ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УКДК 34.096
Ж.Д. Антонова
соискатель,
ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный
университет», г. Курск
РОЛЬ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены авторское понятие «правосознание», структура правосознания, роль компонентов правосознания, особенности современного российского правосознания, роль судебных органов в формировании правосознания.
Ключевые слова: правосознание, структура правосознания, российское правосознание.
G.D. Antonova, Southwest State University, Kursk
THE ROLE OF LAW ENFORCEMENT IN THE FORMATION LEGAL SENSE
Abstract. The article describes the author's concept of "sense of justice", the structure of justice, the role of components of justice, especially modern Russian justice, the role of the judiciary in the formation of justice.
Keywords: legal sense, the structure of legal sense, russian legal sense.
Одной из центральных категорий в теории государства и права является правосознание. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена повышением уровня развитого правосознания в обществе современной России. В условиях формирования правового государства и гражданского общества взаимообусловлены: уровень правосознания, с одной стороны, и осуществление прав и свобод человека, состояние законности - с другой.
Правосознание - это совокупность знаний о праве, представлений о праве и отношения к нему. Составляющая общественного сознания, которая оказывает влияние на поведение людей в обществе и взаимоотношения людей и государства, реализуется в форме социально значимых действий и сочетает в себе как объективные факторы (правовую идеологию), так и субъективные (правовую психологию). Правовая идеология и правовая психология составляют структуру правосознания.
Теоретическое осознание и оценка права, типы правопонимания составляют правовую идеологию. Ее роль заключается в том, что на основе правовых воззрений, теорий и доктрин осуществляется правотворчество.
Восприятие правовой действительности, выраженное чувствами и эмоциями отдельной личности и общества, существенно отражается на характере и направленности поведения отдельной личности в рамках правового поля и общества в целом, что и составляет правовую психологию.
Правосознание следует рассматривать как систему, ввиду того что:
- правосознание имеет определенную структуру, функции и принципы;
- элементы правосознания имеют упорядоченный, системный характер, элементы сравнительно устойчиво связаны между собой;
- носителями правосознания являются отдельные личности, составляющие системное образование - общество.
Структура правосознания предопределяет различную роль его элементов в правовом регулировании и видах юридической деятельности, в том числе правоприменительной. Формирование правосознания является целостным процессом, состоящим из взаимосвязи его компонентов - познавательного, оценочного и регулятивного.
104
№ 2 (42) - 2015
Познавательный компонент состоит из совокупности правовых знаний; оценочный - это эмоциональное отношение личности, с учетом конкретной жизненной ситуации, основанное на приобретенном опыте и знаниях; регулятивный компонент формирует установки к действию на основе двух вышеуказанных компонентов.
Каждый подвержен влиянию окружающей действительности на нас самих. Запечатлевшись в форме идеальных образов памяти, в преломлении сквозь призму органов чувств формируется мышление каждой личности. Каждый член общества осмысливает свое отношение к государству и праву.
Особенностью, спецификой и актуальной проблемой современного российского правосознания является определенная степень деформированности правосознания, то есть отрицательное отношение к требованиям уважения и соблюдения права, наряду с повышением положительной динамики роста уровня правовой культуры населения нашей страны. Актуальным результатом повышения уровня правовой культуры граждан России становится потребность в высококвалифицированной правоприменительной деятельности, в том числе судебной.
Анализ деятельности судебных органов позволяет утверждать, что суду доступны разнообразные возможности по повышению уровня правосознания как процессуальные, так и вне-процессуальные. Формы деятельности судов по повышению правосознания различны, например, реализация возложенных на судебные органы функций, однако основной формой для них являются судопроизводство и принципы его проведения.
Формирование правосознания подвержено влиянию суда, что объективно имеет свои исторические корни как в законодательстве, так и в решениях государственных и партийных органов. Так, еще в ст. 2 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. говорилось «о воспитании судами граждан в духе неуклонного соблюдения законов» [1].
Позже, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 30.07.1970 «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», указывалось, что «органы прокуратуры и суда должны всемерно... уделять повседневное внимание пропаганде советских законов и правовому воспитанию населения, особенно молодежи» [2].
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что суды в течение указанного периода времени осуществляли правовое воспитание, наряду со своей основной задачей, что способствовало повышению уровня правосознания граждан.
От других сфер общественной жизни осуществление правосудия отличается особым объектом - системой общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для общества и государства. Целью правоприменительной деятельности судов и судопроизводства в целом является защита и реализация прав и свобод человека, осуществляемая в особой процессуальной форме.
Именно судебные органы различной юрисдикции могут обеспечить деятельность по правовому воспитанию граждан как одному из средств превенции правонарушений, а также формированию правовых установок, обеспечивающих укрепление законности. Именно данная ветвь власти как наиболее эффективный гарант обеспечения механизма защиты прав и свобод российских граждан раскрывает роль правосознания в формировании российского гражданского общества.
Список литературы:
1. Закон СССР от 25.12.1958 (ред. от 28.11.1989) «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (вместе с Основами законодательства) // Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 577.
2. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 30.07.1970 N 634 «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» // СПС «Консультант-плюс». Документ опубликован не был.
№ 2 (42) - 2015
105