Научная статья на тему 'Роль правового образования в устойчивом развитии и функционировании государства и общества в современном глобальном мире'

Роль правового образования в устойчивом развитии и функционировании государства и общества в современном глобальном мире Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
804
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ШКОЛ ПРАВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль правового образования в устойчивом развитии и функционировании государства и общества в современном глобальном мире»

Стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования профессионального образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях — достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы образовательного учреждения с социальными партнерами определяется степенью реализации его интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов, и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции [4].

Библиографический список

1. Осипов А. М., Карстанье П., Тумалев В. В., Зарубин В. Г. Социальное партнерство в сфере образования // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития: Сб. науч. статей / Под ред. проф. В. В. Тумалева. СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2008. Вып. 5

2. Марьин А. Социальное партнерство в образовании. — http://www. ргоЕа. ги/2011/01/21/398

3. Зотов В. Н. Особенности ценообразования в маркетинге образовательных услуг // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. 2011. Вып. 2.

4. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6.

В. Ю. Сморгунова, Е. Ю. Калинина

РОЛЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

Начиная с 90-х годов прошлого века в России идет непрерывный процесс реформирования образовательной системы. В последние годы этот процесс активизируется в связи со все большим сближением России и Европы и вхождением нашего государства в различные международные организации, так или иначе связанные с образованием. Таким образом, наши проблемы в этой сфере становятся частью европейских, те вызовы, с которыми сталкиваются европейские вузы, — это наши общие заботы. Вся мировая система образования в последние годы находится в инновационном процессе реформирования, и этот процесс резко усиливается. Это связано с тем, что многие вопросы остаются без ответов, что возникает безотлагательная необходимость решить,

наконец, смогут ли государства отказаться от собственных амбиций, пожертвовав элементами своих образовательных систем, или будут искать какие-то иные выходы, но опять же все вместе, ибо оставаться в стороне от этого процесса уже невозможно, и кризис, охвативший весь мир в разных сферах общественной жизни, — яркое тому свидетельство. Новые задачи перед образовательной системой ставятся в связи с развитием новых технологий, не только собственно педагогических, но и информационно-коммуникационных. Кроме того, европейские вузы объединены общей образовательной культурой и историей, которая способствует сближению образовательных систем и выработке общеевропейских проектов.

В нашем изменяющемся мире, переживающем процесс глобализации, на фоне обострения межнациональных и межкультурных конфликтов, когда главным становится воспитание терпимости, взаимоуважения, понимания и соблюдения своих и чужих прав и свобод, правовое образование является одним из важнейших аспектов развития общества. От эффективности правового образования в стране зависит не только состояние правовой культуры общества в целом, которое, в свою очередь, определяется уровнем правосознания, правовой активности, но и правовой деятельности, в которой эта культура проявляется, в том числе правотворческой, правоприменительной, правоохранительной. Однако важнее всего для будущего нашего государства — воспитание молодежи в духе уважения закона, прав других людей, толерантности. Проблема состоит в том, что в России до сих пор не сформировалась единая доктрина правового образования. Выяснилось, что в правовой информированности несовершеннолетних присутствуют многочисленные пробелы. Особую озабоченность вызывает тот факт, что эти пробелы не только носят характер незнания каких-то правовых норм или даже доктрин. Гораздо более серьезной является проблема правового нигилизма, непонимания того, ради чего закон необходимо соблюдать, для чего нужно уважительно относиться к правам других людей. Противоречия в правовой идеологии и психологии видоизменили чувства и настроения молодежи, отношение к праву и государству. Результатом становится понимание молодыми людьми того, что право представляет собой систему насилия над свободной личностью, а права понимаются в отрыве от обязанностей. Растет агрессия в обществе, конфликты. Развитие системы правового образования в РФ и за рубежом убеждает в необходимости разработки эффективных моделей правового образования учащихся, однако, созданные стихийно в различных регионах страны модели правового обучения и воспитания существуют вне логики единого образовательного и правового пространства. Это одновременно и европейская проблема. Следовательно, в последнее время создание единого образовательного пространства в Европе с включением в него России представляется первостепенной задачей. Для этого необходимо развивать реальное международное сотрудничество, включаться в международные организации и проекты.

Руководители и преподаватели РГПУ им. А. И. Герцена отчетливо понимают необходимость подобных действий, а потому серьезно подходят к решению этих вопросов. Осознавая необходимость интеграции в мировые процессы развития и внедрения доктрины правового образования, юридический факультет считает необходимым присоединяться к различным ассоциациям, которые поддерживают подобные инициативы. Одной из таких организаций, сотрудничество с которыми уже стало тесным и плодотворным, является 1ЛЬ8 (Международная ассоциация школ права). РГПУ им. А. И. Гер -цена вступил в Международную ассоциацию в январе 2010 года, став первым вузом, представившим Российскую Федерацию в этой ассоциации. Декан юридического фа-

культета В. Ю. Сморгунова на заседании Генеральной ассамблеи была избрана членом правления Международной ассоциации школ права.

