Научная статья на тему 'Роль правовой информации, передаваемой СМИ в предупреждении преступности'

Роль правовой информации, передаваемой СМИ в предупреждении преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ СМИ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕСТУПНИК / ПРЕДУМЫШЛЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токарев А. А.

The effective struggle against crime seems to be impossible without elimination of legal ignorance that has a very strong influence on the development of crime. Many scientists consider the lack of legal information in the society the course of the legal ignorance. The ways of legal ignorance elimination provided by mass media led to the intensification of the legal information flow. Legal information transmitted by mass media influences on public opinion as well as on crime. The article is an attempt to study both positive and negative influence that legal information induces on the struggle against crime. The article makes an emphasis on the research of the legal information transmitted by popular mass-media, because such media has the biggest audience. It should be taken into consideration that the influence of legal information on different types of crime is unequal. It is supposed that mass-media ability to prevent deliberate crime is lower that it's ability to prevent unintentional crime. But we shouldn't overestimate the power of mass-media. In some cases mass media doesn't influence much on crime commitment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Legal Information Transmitted by Mass-media in Crime Prevention

The effective struggle against crime seems to be impossible without elimination of legal ignorance that has a very strong influence on the development of crime. Many scientists consider the lack of legal information in the society the course of the legal ignorance. The ways of legal ignorance elimination provided by mass media led to the intensification of the legal information flow. Legal information transmitted by mass media influences on public opinion as well as on crime. The article is an attempt to study both positive and negative influence that legal information induces on the struggle against crime. The article makes an emphasis on the research of the legal information transmitted by popular mass-media, because such media has the biggest audience. It should be taken into consideration that the influence of legal information on different types of crime is unequal. It is supposed that mass-media ability to prevent deliberate crime is lower that it's ability to prevent unintentional crime. But we shouldn't overestimate the power of mass-media. In some cases mass media doesn't influence much on crime commitment.

Текст научной работы на тему «Роль правовой информации, передаваемой СМИ в предупреждении преступности»

До сих пор отсутствует как модель, так и методология борьбы с преступлениями в органах внутренних дел.

В этой связи только всестороннее изучение феномена «преступности сотрудников органов внутренних дел» в самой системе Министерства внутренних дел РФ, где по сути должны чтить Закон, позволит разработать на государственном уровне систему предупреждения данной группы преступлений.

А.А. Токарев*

РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМОЙ СМИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ

Ключевые слова: правовая информация, правовые СМИ, правовой нигилизм, предупреждение преступности, преступник, предумышленная преступность, ситуативная преступность.

A.A. Tokarev. Role of Legal Information Transmitted by Mass-media in Crime Prevention

The effective struggle against crime seems to be impossible without elimination of legal ignorance that has a very strong influence on the development of crime. Many scientists consider the lack of legal information in the society the course of the legal ignorance. The ways of legal ignorance elimination provided by mass media led to the intensification of the legal information flow. Legal information transmitted by mass media influences on public opinion as well as on crime.

The article is an attempt to study both positive and negative influence that legal information induces on the struggle against crime. The article makes an emphasis on the research of the legal information transmitted by popular mass-media, because such media has the biggest audience.

It should be taken into consideration that the influence of legal information on different types of crime is unequal. It is supposed that mass-media ability to prevent deliberate crime is lower that it's ability to prevent unintentional crime. But we shouldn't overestimate the power of mass-media. In some cases mass media doesn't influence much on crime commitment.

Борьба с правовым нигилизмом в последнее время стала одной из основных задач, которую предстоит решить для построения в России правового государства1. Очевидно, что правовой нигилизм является серьезным фоновым

*Аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. [Artyguy@ mail.ru]

1 Об этом президент Д.А. Медведев, в частности, говорил в послании к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г.

явлением, питающим преступность. И, несмотря на довольно оптимистичные данные уголовной статистики, регулярно публикуемые на сайте МВД России, указывающие на устойчивую отрицательную динамику преступности в нашей стране, поводов радоваться пока немного. Не ставя под сомнение приводимые МВД данные, отметим, однако, что уровень латентной преступности в РФ достаточно высок.

