Научная статья на тему 'Роль правовой культуры в минимизации правозащитных рисков (на примере законодательства субъектов центрального федерального округа)'

Роль правовой культуры в минимизации правозащитных рисков (на примере законодательства субъектов центрального федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Humanitatis
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОЗАЩИТНЫЕ РИСКИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / HUMAN RIGHTS RISKS / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / ELECTORAL CULTURE / GOVERNMENT POLICIES / GOVERNMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Алевтина Евгеньевна

В статье представлена авторская позиция о роли современной правовой культуры в минимизации правозащитных рисков, возникающих в различных сферах. В работе на основе совокупного анализа федеральных правовых актов и правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, сделаны выводы и обобщения о современных формах влияния государства на повышение правовой культуры населения. Показано, что ключевое значение здесь отведено документам программного характера. Полученные результаты исследования позволили автору сформулировать предложения по совершенствованию заявленных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author's attitude to the role of modern legal culture in minimizing human rights risks in various areas. On the basis of the cumulative analysis of the Federal legal acts and legal acts of constituent units of the Russian Federation included into the Central Federal District the author makes conclusions and generalizations on contemporary forms of state influence on growth of the legal culture of the population. The key value here is assigned to the documents containing a program of action. The obtained results allowed the author to define proposals for the improvement of the stated relations.

Текст научной работы на тему «Роль правовой культуры в минимизации правозащитных рисков (на примере законодательства субъектов центрального федерального округа)»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

УДК 340.13

РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В МИНИМИЗАЦИИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ РИСКОВ (НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Новикова А.Е.

В статье представлена авторская позиция о роли современной правовой культуры в минимизации правозащитных рисков, возникающих в различных сферах. В работе на основе совокупного анализа федеральных правовых актов и правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, сделаны выводы и обобщения о современных формах влияния государства на повышение правовой культуры населения. Показано, что ключевое значение здесь отведено документам программного характера. Полученные результаты исследования позволили автору сформулировать предложения по совершенствованию заявленных правоотношений.

Ключевые слова: правозащитные риски, правосознание, правовая культура, электоральная культура, государственная политика, государственные программы.

THE ROLE OF LEGAL CULTURE IN MINIMIZING HUMAN RIGHTS RISKS (ON THE EXAMPLE OF LEGISLATION OF THE CONSTITUENT UNIT OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT)

Novikova A.E.

The article presents the author's attitude to the role of modern legal culture in minimizing human rights risks in various areas. On the basis of the cumulative analysis of the Federal legal acts and legal acts of constituent units of the Russian Federation included into the Central Federal District the author makes conclusions and generalizations on contemporary forms of state influence on growth of the legal culture of the population. The key value here is assigned to the documents containing a program of action. The obtained results allowed the author to define proposals for the improvement of the stated relations.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

Keywords: human rights risks, legal consciousness, legal culture, electoral culture, government policies, government programs.

Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс - МК-2016).

Состояние защищенности человека, его прав и свобод в современном государстве опосредовано не только деятельностью публичных властных структур, институтов гражданского общества, но также уровнем правовой культуры самой личности. Правовая культура, будучи одним из ключевых понятий в теории права, тем не менее, характеризуется и прикладным свойством, позволяющим оценить степень развития правосознания граждан. Обладание минимальными правовыми познаниями и навыками по их применению позволит населению самостоятельно минимизировать правозащитные риски, возникающие в различных сферах. Вместе с тем, считаем, что государство не должно оставаться в стороне от процесса повышения уровня правовой культуры российских граждан. Анализ современного отечественного законодательства (федерального уровня и субъектов, входящих в Центральный федеральный округ) по данному поводу позволил сделать ряд выводов и предложений.

В современной России на федеральном уровне перманентно принимаются базовые документы, определяющие усилия властных структур в направлении корректировки правовой культуры населения. Так, еще в 1995 г. Указ Президента РФ № 228 «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» [40] стал основанием для принятия аналогичных документов в субъектах Российской Федерации [13; 38].