В рамках II Всероссийской педагогической ассамблеи «Образование ХХ! века: развитие человеческого потенциала» прошло заседание правления Международной ассоциации школ права. Основными проблемами, которые обсуждались, были именно проблемы развития правового образования в России и за рубежом, а также вопросы интеграции образовательных программ, возможных перспектив сотрудничества с целью выработки совместных решений в период кризиса и глобализационных процессов.

В настоящее время Международная ассоциация школ права, созданная в Стамбуле в 2005 году, объединяет научное и академическое сообщество, в которое входят примерно 150 членов из различных стран и регионов мира: от Аргентины до Зимбабве, от Финляндии до южной Африки. Задачей ассоциации является развитие юридического образования в глобализирующемся мире. Ассоциация пытается внести свой вклад в интернационализацию юридического образования, в разработку совместных образовательных программ, в обмен студентами и преподавателями, в организацию международных летних школ по праву. Основной целью деятельности ассоциации является поощрение распространения новых подходов в образовании, формирование уважения к закону, понимания закона всеми гражданами различных стран. IALS — это не элитарная ассоциация, она включает в свой состав юридические факультеты и школы права из развивающихся стран, но ставит задачу перед элитарными школами права осуществлять поддержку юридического просвещения в слабо развитых странах, в странах развивающихся. Ассоциация — добровольная, некоммерческая организация, ориентированная на глобализацию юридического образования в соответствии с ее миссией, духом и устремлениями ее членов.

На заседании правления IALS обсуждались самые острые вопросы, касающихся правового регулирования образовательного процесса в России и в мире, от ответов на которые зависит будущее нашего общества и государства, а также гражданско-правового образования.

Было особо отмечено, что современные события, среди которых наиболее значимое место занимают интеграция мировых экономик, глобализация и интернационализация, вынуждают мировые системы приспосабливаться друг к другу, вырабатывать некий взаимоприемлемый компромисс, искать общие точки и развивать единые принципы организации политической и правовой систем. Действительно, право все больше приобретает интернациональный характер, благодаря общим правовым ценностям, принимаемым через международные договоры и соглашения большинством стран, которые осознают неизбежность процесса интеграции в мировое сообщество и готовы сотрудничать с целью построения общего будущего.

Обо всем этом говорил Франсис Ванг (Francis SL Wang), президент ассоциации. Го -сподин Ванг заметил, что ассоциация ставит значимые для юриспруденции политические и моральные вопросы. Согласно уставу, цель Международной ассоциации школ права заключается в том, чтобы: 1) вносить вклад в создание справедливого и мирного общества, воспитывая взаимное понимание и уважение к разнообразным меняющимся мировым юридическим системам и культурам; 2) повышать и укреплять роль закона в развитии обществ посредством юридического образования; 3) являться открытой и независимой площадкой для обсуждения различных идей, связанных с юридическим образованием; 4) вносить вклад в развитие и совершенствование юридических факультетов и юридического образования во всем мире; 5) способствовать подготовке юристов,

которые все больше и больше вовлекаются в транснациональную и глобальную юридическую практику; поддерживать тех, кто ориентирован на карьеру, отличающуюся от частной практики, включая правительственную, неправительственную, академическую и корпоративную; 6) осуществлять обмен опытом в области содержания юридического образования.

Правовое образование создает основу для устойчивого развития и функционирования государства, общества, семьи, отдельного гражданина. Следовательно, именно правовое образование будет играть значительную роль в процессе консолидации общества, в сохранении единого социокультурного пространства страны, в преодолении многочисленных конфликтов. От правового образования во многом зависит создание модели будущего общества, для которого межкультурная вражда будет, скорее, исключением из правил, нежели нормой повседневности, общества, в котором будет преодолена социальная пропасть между людьми, препятствующая проявлению их способностей для развития государства и общества. Правовое образование способствует развитию толерантности, уважения к другим людям, высокой правовой культуры. Оно побуждает людей следовать закону не из страха быть наказанным, а из осознания, что такое поведение — норма общественной жизни.