Безусловно, не только правовой нигилизм является одной из причин преступности, но не признавать его роль в детерминации преступности невозможно. Правовой нигилизм в криминологии следует понимать в соответствии с определением, данным в учебнике под редакцией В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эми-нова, согласно которому «правовой нигилизм - это социально-психологическое явление, выражающееся в полном или частичном отрицании полезности и необходимости соблюдения правовых норм отдельными членами обще-ства»1.

Правовой нигилизм, как уже было указано, - социально-психологическое явление, и для борьбы с ним, очевидно, будет применяться весь инструментарий, накопленный современным российским обществом. Очевидно, что мощным ресурсом в деле преодоления правового нигилизма являются и СМИ. Действительно, масс-медиа способны воздействовать на сознание широких слоев населения, формируя у них определенные установки, в том числе и отношение к праву.

Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (сменившего закон 1995 г.) определяет «информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Попробуем, исходя из определения информации, вывести понятие «правовой информации». Например, заместитель начальника отдела Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ (НЦПИ) А.А. Шмелев в статье, размещенной на сайте Центра, определяет «правовую информацию» как «сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках и используемых при решении правовых задач»2.

По определению А.Ф. Шебанова, правовая информация представляет собой «совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях, с ним связанных»3. В.В. Панкратов определяет правовую информацию как информацию, которая циркулирует в сфере правового регулирования, содержится в текстах нормативных актов, в юридически значимых фактах, в явлениях и про-

1 Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М., 2010. С. 782.

2 www.scli.ru/rights> (дата последнего обращения - 10 декабря 2010 г.).

3 Шебанов А.Ф., Шляхов А.Р., Москвин С.С. Правовая информация. М., 1974. С. 8.

цессах социально-экономической жизни, которые являются объектами правового регулирования.

Не останавливаясь на подробном описании правовой информации, отметим лишь, что из ее массива можно выделить информацию, содержащуюся в тексте нормативно-правовых документов, которую можно назвать нормативной информацией. Всю прочую информацию можно определить как ненормативную. Ненормативную правовую информацию, в свою очередь, можно разделить на информацию индивидуально-правового характера и неофициальную правовую информацию. К первой можно отнести сведения, которые исходят не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан), при этом эти сведения имеют юридическое значение1.

К неофициальной правовой информации можно относить сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Рассмотрение понятия правовой информации необходимо для ее операционального использования при анализе содержания функций СМИ.

Статья 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» определяет массовую информацию как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. В свою очередь под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Совокупность СМИ, передающих неофициальную правовую информацию в зависимости от их целевой аудитории можно разделить на две большие группы. Это правовые СМИ, то есть СМИ, которые посвящены исключительно либо практически полностью освещению различных правовых проблем, например журналы «Законность», «Российская юстиция» и ряд других уважаемых изданий. В другую группу войдут СМИ, рассчитанные на широкую аудиторию, которые, однако, в той или иной степени тоже освещают правовые события. К таким можно отнести телеканал «Закон ТВ», правовые передачи: «На что жалуемся» («Эхо Москвы»), документальный сериал «Криминальная Россия» и ряд других.

Многие исследователи справедливо отмечают, что активная отрицательная установка общества по отношению к преступности и содействие правоохранительным органам являются необходимым ресурсом, без которого достижение сколько-нибудь эффективного результата в деле борьбы с преступностью немыслимо (А.И. Долгова, Г.Н Горшенков, М. Лайне и др.)2.

1 Данная позиция разделяются специалистами НЦПИ и компании «Консультант».

2 См., напр.: Долгова А.И. Криминология. М., 2010. С. 414.

В то же время многие российские исследователи отмечают, что одной из наиболее важных особенностей современного российского общества является его привыкание к преступности. В частности, в учебнике под редакцией В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова отмечается: «В стране идет социально-психологический процесс интенсивного привыкания населения к растущей преступности, в том числе к ее относительно новым и особо опасным формам: организованной, террористической и коррупционной. Осознание обыденности криминала порождает безысходность и понимание бесполезности борьбы с ним»1. В.Е. Эми-нов отмечает и другую важную особенность: «В СМИ и сети Интернет (сегменте, не являющимся СМИ) популярность и пропаганда бандитских боевиков, «мокрухи», «чернухи» и «порнухи» стоит на одном из первых мест»2.

