Исаев А.А. ©
Кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин,
Уфимский юридический институт МВД России
РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В статье рассматривается роль русского православия в формировании духовнонравственной культуры современной российской молодежи. Автор обращает внимание на актуальность данной проблемы в наше время. В связи с этим делается исторический экскурс в 20-е годы ХХ века и проводится параллель с задачами, которые стояли перед русской молодежью в эмиграции. Автор утверждает, что христианство всегда было вплетено в жизнь русского человека и это дает основание для оптимизма в работе по воспитанию молодого поколения.
Ключевые слова: православие, Русская Православная Церковь, духовно-нравственное воспитание, православная молодежная организация, верующая молодежь
Keywords: Orthodoxy, Russian Orthodox Church, spiritual-moral education, Orthodox youth organization, religious youth
Я не знаю, можно ли назвать значительным и глубоким русское религиозное движение среди молодежи, - но я знаю, что глубока и значительна его тема.
В.В. Зеньковский
Проблему, обозначенную в названии работы, глубоко отразил в своих словах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сказанных им на собрании духовенства Московской епархии 23 декабря 2009 года: «Мы живем в условиях жесткой конкуренции идей и стремительного распространения системы взглядов, противопоставляющих себя христианству. Наша обязанность - выдержать этот натиск и отстоять право нашего народа на истину. В такой ситуации будет недостаточно энтузиазма отдельных священников и мирян, увлеченных вопросом религиозного просвещения. Все вместе мы должны понять, что нравственное воспитание молодежи, обучение жизни по совести - это приоритетное направление современной церковной жизни и нашего взаимодействия с обществом» [1, 3-4]. То есть работа по нравственному воспитанию молодежи обозначена Патриархом как приоритетная и глобальная, общецерковная. Как и всякое глобальное дело, эта деятельность Русской Православной Церкви должна быть структурирована и систематизирована. Иными словами в ней необходимо выделить наиболее важные направления. Поэтому в докладе на вышеуказанном собрании Святейший Патриарх Кирилл посвятил этой проблеме отдельный раздел «О работе с молодежью», в котором данная деятельность РПЦ рассмотрена системно: «Работа с молодежью должна предполагать не только проведение разовых мероприятий, но и строиться на постоянной системной основе» [1, 12]. Примечателен тот факт, что мысли и чаяния главы Русской Православной Церкви перекликаются с теми вопросами и проблемами, которые поднимала и пыталась решить русская религиозная мысль в эмиграции в 20-е годы ХХ века. В этой связи интересна для анализа статья В.В. Зеньковского «Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции», опубликованная в журнале «Путь» в 1925 году [См.: 2, 96-101]. Хотя эмиграция, по мнению автора статьи, составляет ничтожную часть России, все же у нее есть свой опыт, «своя Голгофа». Этот опыт остается ценным и для нас в начале нового тысячелетия. Разве не актуальны сегодня слова русского философа из данной статьи? Это ли не повод еще раз задуматься над вопросом о работе с современной молодежью? «Надо сознаться прямо, что мы не умеем подойти к нашей молодежи, не умеем разогнать усилившейся недоверчивости, победить чувство заброшенности. В нашей молодежи и в самом деле есть
© Исаев А. А., 2014 г.
много для нас нового, неожиданного, трудного, - суровый опыт последних лет дал какое-то своеобразное ущемление молодой души: она не раскрывается так легко как прежде, не умеет легко и просто освободиться от ядов, которыми она отравлена. А мы, старшие, в свою очередь замучены и обессилены всем происшедшим и часто нет у нас не только умения, но даже и желания понять молодежь и пойти ей навстречу» [2, 96].
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин обратился к современной молодежи с призывом к героическому сопротивлению существующим социальным недугам. Для этого нужно утверждать ценности любви, верности, жертвенности, служения. «Без них, как и без полноценной семьи, люди никогда не будут счастливы. И эту правду нужно говорить средствами культуры, СМИ, социальной рекламы - не через отвлеченное морализаторство, а через показ жизненных примеров счастливых и несчастных людей», - сказал представитель Церкви, призвав молодых людей «выступить с нравственной повесткой дня так, чтобы их услышали и старшие поколения, и власть, и «генералы бизнеса» [3, 5].
Молодежь является наиболее благодатной почвой для рассеивания христианских ценностей, прежде всего, морально-нравственного характера. Это подтверждает подобная ситуация (но только в обратном смысле), возникшая в 20-е годы прошлого века в Советском Союзе. Вот как пишет об этом Ем. Ярославский в своей статье «Можно ли прожить без веры в бога?», написанной в 1926 году: «Трудно многим порвать с религией, с верой в бога. Молодежь прощается с богами легче, старикам труднее. Десятилетиями, столетиями внедрялись эти религиозные обычаи, религиозные понятия в их жизнь. Незаметными как будто, но цепкими и крепкими тенетами религия опутывала их и связывала до сих пор. Вот и сейчас они чувствуют, как религия, вера в бога, стоит у них препятствием на пути к тому, чтобы целиком отдаться борьбе за коммунистическое переустройство» [4, 374]. То, что автор данной статьи указывает главным препятствием у людей для перехода к коммунистическому мировоззрению, Святейший Патриарх Кирилл в начале XXI века в своем интервью телеканалу «Россия» называет неопровержимым доказательством существования Бога: «Я неоднократно говорил о том, что самым убедительным доказательством существования Бога является то, что люди молятся на протяжении тысячелетий, если бы небеса молчали, если бы Бог никогда не отвечал на молитвы, кто бы стал к нему обращаться?» [1, 13]. Культура и быт русского народа на рубеже XIX-XX веков были глубоко православными. Христианство было вплетено в жизнь русского человека, будь то духовную или материальную. Очень ярко, художественными средствами, это показал в своей книге детских воспоминаний «Лето Господне» известный русский писатель И.С. Шмелев. Вот как он описывает свои детские впечатления накануне Пасхи: «Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни - страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос» [5, 326]. О роли художественного творчества в «оцерковлении» всех сторон жизни писал В.В. Зеньковский в упоминавшейся выше статье: «:... Начиная от Гоголя, русская религиозная мысль все горячее, все настойчивее выдвигала, в противовес современности и всему ее духу, идеал церковной культуры, не в смысле теократии, а в смысле преображения всей жизни в духе христианства» [2, 98]. Это ли не пример того, какую роль может выполнить православная литература в деле воспитания и образования современной молодежи. «Сама идея церковной культуры, - пишет далее русский философ, - должна быть внутренне выношена, чтобы стать свободной от привкуса теократии и клерикализма; по существу русскому духу этот привкус всегда был чужд, но теперь он стал чуть чуть ощущаться - это незачем отрицать» [2, 99].