Для того чтобы все граждане, а не только студенты юридических факультетов, смогли получить правовое образование, необходимо обеспечить социальное равенство, но в то же время важно использовать индивидуализированный подход с учетом конкретных характеристик обучаемого. Такой подход означает выработку стратегии работы с представителями разных социальных, национальных, религиозных, этнических групп, участвующих в образовательном процессе. При этом насущной проблемой становится формирование равного отношения к таким субъектам образовательного процесса, уважение их прав, свобод, предоставление им равных возможностей. Существование культурных различий неизбежно не только влечет за собой разнообразные социально-психологические оценки, философскую рефлексию, вовлекающую культурное разнообразие в зону своего анализа, но и становится предметом политических дискуссий, требует правового регулирования. В условиях формирования гражданского общества темы мультикультурализма и толерантности, социально-правовых основ мультикультурного гражданства и плюрализма активно вовлекаются в междисциплинарный политико-правовой дискурс. Для борьбы с негативными установками современной молодежи и формирования патриотического правосознания прежде всего необходимо повышать культурный, образовательный уровень, открыть доступ к культурным ценностям и информации. Необходимо найти альтернативные пути приложения сил, создать молодежные организации, объединяющие молодых людей по интересам, имеющие прежде всего созидательные цели. Необходимо также расширить преподавание дисциплин правового цикла уже на уровне общеобразовательной школы, не ограничиваясь исключительно уроками обществознания. Для формирования гражданственности, патриотичности, человека высокой правовой культуры этого оказывается недостаточно, а значит, государство должно интенсифицировать усилия по формированию названных качеств у подрастающего поколения, которое будет формировать государственную политику в будущем.

В настоящее время в сфере образования (как и в других сферах жизнедеятельности общества) возникает большое количество конфликтов. Следовательно, все более настоятельно проявляется необходимость разработки новых (в том числе нормативно-правовых) инструментов для разрешения этих конфликтов. Поэтому, актуальным является вопрос о реализации законодательства о медиации как альтернативном способе разрешения и предотвращения конфликтов. В России ведется работа по созданию новой специализи-

рованной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, которая, как предполагается, будет представлена государственными органами совместно с негосударственными структурами, осуществляющими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних (ювенальная юстиция). Это вызвано еще и тем, что в последнее время возникает все больше проблем, связанных с детьми и молодежью. В России, как и в Европе в целом, постоянно растут показатели заболеваемости и смертности подростков, причиной которых являются проблемы психического здоровья. Важными факторами становятся, в частности, стрессы, депрессия и сформировавшаяся зависимость. Все это приводит к суицидам, число которых неумолимо растет, а в России превышает мировые показатели в 3 раза. Бесспорно, что настоящее число суицидов еще выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая».

Современная действительность демонстрирует высокую частоту жестокого обращения с детьми и насилия со стороны взрослых, поэтому необходимо объединение усилий различных структур и ведомств для своевременного выявления и принятия мер к пресечению этих фактов, также приводящих к суицидам. Беспризорность и безнадзорность — одна из самых тревожных проблем современной России. По данным официальной статистики, сегодня в стране около миллиона беспризорных детей, и цифра эта весьма приблизительна, потому что фиксирует только тех, кого задерживает полиция, либо тех, кто попадает в специализированные социальные учреждения для беспризорных и безнадзорных детей. Огромное число случаев насилия (физического, психического и сексуального) по отношению к детям вызывает серьезную озабоченность со стороны государства и общества.

Эти проблемы не являются исключительно российскими. Во всех странах мира они существуют и представляют серьезную угрозу для стабильного общественного развития. Все эти проблемы решаются с помощью как национальных, так и международных правовых инструментов. Международные организации ставят своей первоочередной задачей поиск неких общих возможностей. Сегодня эти проблемы приобретают глобальный характер. Они уже переходят национальные границы и становятся угрозой для формирующегося единого образовательного пространства. Их решение невозможно без развития правового образования, которое является одним из важнейших факторов развития личности и становления гражданского общества.

Современное российское образование, как и образование на Западе, переживает процесс трансформации. Уже более двух десятилетий назад появилась необходимость реформирования современной образовательной концепции в связи с двумя взаимосвязанными тенденциями: глобализацией и необходимостью смены образовательной парадигмы. Этот процесс протекает нелегко и в России, и на Западе. Государства не могут отыскать некую общую концепцию, на основе которой можно было бы достигнуть согласия по всем ключевым вопросам.

В современном правовом государстве образование должно иметь собственную независимую нормативно-правовую базу. Требование законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин. Прежде всего, оно связано с тем, что образование формирует специалистов, которые будут обеспечивать развитие нашего государства в дальнейшем. Современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права. В последние

годы в России обострились споры о выборе формы систематизации законодательства об образовании. Проблемы, вызванные несистематизированным характером этой отрасли законодательства, давно уже стали очевидны для многих. При обсуждении основных направлений развития законодательства об образовании сегодня одним из ключевых является вопрос о необходимости принятия Кодекса РФ об образовании. Огромное число норм разных отраслей права, с помощью которых регулируются отношения в области образования, затрудняет их использование. Ситуацию усложняет еще и тот факт, что большинство норм, которые используются, носят подзаконный характер. Следовательно, речь идет о несоразмерной компетенции исполнительных органов власти в сфере образования. На сегодняшний день это представляется нецелесообразным. Также возникает настоятельная потребность в создании нормативно-правовой базы для регулирования новых отношений, возникающих в сфере образования (например, квалификационные экзамены и квалификационные характеристики).