На это обращают внимание и другие ученые. «На сегодняшний день представленные, воображаемые образы зачастую играют гораздо большую роль и оказывают влияние на общественное и массовое сознание, чем реальность. На этом фоне средства массовой информации, идя навстречу обыденному настроению населения, не только неправдоподобно освещают социальные процессы, но и в значительной степени вторгаются в него (настроение), создают уголовную интерпретацию»3.

Представляется, что надежным средством противодействия сложившейся ситуации является активизация потока правовой информации, которая должна повысить уровень правосознания в обществе и создать благоприятный фон для повышения эффективности борьбы с преступностью.

В частности, Г.Н. Горшенков под правовой информацией понимает и правовую пропаганду, т.е. «распространение и разъяснение законодательства в популярной форме»4. Представляется, что основная роль в деле правовой пропаганды должна принадлежать популярным СМИ, освещающим события социально-экономической жизни страны, а также правовым СМИ, рассчитанным на широкую аудиторию (например, «Закон ТВ»). Действительно, чтобы правовая пропаганда возымела свое действие, необходимо, чтобы она дошла до адресата. А популярность обычных СМИ значительно выше, чем популярность специализированных правовых изданий.

В этой связи необходимо поднять вопрос о качестве правовой информации, поставляемой обычными СМИ. В случае, если сведения будут не актуальны или не адекватны окружающей действительности, вместо борьбы с правовым нигилизмом мы получим его распространение.

1 См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Указ. соч. С. 101.

2 Там же.

3 Гололобова Ю.И. Средства массовой информации и преступность (криминологических аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 22.

4 Горшенков ГН.Криминология массовых коммуникаций. Н. Новгород, 2003. С. 85.

Кроме правовой пропаганды, Горшенков выделяет правовое воспитание, которое он определяет как «массово-информационное правовое воздействие, которое формирует или изменяет правовые установки, ориентации, правовые чувства, прививает уважительное отношение к праву вообще, к субъективным правам граждан, позволяет осознавать собственные обязанности перед другими участниками правоотношений»1.

Представляется, что комбинированное правовое информационное воздействие, осуществляемое с помощью популярных СМИ должно способствовать повышению уровня правовой грамотности населения, а также сыграть позитивную роль в деле предупреждения преступности, так как способна воздействовать на преступника и на жертву. В то же время воздействие правовой информации, поставляемой СМИ, на разные формы преступного поведения различно.

А.И. Долгова разделяет преступность на устойчивую и ситуативную в зависимости от соотношения личности и ситуации в генезисе преступного деяния. Попробуем проследить, как правовая информация СМИ может воздействовать на устойчивую преступность.

Следует отметить, что данный вид криминальной деятельности отличается продуманностью использования социальных условий, планированием, а при необходимости и созданием благоприятных условий для совершения преступления. В предумышленной преступности исключительную роль играет личность преступника2. Пропагандировать таким людям правовые ценности довольно бессмысленно. Если что-то и может заставить подобных преступников уважать закон, то это реальное усиление уголовной ответственности, о которой могут информировать СМИ.

Действительно, «массовое воздействие» СМИ на такого рода преступников слишком слабо. Другое дело, когда речь идет о журналистских расследованиях. Журналисты, вскрывающие причины и условия конкретных преступлений, вполне могут оказать помощь правоохранительным органам и всему обществу. (В данном случае мы говорим именно о подлинных журналистских расследованиях, а не о «борьбе с ветряными мельницами» для поднятия рейтинга или целенаправленной дезинформации, проводимой в чьих бы то ни было интересах).

В системе конкретного преступления важная роль отводится не только самому преступнику, но и его жертве. Чем менее уязвима жертва, тем меньше шансов у преступников. В этой связи чрезвычайно важно отметить позитивный опыт передач, содержащих прямые призывы, как поступать определенным образом, чтобы не стать жертвой преступления. Например, «Граждане, будьте бдительны, в последнее время участились случаи разбойных нападений на

1 Горшенков /^.Криминология массовых коммуникаций. Н. Новгород, 2003. С. 85.