Сделаем ремарку, что программа была посвящена электоральной правовой культуре и предусматривала проведение мероприятий

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru организационного, образовательного, информационного характера, направленных на создание разнообразных форм правового просвещения и обучения участников избирательного процесса.

Обычно для реализации данных программ субъект Федерации формировал специальный орган - Совет, Координационный совет и др. Например, Координационной совет по реализации Целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Брянской области - консультативно-совещательный, координирующий орган, образованный в целях оказания содействия избирательной комиссии, областным управлениям и ведомствам, избирательным комиссиям всех уровней в подготовке и проведении мероприятий по реализации Целевой программы

[14].

В целях реализации целевой программы Координационные советы также могли выполнять более широкий перечень задач, связанных с координацией деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъекта Федерации, различных уровней избирательных комиссий [15].

Апогей принятия правовых актов, направленных на формирование плановых мероприятий, а также учреждение специальных структур, ведающих вопросами повышения правовой культуры, пришелся на период, начавшийся в 2005 году. Именно в это время в субъектах Российской Федерации активно издаются указанные акты в связи с выполнением положений целевой программы «Повышение правовой культуры населения (правового всеобуча)» (к примеру, в Центральном федеральном округе действовало распоряжение полномочного представителя Президента РФ от 11 апреля 2005 г. № 104). Как видим, ключевой документ, исходя из наименования, носит универсальный характер и предполагает реализацию мер, повышающих различные аспекты правовой культуры населения, включая и электоральный. В субъектах Федерации в соответствии с данным базовым документом были приняты собственные программы, вариативные в адресатах.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

Так в Белгородской области в 2009-2011 гг. была реализована областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения Белгородской области» [30; 37]. Основной ее целью явилось создание на территории Белгородской области единой системы качественного правового просвещения (правового всеобуча) с элементами правового самообразования, а также формирование у граждан современных демократических представлений об избирательном праве и избирательном процессе. Таким образом, приведенная программа характеризовалась как универсальная, акцентирующая внимание и на проблемах реализации избирательного права. Соответственно для реализации программы были задействованы не только органы исполнительной власти Белгородской области, но также Избирательная комиссия Белгородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные учреждения и центры, правоохранительные органы.

Более узкий круг субъектов, реализующих подобного рода программу, был заявлен в постановлении Правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. № 1646/53 - только исполнительные органы государственной власти Московской области [31].

Уточним, что отдельные субъекты, принимая программы повышения правовой культуры населения, обозначили в них универсальные цели без акцентуации на той или иной сфере. Например, Курской областной целевой программой «Повышение правовой культуры населения (правовой всеобуч) в Курской области на 2007-2008 годы» предусматривалось проведение мероприятий, которые обеспечивали организацию на территории Курской области правового воспитания населения и разъяснение законодательства, а также осуществление мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения широких слоев населения [28].

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

Содержательно были аналогичны цели областных программ повышения правовой культуры населения (правового всеобуча) в Липецкой области на 2005-2007 гг. [29] и в Смоленской области на 2009-2011 гг. [10].

Стоит отметить, что плановые и программные документы утверждались в субъектах Российской Федерации не только на уровне коллегиального или единоначального органа исполнительной власти, но также и законодательным способом [1; 2].

В принятие документов, направленных на повышение электоральной стороны правовой культуры, включены и избирательные комиссии в субъектах Федерации [26]. Уточним, что данное можно сказать о различных хронологических периодах их функционирования [16; 22; 23].

В контексте указанных документов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации положительным опытом также видится принятие актов о выполнении плана мероприятий по повышению правовой культуры избирателей или же о ходе реализации [20; 21; 39]. На наш взгляд, данный опыт необходимо распространить в связи с тем, что промежуточная отчетная информация позволяет определить качество реализованных мероприятий, а также определить необходимую совокупность мер для эффективности последующих пунктов планов.

Муниципальный уровень власти также принимает акты о мерах по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

В период с 2005 г. наблюдается преемственность в реализации мер и планов повышения правовой культуры населения, состоящая в функционировании специальных координационных советов, способствующих формированию условий для создания и развития единого правового информационного пространства, а также информационного обеспечения деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи [6; 12; 34; 35].

