Научная статья на тему 'Роль пралогического мышления в современных представлениях о нетрадиционных методах лечения'

Роль пралогического мышления в современных представлениях о нетрадиционных методах лечения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
PRALOGIC THINKING / COLLECTIVE REPRESENTATIONS / IRRATIONAL CONSCIOUSNESS / NON-TRADITIONAL METHODS OF TREATMENT / DURKHEIM / LEVY-BRUHL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ардашев Роман Георгиевич

В статье рассматривается роль пралогического мышления в современных коллективных представлениях. Анализируются идеи Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля о коллективных представлениях и особенностях мышления. Рассматриваются результаты собственного исследования современных форм иррационального мышления на примере представлений о нетрадиционных методах лечения. Ключевые слова: пралогическое мышление, коллективные представления, иррациональное сознание, нетрадиционные методы лечения, Дюркгейм, Леви-Брюль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of pralogical thinking in modern ideas about non-traditional methods of treatment

The article discusses the role of pralogic thinking in modern collective representations. The ideas of E. Durkheim and L. Levy-Bruhl on collective ideas and characteristics of thinking are analyzed. The results of our own study of modern forms of irrational thinking are considered on the example of ideas about alternative treatment methods.

Текст научной работы на тему «Роль пралогического мышления в современных представлениях о нетрадиционных методах лечения»

Роль пралогического мышления в современных представлениях о нетрадиционных методах лечения

Ардашев Роман Георгиевич

кандидат юридических наук, преподаватель Института социальных наук Иркутского государственного университета, ardashev.roman@mail.ru

В статье рассматривается роль пралогического мышления в современных коллективных представлениях. Анализируются идеи Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля о коллективных представлениях и особенностях мышления. Рассматриваются результаты собственного исследования современных форм иррационального мышления на примере представлений о нетрадиционных методах лечения. Ключевые слова: пралогическое мышление, коллективные представления, иррациональное сознание, нетрадиционные методы лечения, Дюркгейм, Леви-Брюль

Коллективные представления -это совокупность символов и идей, традиций и привычек, обычаев и взглядов населения о каком-либо событии, явлении или процессе. Это определение дал коллективным представлениям Э. Дюркгейм [5]. Он полагал, что зачастую они строятся на социокультурных и социально-исторических особенностях формирования определенных социальных стратегий.

Коллективные представления строятся на социальном опыте и если мы говорим о том, что касается методов лечения, нетрадиционных методов лечения, стало быть в общественном сознании имеются представления о традиции (традиционном, классическом, общепринятом) методе (или методах) лечения и о не традиционных методах лечения. Эти представления включаются в более общую систему представлений о здоровье и болезни. А также инструментах и способах излечения.

Нетрадиционные методы лечения опираются не на официальную статистику, научные подходы, а на личный опыт, наложенный на традиции и обычаи разных народов, используемый в определенных условиях и формах. Данные явления не могут быть одномоментными, они формируются постепенно, подкрепляясь социальными практиками и

ритуалами. Они находят подтверждение в повседневной реальности, поэтому жизнеспособны.

Один из последователей Дюрк-гейма, Л. Леви-Брюль [2], проводя антропологические исследования, выявил особенности первобытного мышления, черты которого мы находим и сегодня в традиционных практиках и методах лечения. Они опираются на коллективный опыт народа, а не на личный опыт «врачевателя», хотя личная практика также может оказывать влияние на рекомендации и особенности применения тех или иных методов нетрадиционного лечения.

На наш взгляд, основы современного иррационального мышления лежат в сохранившихся условиях и формах паралогического мышления, нечувствительного к противоречиям, мистическое по содержанию, пралогическое. Оно не строится на логических основаниях, а подчиненно закону партиципации (сопричастия), наделяющему предметы и явления свойствами «едино-сущности» (объединение предметов не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам). Предмет, явление или событие может быть самим собой и одновременно чем-то иным, может находиться одновременно в нескольких местах, созависимые связи могут актуализироваться самым необычным и нетипичным способом. Поэтому, вполне могут существовать и быть достаточно эффективными нетрадиционные методы лечения. Так как реально все то, во что мы верим. Частично данные аспекты были отражены в исследованиях О. А. Полюшкевич [4,5], О. А. Кармадоновым [3].

Леви-Брюлем выделены особенности пралогического мышления, которые на наш взгляд, сегодня приобретают больший вес, так как позволяют людям найти дополнительные ресурсы, формы и схемы для выживания и адаптации, поверить в силу нетрадиционной медицины и нетрадиционных методов лечения.

1. Пралогическое мышление отделено от эмоций.

2. Его цель не в объяснении действительности, а в формировании связей отельных частей.

3. Данное мышление резко возбуждает нервную систему, создавая условия для возникновения эмоций страха, ужаса, желания, надежды, веры и проч.

Результатом этого мышления становится не понять или объяснить действительность, а испытать определенные эмоциональные состояния, так как в мире действуют бесконечные всесильные силы, готовые включиться во взаимодействие и изменить ход событий, явлений или процессов. Мир вокруг воспринимается синкретически (не-расчлененно) - мир сна и бодрствования, действия законов логики и хаоса и т.д.