Одна из самых трудных проблем в сфере правового образования состоит в том, что существует необходимость формирования принципиально иной картины мира для нового специалиста, которому предстоит действовать в современном информационно-коммуникационном пространстве. Границы между различными отраслями знания сегодня стираются. Это необходимо учитывать в образовательном процессе. Узкому специалисту будет довольно сложно ориентироваться в потоках информации, которые существуют в настоящее время. Казалось бы противоположные отрасли знания переплетаются и взаимодействуют, и эта тенденция наблюдается не только в рамках гуманитарных и технических знаний. Напротив, размываются границы именно этих областей. Гуманитарные науки начинают все больше объединяться с естественными и техническими. Следовательно, образования, связанного с узкой специализацией, недостаточно. Комплексное решение проблемы — основное направление, которое должно господствовать в современном образовательном процессе. Новый специалист должен обладать целостным, комплексным мышлением. Кроме того, любому гражданину, даже если он не юрист, неоходим широкий правовой кругозор, что также обусловливает потребность во внедрении новой образовательной парадигмы.

Процесс глобализации влечет за собой необходимость создания единого образовательного пространства. На Западе эта идея последовательно и с успехом реализуется. В Евросоюзе существует большое количество образовательных программ, обеспечивающих академическую мобильность студентов и преподавателей. Кроме того, Евросоюз предлагает большое количество программ, обеспечивающих связи с США, Канадой, Латинской Америкой, а также с Японией и другими странами азиатского региона. Россия последовательно входит в процесс организации единого образовательного пространства как за счет создания нормативно-правовой базы (например, попытка приблизиться к международным образовательным стандартам через создание ФГОС нового поколения), так и за счет включения в ряд образовательных программ, позволяющих развивать академическую мобильность студентов и преподавателей.

Между тем не только в России, но в западных странах существуют проблемы, касающиеся реформирования образовательных отношений. Наверное, нет ни одного государства, которое было бы полностью удовлетворено состоянием образования. Повсеместно осознается необходимость изменений, однако их концепция до сих пор не совсем ясна. Те отдельные реформы, которые проводятся в Европе или США, не всегда положительно воспринимаются образовательным сообществом, что создает дополнительные проблемы. Часто реформы в области образования сталкиваются с глубоким скептицизмом. Это

связано с тем, что в этой области было опробовано большое количество вариантов, однако результаты редко оправдывали ожидания. Попытки проведения непоследовательных и противоречащих друг другу реформ, по-видимому, еще больше усилили консерватизм системы образования во многих странах.

Одной из основных задач развития правового образования в современном глобализирующемся мире является необходимость преодоления разногласий, которые существуют в различных школах права. Общей целью правового образования во всех странах мира становится формирование специалиста и гражданина, который будет способен не только запоминать определенные правовые доктрины, но и уметь сравнивать, анализировать иные социокультурные концепции, находить общий язык с представителями других культур. Отвечая на вызовы общества, каждая национальная система правового образования и просвещения, включается в международный интеллектуальный дискурс, реагируя посредством аккумуляции международного опыта. Это приводит к созданию внутригосударственных и международных организаций, которые будут служить площадкой, где правовые модели всего мира смогут взаимодействовать на основе партнерства и взаимопонимания, вырабатывать новые методы правового образования, добиваться устойчивого мирового национального и интернационального общественного развития через трансляцию правовых ценностей и знаний.

Решение всех указанных проблем невозможно без развития гражданско-правового образования в нашем государстве. На юридическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена концепция гражданско-правового образования является определяющей для формирования образовательной концепции как таковой. В той или иной степени гражданско-правовое образование внедрено практически во все образовательные программы на большинстве факультетов. Дальнейшее совершенствование этих программ будет залогом стабильности развития семьи, общества и нашего государства.

А. В. Комарницкий

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛ

Главным направлением стратегии модернизации современной российской школы является обновление содержания образования, которое должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Образование должно формировать у школьника умение жить и работать в современном обществе в условиях глобализации. Воспитание законопослушного гражданина должно начинаться с осознания своих прав и обязанностей, независимо от возраста.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является повышение правовой культуры учащихся российских школ через правовое образование.

Следует заметить, что в настоящее время на основе правовых, социологических, философских, антропологических и иных исследовательских подходов к определению правовой культуры выработано свыше 250 ее дефиниций [1. С. 70].

Так, В. П. Сальников считает, что «долгое время в нашей стране изучался некий идеальный срез, причем акцент делался, прежде всего, на правовое сознание личности без оценки реального уровня правовой культуры, которая чаще всего сводилась лишь к правовому сознанию. Речь шла, как правило, об отдельных пробелах в формировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.