Велика и неоценима роль православных молодежных организаций в распространении духовно-нравственных ценностей. Об этом еще в 1926 году в своей статье «Братство и пути православного студенческого движения» писал Н.А. Клепинин: «Каков бы ни был строй в России, которому будет суждено заменить большевиков, можно сказать, что значение православных организаций будет огромно. Православие - сердце России. Если это сердце не
будет биться, не будет жизни и в теле» [2, 367]. Подводя итоги второго православного молодёжного лагеря на фестивале дружбы славянских народов «Славянское единство» на стыке границ России, Беларуси и Украины 22-26 июня 2011 г., Председатель Славянского Молодежного Союза Александро-Невского братства, Ответственный секретарь Межвузовской ассоциации «Покров» Сергей Прокофьев отметил следующее: «Несмотря на определённые трудности, и организационные, и духовные, необходимо развивать и расширять участие в фестивале православной молодёжи, теперь уже опираясь и на патриаршее благословение и поддержку. Только большой православный лагерь, со своей интересной программой, может помочь участникам фестиваля «Славянское единство» глубже узнать свою православную культуру, историю. Глубже осознать своё единство не на дискотеке с иностранными песнями, а на фольклорных праздниках, круглых столах и на богослужениях на общем для всех церковнославянском языке» [Информация получена рассылкой по электронной почте].
Нельзя отрицать и роль православных психологов в работе с молодым поколением. Это направление только развивается, но его результаты трудно переоценить. «Сегодня очень много мечущихся и запутавшихся людей, особенно молодежи, находящихся в поисках смысла, истины, читающих книги по психологии, эзотерике. Их не убедишь не читать Фрейда, Юнга. Такие лозунги только отталкивают от Церкви. И мы, православные психологи, не можем, просто не имеем права отмахнуться от этой категории людей, - говорит православный психолог Ольга Лысова-Бродина в беседе с ней на страницах духовно-просветительской газеты «Наедине с собой», - Чтобы помочь людям как можно меньше блуждать и вредить своей душе, мы, православные психологи, должны взять на себя труд по созданию сильной убедительной психологической школы, в сердцевине которой будет святоотеческое учение о человеке, но также будет собрано все лучшее и полезное из научной психологии и психотерапевтической практики» [6, 10-11].
Завершая краткое исследование данной проблематики (хотя поле для размышлений здесь безусловно огромное), отметим следующее. Деятельность по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения современного российского общества - работа не тезисная, не мимолетная. Она кропотлива и многогранна. В.В. Зеньковский анализируя причины революции, которую он называет катастрофой России, утверждает, что еще русская культура XIX века содержала в себе губительный яд, отравляющий русскую душу. Продолжая свою мысль, русский философ далее пишет: «До внешней катастрофы давно уже слагалась духовная наша катастрофа, - и нам нужен не один политический порядок и социальное умиротворение, нам еще более нужно вернуться к духовному здоровью, найти пути к источнику этого здоровья» [2, 99]. Да, поиск этих путей очень тернист и сложен, но всегда будем помнить о цели - она благородна! Согласимся с В.В. Зеньковским, который при всей сложности и противоречивости внешней и духовной ситуации в России не терял оптимизма и видел светлое будущее у своей Отчизны, главным строителем которого должна выступить молодежь. Его слова современны и вселяют надежду в победу добра и любви: «В нашей молодежи уже веет дух новой русской жизни, уже ощущается ее робкий пульс; органическое и подлинное сочетание церковности и духа свободы, здорового традиционализма и творческого порыва дают право верить в то, что новая русская жизнь может быть построена на живых и действенных началах церковности. Эта перспектива уже открылась - через скромное и робкое движение среди верующей молодежи... Как ответит на это русская жизнь, покажет время» [2, 101].
Литература
1. Уфимские епархиальные ведомости. - 2010. - № 3-4. - 16 с.
2. Путь. Орган русской религиозной мысли. Книга 1 (I-VI). - М.: Информ-Прогресс, 1992. - 752 с.
3. Протоиерей Всеволод Чаплин призвал молодежь стать поколением героев // У фимские епархиальные ведомости. - 2011. - № 6. - С. 5.
4. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. - М.: Политиздат, 1990. - 528 с.
5. Шмелев И.С. Избранное. - М.: Издательство «Правда», 1989. - 688 с.
6. Священник и психолог: противостояние или альянс? // Наедине с собой. - 2011. - № 3-4. - С. 10—11.