Если оценивать современное состояние федерального уровня законодательства, то можно обнаружить документ из «прошлого»,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru характеризующийся узким содержанием и адресованный Координационному совету при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации [33]. Данный совет создавался как консультативно-совещательный орган в целях оказания содействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральным министерствам и иным исполнительным органам государственной власти, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в подготовке и проведении мероприятий по реализации Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей Российской Федерации на 2000-2005 годы.

В настоящее время ключевым документом федерального уровня в рассматриваемой сфере являются Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [3]. Они определяют принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан; направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Полагаем, что принятие данного рода документа в форме основ государственной политики соответствует важности регулируемой сферы и является предпочтительнымпо сравнению с иными.

Безусловна реакция субъектов Российской Федерации, принимающих акты в соответствии с обозначенными основами государственной политики.

Если посмотреть на документы универсального характера, определяющие деятельность субъекта Федерации по повышению уровня правовой культуры населения, то как положительный можно выделить опыт Орловской области,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru принявшей комплекс мер по повышению правовой культуры населения на

2016-2018 годы [36]. Вместе с тем отрицательным аспектом является то, что на уровне этих мер не обозначены совместные усилия представителей власти в субъекте Российской Федерации. С этой точки зрения заслуживает внимания и положительной оценки Комплексный план по повышению правовой культуры населения Владимирской области на 2016-2018 годы, в соответствии с которым главам местных администраций городских округов и муниципальных районов рекомендовано обеспечить реализацию мероприятий Комплексного плана по повышению правовой культуры населения Владимирской области на 2016-2018 годы, принимать необходимые меры, направленные на улучшение правового просвещения и воспитания граждан [5].

Традиционно, как и в предыдущих периодах, в настоящее время муниципальный уровень власти принимает соответствующее участие в реализации мер, направленных на повышение правовой культуры населения. Здесь положителен пример администрации Белгородского района Белгородской области, утвердившей 24 апреля 2013 г. районную целевую программу повышения правовой культуры населения на 2013-2017 годы [4]. Документ ориентирует на универсальные цели в рамках правовой культуры. Подобная практика является не единичной [9; 11].

На муниципальном уровне также принимаются меры, направленные на повышение правовой культуры только в связи с избирательным правом. Так муниципальная программа «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов, совершенствование и развитие избирательных технологий в муниципальном районе "Бабынинский район" на

2017-2019 гг.» представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач по повышению правовой культуры избирателей, обучению организаторов выборов и других участников избирательного процесса (перечень основных мероприятий прилагается) [8].

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

Основной целью реализации Программы является создание условий для формирования готовности всех субъектов избирательного процесса к выборам как к важнейшему механизму формирования органов власти всех уровней.

Данная практика также распространена и в иных муниципальных образованиях [7].

Как положительный опыт следует привести ежегодное проведение совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, образовательными организациями Всероссийского конкурса на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и участников избирательных кампаний среди студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов образовательных организаций высшего образования и педагогических работников общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования проводится. Цель проведения конкурса - стимулирование лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, и педагогических работников образовательных организаций к научным исследованиям в области избирательного права и избирательного процесса, привлечения образовательных организаций к разработке учебно-методических материалов по избирательному праву, избирательному процессу, современным избирательным технологиям, повышения уровня правовой и политической культуры избирателей, иных участников избирательных кампаний, в том числе с учетом зарубежного опыта организации и проведения выборов, формирования кадрового резерва избирательных комиссий [32].

Данный конкурс охватывает региональный и федеральный уровни.

Объявление конкурсов в связи с повышением правовой культуры в различные периоды времени было связано не только с научной составлявшей.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru Так, конкурсы были адресованы районным, сельским, поселенческим домам культуры и клубам [25], районным и сельским библиотекам [18; 24; 27], молодежным избирательным комиссиям на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры молодежи [17], учителям общеобразовательных школ на лучшую разработку методического материала по проведению урока или внеклассного мероприятия по формированию правовой культуры школьников - будущих участников избирательного процесса «Выборы - доступно и понятно!» [19] и др.