Данные рассуждения заставили нас провести собственное исследование на тему «Формы иррациональности общественного сознания», которое проходило в 2019 году, в нем приняли участие 2200 человек в возрасте от 18 до 75 лет, разных социально-демографических стратификационных групп, проживающие на территории Сибири и Дальнего востока.

Из всех опрошенных, 66,4% полагают, что нетрадиционные методы лечения более эффективны,

чем традиционные. Среди мужчин этот показатель меньше, чем среди женщин в два раза (женщины -82,4%, мужчины - 39,6%). Соответственно, приоритет традиционной (классической) медицине отдают -33,6%; по гендерному признаку: женщин - 17,6%; мужчин - 66,4%.

Следовательно, женщины

больше и чаще опираются на нетрадиционные методы лечения, чем мужчины. Но интересны и мотивы обращения к нетрадиционным методам, они также отличаются у мужчин и женщин.

Для мужчин срабатывает либо интерес личного развития (саморазвитие) - 34,6%, либо безысходность (когда классическая медицина не может помочь) как объективное условие, возникающее после длительного лечения в разных больницах и различных специалистов -28,1%. Для женщин доминирующим мотивом выступает: соблюдение традиций рода или народа (культуры) в сфере врачевания - 27,9%, безысходность - 25,3% и неверие в традиционную медицину, принципиальное не посещение классических врачей (субъективный фактор) -21,7%.

Иными словами, мужчины опираются на нетрадиционные методы лечения либо через желание расширить кругозор, мировоззрение, личный опыт, либо через понимание неэффективности подхода традиционной медицины и обращение к нетрадиционной является последней надеждой. Для женщин - обращение к нетрадиционной медицине имеют другую мотивационную палитру. При том, что на третьем месте также как и у мужчин стоит безысходность (объективный фак-

тор), на втором месте неверие врачам и в врачей (субъективный фактор) и на первом опора на знания предков, опыт культуры, основанный на личных переживаниях или при обучении в не медицинских учреждениях, а у мастеров или практиков, духовных учителей или по книгам.

Таблица 1

Мотивы обращения к нетрадиционным ме-

Мотив Мужчин Женщины

Саморазвитие (интерес личного развития) 34,6 12,2

Безысходность (классическая медицина не может помочь) - объективное условие 28,1 21,7

Соблюдение традиций рода или народа (культуры) в сфере врачевания 12,7 27,9

Неверие в традиционную медицину, принципиальное не посещение классических врачей (субъективный фактор) 11,7 25,3

Желание получить мгновенный результат, без усилий 9,7 9,2

Другое 3,2 3,7

На основе этого можно утверждать, что среди женщин больше развито иррациональное сознание, опирающееся не на объективную реальность, а на личный субъективный опыт, где не всегда работают принципы причинно-следственной связи, но всегда есть связующие элементы хаоса (хаоса сознания в том числе).

Интересным моментом выступает тот факт, что нетрадиционными методами лечения удовлетворены 65,5% респондентов (не удо-

влетворены - 34,5%), среди женщин процент удовлетворенных 85,3%, среди мужчин 72,2% (процент не удовлетворенных среди женщин - 14,7%, среди мужчин -27,8%).

Таблица 2

Уровень удовлетворенности и не удовлетворенности нетрадиционными методами

Уровень удовлетво- Мужчин Женщины

ренности

Высоко удовлетво- 32,4 34,7

рен

Достаточно удовле- 39,8 50,6

творен

Не всем удовлетво- 18,3 13,5

рен

Совсем не удовле- 9,5 1,2

творен

Итог 100 100

Интересно, что могут их не одобрять, но при этом удовлетворены результатом лечения более половины опрошенных. Это выступает косвенным фактором того, что иррациональные формы сознания, выливающиеся в нерациональное поведение, прибегание к нетипичным способам лечения может быть оправдано для сознания одного человека или целых социальных групп.

Среди опрошенных, в их окружении более 80% используют те же нетрадиционные методы лечения. Иными словами, данные методы лечения распространены, одобряемы и поддерживаемы теми, кто находится рядом. И критичность и адекватность применения того или иного метода в конкретной ситуации не вызывает сомнений.

При анализе иррациональности общественного сознания на примере использования нетрадиционных методов лечения нами выявляется несколько групп факторов,

определяющих формы и векторы развития сознания, при описании 82,9% общей дисперсии.

