мотивам.

Список использованной литературы

1. Declaration on Race and Rasial Prejudice (UNESCO, Paris 1979);

2. Tolerance. Collection: Cultures. Peace. Author: Dominique Roger and Clandine and Andru Parinaud (1995);

3. Правовая культура России и межкультурный диалог в условиях глобализации.//[Электрон-ный ресурс]: URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 11.01.2022г.);

4. Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры. Изд. 2-е - М.: ЛЕНАНД, 2015. - с. 304 - 316;

5. Зубова Я.В. Культурное наследие России как стратегический фактор укрепления национального единства..//[Электронный ресурс]: URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 11.01.2022г.);

6. Кусарбаев Р.И. Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ин-т нац. проблем образования Минобразования России и Минфедерации России. - Москва, 2001. - 25 с.;

7. Визиренко Е.В. Тенденции развития правосознания и правовой культуры в современном российском обществе. //[Электронный ресурс]: URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 11.01.2022г.);

8. Lund M. Preventing violet conflicts. - 1996г.-240 с. //[Электронный ресурс]: URL: archive.org. (Дата обращения: 11.01.2022г.);

9. Smith A.D. Nationalism in the Twentieth Century - New York, 1979 // [Электронный ресурс]: URL: trojden.com.(Дата обращения: 11.01.2022г.);

10. Silbey, S. S. Legal Culture and the Culture of Legality (Электронный научный архив УрФУ

54

JURISPRUDENCE / «ШУУШШШУМ-ЛШГМак» ЖШ

(Уральского федерального университета). // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2014. — № 3 (131). — С. 75-87;

11. Hall J.A. Nationalisms: classified and explained. //1993г. //[Электронный ресурс]: URL: docs.yandex.ru.(Дата обращения: 11.01.2022г.);

12. Yves Plassereau. The Identity of the peoples of Europe.//2016. - 250с., 31 илл. //[Электронный ресурс]: URL: AE. - Books online. (Дата обращения: 11.01.2022г.);

13. Бурнашев Р. Центрально-азиатские исследования в контексте теорий международных отношений. // «Вестник РУДН», серия «Международные отношения». - №2, 2018. - с. 400 - 410;

14. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 591с. - с. 480 -482;

15. Стадников М.Г. Феномен этноцентризма в формировании межэтнических отношений. //Петербургский госудасртвенный университет на правах рукописи 19.00.05 • социальная психология //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, 2005. -24с..

References

1. Declaration on Race and Racial Prejudice (UNESCO, Paris 1979);

2. Tolerance. Collection: Cultures. Peace. Author: Dominique Roger and Clandine and Andru Parinaud (1995);

3. Legal culture of Russia and intercultural dialogue in the context of globalization.//[Electronic resource]: URL: cyberleninka.ru (Date of address: 11.01.2022);

4. Medushevsky N.A. Fundamentals of tolerance and legal culture. Ed. 2nd - M.: LENAND, 2015. - pp. 304 - 316;

5. Zubova Ya.V. The cultural heritage of Russia as a strategic factor in strengthening national unity..//[Electronic resource]: URL: cyberleninka.ru (Date of address: 11.01.2022);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kusarbayev R.I. Formation of a culture of inter-ethnic interaction among students of higher educational institutions: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / In-t national problems of education of the Ministry of Education of Russia and the Ministry of Federation of Russia. - Moscow, 2001. - 25 p.;

7. Vizirenko E.V. Trends in the development of legal awareness and legal culture in modern Russian society. //[Electronic resource]: URL: cyberleninka.ru (Accessed: 11.01.2022);

8. Lund M. Preventing violet conflicts- - 1996240 p. //[Electronic resource]: URL: archive.org . (Accessed: 11.01.2022);

9. Smith A.D. Nationalism in the Twentieth Century - New York, 1979 // [Electronic resource]: URL: trojden.com .(Accessed: 11.01.2022);

10. Silbey, S. S. Legal Culture and the Culture of Legality (Electronic Scientific Archive of UrFU (Ural Federal University). // Izvestiya Ural Federal University. Ser. 3, Social Sciences. — 2014. — № 3 (131). — Pp. 75-87;

11. Hall J.A. Nationalisms: classified and explained. //1993. //[Electronic resource]: URL: docs.yandex.ru.(Accessed: 11.01.2022);

12. Yves Plassereau. The Identity of the peoples of Europe.//2016. - 250c., 31 fig. //[Electronic resource]: URL: AE. - Books online. (Date addresses: 11.01.2022);

13. Burnashev R. Central Asian studies in the context of theories of international relations. // "Bulletin of the RUDN", series "International Relations". -No.2, 2018. - pp. 400 - 410;

14. Oxamytny V.V. General theory of state and law. - Moscow: UNITY, 2017. - 591s. - pp. 480 - 482;

15. Stadnikov M.G. The phenomenon of ethno-centrism in the formation of interethnic relations. //St. Petersburg State University on the rights of the manuscript 19.00.05 * social psychology //Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences, 2005. - 24s..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.