Осуществленный анализ показал, что современный программный аспект повышения правовой культуры носит фрагментарный характер, в частности, различен подход в отражении круга вопросов, периодизации, а также территории распространения.

Полагаем, правовая культура относится к явлениям, которые требуют системного внимания и не только в связи с проведением выборов. В настоящее время подавляющее большинство сфер динамично развиваются и востребованы населением. Граждане должны не только своевременно получать информацию о новациях, но также уметь разумно ею распоряжаться. В этой связи, считаем, программы (планы) или любые документы периодического характера (комплекс мер, мероприятий и др.), посвященные повышению уровня правовой культуры, должны быть актуализированы с учетом современных требований и утверждены в краткосрочной или среднесрочной хронологии. Подобного рода документы могут быть комплексного характера, включать в себя, в том числе, положения об электоральной правовой культуре (что не исключает проведение различного рода конкурсов). Предпочтительно их принятие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом, безусловно, востребованы развернутые рекомендации, перечень мер именно на уровне субъекта России.

С точки зрения специальной координационной работы в данном направлении, представляется достаточным создание рабочих групп при органе исполнительной власти различного уровня.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

Список литературы:

1. Закон Калужской области от 01 ноября 2008 г. № 473-ОЗ «Об областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы» // Весть. 2008, 7 ноября.

2. Закон Рязанской области от 19 июня 2007 г. № 76-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Рязанской области на 2007-2009 годы» // Рязанские ведомости. 2007, 26 июня.

3. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // Российская газета. 2011, 14 июля.

4. Постановление Администрации Белгородского района Белгородской области от 24 апреля 2013 г. № 76 «О районной целевой программе «Повышение правовой культуры населения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области на 2013-2017 годы» [Электронный ресурс] // Региональное законодательство [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/nKVnDX (дата обращения: 01.08.2017).

5. Постановление Администрации Владимирской области от 5 августа 2016 г. № 684 «Об утверждении Комплексного плана по повышению правовой культуры населения Владимирской области на 2016-2018 годы» // Владимирские ведомости. 2016, 13 августа.

6. Постановление Администрации Воронежской области от 23 августа 2005 г. № 824 «О создании координационного совета по реализации целевой программы повышения правовой культуры населения в Центральном федеральном округе» (ред. от 25.09.2007 г.) [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/RjdeDJ (дата обращения: 01.08.2017).

7. Постановление Администрации муниципального образования -Скопинский муниципальный район Рязанской области от 29 сентября 2016 г. № 447 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучения организаторов

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru выборов и референдумов на территории муниципального образования -Скопинский муниципальный район Рязанской области на 2017-2019 годы» // Информационный бюллетень муниципального образования - Скопинский муниципальный район. 2016, 29 сентября.

8. Постановление Администрации муниципального района «Бабынинский район» от 10 октября 2016 г. № 365 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов, совершенствование и развитие избирательных технологий в муниципальном районе «Бабынинский район» на 2017-2019 гг.» [Электронный ресурс] // Бабынинский район. Калужская область. Официальный сайт [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/WvsZzs (дата обращения: 01.08.2017).

9. Постановление Администрации округа Муром от 17 ноября 2015 г. № 2136 «Об утверждении «Комплекса мер по повышению правовой культуры населения округа Муром на 2016-2018 годы» // Муромский край (документы). 2015, 24 ноября.

10. Постановление Администрации Смоленской области от 14 октября 2008 г. № 559 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Повышение правовой культуры населения в Смоленской области» на 20092011 годы» (ред. от 22.06.2011 г.) // Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 2009. № 1 (часть V). С. 173.

11. Постановление Администрации Суздальского района от 26 августа 2013 г. № 395 «О Комплексе мер по повышению правовой культуры населения Суздальского района на 2013-2015 годы» // Суздальская новь. 2013, 4 сентября.