Таблица 3

Факторный анализ иррациональности общественного сознания на примере исполь-

Социокультурный Вес фактора - 16,2. Объяснительная дисперсия -29,6%

Социально-психологический Вес фактора - 13,8. Объяснительная дисперсия -22,7%

Фактор

Социально-образовательный Вес фактора - 11,7. Объяснительная дисперсия -19,4%

Идеолого-мировоззренческий Вес фактора - 8,5. Объяснительная дисперсия -11,2%

Переменные Коэф-фици-ент

Наши предки лечили другими методами и средствами это помогло им выжить 0,759

Помня свои корни - мы получаем силу рода для лечения своей души и тела и души и тела тех, кто рядом с нами 0,744

Русская культура оздо-равливает душу, сердце и тело 0,632

На все воля Божья 0,714

Помогая другим, леча их недуги - мы помогаем сами себе 0,686

Наши мысли влияют на то, болеем мы или нет (психосоматика) 0,635

Болезни происходят от злых духов или проклятий и порч людей 0,672

Здоровье можно украсть 0,666

Без молитвы выздоровление невозможно 0,528

Некоторые болезни приходят к нам по карме или из-за того, что родственники делали не благие дела 0,577

Не всегда мы понимаем, зачем нам посылаются наши болезни и нетрадиционные методы лечения помогут бороться не с последствиями, а причинами 0,538

Не все причины наших болезней понятны, не все последствия мы видим 0,524

Социокультурный фактор иррациональности общественного сознания с фокусом нетрадиционных методов лечения опирается на культурные традиции и нормы, заложенные предками, а в условиях социальных переломов - имеющие особое значение, так как позволяют найти опоры для объяснения разнообразных социальных и психологических состояний или явлений, найти «рабочие» модели лечения и здоровья.

Социально-психологический фактор иррациональности общественного сознания с фокусом нетрадиционных методов лечения актуализируется в стрессовых ситуациях или ситуациях сопровождающихся постоянной тревожностью и позволяющий увидеть невидимые связи между событиями, а если их нет, то придумать эти связи, причины болезней (и способы излечения от них не медикаментозно, а через молитву, веру в духов и подношение им даров, ритуалы и проч.). И получить поддержку из вне (она может исходить как от других людей, так и духовных сущностей).

Социально-образовательный фактор с фокусом нетрадиционных методов лечения актуализируется тогда, когда не хватает объективных знаний и эти места заполняются суевериями, народными представлениями, зачастую выливается в работу с психосоматическими заболеваниями.

Идеолого-мировоззренческий фактор иррациональности общественного сознания с фокусом нетрадиционных методов лечения актуализируется тогда, когда появляются люди новой формации, воспринимающие себя и окружающий мир через призму их значимости.

Для современного российского общества это относительно новый взгляд на себя и людей вокруг. Зачастую он является переломным в процессе становления новых духовно-этических и моральных норм общества. Меняются представления нормы и патологии, болезни и здравия.

Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем утверждать, что пралогические формы мышления актуализируются в современном обществе. Все больше населения предпочитает опираться на иррациональные стратегии, чем опираться на логические и рациональные модели поведения. Это может быть реакцией на внешние социально-экономические потрясения, которые изменяют социальную ткань общественного развития и меняют формы и роль личности в данном процессе развития.

Нетрадиционные методы лечения и существующие в общественном сознании коллективные представления о них - являются ярким примером иррациональности общественного мышления, которое, в свою очередь, возникает в ответ на общественную нестабильность и неуверенность в личном и социальном развитии, в отсутствии духовных ориентиров и логических связей социальной статики и динамики. Это малый субъективный показатель смещения общественного сознания от рациональности в сторону иррациональности, от логичности, в сторону пралогичности.

Литература

1. Кармадонов, О. А. Resisto ergo sum: основания и структура социальной оппозиции // Вопросы философии. 2016. - № 12. - С. 53-63.

2. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / перевод Б. И. Шарев-ская. - М.: Академический проект, 2020. - 430 с.

3. Полюшкевич, О. А. Коллективная память и социокультурная солидарность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. - № 5 (60). - С. 4-9.

4. Полюшкевич, О. А. Социокультурная преемственность и консолидация общества // Социология власти. 2011. - № 4. - С. 59-66.

5. Dürkheim, E. Elementary forms of religious life. - Oxford: Oxford univ. press, 2001. - 358 p.

The role of pralogical thinking in modern ideas about non-traditional methods of treatment Ardashev R.G.

Irkutsk State University

The article discusses the role of pralogic thinking in modern collective representations. The ideas of E. Durkheim and L. Levy-Bruhl on collective ideas and characteristics of thinking are analyzed. The results of our own study of modern forms of irrational thinking are considered on the example of ideas about alternative treatment methods. Key words: pralogic thinking, collective representations, irrational consciousness, non-traditional methods of treatment, Durkheim, Levy-Bruhl

References

1. Karmadonov, O. A. Resisto ergo sum: foundations and structure of social opposition // Problems of Philosophy. 2016. - No. 12. - S. 53-63.

2. Levy-Bruhl, L. Primitive thinking / translation

B. I. Sharevskaya. - M.: Academic project, 2020. - 430 p.

3. Polyushkevich, O. A. Collective memory and

sociocultural solidarity // Humanitarian and socio-economic sciences. 2011. - No. 5 (60). - S. 4-9.

4. Polyushkevich, O. A. Sociocultural continuity

and consolidation of society // Sociology of power. 2011. - No. 4. - S. 59-66.

5. Durkheim, E. Elementary forms of religious life. -

Oxford: Oxford univ. press, 2001. - 358 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.