2 См.: Долгова А.И. Указ. соч. С. 81.

квартиры пенсионеров под видом работников социальных служб», так и косвенное информирование потенциальных жертв о методах преступников. В частности, просматривая документальный фильм, гражданин может обратить внимание на ошибки просчеты, сделанные жертвой преступления.

Мы далеки от иллюзий, что многие граждане прислушаются даже к элементарным советам, как уберечь себя от преступления, более того, мы готовы предположить, что абсолютное большинство слушателей и зрителей вообще игнорирует эти призывы. Однако можно быть уверенными, что активная вик-тимологическая профилактика, проводимая по каналам СМИ, способна несколько «осложнить жизнь» профессиональным преступникам и, следовательно, определенным образом помочь правоохранительным органам.

В то же время следует отметить, что подобная информация может оказаться полезной и для преступников, способных учесть информацию о неудачах «коллег по цеху» и соответствующим образом заставить их изменить свои методы, прибегнув к более изощренным способам совершения преступлений, а возможно, действовать более жестоко и нагло.

Кроме того, СМИ, увлеченные порой желанием передать эксклюзивную информацию и получить дивиденды в виде растущего рейтинга, влекущего за собой и стоимость рекламы, могут передавать информацию, способную, осложнить работу правоохранительных органов по пресечению деятельности преступников.

Следовательно, СМИ, которые хотят оказать реальную помощь обществу в борьбе с этим злом, для эффективного предупреждения преступности следует координировать свои действия с правоохранительными органами. К слову сказать, подобное взаимодействие кое-где налажено и результаты можно заметить.

Также следует отметить и случаи, когда правовая информация, передаваемая СМИ, вообще не влияет на преступников. Такая ситуация может сложиться, если в СМИ освещается не реальная борьба с преступностью, а кампанейщина, практически безвредная для настоящих преступников. В таком случае преступники, обладающие соответствующими связями в криминальном мире, прекрасно знают, что деятельность правоохранительных органов лишь создает видимость борьбы.

Как известно, преступления ситуативного характера совершаются непосредственно в криминогенной ситуации; в ситуации, носящей опосредованно или отдаленно криминальный характер; либо в случае, если ситуация носит общий неблагоприятный характер.

Например, под преступлением, совершенным непосредственно в криминальной ситуации, мы понимаем такое положение вещей, при котором потерпевшим является лицо, совершающее преступление, то есть, когда речь идет о преступном реагировании на преступление. Следует отметить, что преступное

реагирование на преступление происходит нередко из-за незнания либо недостаточного уровня знаний реагирующей жертвы о правовых инструментах самозащиты. В этом случае правовая информация, передаваемая в СМИ, способна восполнить этот пробел. Здесь необходимо еще раз обратить внимание на качество поставляемой правовой информации. Если качество сомнительно, лицо, защищающееся в соответствии с полученными квазиправовыми рекомендациями, рискует лишь усугубить свое положение.

Кроме того, правовая информация СМИ может сбить страх и истерию, возникшие в обществе. Действительно, далеко не всегда страх основан на адекватной оценке угрожающей опасности. Нередко масштаб угрозы преувеличен, а значит, соответствующая реалиям спокойная и выдержанная правовая информация способна остановить или, во всяком случае, снизить панику, сделав реакцию населения, в том числе потенциальных потерпевших, более адекватной и правомерной.

Узкие рамки статьи не позволяют осветить многие моменты. В частности, вопрос об оценке влияния правовой информации СМИ на конкретные типы преступников.

В то же время уже на данном этапе исследований представляется возможным сделать два основных вывода. Во-первых, правовая информация, передаваемая СМИ, может иметь общепрофилактическое значение, снижая кримино-генность ситуации. А во-вторых, вероятно, что передаваемая СМИ правовая информация внесет свой вклад в дело борьбы с преступностью, при этом эффект ее профилактического воздействия прямо пропорционален уровню воздействия СМИ на конкретные криминальные ситуации.

В частности, систематические сообщения о судебных процессах над лицами, совершающими преступления, относимые к актуально-установочной преступности, способны заставить некоторых лиц воздержаться от противоправного поведения, во всяком случае на определенной территории и на определенное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.