12. Постановление Администрации Тамбовской области от 15 сентября 2008 г. № 1159 «О координационном совете по повышению правовой культуры населения Тамбовской области» (ред. от 08.09.2016 г.) [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/81 aTJE (дата обращения: 01.08.2017).

13. Постановление Брянской областной Думы от 25 мая 1995 г. № 122 «О целевой программе повышения правовой культуры избирателей и

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru организаторов выборов в Брянской области» [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/b39bbD (дата обращения: 01.08.2017).

14. Постановление Брянской областной Думы, Администрации Брянской области от 12 сентября 1995 г. - 31 октября 1995 г. № 207-93 «О координационном совете по реализации Целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Брянской области» [Электронный ресурс] // ЦФО-ИНФО [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/XVKZZw (дата обращения: 01.08.2017).

15. Постановление Главы Администрации Ивановской обл. от 5 июня 1997 г. № 373 «О координационном совете и целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Ивановской области» // Собрание законодательства Ивановской области. 2002, 31 мая.

16. Постановление Избирательной комиссии Владимирской области от 18 марта 2016 г. № 48 «О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов во Владимирской области на 2016-2018 годы» [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/rVsH63 (дата обращения: 01.08.2017).

17. Постановление Избирательной комиссии Калужской области от 23 августа 2013 г. № 512/90-V «О проведении областного конкурса среди муниципальных общедоступных библиотек Калужской области по повышению правовой культуры избирателей в 2013 году» [Электронный ресурс] // Региональное законодательство [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/x362gK (дата обращения: 01.08.2017).

18. Постановление Избирательной комиссии Калужской области от 23 августа 2013 г. № 513/90-V «О проведении областного конкурса среди молодежных избирательных комиссий на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры молодежи в 2013 году» [Электронный ресурс] // Региональное законодательство [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/WYYBGp (дата обращения: 01.08.2017).

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

19. Постановление Избирательной комиссии Липецкой области от 12 февраля 2014 г. № 89/818-5 «Об областном конкурсе среди учителей общеобразовательных школ Липецкой области на лучшую разработку методического материала по проведению урока или внеклассного мероприятия по формированию правовой культуры школьников - будущих участников избирательного процесса «Выборы - доступно и понятно!» [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/wiD7pv (дата обращения: 01.08.2017).

20. Постановление Избирательной комиссии Липецкой области от 15 января 2010 г. № 61/489-4 «О выполнении плана мероприятий избирательной комиссии Липецкой области по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в 2009 году» [Электронный ресурс] // Архив Челябинской области [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/tCHQAt (дата обращения: 01.08.2017).

21. Постановление Избирательной комиссии Рязанской области от 12 июля 2016 г. № 228/2360-5 «Об итогах выполнения ведомственной целевой программы «Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Рязанской области на 2014-2016 годы» за первое полугодие 2016 года» [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/GsFZbu (дата обращения: 01.08.2017).

22. Постановление Избирательной комиссии Рязанской области от 18 января 2017 г. № 4/28-6 «О Сводном плане основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и работе с молодыми и будущими избирателями в Рязанской области на 2017 год» [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/gtysyM (дата обращения: 01.08.2017).

23. Постановление Избирательной комиссии Рязанской области от 30 сентября 2016 г. № 255/2711-5 «О ведомственной целевой программе «Развитие

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru правовой и электоральной культуры граждан в Рязанской области на 2017-2021 годы» [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/U6X5WZ (дата обращения: 01.08.2017).

24. Постановление Избирательной комиссии Тверской области от 20 ноября 2008 г. № 01 -13/635 «Об областном конкурсе среди библиотек Тверской области по повышению гражданско-правовой культуры избирателей» // Тверская жизнь. 2008, 25 ноября.

25. Постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 11 марта 2009 г. № 47/355-4 «О конкурсе среди районных, сельских, поселенческих домов культуры и клубов Ярославской области по повышению правовой культуры избирателей в 2009 году» // Губернские вести. 2009, 18 марта.

26. Постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 20 мая 2009 г. № 49/393-4 «О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процесса в Ярославской области на 2009-2011 годы» // Губернские вести. 2009, 27 июня.

27. Постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 24 января 2007 г. № 97/690-3 «О конкурсе среди районных и сельских библиотек Ярославской области по повышению правовой культуры избирателей в 2007 году» // Губернские вести. 2007, 26 января.

28. Постановление Курской областной Думы от 15 февраля 2007 г. № 270-IV ОД «Об областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения (правовой всеобуч) в Курской области на 2007-2008 годы» (ред. от 13.03.2008 г.) [Электронный ресурс] // Кодекс [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/UixW68 (дата обращения: 01.08.2017).

29. Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. № 880-пс «Об областной целевой программе повышения правовой культуры населения (правового всеобуча) в Липецкой области на 2005-2007 годы» (ред. от 04.10.2007 г.) // Липецкая газета. 2005, 6 августа.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

30. Постановление Правительства Белгородской области от 15 декабря 2008 г. № 300-пп «Об областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения Белгородской области в 2009-2011 годах» (ред. от 29.06.2009 г.) // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2009. № 1-2.

31. Постановление Правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. № 1646/53 «О Плане мероприятий исполнительных органов государственной власти Московской области по повышению правовой культуры населения на 2012 год» // Информационный вестник Правительства МО. 2012, 30 апреля.

32. Постановление ЦИК России от 2 ноября 2016 г. № 63/602-7 «О проведении Всероссийского конкурса на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и участников избирательных кампаний» (с изм. от 29.03.2017 г.) // Вестник Центризбиркома РФ. 2016. № 22.

33. Постановление ЦИК России от 21 марта 2001 г. № 124/1232-3 «О Координационном совете при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правовая Россия [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/JMCsGL (дата обращения: 01.08.2017).

34. Распоряжение Администрации Смоленской области от 13 мая 2016 г. № 587-р/адм «О создании Межведомственной комиссии при Администрации Смоленской области по вопросам повышения правовой культуры населения, правового просвещения населения и оказания гражданам бесплатной юридической помощи в Смоленской области» [Электронный ресурс] // Архив Смоленской области [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/6xdrL7 (дата обращения: 01.08.2017).

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

35. Распоряжение Губернатора Московской области от 29 июля 2009 г. № 474-РГ «О Координационном совете по вопросам повышения правовой культуры населения Московской области при Губернаторе Московской области» (ред. от 29.06.2011 г.) // Информационный вестник Правительства МО. 2009. № 8.

36. Распоряжение Губернатора Орловской области от 22 июля 2016 г. № 38-р «Об утверждении комплекса мер по повышению правовой культуры населения Орловской области на 2016-2018 годы» [Электронный ресурс] // Архив Орловской области [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/zdeUt9 (дата обращения: 01.08.2017).

37. Распоряжение Губернатора Тульской области от 28 февраля 2011 г. № 201-рг «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Тульской области Целевой программы повышения правовой культуры населения (правового всеобуча) в Центральном федеральном округе на 2011-2012 годы» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ЗаконПрост» [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/ffDxA6 (дата обращения: 01.08.2017).

38. Решение Законодательного Собрания Ивановской области от 23 октября 1997 г. № 2-на «О целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Ивановской области на 1998-2000 гг.» // Собрание законодательства Ивановской области. 1998, 15 мая.

39. Решение Представительного собрания Советского района Курской области от 23 апреля 2008 г. № 23 «О ходе выполнения районной целевой программы «Повышение правовой культуры населения (правовой всеобуч) в Советском районе на 2007-2008 годы» [Электронный ресурс] // Региональное законодательство [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/EtpYjR (дата обращения: 01.08.2017).

40. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 228 «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995, 22 марта.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 3. www.st-hum.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Новикова Алевтина Евгеньевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (Белгород, Россия).

Data about the author:

Novikova Alevtina Evgenievna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Constitutional and Municipal Law Department of Juridical Institute, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia).

E-mail: novikova_a@bsu.edu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.